×
09.05.2019
219.017.4c98

УСТРОЙСТВО ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СУДНА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002312789
Дата охранного документа
20.12.2007
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области судостроения, в частности к системам управления движением судна. Устройство содержит датчик угла дифферента, задатчик угла дифферента, датчик угловой скорости, суммирующий усилитель, рулевой привод, командный блок и программный блок, выходы датчика угла дифферента, задатчика угла дифферента и датчика угловой скорости подключены соответственно к первому, второму и третьему входам суммирующего усилителя. Устройство также дополнительно содержит блок переключения, первый, второй и третий входы которого соединены соответственно с выходом суммирующего усилителя, первым выходом командного блока и выходом программного блока, вход которого соединен со вторым выходом командного блока, первый и второй входы которого соответственно соединены с выходом датчика угла дифферента и выходом датчика угловой скорости, выход блока переключения соединен с входом рулевого привода. Достигается повышение точности стабилизации судна в процессе сбрасывания специальных объектов. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области судостроения, в частности к системам управления движением судна.

Известны системы динамического позиционирования судна (А.С. СССР 1615678), стабилизирующие положение надводного либо подводного судна в пространстве. Известно также устройство управления движением судна (патент России № 2238881 - прототип), содержащее задатчик угла дифферента, датчик угла дифферента, датчик угловой скорости, датчик положения руля, выходы которых подключены к первому, второму, третьему и четвертому входам суммирующего усилителя, выход которого соединен с входом рулевого привода; командный блок, программный блок и балластную цистерну к входу которой подключен выход программного блока, к входу последнего подключен командный блок. Устройство поддерживает заданное состояние (движение судна в пространстве) при появлении достаточно сильных возмущающих воздействий (сброс трала, геодезического буя, ложной цели и т.д.) с использованием в качестве исполнительных средств кроме гидродинамических рулей балластных цистерн.

Недостатком рассмотренных выше устройств является невозможность обеспечить требуемую точность стабилизации судна при появлении сильного возмущающего воздействия (величина которого заранее известна так же, как и время воздействия). Это объясняется тем, что:

- использование закона замкнутого управления по текущим параметрам движущегося судна гидродинамическими исполнительными средствами (рулями) не позволяет использовать в самом начале процесса сброса всю возможную эффективность этих средств,

- использование разомкнутого программного управления по временной программе оказывается малопригодной при длительном времени работы из-за накопления несоответствия между принятой моделью процесса при сбрасывании спецобъектов и реально протекающим процессом стабилизации судна (наличие помех, накапливаемых во времени).

Целью предлагаемого изобретения является создание устройства, обеспечивающего заданную точность стабилизации судна при появлении сильных возмущений, величина которых и время действия заранее известны, т.е. исключения отмеченных выше двух недостатков.

Поставленная цель достигается тем, что устройство программного управления движением судна содержит по сравнению с прототипом дополнительно блок переключения.

Устройство программного управления движением судна содержит датчик угла дифферента, задатчик угла дифферента, датчик угловой скорости, суммирующий усилитель, рулевой привод, командный блок, программный блок. Дополнительно введен блок переключения, выход которого подключен к входу рулевого привода. Первый, второй и третий входы блока переключения соединены соответственно с выходом суммирующего усилителя, первым выходом командного блока и выходом программного блока, вход которого соединен со вторым выходом командного блока, первый и второй входы которого соединены соответственно с выходом датчика угла дифферента и выходом датчика угловой скорости. Выходы датчика угла дифферента, задатчика угла дифферента и датчика угловой скорости подключены соответственно к первому, второму и третьему входам суммирующего усилителя. При этом блок переключения содержит электромагнитное реле с переключающей контактной группой, нормально разомкнутые контакты которой включены между первым входом блока переключения и его выходом, нормально замкнутые контакты - между третьим входом блока переключения и его выходом, а обмотка управления электромагнитного реле включена между вторым входом блока переключения и общей шиной.

В устройстве принят в начале процесса стабилизации закон разомкнутого программного управления по времени исполнительными средствами с переходом на закон замкнутого управления по углу дифферента и угловой скорости после вхождения судна в область допустимого состояния по углу дифферента.

На чертеже приведена блок-схема предлагаемого устройства.

Устройство управления движением судна содержит датчик угла дифферента 1, задатчик угла дифферента 2, датчик угловой скорости 3, суммирующий усилитель 4, рулевой привод 5, командный блок 6, программный блок 7, блок переключения 8, судно 9.

