×
23.02.2019
219.016.c6ad

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СУДНА ПО ЗАДАННОЙ ТРАЕКТОРИИ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002465169
Дата охранного документа
27.10.2012
Аннотация: Изобретение относится к области судовождения, в частности к автоматическому управлению движением судна. В способе используют сигналы текущего путевого угла и заданного значения путевого угла, которые совместно с сигналами угловой скорости судна и угла перекладки руля используют для формирования управляющего сигнала рулевым приводом судна. В способе через фиксированные интервалы времени формируют модуль первой разности текущей широты судна и широты «упрежденной» точки поворота судна и модуль второй разности текущей долготы судна и долготы «упрежденной» точки поворота судна. Если любой из указанных модулей больше величины «С», то формируют сигнал заданного значения путевого угла по текущим значениям широты и долготы судна и заданным значениям широты и долготы упрежденной точки. Если указанные модули сигналов разности меньше заданной величины «С», то подключают сигнал программного маневра упрежденной точки. В следующий интервал времени «Δt» формируют модуль сигнала разности текущего путевого угла и заданного путевого угла следующей точки поворота. Если модуль сигнала разности больше допустимого значения, то через интервал времени «Δt» вновь формируют модуль сигнала разности текущего путевого угла и заданного путевого угла точки поворота. Когда модуль сигнала разности текущего путевого угла и заданного путевого угла будет меньше допустимого значения, сигнал программного маневра «упрежденной» точки отключают от рулевого привода, а к рулевому приводу подключают выходной сигнал от сумматора. Достигается минимизация отклонения судна от заданной траектории движения при движении в области точек поворота траектории. 1 ил.

Предлагаемое изобретение относится к области судовождения - автоматическому управлению движением судна по заданному маршруту.

Известен способ автоматического управления движением судна по заданному путевому углу, реализованный в «Системе автоматического управления судном» (RU 2248914 С1, 27.03.2005). Способ управления движением судна основан на использовании информации от приемника спутниковой навигационной системы, блока заданного значения путевого угла и сумматора, в котором по сигналам текущего путевого угла, заданного путевого угла, угловой скорости судна формируется сигнал для управления рулевым приводом судна.

Известен также способ автоматического управления движением судна (RU 2292289 С1, 27.03 2007, принятый нами в качестве прототипа), в котором автоматическое управление движением судна осуществляется с использованием сумматора, рулевого привода, блока выработки угловой скорости, датчика руля, приемника спутниковой навигационной системы, блока заданного маршрута с задатчиком точек поворота судна на заданном маршруте. В способе управления движением судна корректируется заданное значения путевого угла в процессе плавания из точки «А» в точку «Б», затем «В»… по заданному маршруту. Это гарантирует выход судна в очередную заданную точку изменения направления движения даже при сильном волнении на море.

Известные способы автоматического управления движением по заданной траектории обеспечивают точное движение на отрезках заданной траектории только между точками изменения направления движения. В момент прихода судна в область точки изменения направления движения (пусть точка «Б») вырабатывается команда на изменение заданного путевого угла из блока заданного маршрута, но судно по инерции проскакивает это новое направление движения, выходя на новое направление заданной траектории с большим «перекатом». После выхода на новое заданное направление движения к следующей точке поворота «В» использование известного способа обеспечивает точную стабилизацию судна на заданном путевом угле и приход в точку «Г» следующего изменения направления движения судна.

Однако серьезными недостатками рассмотренных способов управления движением судна по заданной траектории от точек «А» к точке «Б», затем «В» являются:

- использование только закона стабилизации судна, при котором переход с одного направления движения на новое осуществляется с большой затяжкой по времени,

- большая инерционность судна не учитывается (т.к. процесс перехода начинается в точке излома траектории движения), что приводит к значительному уходу судна с заданной траектории в районе заданных точек изменения направления движения «Б», «В»... (переход на новый курс осуществляется с большим перерегулированием).

Рассматриваемый ниже способ лишен этих двух недостатков.

Техническим результатом предлагаемого способа автоматического управления движением судна является:

- формирование программного управления рулевым приводом (близкого к оптимальному по быстродействию) вблизи точек изменения направления движения судна вместо замкнутого закона управления по путевому углу, которое используется при движении на отрезках траектории от точки «А» к точке «Б»…,

- минимизация отклонения судна от заданной траектории при движении в области точек поворота траектории,

- определение на заданной траектории «упрежденных» точек включения программного управления, которые находятся вблизи заданных точек поворота траектории, что позволяет практически исключить перерегулирование при выходе на новый заданный путевой угол,

- определение области переключения закона программного управления на закон замкнутого управления по путевому углу при выходе судна на новое направление движения.

