×
17.10.2019
219.017.d6e4

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ КРЕНОМ ПОДВОДНОГО ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩАЯ СПОСОБ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Группа изобретений относится к способу и системе управления креном подводного подвижного объекта. Для управления креном устанавливают горизонтальные рули определенным образом, опытным путем определяют коэффициент пропорциональности крена квадрату угловой скорости вращения винта движителя подвижного объекта и вводят полученные данные в компьютерную систему управления подвижного объекта, автоматически выставляют горизонтальные рули для вычисленного значения кренящего момента. Система содержит силовые цилиндры поворота баллеров правого и левого горизонтальных рулей с синхропреобразователями обратной связи и распределителями рабочей жидкости систем гидравлики, управляемые переключатели работы силовых цилиндров с корабельной на резервную систему гидравлики, сервоприводы управления распределителей жидкости, пульт управления движением подводного объекта с синхропреобразователями поворота штурвалов управления горизонтальными рулями, блок дистанционного управления рулями, процессорный блок, синхропреобразователи обратной связи силовых цилиндров. Обеспечивается обнуление кренящего момента подводного объекта. 2 н.п. ф-лы.

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности, к способам и устройствам управления подводными подвижными объектами (подводными лодками, аппаратами, торпедами и т.п.), имеющими одновальную винтовую движительную установку. При вращении винта такой движительной установки возникает кренящий подводный объект момент в сторону, противоположную направлению вращения винта, увеличивающийся с повышением его оборотов.

Как правило, крен подводного подвижного объекта связан с его циркуляцией (см. Военно-морской словарь / Гл. ред. В.Н. Чернавин. - М.: Воениздат, 1989). Так как крен, особенно статический, отражается на точности движения объекта по курсу, возникает необходимость его целенаправленного устранения.

В судостроении широко применяется способ управления креном (креновыравнивание) судна балластировкой водой цистерн, размещенных со смещением к борту от диаметральной плоскости судна.

Известен способ, реализуемый в «Системе управления остаточной плавучестью, дифферентом и креном подводного устройства» по патенту РФ №2185304, 2002 г., МПК B63G 8/22, B63G 8/26. Способ заключается в том, что имеющийся крен подводного объекта устраняют принудительным (с помощью насосного агрегата) приемом воды в соответствующую из разнесенных по бортам цистерн, в которых поддерживают избыточное, по отношению к забортному, давление газом, например воздухом, и/или стравливают из противоположной (симметрично расположенной) цистерны воду через дистанционно управляемый клапан с одновременным сохранением заданной плавучести

К недостаткам способов и реализующих их устройств креновыравнивания с помощью балластировки побортно расположенных цистерн следует отнести малую динамичность управления, затрудняющую оперативное устранение крена подводного объекта при быстром маневрировании изменением скорости, т.е. управлением работой движительного комплекса, в том числе и при включении резервных оборотов винта.

Способ, принятый авторами за прототип (см. Кормилицин Ю.Н., Хализев О.А. Проектирование подводных лодок. Учебник. - СПб.: Элмер, 2004), характеризуется тем, что подводный подвижный объект снабжают одной или двумя парами побортно расположенных горизонтальных рулей, каждый из которых имеет свой баллер. Для устранения крена перекладывают рули правого и левого бортов на разные углы, один на всплытие, другой на погружение.

Такая работа требует точной угловой установки каждого горизонтального руля, что при оперативном управлении частотой и реверсом вращения вала движительной установки подводного объекта без автоматизации практически невозможно.

Предлагаемое изобретение решает задачу повышения динамики управления подводным подвижным объектом при повышении безопасности его эксплуатации.

Технический результат изобретения состоит в обеспечении обнуления кренятщего момента, возникающего из-за вращения винта одновальной силовой движительной установки, при каждом управляемом изменении оборотов ее вала.

Указанный результат достигается тем, что в способе управления креном подводного объекта в нужную сторону относительно его продольной оси его горизонтальные рули, каждый из которых имеет свой баллер, устанавливают так, чтобы возникал гидродинамический момент, по направлению противоположный и по величине соответствующий моменту от вращающегося винта движительной установки. Для этого определяют количественное значение коэффициента пропорциональности крена, подлежащего управлению конкретного подводного подвижного объекта, квадрату угловой скорости вращения его винта, вводят этот коэффициент с противоположным знаком в соответствующую квадратичную зависимость блока памяти компьютерной системы управления подвижного объекта, при каждом управляемом изменении оборотов вала движительного комплекса автоматически вычисляют возникающий кренящий момент и управляемо выставляют горизонтальные рули в расчетное положение, чем обеспечивают обнуление суммарного кренящего момента.