В качестве датчика 1, задатчика угла дифферента 2 могут использоваться серийно выпускаемые измерители угла с точностью не ниже 5%. Датчик угловой скорости 3 типовой ДУС-5 с диапазоном измерения 0.05-1.5 г/сек. Суммирующий усилитель 4 может быть реализован на операционном усилителе типа 140 УД-6. Рулевой привод 5 - штатный гидравлический, электрогидравлический или электрический. Командный блок 6 реализуется на серийно выпускаемых логических элементах. Для формирования компаратора и электронных переключателей для включения программного блока 7, который может быть реализован в виде кулачкового формирователя для задания величины управляющего воздействия в функции времени. Блок переключения 8 может быть реализован на электромагнитном реле с контактной группой на размыкание и замыкание. Перечисленные выше блоки системы соединены между собой в соответствии с приведенной блок-схемой.

(Другой возможный вариант реализации предложенного устройства при использовании цифровой вычислительной техники - это микроконтроллер, в котором будут реализованы два закона стабилизации корабля, переключение которых производится по следующим логическим условиям:

σ=δзд.f(ti) при (T0<ti) и f1(ψ, d/t ψ)>f(ψдопустим.),

σ=δзд.f(ψ, d/t ψ) при (Tконеч.<ti) и f1(ψ, d/t ψ)≤f(ψдопустим.),

где

σ - закон управления исполнительными средствами корабля,

δзд.f(ti) - задающее воздействие исполнительным органам в функции времени (разомкнутое программное временное управление),

T0=(Tпуска изд.-▿ tjопережение по времени включения) - момент времени включения программного управления,

ti - текущее время,

δзд.f(ψ, d/t ψ) - задающее воздействие исполнительным органам при замкнутом законе управления в функции угла дифферента (ψ) и скорости его изменения (d/t ψ),

f1 (ψ, d/t ψ) - функция текущего угла дифферента и угловой скорости, используемая для формирования условия перевода закона программного управления на закон замкнутого управления исполнительными средствами,

Тконеч. - минимальное расчетное время выключения программного управления)

Описание работы устройства.

Устройство программного управления движением судна позволяет стабилизировать судно по углу дифферента с малыми ошибками при задании на судно больших возмущений от сбрасывания специальных объектов (тралов, геодезических буев, ложных целей и др.). Это достигается программным по времени управлением исполнительными средствами на начальном этапе процесса. Судоводитель с командного блока 6 подает сигнал на включение программного блока 7. В соответствии с заданной судоводителем программой в блоке 7 сигнал заданной величины управляющего воздействия в функции времени поступает через нормально замкнутый контакт блока переключения 8 на вход рулевого привода 5:

δзд.=Cf(ti) при (T0<ti) и f1(ψ, d/t ψ)>f(ψдопустим.)

(Обозначения переменных приведены выше).

(Программа составлена с учетом возможности включения исполнительных воздействий до момента времени сбрасывания спецобъекта). Разомкнутое программное по времени управление исполнительными средствами постепенно приводит судно в область допустимого состояния судна по углу дифферента и угловой скорости.

В момент времени вхождения судна в допустимую область отклонений судна по углу дифферента и угловой скорости происходит переход с программно-разомкнутого временного управления на закон замкнутого управления судном по углу дифферента. Эта команда вырабатывается в командном блоке 6 путем сравнения текущих значений угла дифферента и угловой скорости (последние поступают с датчика угла дифферента 1 и датчика угловой скорости 3) с заранее заданными значениями угла и скорости дифферента (соответствующие заданной также в блоке 6 допустимой области состояния судна по этим координатам). При равенстве этих сигналов выработанный в компараторе блока 6 сигнал на переключение закона управления поступает на вход обмотки управления электромагнитного реле блока 8. Происходят срабатывание электромагнитного реле и подключение входа рулевого привода 5 к выходу суммирующего усилителя 4, на выходе которого формируется задание для управления рулевым приводом по закону замкнутого управления

δзд.=K1Ψ+K2d/dtΨ,

где

Ψ=(Ψтекущеезаданное) - отклонение угла дифферента,

d/dt Ψ - скорость изменения угла дифферента,

Ki - коэффициенты регулирования.

Проведенное моделирование предложенного гибридного программного управления подтвердило высокую эффективность в режиме стабилизации судна при сбрасывании спецобъектов. (Отклонение судна по углу дифферента в процессе сбрасывания спецобъекта при использовании предложенного устройства снизилось на 32%).