Технический результат достигается тем, что способ управления движением судна по заданной траектории с использованием блока заданного маршрута, приемника спутниковой навигационной системы, датчика руля, рулевого привода и сумматора, на вход которого подают сигналы:

- угловой скорости судна и текущего путевого угла - с приемника спутниковой навигационной системы,

- угла перекладки руля - с датчика руля,

- заданного путевого угла, последний формируют в блоке заданного маршрута с использованием сигналов широты и долготы точек «Б», «В»… (точек поворота заданной траектории движения судна), а также сигналов текущей широты и долготы судна - из приемника спутниковой навигационной системы, при этом в блоке заданного маршрута сформирован набор программных маневров, изменяющих направление движения судна, а также набор координат «упрежденных»точек «Бупрежд.», «Вупрежд.»,…, при достижении которых судно начинает маневр, через интервал времени «Δt» в блоке заданного маршрута формируют модуль 1ой разности между сигналом текущей широты судна и сигналом широты точки «Бупрежд.» и модуль 2ой разности между сигналом текущей долготы судна и сигналом долготы точки «Бупрежд.», если модуль 1ой разности больше величины «С» или модуль 2ой разности больше величины «С», то формируют сигнал заданного значения путевого угла по текущим значениям широты и долготы судна и заданным значениям широты и долготы точки «Бупрежд.», который вводят на вход сумматора, сигнал с выхода сумматора подают на вход рулевого привода, в следующие интервалы времени «Δt» формирование путевого угла повторяют m раз аналогично до момента времени,«Т0+mΔt», когда модуль 1ой разности между сигналом текущей широты судна и сигналом широты точки «Бупрежд.» и 2ой модуль разности между сигналом текущей долготы судна и сигналом долготы точки «Бупрежд.» будут меньше «С», то сигнал с выхода сумматора отключают от рулевого привода, на вход которого подключают сигнал программного маневра точки «Бупрежд.» из блока программного маневрирования, в следующий интервал времени «Δt» в блоке заданного маршрута формируют модуль сигнала разности текущего путевого угла и заданного путевого угла следующей точки поворота «|ПУ-ПУзд.ВГ|», если модуль сигнала разности больше допустимого значения, то через интервал времени «Δt» вновь формируют модуль сигнала разности текущего путевого угла и заданного путевого угла точки поворота «|ПУ-ПУзд.ВГ|», в момент времени «Т0+mΔt+nΔt», когда модуль сигнала разности текущего путевого угла и заданного путевого угла будет меньше допустимого значения «|ПУ-ПУзд.ВГ|< С» сигнал программного маневра точки «Бупрежд.», из блока программного маневрирования, отключают от рулевого привода, а к рулевому приводу подключают выходной сигнал от сумматора, с момента времени «T0+mΔt+(n+l)Δt». Процесс управления движением судна на следующих отрезках траектории от точки «Б» к точке «В»… повторяется аналогично рассмотренному выше.

Этот технический результат достигается:

- благодаря введению программного во времени управления маневром судна при повороте (вместо закона управления с обратной связью по путевому углу, который используется на прямолинейных участках движения по заданной траектории),

- благодаря включению программного управления с заданным упреждением (до прихода судна в точки «Б», «В»…, изменения направления движения судна по заданной траектории),

- отключению программного управления и включению закона стабилизации при выходе в область нового (заданного) направления движения.

Предлагаемый способ управления движением судна по заданной траектории осуществляется с использованием сумматора, рулевого привода, датчика руля, приемника спутниковой навигационной системы (с блоком выработки угловой скорости), блока заданного маршрута (с задатчиком точек поворота траектории из точки «А» в точку «Б», затем «В»,… по заданному маршруту, и «упреждающих» точек траектории «Бупрежд.», «Вупрежд.»,…), блока программного маневрирования (с библиотекой-набором законов программного управления) и блока переключения (для переключения закона замкнутого управления на закон программного управления и обратно).

