×
29.03.2019
219.016.f36e

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ВОЗВРАЩЕНИЯ НА КОСМОДРОМ МНОГОРАЗОВОЙ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ РАКЕТЫ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к ракетно-космической технике и может использоваться при создании многоразовых ракетных комплексов, не требующих отчуждения земель под зоны падения отработавших первых ступеней. Предлагаемый способ заключается в том, что непосредственно после разделения первой и второй ступеней ракеты повторно включают рулевые и маршевые двигатели первой ступени и совершают разворот ступени в плоскости тангажа. Затем набирают скорость, необходимую для возвращения ступени на космодром по баллистической траектории. После аэродинамического торможения ступени хвостовой частью вниз вновь включают рулевые двигатели ступени на расчетной высоте и приводят ступень к точке посадки. Вертикальную скорость перед приземлением гасят до величины, близкой к нулю. Технический результат изобретения состоит в обеспечении возврата отработавшей ступени непосредственно в точку старта без использования дополнительных конструктивных элементов для посадки, улавливающих систем и транспортных средств доставки ступени на космодром. 1 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может использоваться при создании многоразовых ракетных комплексов, не требующих отчуждения земель под зоны падения отработавших первых ступеней и обеспечивающих надежное и экономически выгодное выведение полезных нагрузок на околоземные орбиты.

Известен способ возвращения на космодром многоразовой первой ступени, основанный на использовании конструктивно-компоновочной схемы ступени по самолетному типу с применением аэродинамических органов управления, воздушно-реактивных двигателей, шасси и посадкой на взлетно-посадочную полосу (Новости космонавтики, №10, 2004 г., стр.39-40).

Известен также способ возврата на космодром многоразовой первой ступени ракеты путем подхвата элементов первой ступени в воздухе на участке спуска специальными ловителями, установленными на вертолетах, и последующей доставки их на космодром железнодорожными платформами (Новости космонавтики, №3, 2002 г., стр.44-45).

Недостатком этих способов является наличие в составе ракеты специальных устройств и систем, обеспечивающих возвращение и приземление многоразовой первой ступени.

Известен ближайший аналог заявляемого способа (патент RU 2202500 с приоритетом от 21.02.2001), в котором пакетная многоразовая ступень при спуске трансформируется в осесимметричную связку, а после торможения вновь трансформируется в пакетную, после чего совершает посадку на маршевых двигателях на значительном расстоянии от космодрома.

Недостатками указанного способа являются:

- наличие на возвращаемой ступени механизмов трансформирования ступени;

- аэродинамический нагрев боковых поверхностей баков при торможении;

- отчуждение земель под зоны падения;

- осуществление посадки на значительном расстоянии от космодрома;

- доставка многоразовой отработавшей ступени на космодром дополнительными транспортными средствами.

Несмотря на перечисленные выше недостатки, указанный способ может быть выбран в качестве прототипа.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является создание способа возврата отработавшей первой ступени непосредственно в точку старта с использованием только штатных элементов ступени без дополнительных конструктивных элементов для посадки и каких-либо улавливающих систем и транспортных средств доставки ступени на космодром.

Указанная задача решается тем, что возвращение на космодром отработавшей многоразовой первой ступени (после ее отделения от второй ступени) осуществляют путем повторного запуска штатных двигателей, разворота ее в тангажной плоскости, последующего набора скорости, необходимой для возвращения на космодром, а после аэродинамического торможения ступени хвостовой частью вниз вновь включают рулевые двигатели ступени и осуществляют приземление за счет тяги рулевых двигателей, работающих на остатках компонентов топлива, имеющихся в топливных баках ступени.

Предлагаемый способ не требует применения в многоразовой ступени дополнительных органов и устройств для осуществления приземления, так как возвращение непосредственно на космодром и посадка осуществляется за счет штатных двигателей первой ступени.

Сущность предлагаемого способа поясняется чертежом, на котором представлена траектория полета многоразовой первой ступени, на которой показаны участки и точки, характерные для предлагаемого способа, где:

1 - активный участок траектории полета ракеты при работе двигателей многоразовой первой ступени;

2 - участок разделения ступеней;

3 - участок разворота многоразовой первой ступени в тангажной плоскости и набора скорости, необходимой для возврата на космодром;

4 - участок баллистического полета вне атмосферы;

5 - участок аэродинамического торможения ступени хвостовой частью вниз;

6 - расчетная точка траектории, где вновь производят включение рулевых двигателей ступени;

7 - участок приведения ступени к точке посадки и гашения скорости перед приземлением до величины, близкой к нулю, за счет тяги рулевых двигателей;

8 - активный участок траектории полета ракеты при работе двигателей второй ступени.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.

