×
20.03.2019
219.016.e6d8

УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СУДНА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002306239
Дата охранного документа
20.09.2007
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области управления движением судна, в частности специальным судном, которое оборудовано сбрасываемыми объектами. Устройство содержит датчик угла дифферента, задатчик угла дифферента, датчик угловой скорости, датчик положения руля, выходы которых подключены к первому, второму, третьему и четвертому входам суммирующего усилителя, выход которого соединен с входом рулевого привода, балластную цистерну. Устройство дополнительно содержит клапан поддува цистерн, блок предварительного поддува цистерн, датчик давления внутри цистерны, выход которого соединен с входом блока предварительного поддува цистерн, выход последнего соединен с воздушным входом балластной цистерны через клапан поддува цистерн. Достигается повышение точности стабилизации судна в процессе сбрасывания специальных объектов. 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Предлагаемое изобретение относится к области судостроения, в частности к системам управления движением судна.

Известны системы динамического позиционирования судна (А.С. СССР 1615678), стабилизирующие положение надводного либо подводного судна в пространстве. Известно также устройство управления движением судна (патент России №2238881, прототип), содержащее задатчик угла дифферента, датчик угла дифферента, датчик угловой скорости, датчик положения руля, выходы которых подключены к первому, второму, третьему и четвертому входам суммирующего усилителя, выход которого соединен с входом рулевого привода, командный блок, программный блок и балластную цистерну, к входу которой подключен выход программного блока, к входу последнего подключен командный блок. Устройство поддерживает заданное состояние (движение судна в пространстве) при появлении достаточно сильных возмущающих воздействий (сброс трала, геодезического буя, ложной цели и т.д.) с использованием кроме гидродинамических рулей балластных цистерн.

Недостатком рассмотренных выше устройств является невозможность обеспечить требуемую точность стабилизации судна при появлении сильного возмущающего воздействия (величина которого заранее достоверно известна так же, как и время воздействия). Это объясняется тем, что:

- применение дополнительных исполнительных органов - балластных цистерн, балласт в которых изменяется обычным путем, оказывается также недостаточно эффективным из-за низкой скорости изменения плавучести (существующая скорость приема или откачки воды обычно не позволяет скомпенсировать возмущающий импульс в требуемый ограниченный момент времени);

- при закрытии клапанов наддува или вентиляции продолжается неуправляемый процесс - продолжение откачки или приема воды в цистерну ввиду наличия перепада давления в цистерне относительно окружающей среды (давления воды на входе в балластную цистерну и воздуха в балластной цистерне). Это приводит к появлению дополнительного (неучтенного) ухода судна из заданного диапазона состояния.

Целью предлагаемого изобретения является создание устройства, обеспечивающего заданную точность стабилизации судна при появлении сильных возмущений, величина которых и время действия заранее достоверно известна, а скорость заполнения водой цистерн ограничена, т.е. исключение отмеченных выше двух недостатков.

Предлагаемое устройство по сравнению с прототипом дополнительно содержит блок предварительного поддува цистерн воздухом, датчик давления внутри балластной цистерны и клапан поддува цистерн, выход которого соединен с воздушным входом балластной цистерны, а вход - с выходом блока предварительного поддува балластных цистерн, вход которого соединен с выходом датчика давления внутри балластной цистерны, что позволит:

- стабилизировать подводное судно с заданной точностью при появлении сильных внешних воздействий благодаря введению предварительно, до появления возмущения, на судно заданного поддува цистерн воздухом,

- повысить эффективность использования существующих балластных цистерн благодаря предварительной подкачке их воздухом до начала процесса включения в работу балластных цистерн перед сбрасыванием специальных объектов,

- обеспечить нахождение судна в заданном коридоре точности, т.к. существующие объекты достаточно инерционны, то удается не нарушить заданную точность стабилизации судна,

- исключить неопределенность в программном заполнении водой балластных цистерн (второй недостаток прототипа).

На чертеже приведена блок-схема предлагаемого устройства.

Устройство управления движением судна содержит: датчик угла дифферента 1, задатчик угла дифферента 2, датчик угловой скорости 3, датчик положения руля 4, суммирующий усилитель 5, рулевой привод 6, балластную цистерну (управляющий орган движения судна) 7, клапан поддува цистерны 8, блок предварительного поддува цистерн 9, датчик давления внутри балластной цистерны 10, судно (объект управления) 11.

В качестве датчика 1, задатчика угла дифферента 2 и датчика положения руля 4 могут использоваться серийно выпускаемые измерители угла с точностью не ниже 5%. Датчик угловой скорости 3 типовой ДУС-5 с диапазоном измерения 0.05-1.5 гр/сек. Суммирующий усилитель 5 может быть реализован на операционном усилителе типа 140 УД-6. Балластная цистерна 7 является штатной аппаратурой судна. Клапан поддува балластной цистерны 8 устанавливается на корпусе цистерны электромагнитного типа и обеспечивает подачу воздуха внутрь балластной цистерны. Блок предварительного поддува 9 может реализовываться в виде компаратора, на первый вход которого оператор вводит заданное значение давления внутри балластной цистерны, а на второй вход приходит сигнал текущей величины давления в цистерне, при равенстве этих величин на выходе компаратора вырабатывается сигнал на закрытие клапана 8. Датчик давления внутри балластной цистерны 9 с точностью измерения не ниже 5%. Перечисленные выше блоки системы соединены между собой в соответствии с приведенной блок-схемой.

