×
08.03.2019
219.016.d4bb

Результат интеллектуальной деятельности: АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области авиационно-космической техники и может быть использовано в авиационных ракетных комплексах космического назначения, преимущественно с тяжелыми баллистическими ракетами (массой более 100 т), оснащенными, например, жидкостными ракетными двигателями и запускаемыми в воздухе с целью выведения космических аппаратов на орбиты. Авиационный ракетный комплекс содержит самолеты, планер, внутри фюзеляжа которого размещена ракета-носитель воздушного запуска, устройство сопряжения ракеты-носителя с самолетами, выполняющими функции буксировщиков, системы, обеспечивающие их функционирование, и наземную транспортно-разгонную платформу, оснащенную двигателями для ее разгона. Фюзеляж планера выполнен с возможностью его разделения по горизонтальной плоскости. Данное техническое решение авиационного ракетного комплекса позволяет достичь увеличения габаритов и стартового веса ракеты-носителя и, как следствие этого, увеличить выводимые на орбиты массы космических аппаратов. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области авиационной ракетно-космической техники. Оно может быть использовано в авиационных ракетных комплексах (АРК) космического назначения, например, с тяжелыми баллистическими ракетами-носителями (массой 100 т и более), оснащенными, например, жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) и запускаемыми в воздухе с целью выведения космических аппаратов (КА), например ИСЗ, на орбиты.

Известен аналог АРК с тяжелой ракетой-носителем, размещаемой на верхней наружной поверхности планера, буксируемого несколькими самолетами, представленный в описании патента РФ №2130879 (1999 год). Указанный аналог, как наиболее близкий по технической сути принят за прототип.

Недостатками прототипа являются, в том числе:

- необходимость применения для буксирования планера, оснащенного ракетой-носителем (РН), самолетов с повышенными мощностями двигательных установок:

- малая эффективность использования технических возможностей самолетов, например, по дальности доставки РН в точку ее пуска;

- сложность конструкции планера, размещения на нем РН и других систем АРК, а также способа пуска;

- большие риски при реализации программы создания АРК КН.

Задачами, на решение которых направлена заявка на изобретение, в том числе, являются:

- повышение эффективности использования технических возможностей самолетов-буксировщиков и АРК в целом;

- повышение безопасности и надежности пуска РН;

- снижение технических, финансовых рисков при создании АРК КН и при его эксплуатации, а также сроков разработки.

Это достигается за счет:

- использования самолетов, как буксировщиков планера, внутри фюзеляжа которого размещается РН;

- использования наземной транспортно-разгонной платформы (ТРП), на которой размещается планер, снаряженный РН;

- использования более простого по конструкции устройства сопряжения планера с самолетами-буксировщиками;

- применения более простого способа пуска РН.

Сущность изобретения поясняется графическими материалами, где

- на фиг.1 изображен общий вид аэропоезда сбоку, установленного на взлетно-посадочной полосе, содержащего последовательно соединенные между собой с помощью тросов-фалов два самолета-буксировщика и планер, с размещенной внутри его фюзеляжа РН, смонтированной на ТРП;

- на фиг.2 изображен выносной элемент I, представленный на фиг.1 и отражающий взаимное размещение планера и ТРП относительно друг друга и второго самолета-буксировщика;

- на фиг.3 изображен вид А, представленный на фиг.2, отражающий размещение планера и ТРП относительно друг друга при виде на них сверху.

Планер 1 с РН 2 размещен на ТРП 3. Планер 1 соединен с помощью троса-фала 4 с самолетом 5, который с помощью троса-фала 6 соединен с самолетом 7. При этом тросы-фалы 4, 6, самолет 5 образуют устройство сопряжения планера 1 с самолетом-буксировщиком 7.

Для обеспечения функционирования ТРП 3, планера 1 и их систем ТРП 3 и планер 1 снабжены системами управления (не показаны).

Эта система: планер 1, оснащенный РН 2, самолеты 5, 7, ТРП 3 и тросы-фалы 4, 6 функционируют следующим образом.