В конце активного участка траектории полета ракеты с работающим двигателем первой ступени (участок 1) по функционалу скорости выключают двигатели первой ступени. После физического разделения первой и второй ступеней в конце участка 2 траектории, когда ступени разойдутся на безопасное (для запуска второй ступени) расстояние, производят повторное включение двигателей первой ступени, осуществляют разворот первой ступени в плоскости тангажа в направлении возвращения на космодром (участок 3) и производят набор скорости до значения, необходимого для возвращения ступени на космодром по баллистической траектории. При достижении заданной скорости в конце участка 3 выключают двигатели первой ступени, после чего первая ступень совершает полет по баллистической траектории (участок 4) до входа в атмосферу. На участке 5 траектории происходит аэродинамическое торможение, ступень стабилизируется хвостовой частью вниз, при этом аэродинамические тепловые нагрузки воспринимаются штатным тепловым экраном, установленным в хвостовой части и защищающим элементы конструкции первой ступени от тепловых нагрузок, возникающих при работе двигателей первой ступени на старте ракеты и полете ее на участке 1 траектории. На расчетной высоте от земли, определяемой скоростью парашютирования (точка 6), вновь включают рулевые двигатели первой ступени. На участке 7 за счет тяги работающих рулевых двигателей производят активное торможение ступени, устраняют погрешности наведения, приводят ступень к месту посадки, гасят вертикальную скорость до величины, близкой к нулю, и осуществляют приземление в заданном районе космодрома.

Предлагаемый способ возвращения многоразовой первой ступени на космодром исключает применение в ее конструкции дополнительных органов и устройств, необходимых для возврата ступени на космодром, а возврат ступени в точку старта осуществляют за счет многократного включения штатных маршевых и рулевых двигателей и использования незначительной части имеющихся в баках компонентов топлива.

Кроме того, предложенный способ не требует применения специальных улавливающих устройств, устанавливаемых на вертолетах и самолетах, исключает применение каких-либо транспортных средств для доставки первой ступени к месту старта, исключает необходимость отчуждения земель под зоны падения отработавших первых ступеней.

Способвозвращениянакосмодроммногоразовойпервойступениракеты,заключающийсявтом,чтонепосредственнопослеразделенияпервойивторойступенейракетыповторновключаютрулевыеимаршевыедвигателипервойступени,совершаютразворотступенивплоскоститангажа,набираютскорость,необходимуюдлявозвращенияступенинакосмодромпобаллистическойтраектории,апослеаэродинамическоготорможенияступенихвостовойчастьювнизвновьвключаютрулевыедвигателиступенинарасчетнойвысоте,приводятступенькточкепосадкиигасятвертикальнуюскоростьпередприземлениемдовеличины,близкойкнулю.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-8 из 8.
20.02.2019
№219.016.c08e

Защитное устройство для орбитального космического аппарата, размещаемого в ракете боевого назначения морского базирования

Изобретение относится к устройствам для предохранения космических аппаратов от неблагоприятных внешних воздействий и может быть использовано при их запусках боевыми ракетами морского базирования. Предлагаемое устройство содержит корпус, плиту для крепления космического аппарата и платформу для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002301183
Дата охранного документа: 20.06.2007
08.03.2019
№219.016.d4bb

Авиационный ракетный комплекс

Изобретение относится к области авиационно-космической техники и может быть использовано в авиационных ракетных комплексах космического назначения, преимущественно с тяжелыми баллистическими ракетами (массой более 100 т), оснащенными, например, жидкостными ракетными двигателями и запускаемыми в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002319644
Дата охранного документа: 20.03.2008
08.03.2019
№219.016.d4c1

Авиационный ракетный комплекс

Изобретение относится к области авиационно-космической техники и может быть использовано в авиационных ракетных комплексах космического назначения, преимущественно с тяжелыми баллистическими ракетами (массой более 100 тонн), оснащенными, например, жидкостными ракетными двигателями и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002317920
Дата охранного документа: 27.02.2008
08.03.2019
№219.016.d4c2

Авиационный ракетный комплекс

Изобретение относится к области авиационно-космической техники и может быть использовано в авиационных ракетных комплексах космического назначения, преимущественно с тяжелыми баллистическими ракетами (массой более 100 тонн), оснащенными, например, жидкостными ракетными двигателями и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002317922
Дата охранного документа: 27.02.2008
08.03.2019
№219.016.d4c3

Авиационный ракетный комплекс

Изобретение относится к области авиационно-космической техники и может быть использовано в авиационных ракетных комплексах космического назначения, преимущественно с тяжелыми баллистическими ракетами (массой более 100 тонн), оснащенными, например, жидкостными ракетными двигателями и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002317921
Дата охранного документа: 27.02.2008
18.05.2019
№219.017.56e5

Ракета космического назначения тандемной схемы с многоразовой первой ступенью

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может использоваться при создании ракетных комплексов, не требующих отчуждения земель под зоны падения отработавших первых ступеней. Предлагаемая ракета включает в себя маршевые и рулевые двигатели, топливные баки, межступенчатый отсек с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002318704
Дата охранного документа: 10.03.2008
24.05.2019
№219.017.5ffb