Описание работы устройства.

Устройство управления движением судна позволяет стабилизировать судно по углу дифферента с малыми ошибками при задании больших возмущений от сбрасывания специальных объектов (тралов, геодезических буев, ложных целей и др.).

Это достигается тем, что предварительно до момента сбрасывания в блоке предварительного поддува цистерны 9 оператор устанавливает заданное значение давления воздуха в цистерне в зависимости от вида будущего воздействия (от сбрасываемого объекта) и глубины погружения судна, после чего открывается клапан поддува цистерн 8 и начинается поддув цистерны воздухом. Текущее давление воздуха в балластной цистерне непрерывно измеряется датчиком давления внутри цистерны 10, которое поступает на вход блока предварительного поддува цистерны 9. В момент времени, когда измеренное давление датчиком давления достигнет величины заданного значения, из блока предварительного поддува цистерн поступает команда на закрытие клапана поддува цистерны и выдается сигнал о возможности сбрасывания с судна специального объекта. Величина заданного давления воздуха в цистерне определяется предварительно по результатам математического моделирования процесса стабилизации судна при сбрасывании конкретного спецобъекта и работе средств стабилизации близко к оптимальному по точности. Проведенное моделирование подтвердило целесообразность использования такого устройства, т.к. величина отклонения судна от равновесного состояния в процессе сброса спецобъекта не превышает 2,5%. Такой хороший результат удалось получилось также благодаря повышению скорости входа воды в цистерну.

Устройствоуправлениядвижениемсудна,содержащеедатчикугладифферента,задатчикугладифферента,датчикугловойскорости,датчикположенияруля,выходыкоторыхподключеныкпервому,второму,третьемуичетвертомувходамсуммирующегоусилителя,выходкоторогосоединенсвходомрулевогопривода,ибалластнуюцистерну,отличающеесятем,чтодополнительносодержитклапанподдувацистерн,блокпредварительногоподдувацистерн,датчикдавлениявнутрицистерны,выходкоторогосоединенсвходомблокапредварительногоподдувацистерн,выходпоследнегосоединенсвоздушнымвходомбалластнойцистернычерезклапанподдувацистерн.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 27.
20.02.2019
№219.016.bfc4

Аппаратура автоматического расхождения судна со встречным объектом

Изобретение относится к области судовождения, а именно к автоматическому управлению движением судна по заданному направлению с выявлением встречных объектов и автоматического расхождения с ними. В предложенной аппаратуре используются приемник спутниковой навигационной системы, вычислитель,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002376194
Дата охранного документа: 20.12.2009
20.02.2019
№219.016.bfd2

Магниторезистивный пороговый наноэлемент

Изобретение может быть использовано в датчиках магнитного поля и тока, запоминающих и логических элементах, гальванических развязках на основе многослойных наноструктур с магниторезистивным эффектом. В магниторезистивном пороговом наноэлементе, содержащем подложку с расположенным на ней первым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002377704
Дата охранного документа: 27.12.2009
20.02.2019
№219.016.c09d

Способ распознавания форм рельефа местности по картине горизонталей

Изобретение относится к картографии, а точнее к способам создания карт рельефа местности путем обработки изображений, и может быть использовано для автоматизации редактирования и проверки картографической информации о рельефе местности. Техническим результатом является разработка способа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002308086
Дата охранного документа: 10.10.2007
23.02.2019
№219.016.c79f

Способ преобразования атмосферного электричества в электрическую энергию

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для преобразования природных источников электричества. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для достижения данного результата по мере накопления электричества до определенной величины его с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002366121
Дата охранного документа: 27.08.2009
08.03.2019
№219.016.d4a8

Зеркально-линзовый телескоп

Телескоп содержит вогнутое главное зеркало в виде симметричной части параболического цилиндра, размещенного в параболические направляющие, расположенные вдоль кромок упомянутого цилиндра. Направляющие заключены в жесткий каркас, выполненный из ребер, соединяющих края направляющих и сочлененных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002390809
Дата охранного документа: 27.05.2010
08.03.2019
№219.016.d50d

Способ измерения резонансной частоты и устройство для его осуществления

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для высокоточного дистанционного определения резонансной частоты резонаторов, применяемых в различных областях техники и научных исследованиях. В частности, оно может быть использовано в радиоволновых резонансных датчиках...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002367965
Дата охранного документа: 20.09.2009
11.03.2019
№219.016.d6af

Система автоматического управления судном

Изобретение относится к области судовождения, в частности к управлению движением судна как в открытых акваториях, так и в узкостях по заданному фарватеру. Система автоматического управления судном содержит датчик и задатчик курса, датчик угловой скорости, датчик кормовых рулей, выходы которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002248914
Дата охранного документа: 27.03.2005
11.03.2019
№219.016.d820