Перед запуском космического аппарата ТРП 3 подается на техническую позицию авиационного ракетного комплекса, где на нее производится погрузка планера 1, снаряженного РН 2, например, незаправленной компонентами топлива. Погрузка РН 2 обеспечивается возможностью разъема фюзеляжа планера 1 по горизонтальной плоскости Б на две части: нижняя часть 8, верхняя часть 9.

После погрузки планера 2 на ТРП 3 производятся заправка ракеты-носителя 2 топливом и проверки систем ракеты-носителя 2, а также систем ТРП 3.

После завершения всех работ по подготовке авиационного ракетного комплекса к запуску космического аппарата (в том числе планера 1, самолетов 5, 7, РН 2, ТРП 3) снаряженная ТРП 3 буксируется на взлетно-посадочную полосу (ВПП) 10, с которой осуществляется взлет самолетов 5, 7 и движение ТРП 3. На ВПП 10 производится сцепление самолета 5 с планером 1 с помощью троса-фала 4 и самолетов 5 и 7 с помощью троса-фала 6. В результате чего самолеты 5, 7 и ТРП 3 приведены в стартовое положение на ВПП 10.

Функционирование комплекса производится в следующей последовательности.

По команде от системы управления АРК на вылет в район пуска РН 2 одновременно на самолетах 5, 7 и ТРП 3 запускаются двигатели (для разгона ТРП на ней установлены двигатели 11). Тяги двигателей самолетов 5, 7 и ТРП 3 обеспечивают равные ускорения при движении их по ВПП 10.

По достижении заданных уровней тяг двигателей самолетов-буксировщиков 5, 7 и ТРП 3 подается команда на взлет (начало движения их по ВПП 10).

При этом обеспечиваются уровни тяг двигателей самолетов 5, 7 и двигателей 11 ТРП 3, исключающих провисание тросов-фалов 4 и 6 до недопустимых уровней.

При движении самолетов 5, 7 и ТРП 3 по ВПП 10 на самолеты 5, 7 и планер 1 действуют подъемные силы, которые обеспечивают отрыв самолетов 5, 7 от ВПП 10 и планера 1 от ТРП 3 при достижении заданной скорости движения (˜280-300 км/час).

После отрыва самолетов 5, 7 от ВПП 10 одновременно от ТРП 3 производится по команде от системы управления АРК отделение снаряженного РН 2 планера 1 и начало полета самолетов 5, 7 в район пуска РН 2 с целью выведения КА.

По прибытии самолетов 5, 7 в район пуска самолеты 5, 7 и планер 1 занимают заданные расчетные положения в пространстве по высоте, направлению и скорости полета, угловым параметрам (крен, тангаж, курс), обеспечивающие запуск РН 2.

По команде от системы управления АРК на пуск РН 2 производится отделение нижней части 8 фюзеляжа планера 1, например, по горизонтальной плоскости Б (например, с помощью задействования пирозамков и детонирующих удлиненных зарядов, смонтированных на верхней 9 и нижней 8 частях фюзеляжа планера 1 для разрушения их силовых связей между собой, на чертеже не показано) и после ее отделения от верхней части 9 фюзеляжа планера 1 подаются команды на отделение РН 2 от верхней части 9 фюзеляжа планера 1 и запуск ее двигателей 1 ступени. РН 2 отделяется от верхней части 9 фюзеляжа планера 1 под действием силы тяжести (т.е. падает), а верхняя часть 9 фюзеляжа планера 1 вследствие наличия у нее подъемной силы, создаваемой крылом 12, поднимается вверх. После отделения РН 2 от верхней части фюзеляжа 9 планера 1 и запуска ее двигателя I ступени производится полет РН 2 по заданной программе и выведение космического аппарата на заданную орбиту.

Таким образом, представленный выше технический облик АРК с новыми отличительными признаками в сравнении с прототипом позволяет, в том числе:

- при меньших финансовых затратах и сроках, необходимых для создания АРК, увеличить его эффективность;

- повысить безопасность, надежность и упростить эксплуатацию АРК;

- упростить технологию изготовления и отработки систем АРК при их создании;

- уменьшить технические, экономические и другие риски при создании АРК и его эксплуатации.

Предложенное в изобретении техническое решение открывает перспективное направление разработки АРК.

