×
18.05.2019
219.017.5642

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ САМОЛЕТНОЙ СИСТЕМЫ НЕЙТРАЛЬНОГО ГАЗА ДЛЯ МИНИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВОСПЛАМЕНЯЕМЫХ ПАРОВ ТОПЛИВА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002392197
Дата охранного документа
20.06.2010
Аннотация: Изобретение относится к области авиации, а именно к способу испытания самолетной системы нейтрального газа для минимизации образования воспламеняемых паров топлива. Способ заключается в подаче нейтрального газа в надтопливное пространство баков, определении эффективности работы системы с различным расходом нейтрального газа, с изменением количества топлива в баках, путем измерения давления в трубопроводе подачи нейтрального газа и в дренажном баке, контроля за температурой у мембранного модуля генератора нейтрального газа, определения с помощью датчиков кислорода снижения концентрации кислорода. Также дополнительно при выключенном генераторе нейтрального газа в первую очередь оценивают эффективность работы системы ввода нейтрального газа в топливные баки, во входной трубопровод самолетной части системы нейтрального газа подают азот от наземного источника, определяют в каждом топливном баке правильность установки коллекторов ввода азота в надтопливное пространство, путем оценки идентичности уменьшения содержания кислорода паровоздушной смеси во всех отсеках бака с помощью приборов, контролирующих содержание кислорода, а затем отключают подачу азота от наземного источника, производят подачу нейтрального газа от работающего генератора нейтрального газа и определяют эффективность работы генератора нейтрального газа. Технический результат заключается в повышении эффективности работы системы по снижению содержания кислорода паровоздушной смеси топливных баков. 1 ил.

Изобретение относится к области авиации, а именно к топливным системам летательных аппаратов, и касается мер безопасности, предотвращающих воспламенение паров топлива.

Известен способ минимизации образования воспламеняемых паров топлива, рекомендованный циркуляром РЦ-АЛ 25Т, включающий определение величин давления паровоздушной смеси в надтопливном пространстве баков самолетов транспортной категории с использованием систем дренажа топливных баков.

Однако способ не обеспечивает необходимое снижение концентрации кислорода для обеспечения пожаробезопасных условий.

Известны зарубежные и отечественные Нормы Летной Годности - Авиационные правила АП 25 и FAR/CS 25 Federal Aviation Requirements, part 25, Certification Standart (Europen Aviation Requlations) [n 25.981(c)] об оснащении самолетов средствами и способом по минимизации образования в топливных баках воспламеняемых паров топлива. В состав средств включены генератор нейтрального газа (НГ), трубопровод самолетной части системы ввода нейтрального газа в топливные баки и приборы, контролирующие содержание кислорода в паровоздушной смеси надтопливного пространства.

Известный способ испытания систем минимизации образования в топливных баках воспламеняемых паров топлива включает на этапе наземных испытаний операции подачи ингибитора - нейтрального газа от работающего генератора НГ через входной коллекторный трубопровод самолетной части системы НГ в надтопливное пространство баков с целью уменьшения содержания кислорода в паровоздушной смеси до огнеобезопасного значения. Определение эффективности работы системы с различным расходом нейтрального газа, с изменением количества топлива в баках, путем измерения давления в трубопроводе подачи НГ и в дренажном баке, контроля за температурой у мембранного модуля генератора НГ, определения с помощью датчиков кислорода степени снижения концентрации кислорода в паровоздушной смеси до огнеопасного значения во всех отсеках топливных баков в наземных испытаниях.

Однако в указанном способе не учитывается отдельное влияние работы генератора НГ и системы ввода нейтрального газа на эффективность работы системы нейтрального газа по минимизации образования воспламеняемых паров топлива в баках.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в повышении эффективности работы системы по снижению содержания кислорода паровоздушной смеси топливных баков, за счет определения очередности и условий проведения наземных испытаний самолета.

Для достижения названного технического результата в предлагаемом способе испытания самолетной системы нейтрального газа, содержащей генератор НГ, систему ввода нейтрального газа в топливные баки, включающем следующие операции:

- подачу нейтрального газа от работающего генератора НГ через входной коллекторный трубопровод самолетной части системы нейтрального газа в надтопливное пространство баков;

- определение эффективности работы системы с различным расходом нейтрального газа до получения объемной концентрации смеси паров топлива с воздухом и нейтральным газом, исключающим возможность образования в топливных баках воспламеняемых паров топлива;

- изменение количества топлива в баках путем измерения давления в трубопроводе подачи нейтрального газа и в дренажном баке;

- контроль за температурой у мембранного модуля генератора НГ,

- определение с помощью датчиков кислорода процентного содержания кислорода и снижение концентрации кислорода в паровоздушной смеси до огнеопасного значения во всех отсеках топливных баках в наземных испытаниях.