1.Устройствопрограммногоуправлениядвижениемсудна,содержащеедатчикугладифферента,задатчикугладифферента,датчикугловойскорости,суммирующийусилитель,рулевойпривод,командныйблокипрограммныйблок,выходыдатчикаугладифферента,задатчикаугладифферентаидатчикаугловойскоростиподключенысоответственнокпервому,второмуитретьемувходамсуммирующегоусилителя,отличающеесятем,чтодополнительносодержитблокпереключения,первый,второйитретийвходыкоторогосоединенысоответственносвыходомсуммирующегоусилителя,первымвыходомкомандногоблокаивыходомпрограммногоблока,входкоторогосоединенсовторымвыходомкомандногоблока,первыйивторойвходыкоторогосоответственносоединенысвыходомдатчикаугладифферентаивыходомдатчикаугловойскорости,выходблокапереключениясоединенсвходомрулевогопривода.12.Устройствопрограммногоуправлениядвижениемсуднапоп.1,отличающеесятем,чтоблокпереключениясодержитэлектромагнитноерелеспереключающейконтактнойгруппой,нормальноразомкнутыеконтактыкоторойвключенымеждупервымвходомблокапереключенияиеговыходом,нормальнозамкнутыеконтакты-междутретьимвходомблокапереключенияиеговыходом,аобмоткауправленияэлектромагнитногорелевключенамеждувторымвходомблокапереключенияиобщейшиной.2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 27.
20.02.2019
№219.016.bfc4

Аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом

Изобретение относится к области судовождения, а именно к автоматическому управлению движением судна по заданному направлению с выявлением встречных объектов и автоматического расхождения с ними. В предложенной аппаратуре используются приемник спутниковой навигационной системы, вычислитель,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002376194
Дата охранного документа: 20.12.2009
20.02.2019
№219.016.bfd2

Магниторезистивный пороговый наноэлемент

Изобретение может быть использовано в датчиках магнитного поля и тока, запоминающих и логических элементах, гальванических развязках на основе многослойных наноструктур с магниторезистивным эффектом. В магниторезистивном пороговом наноэлементе, содержащем подложку с расположенным на ней первым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002377704
Дата охранного документа: 27.12.2009
20.02.2019
№219.016.c09d

Способ распознавания форм рельефа местности по картине горизонталей

Изобретение относится к картографии, а точнее к способам создания карт рельефа местности путем обработки изображений, и может быть использовано для автоматизации редактирования и проверки картографической информации о рельефе местности. Техническим результатом является разработка способа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002308086
Дата охранного документа: 10.10.2007
23.02.2019
№219.016.c79f

Способ преобразования атмосферного электричества в электрическую энергию

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для преобразования природных источников электричества. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для достижения данного результата по мере накопления электричества до определенной величины его с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002366121
Дата охранного документа: 27.08.2009
08.03.2019
№219.016.d4a8

Зеркально-линзовый телескоп

Телескоп содержит вогнутое главное зеркало в виде симметричной части параболического цилиндра, размещенного в параболические направляющие, расположенные вдоль кромок упомянутого цилиндра. Направляющие заключены в жесткий каркас, выполненный из ребер, соединяющих края направляющих и сочлененных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002390809
Дата охранного документа: 27.05.2010
08.03.2019
№219.016.d50d

Способ измерения резонансной частоты и устройство для его осуществления

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для высокоточного дистанционного определения резонансной частоты резонаторов, применяемых в различных областях техники и научных исследованиях. В частности, оно может быть использовано в радиоволновых резонансных датчиках...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002367965
Дата охранного документа: 20.09.2009
11.03.2019
№219.016.d6af

Система автоматического управления судном

Изобретение относится к области судовождения, в частности к управлению движением судна как в открытых акваториях, так и в узкостях по заданному фарватеру. Система автоматического управления судном содержит датчик и задатчик курса, датчик угловой скорости, датчик кормовых рулей, выходы которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002248914
Дата охранного документа: 27.03.2005
11.03.2019
№219.016.d820

Ячейка памяти ассоциативного запоминающего устройства

Изобретение относится к области вычислительной техники и может быть использовано для реализации ассоциативной памяти в микропроцессорных системах и ассоциативных процессорах. Техническим результатом является уменьшение потребляемой мощности. Ячейка памяти ассоциативного запоминающего устройства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002390860
Дата охранного документа: 27.05.2010
11.03.2019
№219.016.d91f