1.Авиационныйракетныйкомплекс,включающийсамолеты,планер,ракету-носительвоздушногозапуска,устройствосопряженияпланерассамолетами,выполняющимифункциибуксировщиковпланера,системы,обеспечивающиеихфункционирование,отличающийсятем,чтосодержитназемнуютранспортно-разгоннуюплатформу,оснащеннуюдвигателями,накоторойсмонтированпланер,внутрифюзеляжакоторогоразмещенаракета-носитель,приэтомнижняячастьфюзеляжапланеравыполненасвозможностьюотделенияееотверхнейчастифюзеляжавниз,последовательносопряженныепервыйивторойсамолетыспомощьюпервоготроса-фала,приэтомвторойсамолетспомощьювтороготроса-фаласопряженсверхнейчастьюфюзеляжапланера,приэтомобатроса-фалаивторойсамолетобразуютустройствосопряженияпланерассамолетом-буксировщиком.12.Авиационныйракетныйкомплекспоп.1,отличающийсятем,чтоназемнаятранспортно-разгоннаяплатформаснабженасистемойуправления.23.Авиационныйракетныйкомплекспоп.1,отличающийсятем,чтопланерснабженсистемойуправления.3
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-8 из 8.
20.02.2019
№219.016.c08e

Защитное устройство для орбитального космического аппарата, размещаемого в ракете боевого назначения морского базирования

Изобретение относится к устройствам для предохранения космических аппаратов от неблагоприятных внешних воздействий и может быть использовано при их запусках боевыми ракетами морского базирования. Предлагаемое устройство содержит корпус, плиту для крепления космического аппарата и платформу для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002301183
Дата охранного документа: 20.06.2007
08.03.2019
№219.016.d4c1

Авиационный ракетный комплекс

Изобретение относится к области авиационно-космической техники и может быть использовано в авиационных ракетных комплексах космического назначения, преимущественно с тяжелыми баллистическими ракетами (массой более 100 тонн), оснащенными, например, жидкостными ракетными двигателями и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002317920
Дата охранного документа: 27.02.2008
08.03.2019
№219.016.d4c2

Авиационный ракетный комплекс

Изобретение относится к области авиационно-космической техники и может быть использовано в авиационных ракетных комплексах космического назначения, преимущественно с тяжелыми баллистическими ракетами (массой более 100 тонн), оснащенными, например, жидкостными ракетными двигателями и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002317922
Дата охранного документа: 27.02.2008
08.03.2019
№219.016.d4c3

Авиационный ракетный комплекс

Изобретение относится к области авиационно-космической техники и может быть использовано в авиационных ракетных комплексах космического назначения, преимущественно с тяжелыми баллистическими ракетами (массой более 100 тонн), оснащенными, например, жидкостными ракетными двигателями и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002317921
Дата охранного документа: 27.02.2008
29.03.2019
№219.016.f36e

Способ возвращения на космодром многоразовой первой ступени ракеты

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может использоваться при создании многоразовых ракетных комплексов, не требующих отчуждения земель под зоны падения отработавших первых ступеней. Предлагаемый способ заключается в том, что непосредственно после разделения первой и второй...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002309089
Дата охранного документа: 27.10.2007
18.05.2019
№219.017.56e5

Ракета космического назначения тандемной схемы с многоразовой первой ступенью

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может использоваться при создании ракетных комплексов, не требующих отчуждения земель под зоны падения отработавших первых ступеней. Предлагаемая ракета включает в себя маршевые и рулевые двигатели, топливные баки, межступенчатый отсек с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002318704
Дата охранного документа: 10.03.2008
24.05.2019
№219.017.5ffb

Авиационный ракетный комплекс

Изобретение относится к области авиационной и ракетно-космической техники и может быть использовано в авиационных ракетных комплексах (АРК) космического назначения с тяжелыми (массой от 100 т) баллистическими ракетами, используемыми в качестве ракет-носителей. Предлагаемый АРК включает в себя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002309090
Дата охранного документа: 27.10.2007
10.07.2019
№219.017.ab03

