×
13.03.2019
219.016.dea1

СПОСОБ ДОСТАВКИ СПАСАТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к способам доставки спасательных средств к месту спасания на море. Доставка спасательного средства для спасания на море людей, терпящих бедствие, включает доставку плота спасательного надувного (ПСН) в район спасания беспилотным летательным аппаратом (БЛА). С подлетом к месту спасания передают на пункт управления его телевизионное изображение, рассчитывают маневр БЛА, сбрасывают ПСН в расчетную точку, уводят БЛА на безопасное расстояние, наполняют ПСН сжатым газом и обозначают ПСН звуковым и/или световым сигналами. Расчетную точку располагают на расстоянии от места спасания, составляющем 200-300 м. На БЛА дополнительно размещают самоходный плавающий аппарат и аэростат в сложенном виде. После сброса доставляют ПСН к месту спасания самоходным плавающим аппаратом, а аэростат наполняют газом и поднимают на высоту, регулируемую длиной троса, прикрепленного с одной стороны к аэростату, а с другой к плавучему якорю. Аэростат оборудуют радиоретранслятором и видеоустройством с видеокамерой и устройством ее управления. С помощью радиоретранслятора осуществляют дистанционное управление самоходным плавающим аппаратом и видеокамерой, с помощью которой получают изображение места спасания. Самоходный плавающий аппарат оснащают громкоговорителем, по которому передают терпящим бедствие людям информацию для их спасания и поддержки. Достигается быстрота доставки и доступность для терпящих бедствие людей спасательных средств. 2 табл.
Реферат Свернуть Развернуть

Описываемое изобретение относится к способам доставки спасательных средств к месту спасания на море.

Спасание на море регулируется Конвенцией для объединения правил по оказанию помощи и спасанию на море, подписанной в Брюсселе в 1910 г. Конвенция не устанавливает различия между помощью и спасанием судна, груза и фрахта. Капитан обязан безвозмездно помочь погибающим в море людям, если может это сделать без серьезной опасности для своего экипажа, пассажиров и судна. За отказ в помощи он несет уголовную ответственность [1]. Существуют межправительственные соглашения между странами, согласно которым страны-участники обязаны немедленно принимать меры по поиску и спасанию терпящих бедствие судов, самолетов и людей, сообщать соответствующим службам другого государства о всех аварийных случаях и привлекать их к участию в спасательных операциях. Поиск и спасание в территориальных водах осуществляются согласно законам соответствующего государства [1].

Человек, оказавшийся в результате аварийной ситуации (кораблекрушения) в воде, подвергается опасности гибели (утопления) вследствие воздействия штормовой погоды, переохлаждения, а также контакта с ядовитыми или опасными морскими животными [2].

Переохлаждение (гипотермия) представляет собой патологическое состояние, обусловленное избыточной отдачей тепла организмом человека и характеризующееся понижением температуры тела. Степень переохлаждения зависит от температуры воды и длительности пребывания человека в ней, состояния его одежды или снаряжения [2], [3], [4].

В течение некоторого времени до подхода помощи люди могут оставаться на воде в промокшей одежде. Это приводит к большим теплопотерям организма и развитию переохлаждения независимо от времени года.

Так, например, Правила водолазной службы ВМФ (ПВС ВМФ-2002) определяют допустимое время пребывания человека (водолаза) в воде без гидрокомбинезона с учетом различной температуры воды (табл. 1) [2].

Состояние человека, находящегося в воде, зависит от многих факторов, в том числе от его личной физической выносливости и тренированности. В некоторых источниках приводятся следующие данные, характеризующие пребывание человека в воде с температурой от 0 до 20°С (таблица 2) [4].

Наибольшую опасность для человека в воде представляет переохлаждение организма. Таким образом, спасение людей в аварийных ситуациях (при кораблекрушениях) во многом обеспечивается своевременностью оказания им помощи в ходе спасательных действий, особенно в высоких широтах, в том числе скоростью доставки спасательных средств.

Одним из известных и широко применяющихся в мире спасательных средств является плот спасательный надувной (ПСН), устройство которого включает контейнер для хранения ПСН, механизм раскрытия контейнера, непосредственно сам плот спасательный надувной, устройство для наполнения плота сжатым газом (газогенератор) и контейнер с медикаментами, водой и другими запасами [1], [5]. Необходимое количество ПСН должно иметь каждое судно (корабль). ПСН изготавливают из прочной непроницаемой ткани. Он автоматически надувается газом при сбрасывании в воду [6].