Дополнительно при выключенном генераторе НГ в первую очередь оценивают эффективность работы системы ввода нейтрального газа в топливные баки. Во входной трубопровод самолетной части системы НГ подают азот от наземного источника. При заданном расположении выходов дренажных трубопроводов определяют в каждом топливном баке правильность установки коллекторов ввода азота в надтопливное пространство, путем оценки идентичности уменьшения содержания кислорода паровоздушной смеси во всех отсеках бака с помощью приборов, контролирующих содержание кислорода. Определяют эффективность работы системы ввода нейтрального газа, а затем отключают подачу азота от наземного источника. Производят подачу нейтрального газа от работающего генератора НГ и определяют эффективность работы генератора НГ.

Таким образом, установленная очередность испытаний позволит повысить надежность работы системы по снижению содержания кислорода в паровоздушной смеси.

Предлагаемый способ поясняется чертежом, на котором изображена схема самолетной системы нейтрального газа, где на схеме показаны:

1 - штуцер отбора воздуха от СКВ;

2 - перекрывной кран;

3 - расходомер;

4 - обратный клапан;

5 - фильтр;

6 - охладитель;

7 - подогреватель;

8 - осушитель;

9 - датчик температуры;

10 - мембранные модули;

11 - отвод воздуха с повышенным содержанием кислорода;

12 - регулятор расхода нейтрального газа;

13 - датчик кислорода;

14 - штуцер подачи азота от наземного источника;

15 - датчик давления;

16 - коллектор ввода нейтрального газа;

17 - дренажный трубопровод;

18 - топливные баки;

19 - дренажный бак;

20 - заборный штуцер дренажа;

21 - трубопровод подачи нейтрального газа;

22 - патрубок дренажа;

23 - межбаковая перегородка;

24 - передняя стенка бака;

23 - задняя стенка бака;

26 - трубопровод подачи воздуха.

Способ осуществляется следующим образом.

В настоящее время отечественные и зарубежные Нормы летной годности - Авиационные правила АП 25 и FAR/CS 25 дополнены требованием [п.25.981(с)] об оснащении самолетов средствами по минимизации образования в топливных баках воспламеняемых паров топлива. Одним из таких средств является подача в надтопливное пространство баков ингибитора (нейтрального газа) с целью уменьшения содержания кислорода в смеси паров топлива с воздухом до огнебезопасного значения. Для выполнения этих условий самолет оснащается системой нейтрального газа (НГ), включающей в своем составе генератор НГ, систему ввода НГ в баки и приборы, контролирующие содержание кислорода в парогазовой смеси баков.

Предлагаемый способ показывает очередность и условия определения эффективности системы НГ по снижению содержания кислорода в паровоздушной смеси баков до огнебезопасного значения в наземных испытаниях самолета.

Системы НГ, которыми оснащаются самолеты транспортной категории, базируются на генераторах с мембранными модулями, в которых воздух, отобранный из системы кондиционирования самолета, разделяется на две части: одну, содержащую повышенное содержание азота, и вторую, содержащую повышенное содержание кислорода. Составляющая с повышенным содержанием азота (нейтрального газа) подается через систему ввода НГ в топливные баки, а составляющая с повышенным содержание кислорода выводится в атмосферу. Схема приведена на чертеже.

Воздух, отобранный ив системы кондиционирования, перед поступлением в мембранные модули 10 проходит через трубопровод 26, фильтры 5, теплообменники 6, 7 и осушитель 8, включенные в состав генератора НГ, после модулей нейтральный газ с заданными температурой, давлением и содержанием кислорода вводится в топливные баки 18.

На самолетах надтопливное пространство баков сообщается трубопроводами дренажа 17 с дренажным баком 19, оснащенным заборным штуцером дренажа 20 выхода в атмосферу. Дренажные трубопроводы 17 в каждом баке обычно имеют два выхода 22, размещенные так, чтобы в них не попадало топливо. Сами баки внутри перегорожены межбаковыми перегородками 23 нервюрами, уменьшающими колебание и плескание топлива. Поэтому введение нейтрального газа в каждый бак должно быть согласовано с расположением выходов дренажных трубопроводов 17, чтобы во всех отсеках бака паровоздушная смесь с уменьшенным содержанием кислорода была идентична. Нейтральный газ, поступающий в бак, перемешивается с находящейся там паровоздушной смесью, а избыток смеси по трубопроводу дренажа выходит в дренажный бак и далее удаляется в атмосферу.

