×
19.04.2019
219.017.32f7

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ЧЛЕНА ЭКИПАЖА САМОЛЕТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Группа изобретений относится к аварийным устройствам авиационной техники. Способ аварийного спасения включает катапультирование укладки спасательного парашюта, а затем пилота сжатым газом, например воздухом, поступающим из баллона. Система аварийного спасения члена экипажа из самолета содержит механизм ввода парашюта и стреляющий механизм летчика, а также пневмопривод, включающий баллон с запорно-пусковым устройством ручного привода, заряженный сжатым воздухом и снабженный манометром, при этом запорно-пусковое устройство связано параллельно с клапаном отсечным и с регулятором давления. Группа изобретений направлена на повышение безопасности катупультирования. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам аварийного спасения члена экипажа самолета, а также к средствам катапультирования из самолета в аварийных ситуациях.

В настоящее время известны следующие способы спасения членов экипажа самолета в аварийных ситуациях.

1. Методом катапультирования кресла вместе с летчиком и последующим автоматическим вводом в действие спасательного парашюта, примененным в катапультных креслах типа К-36 (Руководство по технической эксплуатации №ЗАБ-9200-00 РЭ. Издание ОАО «НПП «Звезда», 1982 г.).

2. Методом катапультирования укладки спасательного парашюта, а затем члена экипажа, реализованным в катапультной системе типа СКС (Руководство по технической эксплуатации №СКС-9200-1300 РЭ, издание ОАО «НПП «Звезда», 2005 г.; патент №2075861 «Способ аварийного покидания экипажем летательного аппарата», приоритет 30.06.1994 г.; патент US 6,042,054 «Emergency escape method for an aircraft crew», приоритет 28.03.2000 г.).

В этих способах и системе в качестве движущей силы для катапультирования, укладки спасательного парашюта и ввода в действие стреляющего механизма летчика применен привод, использующий энергию пороховых газов, образующихся при подрыве пиротехнических изделий.

Основными недостатками способов и системы с применением пиротехнических изделий являются следующие.

1. Применение пиротехнических изделий, их хранение, транспортировка как опасного груза в составе системы, а также замена по истечении сроков службы требует многочисленных разрешительных документов, особенно при транспортировке в зарубежные страны.

2. Требуется специальное обучение персонала для работы с пиротехническими изделиями и соблюдение особых мер безопасности при их эксплуатации, хранении и утилизации.

3. Работоспособность пиротехнических изделий не контролируется в процессе эксплуатации, а принимается по гарантийному сроку службы, что может оказать влияние на работоспособность системы катапультирования.

4. Регулировка параметров пороховых газов (расход, давление) для обеспечения допустимых перегрузок, действующих на летчика в момент катапультирования, вызывает большие трудности, усложняет конструкцию, увеличивает массу, снижает надежность системы катапультирования.

С целью исключения указанных недостатков предлагается способ аварийного спасения, в котором применен пневмопривод, использующий в качестве движущей силы для приведения в действие механизма ввода парашюта и стреляющего механизма летчика энергию сжатого газа (например, воздуха).

Так как пилоты имеют разные массы, а катапультироваться каждый из них должен с оптимальными параметрами скорости, ускорения, высоты подброса, то необходима разная энергия сжатого воздуха, которая в пневмоприводе достигается путем ручной настройки регулятора давления на земле перед полетом.

Заявляемый способ спасения реализуется системой, представленной фиг.1, 2, 3, 4.

Фиг.1 представляет систему, содержащую пневмопривод, состоящий из агрегата питания 1, клапана отсечного 2, регулятора давления 3, механизма ввода парашюта 4 и стреляющего механизма летчика 5.

Фиг.2 представляет агрегат питания.

Фиг.3 представляет клапан отсечной.

Фиг.4 представляет регулятор давления.

Для контроля наличия сжатого воздуха и величины давления при предполетном осмотре в агрегате питания (фиг.2) установлен манометр 6.

Приняв решение катапультироваться, пилот дергает ручку катапультирования, связанную с тросиком пусковым 7 (фиг.2) агрегата питания. Агрегат питания, содержащий баллон с запорно-пусковым устройством ручного привода, срабатывает, и сжатый воздух поступает в клапан отсечной 2, а затем в пневмоцилиндр механизма ввода парашюта 4 (фиг.1). Сила от давления, образующаяся в пневмоцилиндре и приводящая в действие механизм ввода парашюта, воздействует в конце хода механизма через проушину 8 на пневматически разгруженный поршень 9 с лабиринтными уплотнениями, перемещая его до упора в амортизационную шайбу 10 (фиг.3).

Перемещаясь, поршень 9 в начале хода срезает штифт 11, а в конце хода, перекрывая подачу сжатого воздуха в пневмоцилиндр механизма ввода парашюта, взаимодействует посредством расположенных на конусной поверхности ножей с амортизационной шайбой 10, образуя неподвижное неразъемное соединение, фиксирующее положение поршня 9.

