×
23.02.2019
219.016.c6bc

Грузопассажирский самолет местных и региональных линий с расширенными возможностями базирования

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к авиационной технике. Самолет содержит несущий фюзеляж овального поперечного сечения, верхнерасположенное прямое подкосное крыло большого удлинения, хвостовое V-образное оперение, консоли которого установлены по бокам в хвостовой части фюзеляжа, силовую установку с разделенными контурами, состоящую из двух турбовальных двигателей с выносными закапотированными соосными винтовентиляторами. Двигатели расположены внутри хвостовой части фюзеляжа и снабжены гидронасосами для передачи крутящего момента через гидротрансмиссию к винтовентилятам, приводимым во вращение соответствующими гидромоторами. Закапотированные соосные винтовентиляторы размещены на верхней поверхности в хвостовой части несущего фюзеляжа между консолями V-образного оперения. Изобретение направлено на снижение удельного расхода топлива, повышение безопасности при отказе одного из двигателей. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при разработке самолетов местных и региональных воздушных линий пассажировместимостью 20-30 и более мест.

Известны схемы самолетов местных воздушных линий с двумя поршневыми или турбовинтовыми двигателями, расположенными на крыле. Нормы летной годности гражданских легких самолетов (АП-23, FAR-23) требуют обеспечения клиренса между землей и воздушным винтом при обжатой амортизации шасси не менее 228 мм. Это требование может быть выполнено при использовании компоновочной схемы высокоплан (например, Ан-38), что приводит к увеличению площади миделевого сечения фюзеляжа и снижению плавучести самолета при посадке на воду или в схеме низкоплан (например, Fairchild "Metro" 23) при увеличении поперечного V крыла с одновременным увеличением расстояния от плоскости симметрии самолета до оси вращения винта и высоты стоек шасси (см. интернет-сайт www.avia-museum.narod.ru). Известны также схемы региональных самолетов с силовой установкой из двух или более двигателей в гондолах, размещенных на фюзеляже за крылом (см. патенты РФ №2244660, В64С 1/00, 2003 г., №2382718, В64С 1/00, 2008 г.) и самолет Як-40.

Недостатком самолетов с двигателями, размещенными на крыле, является ухудшение пилотажных характеристик при отказе одного из двигателей, вызванное несимметричностью тяги и несимметричностью аэродинамических характеристик консолей крыла при изменении обдувки струями винтов. Это приводит к повышению уровня аварийности на взлетно-посадочных режимах. При базировании на грунтовых ВПП возможно попадание посторонних предметов и грязи из-под колес шасси в воздухозаборники двигателей и воздушные винты. Для самолетов с двигателями, размещенными по бокам фюзеляжа, это также актуально. Например, в руководстве по летной эксплуатации самолета Як-40 указано на недопустимость его эксплуатации на влажной грунтовой ВГШ.

Известен проект грузопассажирского самолета МВЛ М-60ГП с прямым крылом большого удлинения, несущим фюзеляжем овального поперечного сечения и V-образным хвостовым оперением, консоли которого установлены по обеим сторонам от силовой установки, размещенной на верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа. Защищенность двигателей широким фюзеляжем от засасывания посторонних предметов обеспечивает возможность базирования на малоподготовленных и грунтовых ВПП. Отказ одного из двигателей не приводит к возникновению значительных кренящих и разворачивающих моментов (см. Техника воздушного флота №1, 2016 г. стр. 32-40). Данный самолет принят за прототип.

Недостатком прототипа является то, что при размещении двигателей в объединенной спаренной мотогондоле, существует вероятность повреждения второго двигателя нелокализованными осколками или огнем от отказавшего мотора.

Кроме того на взлетно-посадочных режимах полета, характеризующихся повышенными значениями углов атаки и скольжения, возможно негативное взаимовлияние воздухозаборников и попадание пограничного слоя с фюзеляжа в двухконтурные газотурбинные двигатели, приводящие к ухудшению устойчивости и эффективности их работы.

Задачей и техническим результатом изобретения являются разработка самолета местных и региональных воздушных линий с высокими уровнями несущих свойств, аэродинамического качества и топливной эффективности, с расширенными возможностями базирования, обеспечивающего повышенную безопасность при отказе одного из двух двигателей путем применения разнесенной относительно плоскости симметрии самолета силовой установки с раздельными контурами и гидротрансмиссией для передачи крутящего момента к закапотированным винтовентиляторам для исключения возможности возникновения неблагоприятных боковых моментов и снижения вероятности повреждения работающего двигателя элементами отказавшего, а также повышение комфорта за счет применения двухпроходной компоновки салона, при сниженных уровнях шума и вибрации в кабине.