Предлагаемый способ реализуется системой управления креном подводного подвижного объекта, включающей поршневые гидравлические приводы управления горизонтальными рулями объекта.

Известна гидравлическая система управления рулями подводной лодки (ПЛ), в которой используются механические распределители золотникового типа, а силовые цилиндры (прессы) рулей питаются от аксиально-поршневых гидравлических насосов с вращающимися блок-цилиндрами. Этим обеспечивается изменение направления подачи рабочей жидкости (см. с. 147 Букалов В.М., Нарусбаев А.А. Проектирование атомных подводных лодок. JL: Судостроение, 1964).

Известны более совершенные системы управления рулями ПЛ, включающие электрогидравлические приводы, которые отличаются более спокойной и точной перекладкой рулей. Они исключают необходимость в гидравлических трубопроводах, соединяющих пост управления с местом расположения силовых цилиндров (см. там же и рисунок 58). Перекладку рулей осуществляют с пульта управления, расположенного в центральном посту корабля. Поворот штурвала преобразуется командным синхропреобразователем в слаботочный электросигнал. Последний сравнивается в усилителе с сигналом, поступающим от синхропреобразователя обратной связи. Когда рули установлены в заданном положении, прямой и обратный сигналы уравниваются, а сигнал рассогласования уменьшается до нуля.

Отмеченная схема принята за прототип. Ее недостатком является отсутствие реакции на крен ПЛ, возникающий при изменении оборотов винта одновального движителя.

Технический результат предлагаемого изобретения состоит в автоматической выработке управляющего сигнала, пропорционального квадрату частоты вращения выходного вала движителя силовой установки, который после преобразования сравнивается с синхропреобразователями обратной связи установки раздельных баллеров горизонтальный рулей, чем обеспечивается их угловая выставка в расчетное положение, соответствующее обнулению суммарного кренящего момента.

Указанный результат достигается тем, что в предлагаемой системе управления реализуется заявляемый способ управления креном подводного подвижного объекта. По сравнению с прототипом в систему введена дополнительная структура автоматической выработки и использования управляющего электрического сигнала, поступающего от блока управления оборотами одновальной (в общем случае имеющей нечетное количество валов) движительной силовой установки подвижного объекта.

Система включает силовые цилиндры поворота баллеров правого и левого горизонтальных рулей объекта, оснащенные синхропреобразователями обратной связи (вырабатывающими пропорциональные углам поворота электрические сигналы), распределителями рабочей жидкости корабельной и резервной систем гидравлики, управляемые переключатели работы силовых цилиндров с корабельной на резервную ристему гидравлики, сервоприводы управления распределителей жидкости корабельной системы гидравлики, пульт управления движением подводного подвижного объекта, содержащий синхропреобразователи поворота штурвалов управления горизонтальными рулями, кабелем связанные с силовым блоком дистанционного управления рулями, к которому кабелями также подключены сервопреобразователи обратной связи силовых цилиндров и сервоприводы распределителей рабочей жидкости корабельной системы гидравлики и отличается тем, что один из входов блока дистанционного управления горизонтальными рулями через процессорный блок и синхропреобразователь оборотов винта движителя соединен с установщиком этих оборотов.

Система управления креном подводного подвижного объекта работает следующим образом.

С помощью установщика первоначально устанавливают или изменяют обороты винта движителя подвижного объекта. Пропорционально требуемым устанавливаемым оборотам синхропреобразователь оборотов вырабатывает слабый электрическимй сигнал, который поступает в процессорный блок, в памяти которого хранится значение коэффициента пропорциональности углов крена подвижного объекта, соответствующих квадрату угловой скорости вращения винта силовой установки, выработанное по результатам ходовых испытаний подвижного объекта.