Одновременно сжатый воздух из агрегата питания поступает в регулятор давления 3 (фиг.1, 4) и затем в пневмоцилиндр стреляющего механизма летчика 5.

Срабатывание пневмоцилиндра стреляющего механизма летчика происходит с запаздыванием относительно пневмоцилиндра ввода парашюта ввиду большой разницы объемов.

Настройка положения регулятора давления (фиг.4) в зависимости от массы пилота осуществляется следующим образом.

После нажатия на рукоятку 12, жестко связанную с подпружиненным штоком 13 и фиксатором 14 (сжимая пружину 15), фиксатор по одному из осевых пазов 16 перемещается до радиального паза 17 корпуса 18.

Поворотом рукоятки по или против часовой стрелки фиксатор вручную устанавливается напротив осевого паза с надписью, соответствующей массе пилота.

После снятия усилия с рукоятки фиксатор со штоком, на направляющей поверхности которого расположены лабиринтные уплотнения, перемещается в обратном направлении под действием пружины, обеспечивая необходимое положение ступенчатой части штока и его фиксацию относительно площади проходного сечения на выходе из регулятора давления, то есть дросселируя поток сжатого воздуха и, тем самым, меняя его энергию.

Таким образом:

1. Наличие воздушного заряда и его величина в предлагаемом пневмоприводе системы катапультирования проверяется по манометру перед каждым полетом, повышая безопасность работы системы катапультирования.

2. Транспортировку системы катапультирования с пневмоприводом можно производить беспрепятственно, без специальных разрешительных документов, любым видом транспорта, на любое расстояние с незаряженным агрегатом питания.

Зарядка сжатым воздухом агрегата питания производится на зарядных станциях, имеющихся во всех аэропортах.

3. Изменяя площадь проходного сечения на выходе из регулятора давления, то есть дросселируя поток сжатого воздуха и изменяя его энергию, можно с большой степенью точности создать оптимальные параметры катапультирования для пилотов разных масс, обеспечив им максимальную безопасность при катапультировании.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 31.
27.02.2013
№216.012.2bcc

Амортизатор одностороннего действия с регулируемой энергоемкостью

Изобретение относится к устройствам для гашения кинетической энергии движущегося объекта. Амортизатор содержит корпус и энергопоглощающий элемент с резцами. Корпус выполнен в виде храпового колеса с радиальными пазами, в которых закреплены П-образные резцы с заранее заданной шириной паза. На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476739
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c37

Поверочный стенд

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и предназначено для создания поверочных ударных импульсов, необходимых для осуществления контроля трактов измерения ударных ускорений. Поверочный стенд содержит груз с бойком, вертикальные направляющие, акселерометр и наковальню. При этом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476846
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.04.2013
№216.012.39e3

Система аварийного спасения экипажа самолета методом катапультирования

Изобретение относится к области авиации, в частности к системе спасения экипажа самолета методом катапультирования. Система содержит пневмопривод, состоящий из агрегата питания, регулятора давления, механизма ввода парашюта и стреляющего механизма летчика. В пневмоприводе подвижный и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480380
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.06.2013
№216.012.4fb9

Газогенератор

Изобретение относится к аварийным надувным средствам спасения пилота и пассажира при посадке летательного аппарата. Газогенератор содержит пиротехнический заряд и баллон с газом. Входной и выходной каналы газового баллона перекрыты входной и выходной мембранами, которые через шайбы прижаты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486002
Дата охранного документа: 27.06.2013
20.08.2013
№216.012.5fe3

Конус-датчик агрегата заправки топливом в полете

Изобретение относится к области авиации, в частности к конус-датчику агрегата заправки топливом в полете. Конус-датчик агрегата содержит корпус, шаровой шарнир, стабилизирующий аэродинамический конус. На корпус конуса установлен кожух, на передней стороне которого выполнены три кольцевых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490179
Дата охранного документа: 20.08.2013
10.12.2013
№216.012.8855

Способ торможения катапультного кресла и система для его осуществления

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системе торможения катапультного кресла. Система торможения катапультного кресла содержит катапультное кресло со стабилизирующими телескопическими штангами и стабилизирующими парашютами. В конструкцию кресла дополнительно введены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500583
Дата охранного документа: 10.12.2013
20.12.2013
№216.012.8cc6

Мягкая оболочка скафандра и способ ее крепления к жестким узлам скафандра

Изобретение относится к авиационной и космической технике, а именно к мягкой оболочке скафандра и к способу ее крепления к жестким узлам скафандра. Мягкая оболочка состоит из внутренней герметичной и наружной силовой оболочек. Законцовка герметичной оболочки выполнена в виде формованного из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501721
Дата охранного документа: 20.12.2013
10.05.2014
№216.012.c04d