Решение поставленной задачи и технический результат достигаются тем, самолет местных и региональных воздушных линий с расширенными возможностями базирования, содержащий несущий фюзеляж овального поперечного сечения, высокорасположенное крыло, хвостовое V-образное оперение, силовую установку, имеет силовую установку, состоящую из двух турбовальных двигателей с гидронасосами, симметрично расположенных внутри фюзеляжа и разнесенных друг относительно друга, четырех закапотированных соосных винтовентиляторов с гидродвигателями, размещенных на верхней поверхности в хвостовой части несущего фюзеляжа, между консолями V-образного оперения и гидротрансмиссии, обеспечивающей передачу крутящего момента от турбовальных двигателей к вентиляторам.

Решение поставленной задачи и технический результат достигаются тем, самолет имеет подкосное крыло большого удлинения λ=16…20, обеспечивающее, наряду с несущим фюзеляжем, увеличение суммарной подъемной силы и аэродинамического качества, возрастающих при работе силовой установки за счет отсоса пограничного слоя с несущего фюзеляжа и «V»-образного оперения.

Решение поставленной задачи и технический результат достигаются тем, что колеса основной стойки шасси имеют привод от общей гидротрансмиссиия, что позволяет самолету самостоятельно выполнять рулежку по взлетной полосе.

На рис. 1 показан общий вид предлагаемого самолета в трех проекциях и аксонометрии. На рис. 2 - компоновочная схема пассажирского салона самолета на 20 пассажиров со служебными помещениями. На рис. 3 - компоновочные схемы пассажирского салона на 24, 30, 34 пассажиров, а также грузопассажирский вариант. На рис. 4 - сравнение габаритных размеров предлагаемого самолета с самолетом Як-40, имеющим одинаковое назначение и близкую пассажировместимость.

Самолет имеет (рис. 1) подкосное крыло большого удлинения 1 с топливными баками 2, несущий фюзеляж овального поперечного сечения 3 с рулями высоты 4, V-образное хвостовое оперение 5 с рулями направления 6, силовую установку, состоящую из двух турбовальных двигателей 7 и четырех выносных закапотированных соосных винтовентиляторов 8.

Пассажирский салон (рис. 2) включает в себя пассажирские кресла 9, кухню 10, туалет 11, багажные отсеки 12 и гардероб 13, основной вход-выход 14 и аварийные выходы 15.

Грузопассажирский вариант (рис. 3) имеет отклоняемую аппарель 16.

Остальные компоненты и функциональные системы условно не показаны.

Прямое подкосное крыло 1 большого удлинения λ=16…20 трапециевидной формы в плане позволяет обеспечить высокие несущие свойства и аэродинамическое качество за счет малого индуктивного и волнового сопротивления до скорости полета, соответствующей М=0,7…0,75, при использовании современных суперкритических профилей с относительными толщинами 10…14%. Подкосная схема позволяет снизить вес крыла большого удлинения и уменьшить мидель корневых зализов крыла.

Несущий фюзеляж 3 создает подъемную силу до 25% от общей, обеспечивает защищенность двигателей от засасывания посторонних предметов с поверхности ВИН, экранирует шум от двигателей, способствует простоте уборки шасси повышенной проходимости с увеличенным диаметром и шириной колес, снижению массы шасси за счет использования более коротких стоек и силового пути передачи нагрузок, а также повышает плавучесть самолета при аварийной посадке на воду.

Широкий фюзеляж овального поперечного сечения с шириной ~4,2 м позволяет размесить в пассажирской кабине от 20 до 34 кресел 9 по двух-проходной схеме 2+2+2 с шириной проходов 390-420 мм и при высоте салона ~1,85 м, а также расположить кухню 10, туалет 11, два багажных отсека 12 и гардероб 13, т.е. обеспечить комфорт близкий или превосходящий комфорт магистральных самолетов.

Наличие основных выходов 14 в передней и двух аварийных выходов 15 в средней части пассажирской кабины облегчает эвакуацию пассажиров при аварийной посадке.

Широкая закабинная часть несущего фюзеляжа позволяет разместить на нижней поверхности отклоняемую аппарель 16 для удобства загрузки габаритных грузов, в том числе двух легковых автомобилей повышенной проходимости.