Отличительной особенностью рассматриваемого способа является:

- использование блока программного маневрирования (с набором программ управления рулевым приводом) для осуществления поворота судна (близкого к оптимальному по времени) вблизи заданных точек изменения направления траектории движения «Б», «В»…,

- введением в блок заданного маршрута:

а) координат «упреждающих» точек в заданной траектории (используемых для включения закона программного управления рулевым приводом)

б) формирования условия обратного включения закона стабилизации путевого угла, вместо закона программного управления.

I. Формирование замкнутого закона стабилизации движения судна по заданному путевому углу (режим стабилизации при движении на прямолинейных отрезках траектории между точками «А-Б» затем «Б-В»…)

При движении между точками «А-Б» затем «Б-В»… используют:

- заданные координаты точек поворота траектории Б(φБ, λБ), затем (В φБ, λБ) (из блока заданного маршрута),

- заданные значения путевого угла «ПУЗД» (из блока заданного маршрута),

- текущие широты, долготы судна (φ, λ) и путевого угла «ПУ» (от приемника спутниковой навигационной системы (СНС),

- угловой скорости судна «ω» (с датчика угловой скорости или СНС).

Пусть судно находится в точке «А» (момент времени Т0). На выходе сумматора формируется сигнал задания скорости перекладки руля «d/dt δЗД» (или задания угла перекладки руля (δЗД)), который подают на вход рулевого привода:

где ПУ (вводится из приемника СНС), ПУзд.»А-Б»(вводится из блока заданного маршрута) - текущий и заданный путевой угол на отрезке «А-Б»,

δЗД. δ (вводится из датчика руля) - заданное и текущее значения угла перекладки руля,

ω - угловая скорость судна (вводится из приемника СНС),

Ki - постоянные коэффициенты регулирования.

Это приводит к движению судна от точки «А» (момент времени «Т0») к точке «Б» по заданному путевому углу «ПУзд. А-Б». Через интервал времени «Δt» в момент времени «T0+Δt» корректируют сигнал заданного путевого угла «ПУЗД.«А-Б»». Для этой цели в блоке заданного маршрута формируют модуль 1ой разности между сигналом текущей широты судна и сигналом широты «упрежденной» точки - начала изменения направления движения судна «Бупрежд.» (близкой к точке «Б») и модуль 2 разности между сигналом текущей долготы судна и сигналом долготы «упрежденной» точки «Бупрежд.».

Рассмотрим управление при выполнении условия (2) или (3)

где (φ-φ(Бупрежд.)), (λ-λ(Бупрежд.)) - разности текущей широты (долготы) судна и широты (долготы) «упрежденной» точки «Бупрювд» (которая расположена на траектории движения ближе к точке «А» на величину «Δ» по сравнению с точкой «Б»).

Если удовлетворяется зависимость (2) модуль 1ой разности больше величины «С» или модуль 2ой разности больше величины «С», то формируют сигнал корректированного заданного значения путевого угла (ПУзд.(А-Б).кор 1..) по текущим значениям широты и долготы судна в момент времени «T1=T0+Δt» и заданным значениям широты и долготы «упрежденной» точки «Бупрежд.» (начала поворота судна вблизи точки «Б», приближенной на величину «Δ» к точке «А»). Сигнал корректированного заданного путевого угла вводят на вход сумматора вместо «ПУзд.«А-Б»». Сигнал с выхода сумматора подают на вход рулевого привода. Рулевой привод корректирует движение судна, устраняя возникшее отклонение движения судна с заданной траектории. Процесс выработки корректированного значения заданного путевого угла многократно повторяется через интервалы времени «Δt».

II. Формирование закона программного управления в блоке программного маневрирования (когда судно находится вблизи точек изменения направления движения выполняется условие (3)).

В блоке программного маневрирования сформирован:

- набор программных маневров для всех точек поворота траектории движения: «Б», «В»,… с использованием динамической модели движения конкретного судна и конкретных величин приращений заданного путевого угла в точках «Б», «В»…: ΔПУЗД.Б=(ПУЗД.БВ - ПУзд.АБ), ΔПУзд.В=(ПУзд.ВГ - ПУзд.БВ)…, (маневры переходов ΔПУзд.i,… формировались путем моделирования и выбирались наиболее близкими к оптимальным по времени),

- набор «упрежденных» точек траектории «Бупрежд.», «Вупрежд.» (при достижении которых судном начинается процесс изменения путевого угла); координаты «упрежденных точек «Бупрежд.»… формировались с использованием конкретных программных маневров и заданных для них приращений путевого угла «ΔПУзд.i» путем вложения процесса перехода динамической модели корабля в новое направление движения с допустимым перегулированием по путевому углу.