Система управления подвесного агрегата заправки

Изобретение относится к авиационной технике, а именно - к подвесным агрегатам заправки (ПАЗ), обеспечивающим дозаправку летательных аппаратов топливом в полете. Задачей изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик системы управления ПАЗ для повышения уровня автоматизации и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514978
Дата охранного документа: 10.05.2014
20.05.2014
№216.012.c41b

Система регистрации сигналов электромагнитных устройств

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может использоваться для регистрации сигналов электромагнитных устройств. Система регистрации состоит из измерительных преобразователей, коммутатора каналов, перепрограммируемого микропроцессора, энергонезависимой памяти. При этом в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515962
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.07.2014
№216.012.e0ab

Способ стабилизации конуса-датчика агрегата заправки топливом в полете

Изобретение относится к управляемым агрегатам заправки летательных аппаратов топливом в полете. При стабилизации конуса в трех перпендикулярных осях симметрии конуса направлениях выдуваются струи, интенсивность которых задается как линейная функция скорости и смещения конуса в соответствующем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523301
Дата охранного документа: 20.07.2014
Показаны записи 1-10 из 24.
27.04.2013
№216.012.39e3

Система аварийного спасения экипажа самолета методом катапультирования

Изобретение относится к области авиации, в частности к системе спасения экипажа самолета методом катапультирования. Система содержит пневмопривод, состоящий из агрегата питания, регулятора давления, механизма ввода парашюта и стреляющего механизма летчика. В пневмоприводе подвижный и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480380
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.06.2013
№216.012.4fb9

Газогенератор

Изобретение относится к аварийным надувным средствам спасения пилота и пассажира при посадке летательного аппарата. Газогенератор содержит пиротехнический заряд и баллон с газом. Входной и выходной каналы газового баллона перекрыты входной и выходной мембранами, которые через шайбы прижаты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486002
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.12.2013
№216.012.8855

Способ торможения катапультного кресла и система для его осуществления

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системе торможения катапультного кресла. Система торможения катапультного кресла содержит катапультное кресло со стабилизирующими телескопическими штангами и стабилизирующими парашютами. В конструкцию кресла дополнительно введены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500583
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.09.2014
№216.012.f155

Кресло космонавта

Изобретение относится к средствам обеспечения нормальной жизнедеятельности экипажа пилотируемого транспортного корабля, предназначенного для полетов на околоземную и окололунную орбиты и возвращения на Землю. Кресло содержит направляющую раму (1), подвижную платформу (2), вертикальный (3) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527603
Дата охранного документа: 10.09.2014
10.09.2014
№216.012.f161

Способ обеспечения переносимости космонавтами эксплуатационных и аварийных перегрузок в космическом летательном аппарате

Изобретение относится к методам и средствам обеспечения физиологической переносимости перегрузок, действующих на космонавтов на динамических участках полета корабля, в т.ч. при штатной посадке и в расчетных нештатных (аварийных) ситуациях. Способ включает определение оптимальной позы каждого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527615
Дата охранного документа: 10.09.2014
10.01.2015
№216.013.1b8d

Способ катапультирования летчика (пассажира) из летательного аппарата

Изобретение относится к средствам катапультирования из летательного аппарата в аварийных ситуациях. Способ катапультирования летчика или пассажира из летательного аппарата заключается в вытягивании летчика или пассажира с парашютной укладкой из кабины за привязную подвесную систему стреляющим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538481
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.02.2015
№216.013.21e8

Система катапультирования из летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике. Система катапультирования из летательного аппарата включает стреляющий механизм, наспинную парашютную укладку, армирующие и крепежные элементы, необходимые для размещения и фиксации летчика в кабине. Ранец парашютной укладки армирован сверху и по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540133
Дата охранного документа: 10.02.2015
10.02.2015
№216.013.24e7

Способ аварийного покидания экипажем летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам аварийного покидания членом экипажа самолета. Способ катапультирования экипажа летательного аппарата и парашютной укладки заключается в разрушении остекления кабины с помощью стреляющего механизма телескопического типа....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540900
Дата охранного документа: 10.02.2015
10.03.2015
№216.013.3140

Способ снижения вертикальной скорости приземления летчика после катапультирования и система для его реализации

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к способам и системам, обеспечивающим аварийное покидание экипажем летательного аппарата. Способ снижения вертикальной скорости приземления после катапультирования заключается в использовании порохового двигателя, причем включение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544076
Дата охранного документа: 10.03.2015
20.05.2015
№216.013.4c4f

Способ аварийного спасения члена экипажа самолета и система для его реализации

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам катапультирования. Система катапультирования содержит пневмопривод, выполненный в виде подвижного пневмоцилиндра-аккумулятора. Пневмоцилинд содержит дроссель и предохранительный клапан. Способ катапультирования заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551049
Дата охранного документа: 20.05.2015
+ добавить свой РИД