×
08.03.2019
219.016.d48b

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ЛИКВИДАЦИИ КРУПНОГАБАРИТНОГО ЗАРЯДА ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА И СПОСОБ ЗАПОЛНЕНИЯ ЩЕЛЕЙ ОТВЕРЖДАЕМЫМ ВОДНЫМ ГЕЛЕМ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при ликвидации крупногабаритного заряда твердого ракетного топлива (ТРТ), со сложной конфигурацией поверхности горения. При ликвидации крупногабаритного заряда твердого ракетного топлива, поверхность горения которого образована каналом и примыкающими к нему кольцевой щелью и/или продольными щелями, заряд устанавливают горизонтально и сжигают с очисткой продуктов сгорания, при этом щели заполняют отверждаемым водным гелем. Заполнение щелей проводят методом последовательного поворота заряда вокруг продольной оси с последующими заполнением до уровня канала пустого объема щели, находящегося в нижней части заряда, контролем уровня заполнения щели, отверждением водного геля и поворотом заряда вокруг продольной оси на угол: А=360°/К, где К для кольцевой щели равно целому числу не менее 4 либо равно количеству продольных щелей. При ликвидации крупногабаритного заряда твердого ракетного топлива в качестве отверждаемого водного геля может быть использован отверждаемый водный гель на основе полиакриламида. Технический результат: повышение технологичности ликвидации крупногабаритного заряда твердого ракетного топлива. 2 с. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при ликвидации крупногабаритного заряда твердого ракетного топлива со сложной конфигурацией поверхности горения, в частности с кольцевой щелью и продольными щелями в канале заряда.

В настоящее время известны способы ликвидации зарядов твердого ракетного топлива на основе подрыва, резки, размывания и сжигания (см. Л.А.Смирнов, О.В.Тиньков. Конверсия. Часть IV. ЦНИИНТИ КПК, 1996 г.). Однако все перечисленные методы обладают принципиальными недостатками: они чрезвычайно дороги и трудоемки или наносят большой экологический ущерб.

При сжигании крупногабаритного заряда существенные проблемы возникают при очистке продуктов сгорания (ПС). Габариты систем очистки ПС, стоимость их изготовления и эксплуатации пропорциональны расходу ПС при сжигании. Для снижения расходов ПС осуществляют сжигание со снятыми сопловым блоком и передней крышкой ракетного двигателя твердого топлива. Однако и в этом случае реализуются большие и неравномерные расходы ПС. В начальный период времени горения заряда за секунду необходимо очищать несколько сотен килограммов ПС, а в конце горения расход ПС снижается в несколько раз, и поэтому установки очистки работают в неоптимальном режиме, рассчитанном на высокий максимальный расход ПС.

Известен способ ликвидации зарядов твердого ракетного топлива (Патент РФ №2133410 от 20.07.99) методом сжигания заряда в корпусе, когда заряд предварительно устанавливают горизонтально, свободный объем в корпусе заполняют водным гелем, который затем отверждают. Этот метод позволяет организовать горение заряда не со стороны канала, а с его торца и существенно снизить максимальный расход ПС. Однако недостатком данного способа является слишком большое увеличение времени горения при сжигании крупногабаритного заряда (в описании к патенту указано, что время горения может увеличиться более чем в 100 раз). Это связано с тем, что при сжигании заряда указанным способом реализуется большое время теплового воздействия на внутреннюю и наружную поверхности корпуса. В результате корпус деформируется под действием высокой температуры, и возможно аномальное воспламенение заряда со стороны корпуса, что может привести к его разрушению, последующему неконтролируемому горению заряда с повышенным расходом ПС (Фиг.4, кривая 3), засорению системы очистки отгораемыми частями корпуса. Кроме того, при заполнении водным гелем свободного объема заряда применяются пожаровзрывоопасные операции установки и снятия защитных прокладок, обеспечивающих свободную поверхность горения на торцевой поверхности заряда, и технологических крышек, предназначенных для обеспечения полного заполнения водным гелем свободного объема корпуса. В некоторых случаях для заполнения канала заряда водным гелем крупногабаритный заряд кантуют в вертикальное положение и обратно, что также является пожаровзрывоопасными операциями. Недостатком является также большое количество дорогостоящего водного геля, необходимого для заполнения свободного объема корпуса.