Хвостовое V-образное оперение 5 участвует в обеспечении путевой и продольной устойчивости, способствует экранированию шума от винтовентиляторов в боковых направлениях. Рули V-образного оперения 6 используются, в основном, для управления по рысканию. Для управления по тангажу применяются секционированные рули высоты 4, расположенные на задней кромке широкого несущего фюзеляжа. Обдув рулей струями винтовентиляторов повышает эффективность управления по тангажу и рысканию.

Маршевая силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей 7, каждый из которых снабжен силовым гидронасосом для передачи крутящего момента от двигателей через гидротрубопроводы к каждому из соосных многолопастных винтовентиляторов 8, приводимых во вращение соответствующими гидромоторами. При отказе или преднамеренном отключении одного из двигателей для снижения расхода топлива на крейсерском режиме обеспечивается распределение крутящего момента от работающего двигателя ко всем винтовентиляторам, что исключает возникновение неблагоприятных боковых моментов.

Вспомогательная силовая установка обеспечивает работу электрогенератора и вспомогательного обратимого гидронасоса при стоянке или рулежке самолета по ВПП и на взлетно-посадочных режимах полета. При выключении ВСУ привод электрогенератора осуществляется обратимым гидронасосом от общей гидротрансмиссии.

Размещение плоскостей вращения винтовентиляторов между консолями V-образного оперения за гермоднищем пассажирского салона выше верхней поверхности несущего фюзеляжа снижает уровень шума в кабине и на местности, обеспечивает защиту двигателей от попадания посторонних предметов и грязи с поверхности ВПП. Работа винтовентиляторов способствует отсосу пограничного слоя с несущего фюзеляжа, повышает несущие свойства компоновки и приводит к уменьшению аэродинамического сопротивления планера самолета.

Разработанная схема самолета обеспечивает малые скорости полета (эволютивные, сваливания и взлетно-посадочные) благодаря отсутствию несимметричности обтекания планера при отказе одного из двигателей. Кроме того, за счет повышенной эффективности механизации размещенной вдоль всей задней кромки крыла большого удлинения появляется возможность использования чрезвычайного режима работающего двигателя без появления моментов рыскания и крена. Широкий несущий фюзеляж обеспечивает защиту силовой установки от попадания посторонних предметов и воды с поверхности взлетно-посадочной полосы, а также позволяет применить убираемое шасси повышенной проходимости с колесами увеличенной ширины и диаметра. Наличие гидротрансмиссии обеспечивает привод всех винтовентиляторов и электрогенераторов при отказе одного из двигателей.

Таким образом, удается создать грузопассажирский самолет для местных и региональных линий пассажировместимостью 20-30 и более мест с повышенными уровнями аэродинамических и летно-технических характеристик, безопасности полета, комфорта для пассажиров, а также улучшенными экологическими характеристиками и расширенными возможностями базирования.


Грузопассажирский самолет местных и региональных линий с расширенными возможностями базирования
Грузопассажирский самолет местных и региональных линий с расширенными возможностями базирования
Грузопассажирский самолет местных и региональных линий с расширенными возможностями базирования
Грузопассажирский самолет местных и региональных линий с расширенными возможностями базирования
Грузопассажирский самолет местных и региональных линий с расширенными возможностями базирования
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 26.
20.05.2014
№216.012.c67c

Стенд для усталостных испытаний конструкций самолетов

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к стендам для прочностных испытаний авиационных конструкций. Стенд содержит маслонасосную станцию, электрогидравлические усилители, гидравлические цилиндры. В маслонасосной станции стенда установлен дополнительно насос высокого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516571
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.01.2015
№216.013.1da6

Устройство перемещения закрылков веерного типа крыла самолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам увеличения площади крыльев летательных аппаратов. Устройство перемещения закрылков крыла самолета содержит закрылки, каретки, тяги, рычаги, приводы поступательного действия. Устройство включает кинематические системы разворота и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539018
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.05.2015
№216.013.47e9

Гидросистема для нагружения авиационных конструкций при прочностных испытаниях

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытаний авиационных конструкций. Гидросистема включает электрогидравлический усилитель, блокирующие клапана с злектроуправлением, распределительные клапана с электроуправлением, сливные клапана, обратные клапана,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549916
Дата охранного документа: 10.05.2015
10.06.2015
№216.013.5241

Способ испытания летательных аппаратов на прочность и устройство для его осуществления