Эффективность работы системы НГ оценивается по содержанию кислорода в парогазовой смеси в баках, которое измеряется датчиками кислорода 13 и которое должно быть огнебезопасным. Место установки датчиков в баках также следует согласовывать для получения представительных результатов с местами ввода НГ и выходами дренажных трубопроводов в баке.

Работа системы НГ обеспечивает огнебезопасность, если содержание кислорода в парогазовой смеси топливного бака меньше 12% (объем).

Перед установкой на самолет генератор НГ должен пройти у изготовителя испытания, в процессе которых для каждого режима работы генератора должны быть определены:

- концентрация кислорода в выходящем из генератора нейтральном газе и его часть в общем расходе воздуха через генератор;

- гидравлические и тепловые характеристики теплообменников в составе генератора;

- величины давления и температуры нейтрального газа на выходе из генератора.

Перечисленные показатели должны содержаться в материалах, представляемых с генератором.

Началу наземных испытаний системы НГ на самолете должна предшествовать конструктивная проработка размещения в баках коллекторов 16 ввода нейтрального газа и датчиков кислорода.

Первый этап наземных испытаний на самолете при выключенном генераторе НГ после оснащения баков коллекторами ввода 16 и датчиками выполняется с подачей азота во входной трубопровод 21 самолетной части системы ввода НГ из наземного источника, например, от автомобильного азотозаправщика. Входной трубопровод следует оснастить штуцером 14 для подсоединения шланга азотозаправщика. В этих условиях следует определить правильность установки в баках коллекторов ввода 16 азота, обеспечивающих получение огнебезопасного содержания кислорода в парогазовой смеси баков, и работоспособность датчиков кислорода 13. Определение эффективности системы ввода НГ следует провести при различных количествах топлива в баках и при различных расходах подачи азота. Затем отключают подачу азота от наземного источника.

Второй этап наземных испытаний выполняется с подачей нейтрального газа от работающего генератора НГ. Оценка эффективности такой системы НГ производится при различных режимах подачи в генератор воздуха с одновременным определением соответствия получаемых показателей воздуха, на входе в генератор и показателей нейтрального газа на выходе генератора требуемым значениям. Испытания следует проводить при различных количествах топлива в баках и различных режимах работы генератора НГ.

В испытаниях по второму этапу, кроме определения содержания кислорода в парогазовой смеси баков, следует измерять датчиками давления 15, температуры 9 воздуха и датчиком кислорода 13 следующие параметры:

- давление и температуру воздуха на входе генератора НГ;

- давление нейтрального газа на выходе генератора и содержание в газе кислорода.

- давление в надтопливном пространстве баков.

Средства измерения и контроля, а также оборудование, инструменты и приспособления, имеющие точностные и нормативные метрологические характеристики, должны быть подтверждены.

Способ испытания самолетной системы нейтрального газа, содержащей генератор нейтрального газа, систему ввода нейтрального газа в баки, включающий операции подачи нейтрального газа от работающего генератора нейтрального газа через входной коллекторный трубопровод самолетной части системы нейтрального газа в надтопливное пространство баков, определения эффективности работы системы с различным расходом нейтрального газа с изменением количества топлива в баках путем измерения давления в трубопроводе подачи нейтрального газа и в дренажном баке, контроля за температурой у мембранного модуля генератора нейтрального газа, определения с помощью датчиков кислорода снижения концентрации кислорода в паровоздушной смеси до огнеопасного значения во всех отсеках топливных баках в наземных испытаниях, отличающийся тем, что дополнительно при выключенном генераторе нейтрального газа в первую очередь оценивают эффективность работы системы ввода нейтрального газа в топливные баки, во входной трубопровод самолетной части системы нейтрального газа подают азот от наземного источника, определяют в каждом топливном баке правильность установки коллекторов ввода азота в надтопливное пространство путем оценки идентичности уменьшения содержания кислорода паровоздушной смеси во всех отсеках бака с помощью приборов, контролирующих содержание кислорода, а затем отключают подачу азота от наземного источника, производят подачу нейтрального газа от работающего генератора НГ и определяют эффективность работы генератора нейтрального газа.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 17.
27.02.2013
№216.012.2c3d