Техническим результатом изобретения является создание такого способа ликвидации крупногабаритного заряда твердого ракетного топлива методом сжигания, в котором при горении заряда и реализуется пониженный равномерный расход продуктов сгорания, исключается засорение системы очистки отгораемыми частями корпуса, что позволяет использовать оптимальные системы очистки ПС. Кроме того, применение этого способа позволяет уменьшить количество пожаровзрывоопасных операций и снизить количество дорогостоящего водного геля, применяемого при ликвидации, по сравнению с прототипом.

Поставленная задача решается тем, что в способе ликвидации крупногабаритного заряда твердого ракетного топлива, поверхность горения которого образована каналом и примыкающими к нему кольцевой щелью и/или продольными щелями, включающем горизонтальную установку заряда и сжигание заряда с очисткой продуктов сгорания, щели перед поджиганием заполняют отверждаемым водным гелем. Заполнение щелей проводят методом последовательного поворота заряда вокруг продольной оси с последующими заполнением до уровня канала пустого объема щели, находящегося в нижней части заряда, контролем уровня заполнения щели, отверждением водного геля и поворотом заряда вокруг продольной оси на угол: А=360°/К, где К для кольцевой щели равно целому числу не менее 4 либо равно количеству продольных щелей. При ликвидации крупногабаритного заряда твердого ракетного топлива в качестве отверждаемого водного геля может быть использован отверждаемый водный гель на основе полиакриламида.

После полного заполнения всех щелей заряд сжигают, а продукты сгорания направляют в устройство очистки. При заполнении кольцевой щели число поворотов К выбирают не менее 4. Такой выбор обусловлен тем что, как показали расчеты и эксперименты, при К, равном 1, 2 или 3, фронт горения в донной части щели выходит к поверхности корпуса практически сразу после начала сжигания, и велика вероятность прогара и разрушения корпуса. С увеличением значения К возможно более полное заполнение проточки водным гелем. Число К выбирается в зависимости от проектируемого расхода ПС и поверхности горения в кольцевой проточке. При ликвидации крупногабаритного заряда твердого ракетного топлива с продольными щелями в канале заряда эти щели заполняют полностью, и фронт горения в районе щелей выходит на корпус в конце сжигания, а корпус не прогорает. Контроль уровня заполнения щели и отверждение водного геля позволяет точно рассчитать максимальный расход ПС, что позволяет правильно выбрать параметры системы очистки ПС. При использовании предлагаемого способа нет необходимости использовать пожаровзрывоопасные операции установки и снятия защитных прокладок на торцевой поверхности заряда и технологических крышек. Такая технология позволяет проводить заполнение проточки в канале заряда без трудоемкой и опасной операции его кантования в вертикальное положение. Отверждаемость водного геля необходима для качественной заливки его в проточку и исключения возможности вытечь из проточки при повороте заряда вокруг продольной оси. При использовании предлагаемого способа фронт горения подходит к цилиндрической части корпуса практически в конце сжигания, и в результате корпус остается целым.