Устройство исключения столкновения судна с встречным движущимся объектом

Изобретение относится к области судовождения и, в частности, к автоматическому управлению движением судна по заданному направлению с выявлением встречных объектов, с которыми возможно столкновение, и автоматическим расхождением с ними. Устройство выполнено с использованием приемника спутниковой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002383464
Дата охранного документа: 10.03.2010
11.03.2019
№219.016.d99a

Способ измерения вектора гармонического сигнала

Изобретение относится к области электроизмерительной техники. Способ может быть применен в средствах измерений пассивных и активных комплексных величин переменного тока, например в мостах переменного тока для измерения параметров многоэлементных двухполюсников, путем уравновешивания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002377577
Дата охранного документа: 27.12.2009
Показаны записи 1-10 из 48.
27.01.2013
№216.012.2077

Автоматизированная система связи

Изобретение относится к системам автоматического контроля и управления и может быть применено на рудниках и шахтах для контроля и управления технологическими процессами, для контроля и анализа состояния окружающей среды, для мониторинга местоположения рабочих, для передачи им аварийных и других...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473812
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.05.2013
№216.012.3ea2

Способ измерения параметров физических полей верхней полусферы морского объекта

Изобретение относится к способам обследования морских объектов и может быть использовано для измерения параметров полей (например, электромагнитных, тепловых, акустических, радиационных) крупногабаритных морских объектов. Сущность: измеряют энергетические, частотные, фазовые, временные и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481601
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.05.2013
№216.012.4030

Плавсредство рыбопромысловое для оборудования амфибийных гусеничных машин

Изобретение относится к средствам, обеспечивающим придание амфибийным гусеничным машинам рыбопромысловых возможностей. Плавсредство рыбопромысловое для оборудования амфибийных гусеничных машин содержит два водопроницаемых бортовых понтона, крыло для создания подъемной силы от набегающего потока...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482002
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.47d9

Способ управления движением судна по заданной траектории

Изобретение относится к области судовождения. Автоматическое управление движением судна по заданной траектории осуществляют путем управления по заданному углу курса с использованием кормовых рулей. Для обеспечения движения судна с углом дрейфа, близким к нулю, в предложенном способе применяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483973
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.08.2013
№216.012.6510

Устройство для формирования траектории перевода судна на новый курс

Изобретение относится к области судовождения, в частности к системам автоматического управления движением судна. Техническим результатом является повышение безопасности изменения направления движения судна за счет сохранения устойчивости. Технический результат достигается за счет устройства для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491509
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.09.2013
№216.012.675a

Способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся возмущений

Изобретение относится к области судовождения - автоматическому управлению движением судна по заданному направлению. Способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся возмущений использует задатчик курсового угла, приемник спутниковой навигационной системы, рулевой привод,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492105
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.11.2013
№216.012.7eee

Холодильно-технологический комплекс для предварительного охлаждения и временного хранения рыбы

Установка для производства бинарного льда содержит замкнутый контур хладагента, включающий последовательно соединенные трубопроводом первый компрессор, маслоотделитель, конденсатор, ресивер, отделитель жидкости, первый электромагнитный клапан, четыре параллельные линии, каждая из которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498167
Дата охранного документа: 10.11.2013
27.11.2013
№216.012.8501

Способ автоматического управления движением судна с учетом волнения

Изобретение относится к области судовождения по заданному маршруту. Предложенный способ базируется на автоматическом управлении движением судна с двумя законами управления - оптимальным (в смысле точности стабилизации судна на курсе при спокойном море) и «облегченным» (для сохранности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499727
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.04.2014
№216.012.b945

Способ отказоустойчивого управления движением корабля по глубине

Изобретение относится к области судостроения. Способ заключается в использовании задатчика глубины, первого фильтра оценки сигнала глубины, четвертого фильтра оценки сигнала угла дифферента и сумматора, на вход которого вводят сигналы. С выхода сумматора сигнал заданной скорости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513157
Дата охранного документа: 20.04.2014
10.05.2014
№216.012.c069

Устройство для формирования траектории перевода судна на параллельный курс с соблюдением ограничений на диапазон изменения сигнала управления

Изобретение относится к области судовождения, в частности к системам автоматического управления движением судна. Устройство для формирования траектории перевода судна на параллельный курс содержит: задатчик абсолютной величины максимально допустимого сигнала управления, датчик продольной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515006
Дата охранного документа: 10.05.2014
+ добавить свой РИД