Способ оценки чистоты воздуха гермокабин летательных аппаратов, поступающего от компрессоров газотурбинных двигателей, на содержание продуктов разложения смазочных масел

Изобретение относится к способу оценки чистоты воздуха гермокабин летательных аппаратов, поступающего от компрессоров газотурбинных двигателей, на содержание продуктов разложения смазочных масел, включающий проведение параллельных отборов проб воздуха гермокабины путем его прокачки через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476852
Дата охранного документа: 27.02.2013
20.06.2013
№216.012.4e1f

Поисковая экспертная система

Изобретение относится к области контрольно-вычислительной техники и может быть использовано при разработке систем автоматического управления (САУ) летательных аппаратов (ЛА). Техническим результатом является повышение информативности экспертных систем за счет поиска скрытых знаний...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485581
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.06.2013
№216.012.520b

Способ определения и сигнализации о приближении несущего винта к зоне режимов "вихревого кольца" на предпосадочных маневрах одновинтового вертолета

Изобретение относится к авиации. Техническим результатом является повышение точности определения зоны режимов «вихревого кольца» и момента запуска сигнала тревоги. Для этого предложен способ определения и сигнализации о приближении несущего винта (НВ) к зоне режимов «вихревого кольца» на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486596
Дата охранного документа: 27.06.2013
20.10.2013
№216.012.75b6

Способ оценки горизонтальных составляющих индуктивных скоростей на малых скоростях полёта одновинтового вертолёта

Изобретение относится к авиации, а именно к области аэродинамики несущего винта (НВ) одновинтового вертолета. Способ оценки горизонтальных составляющих индуктивных скоростей на малых скоростях полета одновинтового вертолета включает предварительные летные испытания с визуализацией концевых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495794
Дата охранного документа: 20.10.2013
27.07.2014
№216.012.e55e

Полиэргатический тренажерный комплекс предупреждения столкновений летательных аппаратов

Изобретение относится к области авиационной техники, к учебно-тренировочным системам. Полиэргатический тренажерный комплекс (ПТК) обучения предупреждения столкновения летательных аппаратов включает рабочие места пилотов в кабинах двух летательных аппаратов (ЛА), содержащих систему органов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524508
Дата охранного документа: 27.07.2014
27.12.2014
№216.013.1687

Способ искробезопасной заправки топливных баков летательного аппарата топливом под давлением

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к топливным системам летательных аппаратов и способам их заправки. Способ искробезопасной заправки топливных баков летательного аппарата (ЛА) топливом под давлением включает операцию подачи топлива в топливную систему с общей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537191
Дата охранного документа: 27.12.2014
20.01.2015
№216.013.1ff4

Способ уменьшения угла атаки несущего винта на предпосадочных маневрах одновинтового вертолета (варианты)

Изобретение относится к авиации, а именно к области аэродинамики несущего винта (НВ) одновинтового вертолета. Способ уменьшения угла атаки несущего винта (НВ) на предпосадочных маневрах одновинтового вертолета включает определение составляющих тяги НВ, идущей на гашение поступательной скорости,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539621
Дата охранного документа: 20.01.2015
20.02.2015
№216.013.28cd

Интеллектуальная система поддержки экипажа

Интеллектуальная система поддержки экипажа (ИСПЭ) относится к области бортового оборудования, предназначена для установки на летательные аппараты (ЛА) и может быть использована для функционального диагностирования технического состояния авиационной техники. Техническим результатом является...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541902
Дата охранного документа: 20.02.2015
10.06.2015
№216.013.550f

Устройство для отбора пробы воздуха в кабине летательного аппарата

Изобретение относится к технике отбора образцов воздуха кабин летательных аппаратов (ЛА), концентрирования примесей в пробах воздуха кабин ЛА для исследования степени загрязнения воздуха вредными веществами, поступающими вместе с воздухом в систему кондиционирования воздуха, а также определения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553296
Дата охранного документа: 10.06.2015
20.06.2015
№216.013.5736

Устройство для моделирования процессов разложения смазочных масел в компрессорах авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к технике моделирования процессов разложения смазочных масел в газотурбинных двигателях для проведения исследований по токсичности продуктов разложения смазочных масел и для сокращения количества полетных проб воздуха кабин летательных аппаратов при исследовании степени...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553856
Дата охранного документа: 20.06.2015
+ добавить свой РИД