Поступающий электросигнал автоматически преобразуется в новый сигнал, пропорциональный квадрату угловой скорости вращения винта. В реальном времени численное значение этого сигнала умножается на хранящийся в памяти коэффициент пропорциональности и с обратным знаком поступает в пульт дистанционного раздельного управления рулями. В соответствии с предварительно введенной в пульт управления программой происходит усиление сигнала, который подается на соответствующие электромагниты сервоприводов, что сопровождается разнонаправленным вращением баллеров горизонтальных рулей.

Синхропреобразователи обратной связи вырабатывают электросигналы, поступающие в пульт, где они сравниваются с начальными значениями управляющих сигналов, разность между которыми усиливается и подается на сервоприводы.

Когда рули установятся в требуемом положении, управляющий от процессорного блока и обратные от синхропреобразователей сигналы уравняются, а сигнал рассогласования уменьшится до нуля.

Таким образом суммарный кренящий момент обнуляется, и диаметральная плоскость подводного подвижного объекта принимет вертикальное положение. Тем самым устраняется причина непреднамеренного увода объекта с намеченного курса движения

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 13.
20.06.2016
№217.015.03a5

Способ диагностирования датчика измерения

Изобретение относится к способам диагностирования датчиков измерения. Предложенный способ заключается в том, что сигнал с выхода диагностируемого датчика сравнивают с контрольными типичными сигналами. При этом физическую величину, измеряемую посредством диагностируемого датчика, дополнительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002587635
Дата охранного документа: 20.06.2016
25.08.2017
№217.015.d15d

Универсальная по целям крылатая ракета и способы поражения целей

Группа изобретений относится к крылатым ракетам и способам поражения ими целей. Технический результат - разработка универсальной по целям ракеты и способов поражения ею целей. Универсальная ракета представляет собой корпус с несущим крылом и органами управления. Корпус оснащен двигательной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622051
Дата охранного документа: 09.06.2017
26.08.2017
№217.015.d84c

Способ сжигания твердых углеродосодержащих топлив или отходов

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано для преобразования тепловой энергии в механическую или электрическую энергию, в стационарных и передвижных теплоэлектростанциях, а также в транспортных средствах. Способ сжигания твердых углеродосодержащего топлива и/или отходов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622596
Дата охранного документа: 16.06.2017
10.05.2018
№218.016.4f47

Переборка подводной лодки

Изобретение относится к области подводного кораблестроения, в частности к корпусным конструкциям подводной лодки. Предложена переборка подводной лодки, содержащая полотно, подкрепленное ребрами жесткости, при этом полотно выполнено в форме цилиндрической поверхности, ограниченной внутренней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652688
Дата охранного документа: 28.04.2018
29.05.2018
№218.016.52ab

Устройство для разделения всплывающей камеры с подводным техническим средством

Изобретение относится к области судостроения, в частности к спасательным устройствам для экипажей подводных технических средств. Устройство для разделения всплывающей спасательной камеры с подводным техническим средством содержит комингсы, опорные кольца которых соединены кремальерным затвором,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653915
Дата охранного документа: 15.05.2018
29.05.2018
№218.016.52d4

Люк подводного технического средства

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным техническим средствам. Предложен люк подводного технического средства, который содержит установленную на комингсе крышку с уплотнением, снабженную затвором с маховиком, рычаги прижима крышки к комингсу люка, а также обратный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653651
Дата охранного документа: 11.05.2018
26.12.2018
№218.016.ab8a

Способ получения огнезащитного состава и огнезащитный состав для трубопроводного и кабельного перехода переборки

Изобретение относится к противопожарным техническим средствам и может быть использовано для защиты трубопроводных и кабельных переходов в прочных переборках судов и промышленных объектах с повышенной пожароопасностью. Предложен способ получения огнезащитного состава взаимодействием глицерина с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002675848
Дата охранного документа: 25.12.2018
13.03.2019
№219.016.dea1

Способ доставки спасательного средства

Изобретение относится к способам доставки спасательных средств к месту спасания на море. Доставка спасательного средства для спасания на море людей, терпящих бедствие, включает доставку плота спасательного надувного (ПСН) в район спасания беспилотным летательным аппаратом (БЛА). С подлетом к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681609
Дата охранного документа: 11.03.2019
01.06.2019
№219.017.7273

Огнезащитное устройство для кабельного перехода переборки

Изобретение относится к противопожарным техническим средствам и может быть использовано для защиты кабельных переходов в прочных переборках судов, промышленных объектах с повышенной пожароопасностью. Огнезащитное устройство кабельного перехода прочной переборки содержит установленное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690110
Дата охранного документа: 30.05.2019
04.06.2019
№219.017.733b