Авиационный ракетный комплекс

Изобретение относится к области авиационной и ракетно-космической техники и может быть использовано в авиационных ракетных комплексах (АРК) космического назначения с тяжелыми (массой от 100 т) баллистическими ракетами, используемыми в качестве ракет-носителей. Предлагаемый АРК включает в себя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002309090
Дата охранного документа: 27.10.2007
10.07.2019
№219.017.ab03

Способ герметизации люка-лаза бака жидкостной ампулизированной ракеты

Изобретение относится к области технологии производства сварных конструкций и может использоваться при сборке, сварке и герметизации круговых замыкающих элементов, например крышек люков-лазов, в ракетостроении, химическом машиностроении, авиационной промышленности и других отраслях. На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002291038
Дата охранного документа: 10.01.2007
Показаны записи 1-10 из 24.
10.02.2014
№216.012.9f27

Способ балансировки ветроколеса вертикально-осевой ветроэнергетической установки

Изобретение относится к способам балансировки ветроколес вертикально-осевых ветроэнергетических установок. Способ балансировки ветроколеса ветрикально-осевой ветроэнергетической установки, состоящего из ступицы и кольца с закрепленными на нем в два яруса лопастями, характеризуется тем, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506451
Дата охранного документа: 10.02.2014
20.04.2014
№216.012.ba94

Деформируемый термически неупрочняемый сплав на основе алюминия

Изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым термически неупрочняемым сплавам на основе алюминия, предназначенным для использования в виде деформированных полуфабрикатов и в качестве конструкционного материала. Сплав, содержит, мас.%: магний 5,6-6,3; титан 0,01-0,03;...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513492
Дата охранного документа: 20.04.2014
20.11.2014
№216.013.06c6

Способ получения углерод - углеродного композиционного материала

Изобретение может быть использовано для получения теплозащитных материалов, стойких к эрозионному разрушению при воздействии высоких температур и давлений. Сначала осуществляют сборку стержневого каркаса цилиндрической формы и пятинаправленного армирования из углеродного волокна и скрепляют его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533135
Дата охранного документа: 20.11.2014
27.11.2014
№216.013.0ab9

Способ отработки старта ракеты

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано для отработки старта ракеты из контейнера. Определяют по заданной (отведенной) зоне падения и известному направлению увода величину и знак угла отклонения органов управления, время работы двигателя, отклоняют в известном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534153
Дата охранного документа: 27.11.2014
20.12.2014
№216.013.130b

Способ отработки старта ракеты

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано для отработки старта ракеты из контейнера. Определяют по заданной (отведенной) зоне падения и известному направлению увода величину и знак угла отклонения органов управления, время работы двигателя первой ступени, жестко...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536298
Дата охранного документа: 20.12.2014
27.12.2014
№216.013.158e

Бортовое командное устройство на макете ракеты для отработки старта

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано для отработки старта ракеты из контейнера. Бортовое командное устройство содержит источник питания, электрически связанный с катапультирующим устройством, двигателем первой ступени, рулевыми машинами через переключатели с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536942
Дата охранного документа: 27.12.2014
27.07.2015
№216.013.65ae

Многоступенчатая ракета и способ ее полета

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в многоступенчатых ракетах. Многоступенчатая ракета содержит верхние ступени с системой управления (СУ) и полезным грузом, нижние ступени в виде пары поршень-цилиндр, кольцевой шпангоут с кольцевым пиротехническим элементом,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002557583
Дата охранного документа: 27.07.2015
10.08.2015
№216.013.6aff

Армирующий каркас из углеродного волокна, заготовка для изготовления армирующего каркаса и способ его изготовления

Изобретение относится к области получения теплозащитных материалов, стойких к эрозионному разрушению при воздействии высоких температур и давлений, а более конкретно к конструкции армирующего каркаса из углеродного волокна и способу его изготовления. Армирующий каркас из углеродного волокна для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558949
Дата охранного документа: 10.08.2015
27.08.2016
№216.015.5093

Способ десантирования ракеты космического назначения при пуске из самолета-носителя и авиационная пусковая установка

Группа изобретений относится к авиакосмической технике, в частности к способу десантирования ракеты космического назначения и к авиационной ракетной пусковой установке. Способ десантирования ракеты космического назначения из самолета-носителя заключается в пуске из транспортно-пускового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595742
Дата охранного документа: 27.08.2016
13.02.2018
№218.016.23e1

Блиск охлаждаемых пилонов подачи горючего

Изобретение относится к области аэрокосмической техники и может быть использовано для подачи горючего в высокоскоростной поток воздуха в перспективных прямоточных воздушно-реактивных двигателях внутриатмосферных летательных аппаратов. Блиск охлаждаемых пилонов подачи горючего в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642718
Дата охранного документа: 25.01.2018
+ добавить свой РИД