Применение данного способа показано на фиг.1-3. На фиг.1 показан вариант способа ликвидации с установкой крупногабаритного заряда 3 твердого ракетного топлива, скрепленного с корпусом 4, с кольцевой щелью 5 в канале, на вращающиеся ролики 7 и подвижную платформу 6. Для заполнения кольцевой щели заряд поворачивают 12 раз (см. сечение А-А). Кольцевую щель заполняют из смесителя 1 через массопровод 2. Контроль заполнения щели отверждаемым водным гелем до уровня канала заряда осуществляют визуальным просмотром канала в процессе заполнении щели. После отверждения водного геля заряд поворачивают на угол А=360°/12=30°. После полного заполнения кольцевой щели заряд в корпусе устанавливают горизонтально на стенд с очистными установками и сжигают (фиг. 3). Во время сжигания продукты сгорания 1 через осевые отверстия направляют в устройства очистки 2. На фиг.2 показан вариант способа ликвидации с установкой крупногабаритного заряда 3 твердого ракетного топлива, скрепленного с корпусом, с продольной щелью 8 в канале на вращающиеся ролики 7 и подвижную платформу 6. Для заполнения продольной щели заряд поворачивают так, чтобы одна из щелей находилась внизу, заполняют ее водным гелем до уровня канала и отверждают водный гель. После полного заполнения щелей заряд устанавливают на стенде с очистными установками и сжигают (фиг. 3). Во время сжигания продукты сгорания 1 через осевые отверстия направляют в устройства очистки 2.

На фиг.4 приведены зависимости расхода ПС от времени при сжигании без соплового блока заряда в корпусе массой 25000 кг, с кольцевой щелью, заполненной отверждаемым водным гелем (кривая 1). При таком сжигании разгорающийся канал заряда является критическим сечением выходного отверстия для ПС, что компенсирует прогрессивное увеличение поверхности горения, и давление в канале остается постоянным при сжигании. Для сравнения на чертеже приведены зависимости расхода продуктов сгорания М от времени, полученные при сжигании заряда без заполнения свободного объема водным гелем (кривая 2) и при сжигании заряда, свободный объем которого полностью заполнен водным гелем (кривая 3). В последнем случае время горения существенно увеличилось. При этом корпус не выдерживает нагрева и разрушается. Расход ПС резко возрастает и очистка ПС становится невозможной. При сжигании заряда без заполнения водным гелем (кривая 2) максимальный расход Ммах в начале сжигания увеличен почти в два раза по сравнению с максимальным расходом при сжигании заряда с заполнением щели. При сжигании заряда без заполнения щели заряда неравномерность расхода ПС, выраженная отношением Ммах/Ммин, составила 2,5. При применении описанного способа сжигания заряда с заполнением щели отверждаемым водным гелем получен практически равномерный расход ПС, Ммах/Ммин=1,3, что позволяет использовать оптимальные системы очистки ПС. В конце сжигания корпус остается целым, и его фрагменты не засоряют устройства очистки ПС.

1.Способликвидациикрупногабаритногозарядатвердогоракетноготоплива,поверхностьгорениякоторогообразованаканаломипримыкающимикнемукольцевойщельюи/илипродольнымищелями,включающийгоризонтальнуюустановкузарядаисжиганиезарядасочисткойпродуктовсгорания,характеризующийсятем,чтопередподжиганиемщелизаполняютотверждаемымводнымгелем.12.Способпоп.1,отличающийсятем,чтовкачествеотверждаемоговодногогеляиспользуютотверждаемыйводныйгельнаосновеполиакриламида.23.Способзаполнениящелейотверждаемымводнымгелемприликвидациикрупногабаритногозарядатвердогоракетноготопливаспособомпоп.1,характеризующийсятем,чтозаполнениещелейпроводятметодомпоследовательногоповоротазарядавокругпродольнойосиспоследующимизаполнениемдоуровняканалапустогообъемащели,находящегосявнижнейчастизаряда,контролемуровнязаполнениящели,отверждениемводногогеляиповоротомзарядавокругпродольнойосинауголА=360°/К,гдеКдлякольцевойщелиравноцеломучислунеменее4либоравноколичествупродольныхщелей.34.Способпоп.3,отличающийсятем,чтовкачествеотверждаемоговодногогеляиспользуютотверждаемыйводныйгельнаосновеполиакриламида.4
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 13.
29.03.2019
№219.016.f2f4

Сверхзвуковая часть сопла ракетного двигателя

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к конструкции облицовки сверхзвуковой части сопла ракетного двигателя, преимущественно твердотопливного. Сверхзвуковая часть сопла ракетного двигателя содержит каркас, а также эрозионностойкое и теплозащитное покрытия. Каркас выполнен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002379540
Дата охранного документа: 20.01.2010
10.04.2019
№219.017.034a