Спасательная подводная лодка - носитель глубоководных аппаратов

Спасательная подводная лодка - носитель глубоководных аппаратов, содержит прочный корпус, легкий корпус с цистернами главного балласта, шлюзовые и декомпрессионные камеры и комингс-площадки с приемно-выходными люками. Лодка также снабжена расположенными побортно прочными цилиндрическими...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690327
Дата охранного документа: 31.05.2019
Показаны записи 1-10 из 48.
27.05.2013
№216.012.451c

Воздушная система турбонасосной установки гидравлического торпедного аппарата

Изобретение относится к пусковым гидравлическим торпедным аппаратам, в частности к воздушной системе турбонасосной установки. Воздушная система турбонасосной установки гидравлического торпедного аппарата содержит воздушную турбину, баллон сжатого воздуха, отсечной клапан и регулятор расхода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483269
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.03.2014
№216.012.a9a4

Способ получения низкозастывающих зимних сортов топлив депарафинизацией

Изобретение относится к депарафинизации нефтепродуктов. Изобретение касается способа получения низкозастывающих зимних сортов топлив депарафинизацией нефтепродуктов путем смешения сырья с поверхностно-активным веществом, охлаждения до температуры депарафинизации с последующим выделением...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509143
Дата охранного документа: 10.03.2014
20.03.2014
№216.012.ad7f

Электроискровой генератор энергии

Изобретение относится к энергетическим установкам, предназначенным для получения электрической энергии из газового электрического разряда. Техническим результатом является повышение стабильности, надежности и эффективности преобразования энергии при работе, который достигается за счет того, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510130
Дата охранного документа: 20.03.2014
20.03.2014
№216.012.ad80

Импульсный электроискровой генератор энергии

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано в системах электроснабжения различных сфер народного хозяйства. Достигаемый технический результат - снижение затрат энергии от внешнего первичного источника электрической энергии. Импульсный электроискровой генератор энергии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510131
Дата охранного документа: 20.03.2014
20.06.2014
№216.012.d268

Роторный электрогидравлический двигатель

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям, работающим на основе электрогидравлического эффекта. Роторный электрогидравлический двигатель содержит корпус, электроды, размещенные в рабочих камерах, выполненных в форме усеченного конуса, большое основание которого сопряжено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519635
Дата охранного документа: 20.06.2014
10.08.2014
№216.012.e773

Роторный электрогидравлический двигатель

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям, работающим на основе электрогидравлического эффекта. Роторный электрогидравлический двигатель содержит корпус, набор размещенных в полости корпуса на диске рабочих камер с электродами, выполненных в форме усеченных конусов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525044
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.11.2014
№216.013.0abb

Трансзвуковой водометный движитель судна

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям судов и других плавсредств. Трансзвуковой водометный движитель судна содержит входной и выходной водовод, ускоритель потока текучей среды. Входной водовод, выход которого соединен с входом ускорителя потока текучей среды,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534155
Дата охранного документа: 27.11.2014
27.11.2014
№216.013.0bf3

Система стрельбы с гидравлическими торпедными аппаратами

Изобретение относится к военной технике, а именно к торпедным аппаратам. Система стрельбы с гидравлическими торпедными аппаратами содержит шаровые краны с пневмопроводами и управлением от электроклапанов, боевой баллон с возможностью подачи воздуха от корабельной системы воздуха высокого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534467
Дата охранного документа: 27.11.2014
10.02.2015
№216.013.2234

Уплотнение вала

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано на надводных судах и подводных объектах для уплотнения валов движительных установок, а также в машиностроении в качестве уплотнения вращающихся валов насосов, работающих, прежде всего в импульсных режимах с длительной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540209
Дата охранного документа: 10.02.2015
20.05.2015
№216.013.4c94

Импульсный источник напряжения

Изобретение относится к электротехнике и к импульсной силовой электронике, в частности к преобразователям постоянного напряжения в переменное - инверторам и регуляторам напряжения, и предназначено для использования в автономных системах электропитания и в электроприводах перспективных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551118
Дата охранного документа: 20.05.2015
+ добавить свой РИД