Известным способом доставки в район спасания спасательных средств является их доставка с помощью авиации. Недостатком данного способа является то обстоятельство, что авиация не всегда может быстро выполнить эту задачу в связи с удаленностью района спасания от пункта базирования, погодными условиями или по другим причинам.

Другим способом доставки спасательного средства к месту спасания людей может быть доставка с помощью беспилотного летательного аппарата (БЛА) [7]. Одним из видов БЛА, оснащенного реактивным двигателем, является ракета [8].

Известно реактивное устройство для доставки ПСН, которое состоит из ракетной части, головной части и рулей-стабилизаторов [9]. В головной части размещают контейнер, в который укладывают ПСН, оборудуют его дистанционным механизмом с датчиком приводнения и газогенератором, парашютом, механизмом отделения ракетной части с замедлителем и механизмом раскрытия контейнера. Ракетную часть и рули-стабилизаторы оснащают парашютом для обеспечения их торможения после отделения и приводнения на безопасном расстоянии от места спасания людей [9].

По мере возрастания дальности полета применение неуправляемых ракет и других БЛА нецелесообразно вследствие увеличения их технического рассеивания. Для доставки же спасательных средств на расстояние более 10 км требуется ракета или БЛА, управляемые автономно или дистанционно.

Доставка спасательного средства к месту спасания на ракете имеет явное преимущество перед другими способами, так как значительно сокращает время начала спасания. При удалении места спасания от корабля-носителя ракеты с ПСН на 5 км спасательное средство будет доставлено не позже, чем через 1 мин, а при удалении на 10 км - за 1,5…2 мин. Корабельный вертолет доставит спасательные средства в лучшем случае не ранее, чем через 5 и 10 мин соответственно, то есть в 5 раз медленнее.

Применение управляемых ракет и других БЛА делает возможным увеличивать дальность доставки спасательных средств до 100 км и более. При этом время доставки ПСН ракетой на дистанцию 100 км не превышает 10 мин. Носителями ракет или БЛА с ПСН могут быть не только корабли, но также и наземные средства, включающие мобильные или стационарные пусковые установки. В корпусе одной такой ракеты или БЛА могут быть размещены несколько ПСН.

Наиболее близким аналогом предлагаемого способа доставки спасательного средства к месту спасания является способ доставки спасательного средства ракетой [10].

Способ включает доставку ракетой ПСН в район спасания, для чего ракету заряжают в пусковую установку, в счетно-решающем приборе решают задачу выработки данных стрельбы и выдают их в систему пуска ракеты в качестве полетного задания, производят предстартовую подготовку и проверку ракеты, осуществляют пуск ракеты, управляют полетом ракеты к месту спасания, с подлетом ракеты к месту спасания передают на пункт управления телевизионное изображение с места аварии, рассчитывают маневр ракеты и сбрасывают ПСН в расчетную точку, уводят ракету на безопасное расстояние и затапливают, включают газогенератор и наполняют ПСН сжатым газом, обозначают ПСН звуковым и/или световым сигнальным устройством [10].

Указанный способ позволяет быстро доставлять средства спасания людей к месту аварии, однако он представляет для людей и определенную опасность, так как при сбрасывании ПСН слишком близко от места спасания он может нанести терпящим бедствие людям телесные повреждения, а при сбрасывании далеко от места аварии - сделать ПСН недосягаемым для них.

Целью изобретения является разработка такого способа доставки спасательных средств к месту спасания, при котором обеспечивалась бы быстрота доставки, доступность для терпящих бедствие людей спасательных средств, а также исключалась бы опасность нанесения им травм.