Через «m» интервалов времени, когда будет выполняться зависимость (3) (в момент времени: T0+mΔt=ТБ- Δ1Бупрежд. - нахождении судна в первой «упрежденной» точке начала поворота «Бупрежд.»), в блоке программного маневрирования выбирают из набора программных маневров для всех точек поворота траектории движения:«Б» «В».'. программный маневр d/dt δзд.Бупрежд.

Сигнал по зависимости (4) из блока программного маневрирования с момента времени «ТБупрежд.» вводят на вход рулевого привода, вместо сигнала d/dt δзд по зависимости (li) с выхода сумматора. Судно начинает переход на новое заданное направление движения к ПУЗД.Б-В.

3. Переход на режим замкнутого закона управления

Формируем условие перехода на режим стабилизации в блоке заданного маршрута. Это условие должно выполняться, когда текущее значение путевого угла будет находиться в допустимой области ПУЗД.Б-В:

При выполнении условия (5) сигнал d/dt δзд Бупрежд.=f (t), поступающий из блока программного маневрирования, отключается от рулевого привода, а к рулевому приводу подключается сигнал по зависимости (li): d/dt δзд=f (ПУ-ПУзд.Б-В), поступающий с выхода сумматора. Так обеспечивается вновь замкнутое управление (стабилизация судна по путевому углу ПУЗД.<<Б-В>>):

Управление судном по ПУзд.«Б-В» продолжается до прихода судна в точку «Вупрежд.» (начала второго поворота судна (вблизи второй точки «В»). При выполнении условия (3а), которое формируется в блоке заданного маршрута

из блока заданного маршрута поступают сигналы:

- на отключение сигнала закона (li) от рулевого привода (поступающего с выхода сумматора),

- на подключение сигнала закона программного управления на вход рулевого привода (с выхода блока программного маневрирования)

Судно начинает переход на новое заданное направление движения в область ПУзд.В-Г.

В блоке заданного маршрута формируется сигнал: (ПУ- ПУзд.В-Г), когда модуль разности этого сигнала станет меньше заданного значения, то сформируется сигнал, отключающий рулевой привод от блока программного маневрирования и подключающий вход рулевого привода к выходу сумматора. Вновь включится закон стабилизации судна по путевому углу ПУзд.В-Г аналогично выше рассмотренному.

Устройство автоматического управления движением судна по заданной траектории представлено на чертеже.

Рассмотрим работу конкретного устройства автоматического управления движением судна по заданной траектории из точки «А» (с момента времени Т0) в точку «Б», реализованного в соответствии с предлагаемым способом автоматического управления движением корабля.

Устройство содержит сумматор - 1., рулевой привод - 2., блок выработки угловой скорости - 3., датчик руля - 4., приемник спутниковой навигационной системы (СНС) - 5., блок заданного маршрута - 6., блок программного маневрирования - 7., блок переключения - 8., судно - объект управления - 9.

Все связи между блоками устройства приведены на чертеже. Реализация предлагаемого устройства может быть осуществлена с использованием микросхем типа 140 УД 6 (сумматор-1., блок программного маневрирования - 7., блок заданного маршрута-6.). Блок выработки угловой скорости - 3., типовой датчик угловой скорости (ДУС-5 с чувствительностью не ниже 0,05 гр/с). Штатные корабельные системы: приемник СНС - 5., рулевой привод - 2.

Устройство автоматически обеспечивает движение корабля по заданному направлению маршрута.

На вход сумматора 1. поступают сигналы угловой скорости судна «ω» с блока выработки угловой скорости 3, угла перекладки руля «δ» - с датчика руля 4, текущего путевого угла «ПУ» с приемника спутниковой навигационной системы 5. и заданного путевого угла ПУзд. с блока заданного маршрута 6. На выходе сумматора 1. формируется заданное значение угловой скорости перекладки руля «d/dt δзд.». В соответствии с зависимостью (1) руль будет автоматически перекладываться и обеспечивать удержание судна на заданной траектории движения с путевым углом, равным заданному: ПУ=ПУзд.А-Б.

