×
18.05.2019
219.017.5562

Результат интеллектуальной деятельности: КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
02238445
Дата охранного документа
20.10.2004
Аннотация: Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания. Коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания содержит шатунные шейки 2, коренные шейки 1 и соединяющие их щеки 3 с переходом от шатунной к коренной шейке по внешней стороне щеки, выполненным по сфере, при этом в средней части сферическая поверхность перехода сопряжена в сторону коренной шейки 1 по радиусу с двумя плоскостями Ф-Ф и N-N, пересечение которых находится в плоскости кривошипа на оси 7 шатунной шейки 2, а угол их наклона α в плоскости, перпендикулярной плоскости кривошипа, определяется формулой где R - радиус кривошипа коленчатого вала; R - радиус коренной шейки; В - ширина щеки. Технический результат заключается в увеличении прочности коленчатого вала с одновременным уменьшением его массы и улучшением балансировки. 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания.

Известен коленчатый вал, содержащий шатунные шейки, коренные шейки и щеки, при этом переход от шатунной шейки к коренной шейке по внешней стороне щеки выполнен в виде плоскости с углом к оси коленчатого вала около 60° (см. “Автомобили КАМАЗ типа 6х4”, Руководство по эксплуатации 5320-3902004РЭ, М., Машиностроение, 1994, стр.40, рис.29).

Недостатком этого коленчатого вала является наличие в переходе от шатунной шейки к коренной шейки по внешней стороне щеки материала, который практически не нагружен. Это приводит к утяжелению коленчатого вала, а, следовательно, и всего двигателя, повышенному расходу материала и к ухудшению балансируемости коленчатого вала.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков к заявленному техническому решению является цельный коленчатый вал для поршневых двигателей, содержащий шатунную и коренную шейки, соединяющиеся при взаимном перекрытии с помощью щеки, которая утолщается по внешней стороне в направлении от шатунной шейки к коренной до максимальной толщины “a” в зоне перекрытия, при этом степень перекрытия определяется размером “b”. Переход по внешней стороне щеки от шатунной шейки к коренной выполнен по сфере и определяется кривой у=(х/2)n и экспонентом n=loga/2b. Исходной точкой кривой “у” со стороны шатунной шейки является толщина щеки х=2(0,2r)l/n, где r - радиус шатунной шейки, (см. заявку DE №3614722 Al, F 16 С 3/06, опубл. 05.11.87 г.).

Недостатком известного коленчатого вала является его ослабление в наиболее нагруженном сечении, проходящем через центры галтелей шатунной и коренной шейки перпендикулярно плоскости кривошипа.

Была поставлена задача увеличить прочность коленчатого вала, обеспечив при этом уменьшение его массы и улучшение балансировки.

Поставленная задача решается за счет того, что в коленчатом валу двигателя внутреннего сгорания, содержащем шатунные шейки, коренные шейки и соединяющие их щеки с переходом от шатунной к коренной шейке по внешней стороне щеки, выполненным по сфере, в средней части сферическая поверхность перехода сопряжена в сторону коренной шейки по радиусу с двумя плоскостями, пересечение которых находится в плоскости кривошипа на оси шатунной шейки, а угол их наклона α в плоскости, перпендикулярной плоскости кривошипа, определяется по формуле

α°=90°-arctg(Rкр-Rк.ш)/(В/2),

где Rкр - радиус кривошипа коленчатого вала;

Rк.ш - радиус коренной шейки;

В - ширина щеки.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не были известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности “новизна”.

Заявленное техническое решение является неочевидным для квалифицированных специалистов в данной области, так как оно разрешило, казалось бы, неразрешимое противоречие, а именно

- с одной стороны, для уменьшения массы и улучшения балансируемости коленчатого вала необходимо убирать материал на переходе от шатунной шейки к коренной шейки по внешней стороне щеки, с другой стороны, удаление материала может привести к снижению прочности и жесткости коленчатого вала, что недопустимо. Выполнение же перехода от шатунной шейки к коренной шейки по сфере с последующим сопряжением ее в сторону коренной шейки по радиусу с двумя плоскостями, пересечение которых находится в плоскости кривошипа на оси шатунной шейки, а угол их наклона α в плоскости, перпендикулярной плоскости кривошипа определяется по формуле

α°=90°-arctg(Rкр-Rк.ш)/(В/2),

где Rкр - радиус кривошипа коленчатого вала;

Rк.ш - радиус коренной шейки;

В - ширина щеки.

позволило увеличить прочность коленчатого вала с одновременным уменьшением его массы и улучшением балансируемости, и таким образом разрешило вышеуказанное противоречие, что является доказательством соответствия заявленного решения критерию “изобретательский уровень”. Заявляемое техническое решение иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 изображен фрагмент кривошипа коленчатого вала ДВС; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1.