Предлагается способ доставки спасательного средства для спасания на море людей, терпящих бедствие, включающий доставку ПСН в район спасания беспилотным летательным аппаратом, для чего беспилотный летательный аппарат с находящимся в нем ПСН заряжают в пусковую установку, в счетно-решающем приборе вырабатывают данные стрельбы, вводят в систему управления беспилотного летательного аппарата полетное задание, производят его предстартовую подготовку и проверку, осуществляют пуск беспилотного летательного аппарата, управляют его полетом к месту спасания, с подлетом к месту спасания передают на пункт управления его телевизионное изображение, рассчитывают маневр беспилотного летательного аппарата, сбрасывают ПСН в расчетную точку, уводят беспилотный летательный аппарат на безопасное расстояние, наполняют ПСН сжатым газом и обозначают ПСН звуковым и/или световым сигналами. При этом расчетную точку располагают на расстоянии от места спасания, составляющим 200-300 м, на беспилотном летательном аппарате дополнительно размещают самоходный плавающий аппарат и аэростат в сложенном виде, которые также сбрасывают в расчетной точке, после сброса доставляют ПСН к месту спасания самоходным плавающим аппаратом, а аэростат наполняют газом и поднимают на высоту, регулируемую длиной троса, прикрепленного с одной стороны к аэростату, а с другой к плавучему якорю, аэростат оборудуют радиоретранслятором и видеоустройством с видеокамерой и устройством ее управления, с помощью радиоретранслятора осуществляют дистанционное управление самоходным плавающим аппаратом и видеокамерой, с помощью видеокамеры получают изображение места спасания, самоходный плавающий аппарат оснащают громкоговорителем, по которому передают терпящим бедствие людям информацию для их спасания и поддержки.

Применяемый в качестве радиоретранслятора и размещения видеоустройства аэростат, известен, как автоматический привязной летательный аппарат-радиоретранслятор с подъемной силой, создаваемой газом с меньшей, чем у воздуха плотностью [11].

Предлагаемый способ доставки в район спасания людей, терпящих бедствие, спасательного плота позволит доставить его быстро и безопасно. Кроме того, предлагаемый способ позволит контролировать процесс спасания людей в реальном масштабе времени, передавать им необходимую информацию и морально поддерживать.

Источники информации, использованные при выявлении изобретения и составлении его описания:

1. Морской энциклопедический справочник: Том 2/Под ред. Н.Н. Исанина. - Л.: Судостроение, 1986. 520 с., ил. С. 249.

2. Правила водолазной службы Военно-Морского Флота. Часть 2. ПВС ВМФ-2002. - М.: Воениздат, 2002.

3. Большая советская энциклопедия. Третье издание. - М.: Изд. «Советская энциклопедия», 1970.

4. Что такое "гипотермия" ? http://fishing-club.ru/lit/lit159.htm

5. Александров А.А. и др. Морская практика. Учебник. - М.: Воениздат, 1976. - 245 с.

6. Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. - М.: Воениздат, 1989. - 511 с. С. 318.

7. Беспилотный летательный аппарат. Материалы Википедии.

https://ru.wikipedia.org/wiki/

8. Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. - М.: Воениздат, 1989. - 511 с. С. 361-362.

9. Патент RU 2414378 С2. Реактивное устройство для доставки плота спасательного надувного/ Новиков А.В., Татаринов Ю.А., Долбилин Р.В., Трофимов С.В. - М.: ФИПС, 2011. Бюл. №8.

10. Новиков А.В. Способ доставки спасательного средства. Заявка на изобретение №2014109538. - М.: ФИПС, 2015. Бюл. №26.

11. Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. М.: Воениздат, 1989. - 511 с. С. 34.

Способ доставки спасательного средства для спасания на море людей, терпящих бедствие, включающий доставку плота спасательного надувного (ПСН) в район спасания беспилотным летательным аппаратом (БЛА), для чего БЛА с находящимся в нем ПСН заряжают в пусковую установку, в счетно-решающем приборе вырабатывают данные стрельбы, вводят в систему управления БЛА полетное задание, производят его предстартовую подготовку и проверку, осуществляют пуск БЛА, управляют его полетом к месту спасания, с подлетом к месту спасания передают на пункт управления его телевизионное изображение, рассчитывают маневр БЛА, сбрасывают ПСН в расчетную точку, уводят БЛА на безопасное расстояние, наполняют ПСН сжатым газом и обозначают ПСН звуковым и/или световым сигналами, отличающийся тем, что расчетную точку располагают на расстоянии от места спасания, составляющем 200-300 м, на БЛА дополнительно размещают самоходный плавающий аппарат и аэростат в сложенном виде, которые также сбрасывают в расчетной точке, после сброса доставляют ПСН к месту спасания самоходным плавающим аппаратом, а аэростат наполняют газом и поднимают на высоту, регулируемую длиной троса, прикрепленного с одной стороны к аэростату, а с другой к плавучему якорю, аэростат оборудуют радиоретранслятором и видеоустройством с видеокамерой и устройством ее управления, с помощью радиоретранслятора осуществляют дистанционное управление самоходным плавающим аппаратом и видеокамерой, с помощью видеокамеры получают изображение места спасания, самоходный плавающий аппарат оснащают громкоговорителем, по которому передают терпящим бедствие людям информацию для их спасания и поддержки.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 13.
20.06.2016
№217.015.03a5