Ячейка памяти ассоциативного запоминающего устройства

Изобретение относится к области вычислительной техники и может быть использовано для реализации ассоциативной памяти в микропроцессорных системах и ассоциативных процессорах. Техническим результатом является уменьшение потребляемой мощности. Ячейка памяти ассоциативного запоминающего устройства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002390860
Дата охранного документа: 27.05.2010
11.03.2019
№219.016.d91f

Устройство исключения столкновения судна с встречным движущимся объектом

Изобретение относится к области судовождения и, в частности, к автоматическому управлению движением судна по заданному направлению с выявлением встречных объектов, с которыми возможно столкновение, и автоматическим расхождением с ними. Устройство выполнено с использованием приемника спутниковой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002383464
Дата охранного документа: 10.03.2010
11.03.2019
№219.016.d99a

Способ измерения вектора гармонического сигнала

Изобретение относится к области электроизмерительной техники. Способ может быть применен в средствах измерений пассивных и активных комплексных величин переменного тока, например в мостах переменного тока для измерения параметров многоэлементных двухполюсников, путем уравновешивания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002377577
Дата охранного документа: 27.12.2009
Показаны записи 1-10 из 25.
10.06.2013
№216.012.47d9

Способ управления движением судна по заданной траектории

Изобретение относится к области судовождения. Автоматическое управление движением судна по заданной траектории осуществляют путем управления по заданному углу курса с использованием кормовых рулей. Для обеспечения движения судна с углом дрейфа, близким к нулю, в предложенном способе применяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483973
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.09.2013
№216.012.675a

Способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся возмущений

Изобретение относится к области судовождения - автоматическому управлению движением судна по заданному направлению. Способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся возмущений использует задатчик курсового угла, приемник спутниковой навигационной системы, рулевой привод,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492105
Дата охранного документа: 10.09.2013
27.11.2013
№216.012.8501

Способ автоматического управления движением судна с учетом волнения

Изобретение относится к области судовождения по заданному маршруту. Предложенный способ базируется на автоматическом управлении движением судна с двумя законами управления - оптимальным (в смысле точности стабилизации судна на курсе при спокойном море) и «облегченным» (для сохранности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499727
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.04.2014
№216.012.b945

Способ отказоустойчивого управления движением корабля по глубине

Изобретение относится к области судостроения. Способ заключается в использовании задатчика глубины, первого фильтра оценки сигнала глубины, четвертого фильтра оценки сигнала угла дифферента и сумматора, на вход которого вводят сигналы. С выхода сумматора сигнал заданной скорости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513157
Дата охранного документа: 20.04.2014
20.05.2014
№216.012.c7b6

Способ управления движением судна по широте и долготе

Способ управления движением судна по широте и долготе позволяет управлять движением судна по заданной траектории с корректировкой скорости движения по времени. Корректировка по времени обеспечивает нахождение судна в заданной точке в заданное время. Использование в качестве навигационной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516885
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.08.2014
№216.012.e996

Устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию

Изобретение относится к области судовождения. Система содержит приемник (1) спутниковой навигационной системы, задатчик (2) маршрута с выходами заданного сигнала путевого угла (ПУ) и заданного угла φ угла курса, регулятор (3) угла δ перекладки руля, рулевой привод (4), регулятор (5) оборотов n...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525606
Дата охранного документа: 20.08.2014
27.10.2014
№216.013.0259

Способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях

Изобретение относится к области судостроения, а именно к автоматическому управлению угловым движением судна. Для отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях используют: блок датчиков угла поворота закрылков, датчик угла крена, блок дифференцирования, блок приводов закрылков,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531999
Дата охранного документа: 27.10.2014
27.10.2014
№216.013.025a

Отказоустойчивая система автоматического управления движением судна

Изобретение относится к области судовождения, а именно к автоматическому управлению движением судна по заданному маршруту. Отказоустойчивая система автоматического управления движением судна содержит датчик руля, датчик угловой скорости, датчик скорости хода, датчик угла курса, задатчик угла...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532000
Дата охранного документа: 27.10.2014
20.12.2014
№216.013.1102

Система идентификации гидродинамических коэффициентов математической модели движения судна

Изобретение относится к области судостроения, а именно к области автоматического управления движением судов. Система идентификации гидродинамических коэффициентов математической модели движения судна содержит рулевой привод, датчики: угловой скорости, курса судна, угла перекладки руля, боковой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535777
Дата охранного документа: 20.12.2014
20.12.2014
№216.013.11ec

Система отказоустойчивого управления движением корабля

Изобретение относится к области судостроения, а именно к автоматическому управлению движением корабля. Система отказоустойчивого управления движением корабля содержит блок дифференцирования, датчик руля, три датчика глубины, датчик угла дифферента, рулевой привод, задатчик глубины угла...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536011
Дата охранного документа: 20.12.2014
+ добавить свой РИД