Сопло ракетного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на создание защитных устройств сопла ракетного двигателя. Устройство содержит защитную заглушку, установленную на срезе сопла и герметизирующую заглушку внутри сопла. Сопло ракетного двигателя изготовлено из эрозионностойкого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002389896
Дата охранного документа: 20.05.2010
10.04.2019
№219.017.07be

Клапан для регулирования горячего газа

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для клапанов, работающих в условиях высоких температур до 2300К и давлений до 10 Мпа и используемых для управления летательным аппаратом в плоскостях тангажа, рыскания. Клапан для регулирования расхода горячего газа состоит из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002408812
Дата охранного документа: 10.01.2011
19.04.2019
№219.017.2df3

Пиротехническое азотгенерирующее устройство

Изобретение относится к области создания автономных источников сжатого газа, а именно низкотемпературных твердотопливных газогенераторов. Пиротехническое азотгенерирующее устройство содержит корпус с крышкой, расположенную внутри корпуса камеру сгорания, заряд твердого источника азота,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002347979
Дата охранного документа: 27.02.2009
19.04.2019
№219.017.2e25

Способ прочностных испытаний кинематической цепи привод - регулирующий элемент сопловых регулируемых блоков и сопловой регулируемый блок для его осуществления

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для испытаний регулируемых сопловых блоков летательных аппаратов, которые работают на продуктах сгорания газа, имеющих температуру до 2500 К и давление до 10 МПа. Способ прочностных испытаний кинематической цепи привод -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002397470
Дата охранного документа: 20.08.2010
29.04.2019
№219.017.3e5f

Стенд для определения вектора тяги двигателя с кососрезанным соплом

Изобретение предназначено для определения параметров вектора тяги двигателей с кососрезанным соплом при наземных стендовых испытаниях. Такое выполнение стенда позволит повысить точность измерения вектора тяги двигателя, а именно его величину, направление и координату точки прохождения вектора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002274764
Дата охранного документа: 20.04.2006
29.04.2019
№219.017.4071

Воспламенитель заряда твердотопливного газогенератора

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано в конструкции воспламенителя заряда твердотопливного газогенератора. Воспламенитель заряда твердотопливного газогенератора содержит корпус в виде чашеобразного тела вращения с отбортовкой, размещенные в нем навеску...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002349786
Дата охранного документа: 20.03.2009
29.04.2019
№219.017.4077

Световозвращающий элемент для моделирования отражательных характеристик светового, в том числе лазерного, излучения

Изобретение относится к области оптического приборостроения, к области проектирования оптических систем и может быть использовано в оптико-механической промышленности для изготовления световозвращающих элементов лазерных локационных систем. В световозвращающем элементе, который выполнен в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002349940
Дата охранного документа: 20.03.2009
29.04.2019
№219.017.40de

Стенд для моделирования импульсного газотермодинамического воздействия высокотемпературного газа на элементы тепловой защиты конструкции

Стенд содержит состыкованные между собой твердотопливный газогенератор и газоход переменного сечения. Газоход включает переходный участок с нормированным профилем, мерный участок постоянного сечения с исследуемым материалом и установленными в нем термопарами и сопловой блок для выпуска газов в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002399783
Дата охранного документа: 20.09.2010
09.05.2019
№219.017.4de9

Модуль подводной станции для эвакуации на поверхность воды

Модуль подводной станции для эвакуации на поверхность воды содержит цилиндрический корпус с кольцевым крылом в хвостовой части корпуса и систему управления. Перед кольцевым крылом на наружной поверхности модуля по периметру установлено несколько щитков, связанных с модулем через оси вращения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002300481
Дата охранного документа: 10.06.2007
Показаны записи 1-10 из 12.
20.02.2019
№219.016.c4ee

Эстакадная транспортная система навесного типа

Изобретение относится к высокоскоростному пассажирскому транспорту. Система содержит вертикальные опорные колонны и установленную на их верхних торцах горизонтальную путевую балку. Защитное устройство выполнено в виде закрепленных на верхней стенке балки двух коробов прямоугольного сечения с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002158210
Дата охранного документа: 27.10.2000
01.03.2019
№219.016.cad3