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к стендам для прочностных испытаний летательных аппаратов. Способ заключается в том, что для воспроизведения заданной программы знакопеременную нагрузку сжатия-растяжения прикладывают к одной из поверхностей испытываемой конструкции,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552578
Дата охранного документа: 10.06.2015
10.09.2015
№216.013.796b

Способ стабилизации планера самолета в пространстве при прочностных испытаниях и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к стендам для прочностных испытаний самолетов. При способе стабилизации планера самолета в пространстве при прочностных испытаниях формируют непрерывные сигналы коррекции по крену и тангажу планера самолета и осуществляют аварийную защиту по максимальной величине...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562672
Дата охранного документа: 10.09.2015
20.09.2015
№216.013.7ae0

Стенд для испытания гидроэлектромеханических агрегатов

Изобретение относится к стендам испытательной техники и может быть использовано при проектировании и изготовлении стендов для испытания агрегатов летательных аппаратов. Стенд содержит насосную станцию, распределитель, программное устройство, тягу, пневматическую систему загрузки с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563053
Дата охранного документа: 20.09.2015
10.04.2016
№216.015.2b65

Трехкоординатный нижний пост ручного управления самолетом

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям устройств управления самолетом. Пост ручного управления содержит штурвал, шлицевой штурвальный вал, установленный подвижно в направляющей трубе, проходящей через вырез в панели приборов, телескопическую тягу,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579250
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.04.2016
№216.015.2e45

Трехкоординатный пост дублированного ручного управления самолетом

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям устройств управления летательными аппаратами. Пост ручного дублированного управления самолетом содержит штурвалы, штурвальные колонки, основание с законцовками, которое шарнирно закреплено в кронштейнах на полу кабины....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579417
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.08.2016
№216.015.5443

Установка для тепловых испытаний элементов конструкций летательных аппаратов

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к установкам для тепловых испытаний авиационных конструкций. Установка содержит вентиляторы, электрические воздухонагреватели, термокамеру, коллекторы газообразного теплоносителя, датчики температур, систему автоматического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593921
Дата охранного документа: 10.08.2016
13.01.2017
№217.015.80c1

Сверхзвуковой административный самолет

Изобретение относится к авиационной технике. Сверхзвуковой самолет содержит фюзеляж, стреловидное крыло двойной стреловидности с механизацией задней кромки, силовую установку, состоящую из двигателей, которые разнесены по оконечностям фюзеляжа. Передний двигатель расположен под кабиной экипажа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602130
Дата охранного документа: 10.11.2016
Показаны записи 1-5 из 5.
19.01.2018
№218.015.ffec

Устройство заправки топливом легкого самолета

Изобретение относится к устройствам заправки топливом самолета. Устройство заправки топливом легкого самолета типа верхнеплан или биплан, заправочные горловины (2, 3) которого установлены на верхней площадке поворотного коллектора (1). Коллектор (1) расположен в плоскости симметрии самолета и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002629618
Дата охранного документа: 30.08.2017
10.05.2018
№218.016.40f3

Шасси самолета

Изобретение относится к авиации и касается взлетно-посадочных устройств легких самолетов. Шасси содержит правую и левую стойку с закрепленными на них колесами. При этом стойки с помощью цапф шарнирно закреплены в кронштейнах, связанных с корпусом самолета. Причем через одну из цапф посредством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649111
Дата охранного документа: 29.03.2018
29.06.2019
№219.017.9e90

Устройство контроля свободности станционных участков пути

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для использования на станционных участках пути на магистральном и промышленном железнодорожном транспорте в качестве средств контроля свободности станционных путей и стрелочных секций. Устройство содержит пост электрической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002362697
Дата охранного документа: 27.07.2009
02.07.2019
№219.017.a2dd

Способ исследования попадания фрагментов льда в воздухозаборники двигателей и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области авиации, а именно к исследованию моделей самолетов в аэродинамической трубе на обледенение, с целью определения возможности попадания фрагментов льда в воздухозаборники двигателей летательных аппаратов. Имитаторы льда прикрепляют к передней кромке крыла модели...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002692835
Дата охранного документа: 28.06.2019
02.04.2020
№220.018.12ec

Торсионное шасси

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при разработке конструкции опор шасси самолетов различного назначения. Шасси самолета содержит упругие элементы в виде торсионов, установленные на них зубчатые пары для правого и левого колес. Упругие элементы шасси выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002718185
Дата охранного документа: 31.03.2020
+ добавить свой РИД