Способ диагностирования датчика измерения

Изобретение относится к способам диагностирования датчиков измерения. Предложенный способ заключается в том, что сигнал с выхода диагностируемого датчика сравнивают с контрольными типичными сигналами. При этом физическую величину, измеряемую посредством диагностируемого датчика, дополнительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587635
Дата охранного документа: 20.06.2016
25.08.2017
№217.015.d15d

Универсальная по целям крылатая ракета и способы поражения целей

Группа изобретений относится к крылатым ракетам и способам поражения ими целей. Технический результат - разработка универсальной по целям ракеты и способов поражения ею целей. Универсальная ракета представляет собой корпус с несущим крылом и органами управления. Корпус оснащен двигательной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622051
Дата охранного документа: 09.06.2017
26.08.2017
№217.015.d84c

Способ сжигания твердых углеродосодержащих топлив или отходов

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано для преобразования тепловой энергии в механическую или электрическую энергию, в стационарных и передвижных теплоэлектростанциях, а также в транспортных средствах. Способ сжигания твердых углеродосодержащего топлива и/или отходов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622596
Дата охранного документа: 16.06.2017
10.05.2018
№218.016.4f47

Переборка подводной лодки

Изобретение относится к области подводного кораблестроения, в частности к корпусным конструкциям подводной лодки. Предложена переборка подводной лодки, содержащая полотно, подкрепленное ребрами жесткости, при этом полотно выполнено в форме цилиндрической поверхности, ограниченной внутренней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652688
Дата охранного документа: 28.04.2018
29.05.2018
№218.016.52ab

Устройство для разделения всплывающей камеры с подводным техническим средством

Изобретение относится к области судостроения, в частности к спасательным устройствам для экипажей подводных технических средств. Устройство для разделения всплывающей спасательной камеры с подводным техническим средством содержит комингсы, опорные кольца которых соединены кремальерным затвором,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653915
Дата охранного документа: 15.05.2018
29.05.2018
№218.016.52d4

Люк подводного технического средства

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным техническим средствам. Предложен люк подводного технического средства, который содержит установленную на комингсе крышку с уплотнением, снабженную затвором с маховиком, рычаги прижима крышки к комингсу люка, а также обратный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653651
Дата охранного документа: 11.05.2018
26.12.2018
№218.016.ab8a

Способ получения огнезащитного состава и огнезащитный состав для трубопроводного и кабельного перехода переборки

Изобретение относится к противопожарным техническим средствам и может быть использовано для защиты трубопроводных и кабельных переходов в прочных переборках судов и промышленных объектах с повышенной пожароопасностью. Предложен способ получения огнезащитного состава взаимодействием глицерина с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002675848
Дата охранного документа: 25.12.2018
01.06.2019
№219.017.7273

Огнезащитное устройство для кабельного перехода переборки

Изобретение относится к противопожарным техническим средствам и может быть использовано для защиты кабельных переходов в прочных переборках судов, промышленных объектах с повышенной пожароопасностью. Огнезащитное устройство кабельного перехода прочной переборки содержит установленное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690110
Дата охранного документа: 30.05.2019
04.06.2019
№219.017.733b

Спасательная подводная лодка - носитель глубоководных аппаратов

Спасательная подводная лодка - носитель глубоководных аппаратов, содержит прочный корпус, легкий корпус с цистернами главного балласта, шлюзовые и декомпрессионные камеры и комингс-площадки с приемно-выходными люками. Лодка также снабжена расположенными побортно прочными цилиндрическими...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690327
Дата охранного документа: 31.05.2019
17.10.2019
№219.017.d6e4

Способ управления креном подводного подвижного объекта и система управления, реализующая способ