Способ изготовления заряда смесевого ракетного твердого топлива

Изобретение относится к технологии изготовления зарядов смесевого ракетного твердого топлива (СРТТ) методом свободного литья, используемых в ракетных двигателях. Согласно изобретению способ изготовления заряда смесевого ракетного твердого топлива включает загрузку компонентов СРТТ в смеситель,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02218316
Дата охранного документа: 10.12.2003
01.03.2019
№219.016.d149

Установка для определения скорости горения твердого ракетного топлива

В установке для определения скорости горения твердого ракетного топлива, содержащей камеру сгорания, образец твердого ракетного топлива, датчик давления, крышку с согласующим конусом и излучателем, на входе в который пристыкован приемопередающий СВЧ-датчик, проведена следующая доработка....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02194874
Дата охранного документа: 20.12.2002
20.03.2019
№219.016.e4d6

Лекарственное вещество, являющееся сырьем для производства скоропомощных препаратов на основе нитроглицерина, и способ его получения

Изобретение относится к области химико-фармацевтического производства, а именно для композиций, предназначенных для производства скоропомощных препаратов на основе нитроглицерина. Сущность: композиция нитроглицерина с глюкозой, представляющая собой кристаллическую структуру глюкозы, поры...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02228748
Дата охранного документа: 20.05.2004
29.03.2019
№219.016.ef79

Способ ликвидации крупногабаритного заряда ракетного двигателя на твердом топливе

Изобретение относится к области утилизации крупногабаритных ракетных двигателей на твердом топливе. Сущность изобретения заключается в упрочнении и повышении надежности флегматизирующей поверхность канала крупногабаритного заряда гелевой системы, заполняющей канал, путем введения в водный гель...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02242450
Дата охранного документа: 20.12.2004
29.03.2019
№219.016.f82c

Модуляционный датчик пламени

Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано как средство обнаружения загорания и приведения в действие установок автоматического пожаротушения. Техническим результатом является повышение помехозащищенности и надежности работы. Модуляционный датчик пламени (МДП)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002179743
Дата охранного документа: 20.02.2002
17.04.2019
№219.017.1651

Способ формования заряда рдтт

Способ формования канального заряда РДТТ, скрепленного с корпусом типа "кокон", заключается в заполнении корпуса неотвержденной массой твердого ракетного топлива с последующим поддавливанием, полимеризацией и охлаждением, в процессе чего давление в корпусе изменяется. Перед заполнением на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02170837
Дата охранного документа: 20.07.2001
09.05.2019
№219.017.4b4d

Способ эвакуации на поверхность воды цилиндрического модуля с подводной станции и устройство для его осуществления

Изобретение относится к техническим средствам, обеспечивающим доставку с подводной станции на поверхность воды цилиндрического модуля при сильных подводных течениях. Способ эвакуации на поверхность воды цилиндрического модуля с подводной станции заключается в создании каверны в воде за счет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02207294
Дата охранного документа: 27.06.2003
24.05.2019
№219.017.60bb

Установка для определения скорости горения твердого ракетного топлива в напряженно-деформированном состоянии

Изобретение относится к ракетной технике. Установка для определения скорости горения твердого ракетного топлива в напряженно-деформируемом состоянии содержит установленные в камере сгорания образец твердого ракетного топлива, асбестовый наполнитель и приемо-передающий датчик микроволнового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02188963
Дата охранного документа: 10.09.2002
29.05.2019
№219.017.6a72

Способ ликвидации заряда твердого ракетного топлива

Способ ликвидации заряда твердого ракетного топлива, в том числе и дефектного, размещенного в корпусе ракетного двигателя, заключается в сжигании заряда с использованием отвержденного водно-гелевого хладагента. Хладагент располагают в канале заряда и после поджигания заряда в зону горения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02169282
Дата охранного документа: 20.06.2001
+ добавить свой РИД