Кривошип коленчатого вала содержит коренную шейку 1, шатунную шейку 2, щеку 3, галтели 4 на коренной шейке и галтели 5 на шатунной шейке. Переход щеки 3 от шатунной шейки 2 к коренной шейке 1 по внешней стороне в средней части выполнен в виде сферы 6, радиусом Rcф., которая сопрягается радиусом г с двумя плоскостями Ф-Ф и N-N, линия пересечения которых находится на оси 7 шатунной шейки 2. Плоскость П-П определяет опасное сечение коленчатого вала, проходящее через линию К-К, проведенную через середины галтелей 4 и 5, перпендикулярно плоскости кривошипа. Геометрические характеристики этого сечения (площадь, момент сопротивления кручению и изгибу) при проведении оптимитизации щеки кривошипа должны остаться неизменными, в противном случае резко возрастают напряжения в элементах коленчатого вала, что недопустимо. Введение в состав элементов составляющих конструкцию щеки 3 двух плоскостей с линией пересечения на оси 7 и углом наклона α к плоскости кривошипа решает эту задачу. При этом оптимальным считается угол, при котором точки Т1 и Т2 пересечения плоскости П-П с плоскостями Ф-Ф и N-N находятся на грани щеки 3 по торцу 8, обращенному к коренной шейке 1 и определяемому максимальным размером В по ширине щеки 3. Исходя из этого, оптимальный угол определяется по формуле

α°=90°-arctg(Rкр-Rк.ш)/(В/2),

где Rкр - радиус кривошипа коленчатого вала;

Rк.ш - радиус коренной шейки;

В - ширина щеки.

Конструкция заявляемого коленчатого вала была проверена на примере коленчатого вала двигателя автомобиля КАМАЗ, имеющего следующие параметры

Rкр.=60 мм - радиус кривошипа коленчатого вала;

Rк.ш=47,5 мм - радиус коренной шейки;

В=130 - ширина щеки.

Угол α, определяемый по формуле

α°=90°-arctg(Rкр-Rк.ш)/(В/2),

при данных параметрах равен 79°.

Исследования проводились с помощью метода конечных элементов с уточнением результата при проведении усталостных безмоторных испытаний натурных коленчатых валов. Начальным этапом этой работы явилась разработка электронной модели коленчатого вала с использованием пакета объемного параметрического моделирования "CADDS-5". Далее проводился расчет модели, при этом с целью ускорения получения результатов использовалась разрезная схема - электронная модель отдельного колена. Расчет проводился в среде “ANSYS”, v.5.4 методом конечных элементов. В качестве основного было принято нагружение колена совместной нагрузкой - изгиб с кручением.

Результаты расчета сведены в таблице, в которой представлены

1. - кривошип с облегчением по щекам, выполненным по сферической поверхности и отсутствием дополнительных элементов в виде плоскостей со стороны коренной шейки (α°=0);

2. - кривошип, выполненный в соответствии с заявляемым техническим решением (α°=79°);

3. - кривошип, выполненный с облегчением по щекам со сферической поверхностью и наличием дополнительных элементов в виде плоскостей со стороны коренной шейки с углом их наклона α°, равным 90°.

4. - кривошип серийного коленчатого вала, в котором переход от шатунной шейки к коренной по внешней стороне щеки выполнен в виде плоскости с углом наклона к оси коленчатого вала около 60°.

Анализ показывает, что максимальные по величине напряжения возникают в районах галтелей шатунной и коренной шеек в плоскости П-П и их величины различны при различном конструктивном исполнении щек шатунных шеек.

Наиболее нагружен кривошип по п.1 (α=0°). Кривошипы по п.2 (α=79°), п.3 (α=90°) и п.4 (серийный коленчатый вал) по величинам максимальных напряжений, геометрическим характеристикам опасного сечения в плоскости П-П практически одинаковы, но при этом масса кривошипа уменьшена на 12,8% и 10,1%. Таким образом, оптимальной является конструкция с α=79°, где величина напряжения в опасном сечении практически одинакова с серийной конструкцией, но имеется снижение массы на 12,8%. Данный результат был подтвержден проведенными усталостными испытаниями, которые показали одинаковые значения запаса прочности как у серийного коленчатого вала, так и у коленчатого вала, выполненного в соответствии с заявляемым техническим решением.

Использование заявляемой конструкции коленчатого вала в ОАО “КамАЗ” позволит уменьшить вес готовой детали на 2 кг, сохранив при этом прочность коленчатого вала и практически исключить ручной труд при проведении операции балансировки коленчатого вала в условиях работы автоматической линии.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании с использованием современных технологий.