Группа изобретений относится к способу и системе управления креном подводного подвижного объекта. Для управления креном устанавливают горизонтальные рули определенным образом, опытным путем определяют коэффициент пропорциональности крена квадрату угловой скорости вращения винта движителя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002703005
Дата охранного документа: 15.10.2019
Показаны записи 1-10 из 70.
27.03.2014
№216.012.ae5e

Реактивная система освещения подводной обстановки

Изобретение относится к технике наблюдения за подводной средой. В предложенной реактивной системе освещения подводной обстановки в качестве средства доставки используется управляемая ракета. В ее головной части размещены отделяемый контейнер (контейнеры) с радиогидроакустическим буем (РГБ),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510353
Дата охранного документа: 27.03.2014
27.03.2014
№216.012.ae60

Реактивный шифровой заряд (варианты)

Изобретение относится к плавучим средствам и может быть использовано в устройствах дистанционного управления подводными объектами. Реактивный шифровой заряд (РШЗ) содержит корпус, батарею, парашютную систему, запоминающее устройство, механизм автоотцепа, трос, блок управления, часовой механизм,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510355
Дата охранного документа: 27.03.2014
10.04.2014
№216.012.b1b7

Комплекс ложных морских целей

Изобретение относится к устройствам радиоэлектронной борьбы. Способ использования ложных морских целей включает использование надувного уголкового отражателя и дрейфующего и самоходного имитаторов подводной лодки. Ложные морские цели размещают в отделяемых контейнерах с устройством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511211
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.04.2014
№216.012.ba16

Способ поражения морской цели (варианты)

Группа изобретений относится к способам поражения морских целей. Способ поражения подводной лодки противолодочной торпедой включает: маневрирование корабля, решение приборами управления стрельбой, задачи встречи торпеды с подводной лодкой, выстреливание торпеды, ее движение в расчетную точку,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513366
Дата охранного документа: 20.04.2014
27.03.2015
№216.013.35c3

Надувной отражатель с реактивным двигателем (варианты)

Изобретение относится к устройствам радиоэлектронного подавления. Надувной отражатель оснащается поплавком с расположенной в нем системой телеуправления и включает надувную оболочку, трехгранный уголковый радиоотражатель, устройство для наполнения надувной оболочки сжатым газом, механизм...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002545247
Дата охранного документа: 27.03.2015
10.04.2015
№216.013.3b86

Противолодочная крылатая ракета и способ ее применения

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано в крылатых противолодочных ракетах. Противолодочная крылатая ракета (ПЛР) содержит корпус с крылом и органами управления, двигательную установку, бортовую систему управления (БСУ), устройство взаимного обмена информацией (ВЗОИ),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002546726
Дата охранного документа: 10.04.2015
27.05.2015
№216.013.4f5c

Система телеуправления подводным аппаратом

Изобретение относится к системам дистанционного управления подводными объектами. Надводный носитель выпускает подводный аппарат (ПА) и вместе с ним буй-ретранслятор, оборудуемый антенной приема команд и передатчиком-ретранслятором. Для осуществления пуска и управления ПА на носителе установлены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551834
Дата охранного документа: 27.05.2015
20.08.2015
№216.013.6feb

Способ постановки аэрозольного облака

Изобретение относится к способам постановки искусственно создаваемых оптических преград для скрытия объектов. Способ постановки аэрозольного облака с применением ракет, в головной части которых размещают дымовые приборы, включает расчет координат точки и времени начала постановки аэрозольного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560221
Дата охранного документа: 20.08.2015
10.09.2015
№216.013.76d2

Способ постановки мин

Изобретение относится к способам постановки мин надводным кораблем. Способ постановки мин надводным кораблем заключается в том, что применяют сборный минный носитель, представляющий собой контейнер, который помещают на плавучее средство (баржу), которое устанавливают на отделяемую колесную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562007
Дата охранного документа: 10.09.2015
10.09.2015
№216.013.76d3

Способ применения мины

Изобретение относится к способам применения морских мин. Способ применения мины заключается в том, что в противодесантном минном заграждении применяют реактивную донную противодесантную мину, для чего производят расчет требуемого числа мин и их координат. Заряжают мину в пусковую установку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562008
Дата охранного документа: 10.09.2015
+ добавить свой РИД