Способ герметизации люка-лаза бака жидкостной ампулизированной ракеты

Изобретение относится к области технологии производства сварных конструкций и может использоваться при сборке, сварке и герметизации круговых замыкающих элементов, например крышек люков-лазов, в ракетостроении, химическом машиностроении, авиационной промышленности и других отраслях. На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002291038
Дата охранного документа: 10.01.2007
Показаны записи 1-10 из 24.
20.10.2013
№216.012.776d

Низкоорбитальная система спутниковой связи

Изобретение относится к системам спутниковой связи, в частности к низкоорбитальной системе спутниковой связи, использующей легкие спутники, функционирующие на низких околоземных орбитах. Технический результат заключается в обеспечении глобальной непрерывной связи между абонентами, возможности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496233
Дата охранного документа: 20.10.2013
10.02.2014
№216.012.9f27

Способ балансировки ветроколеса вертикально-осевой ветроэнергетической установки

Изобретение относится к способам балансировки ветроколес вертикально-осевых ветроэнергетических установок. Способ балансировки ветроколеса ветрикально-осевой ветроэнергетической установки, состоящего из ступицы и кольца с закрепленными на нем в два яруса лопастями, характеризуется тем, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506451
Дата охранного документа: 10.02.2014
20.04.2014
№216.012.ba94

Деформируемый термически неупрочняемый сплав на основе алюминия

Изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым термически неупрочняемым сплавам на основе алюминия, предназначенным для использования в виде деформированных полуфабрикатов и в качестве конструкционного материала. Сплав, содержит, мас.%: магний 5,6-6,3; титан 0,01-0,03;...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513492
Дата охранного документа: 20.04.2014
20.11.2014
№216.013.06c6

Способ получения углерод - углеродного композиционного материала

Изобретение может быть использовано для получения теплозащитных материалов, стойких к эрозионному разрушению при воздействии высоких температур и давлений. Сначала осуществляют сборку стержневого каркаса цилиндрической формы и пятинаправленного армирования из углеродного волокна и скрепляют его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533135
Дата охранного документа: 20.11.2014
27.11.2014
№216.013.0ab9

Способ отработки старта ракеты

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано для отработки старта ракеты из контейнера. Определяют по заданной (отведенной) зоне падения и известному направлению увода величину и знак угла отклонения органов управления, время работы двигателя, отклоняют в известном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534153
Дата охранного документа: 27.11.2014
20.12.2014
№216.013.130b

Способ отработки старта ракеты

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано для отработки старта ракеты из контейнера. Определяют по заданной (отведенной) зоне падения и известному направлению увода величину и знак угла отклонения органов управления, время работы двигателя первой ступени, жестко...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536298
Дата охранного документа: 20.12.2014
27.12.2014
№216.013.158e

Бортовое командное устройство на макете ракеты для отработки старта

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано для отработки старта ракеты из контейнера. Бортовое командное устройство содержит источник питания, электрически связанный с катапультирующим устройством, двигателем первой ступени, рулевыми машинами через переключатели с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536942
Дата охранного документа: 27.12.2014
10.08.2015
№216.013.6aff

Армирующий каркас из углеродного волокна, заготовка для изготовления армирующего каркаса и способ его изготовления

Изобретение относится к области получения теплозащитных материалов, стойких к эрозионному разрушению при воздействии высоких температур и давлений, а более конкретно к конструкции армирующего каркаса из углеродного волокна и способу его изготовления. Армирующий каркас из углеродного волокна для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558949
Дата охранного документа: 10.08.2015
27.08.2016
№216.015.5093

Способ десантирования ракеты космического назначения при пуске из самолета-носителя и авиационная пусковая установка

Группа изобретений относится к авиакосмической технике, в частности к способу десантирования ракеты космического назначения и к авиационной ракетной пусковой установке. Способ десантирования ракеты космического назначения из самолета-носителя заключается в пуске из транспортно-пускового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595742
Дата охранного документа: 27.08.2016
13.02.2018
№218.016.23e1

Блиск охлаждаемых пилонов подачи горючего

Изобретение относится к области аэрокосмической техники и может быть использовано для подачи горючего в высокоскоростной поток воздуха в перспективных прямоточных воздушно-реактивных двигателях внутриатмосферных летательных аппаратов. Блиск охлаждаемых пилонов подачи горючего в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642718
Дата охранного документа: 25.01.2018
+ добавить свой РИД