Коленчатыйвалдвигателявнутреннегосгорания,содержащийшатунныешейки,коренныешейкиисоединяющиеихщекиспереходомотшатуннойккореннойшейкеповнешнейсторонещеки,выполненнымпосфере,отличающийсятем,чтовсреднейчастисферическаяповерхностьпереходасопряженавсторонукореннойшейкипорадиусусдвумяплоскостями,пересечениекоторыхнаходитсявплоскостикривошипанаосишатуннойшейки,ауголихнаклонаαвплоскости,перпендикулярнойплоскостикривошипа,определяетсяформулой:66100000004-DOC.tiftifdrawing52гдеR-радиускривошипаколенчатоговала;R-радиускореннойшейки;В-ширинащеки.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 40.
20.01.2013
№216.012.1bf0

Проходная главная передача транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных средствах. Проходная главная передача транспортного средства содержит ведущую коническую шестерню (1), установленную на конических подшипниках (2) и (3), которые расположены в стакане (4). Стакан (4) выполнен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472646
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.03.2013
№216.012.2e54

Механизм переключения передач раздаточной коробки

Изобретение относится к механизмам переключения передач в трансмиссиях транспортных средств. Механизм переключения передач раздаточной коробки содержит корпус (1), выполненный за одно целое с крышкой картера раздаточной коробки. На корпусе (1) закреплена крышка (3). В корпусе (1) установлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477391
Дата охранного документа: 10.03.2013
27.04.2013
№216.012.39c5

Межосевой дифференциал проходной главной передачи транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению, а именно к межосевым дифференциалам проходной главной передачи транспортного средства. Межосевой дифференциал содержит крестовину (1), установленную посредством шлиц на ведущем валу (2). Ведущий вал расположен с одной стороны на подшипнике (3),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480350
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3ae3

Двойной карданный шарнир с внутренней опорой

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортных средствах. Двойной карданный шарнир с внутренней опорой содержит двойную вилку (1), две крестовины (2) и (3) с игольчатыми подшипниками (4). Обе крестовины (2) и (3) двумя шипами (5) взаимодействуют с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480636
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.09.2013
№216.012.6f55

Способ науглероживания чугуна с использованием наноструктурированного науглероживателя

Изобретение относится к металлургии и литейному производству, в частности к получению чугуна с высоким содержанием углерода. Способ включает выплавку исходного расплава чугуна в печи, инжекционный ввод науглероживателя и выпуск расплава металла, при этом выплавку исходного расплава чугуна в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494152
Дата охранного документа: 27.09.2013
10.10.2013
№216.012.7324

Способ производства высокопрочных чугунов с шаровидным или вермикулярным графитом на основе наноструктурированного науглероживателя

Изобретение относится к области черной металлургии и может быть использовано при получении высокопрочных чугунов с шаровидным или вермикулярным графитом. Способ включает расплавление шихты в плавильном агрегате, температурную обработку расплава при 1300…1650°С, при этом при получении чугуна с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495133
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.10.2013
№216.012.7325

Способ получения наноструктурированного науглероживателя для внепечной обработки высокопрочного чугуна с шаровидным и вермикулярным графитом

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано для получения наноструктурированного науглероживателя для внепечной обработки высокопрочного чугуна с шаровидным и вермикулярным графитом, используемого в сталеплавильном и литейном производствах. В способе подготавливают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495134
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.03.2014
№216.012.a8f6

Универсальный зубофрезерный станок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при фрезеровании затылков зубьев долбяка с прямыми и косыми зубьями. Станок содержит электродвигатель, смонтированные на станине подвижный стол, несущий заготовку изделия, инструментальную стойку, несущую подвижную каретку с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002508969
Дата охранного документа: 10.03.2014
10.07.2014
№216.012.da6f

Глушитель-искрогаситель шума выпуска двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к глушителям-искрогасителям шума выпуска двигателя внутреннего сгорания. Сущность изобретения: глушитель-искрогаситель шума выпуска двигателя внутреннего сгорания содержит цилиндрический корпус (1) с торцевыми передней (2) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521697
Дата охранного документа: 10.07.2014
27.09.2014
№216.012.f74b

Способ фрезерования винтовых канавок с переменным шагом и радиусом профиля

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при фрезеровании винтовых канавок с переменным шагом и радиусом профиля на универсально-фрезерном станке. Способ включает сообщение фрезе вращения, а заготовке - перемещения в осевом направлении с постоянной скоростью, вращения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529144
Дата охранного документа: 27.09.2014
Показаны записи 1-2 из 2.
15.03.2019
№219.016.e05f

Гаситель крутильных колебаний жидкостного трения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гасителям крутильных колебаний жидкостного трения коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания. Гаситель крутильных колебаний жидкостного трения содержит корпус, крышку, маховик, пробку заливного отверстия, жидкость с высокой вязкостью,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02225955
Дата охранного документа: 20.03.2004
29.05.2019
№219.017.6ac7

Способ ремонта упрочненных индукционной закалкой коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к ремонтному производству и может быть использовано при ремонте коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания, например, автомобилей КАМАЗ. Коленчатые валы подвергают отпуску для обеспечения перехода материала упрочненного индукционной закалкой слоя в состояние основной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02158191
Дата охранного документа: 27.10.2000
+ добавить свой РИД