В блоке задания маршрута 6. осуществляется циклически через интервалы времени «Δt» вычисление величины заданного значения путевого угла ПУзд. (см. описание формирования корректированного (ПУзд.(А-Б).кор.1… выше). Корректированное значение ПУзд.(А-Б).кор.1… поступает на вход сумматора 1. и далее в рулевой привод 2. на перекладку руля, обеспечивая выход судна на заданное уточненное направление движения. Сигналы циклов перестройки значений ПУзд осуществляются в блоке 6. через интервал времени «Δt»

В момент времени Т0. (из приемника спутниковой навигационной системы 5.) текущие широта и долгота местонахождения судна (φ, λ) поступают в блок 6., в котором также содержатся широты и долготы всех i-«упрежденных» точек поворота судна (в рассматриваемом случае первая точка изменения направления движения - «Бупреж»). По сигналам текущего местонахождения судна (φ, λ) и точке начала поворота Бупрежд.iупрежд., λiупрежд.) формируются зависимости вида (2) и (3). Если выполняется зависимость (2), в блоке 6. формируется заданное значение путевого угла по текущему местонахождению судна (φ, λ) и точке Бупрежд.i= Бупрежд.…, λiупрежд.).

Если выполняется зависимость (3) (что соответствует нахождению судна в точке «Бупрежд.» в момент времени ТБупрежден.0+m Δt - первого поворота судна) из блока заданного маршрута - 6 поступает сигнал на формирование в блоке программного маневрирования - 7 программы маневрирования d/dt δзд.Бупрежд. (из суммарного набора программ маневрирования в блоке - 7). Сигнал из блока заданного маршрута - 6 также поступает в блок переключения - 8 на подключение блока программного маневрирования - 7 к входу рулевого привода - 2 и отключению от рулевого привода - 2 выхода сумматора - 1. Это приведет к началу маневра судна с путевого угла «ПУзд.«АБ»» в область ПУзд.Б-В. Через каждый интервал времени Δt в блоке заданного маршрута - 6 формируется сигнал по зависимости (5). В момент времени, когда условие (5) удовлетворится, из блока заданного маршрута - 6 поступит сигнал в блок переключения - 8 на отключение выхода блока - 7 и подключения сигнала с блока - 1 к рулевому приводу, что приведет к переходу на режим стабилизации судна на отрезке траектории «Б-В» с путевым углом ПУзд.«Б-В».

Проведенное моделирование рассмотренного выше способа автоматического управления с перестройкой законов управления судном подтвердило его работоспособность, а следовательно, и высокой эффективности предложенного способа управления движением судна по заданной траектории.

Способ управления движением судна по заданной траектории с использованием блока заданного маршрута, приемника спутниковой навигационной системы, датчика руля, рулевого привода и сумматора, на вход которого подают сигналы: угловой скорости судна и текущего путевого угла - с приемника спутниковой навигационной системы, угла перекладки руля - с датчика руля, заданного путевого угла, последний формируют в блоке заданного маршрута с использованием сигналов широты и долготы точек «Б», «В»… (точек поворота заданной траектории движения судна), а также сигналов текущей широты и долготы судна - из приемника спутниковой навигационной системы, отличающийся тем, что в блоке заданного маршрута сформирован набор программных маневров, изменяющих направление движения судна, а также набор координат «упрежденных» точек «Б», «В»,…, при достижении которых судно начинает маневр, через интервал времени «Δt» в блоке заданного маршрута формируют модуль первой разности между сигналом текущей широты судна и сигналом широты точки «Б» и модуль второй разности между сигналом текущей долготы судна и сигналом долготы точки «Б», если модуль первой разности больше величины «С» или модуль второй разности больше величины «С», то формируют сигнал заданного значения путевого угла по текущим значениям широты и долготы судна и заданным значениям широты и долготы точки «Б», который вводят на вход сумматора, сигнал с выхода сумматора подают на вход рулевого привода, в следующие интервалы времени «Δt» формирование путевого угла повторяют m раз аналогично до момента времени «T+mΔt» когда модуль первой разности между сигналом текущей широты судна и сигналом широты точки «Б» и модуль второй разности между сигналом текущей долготы судна и сигналом долготы точки «Б» будут меньше «С», то сигнал с выхода сумматора отключают от рулевого привода, на вход которого подключают сигнал программного маневра точки «Б» из блока программного маневрирования, в следующий интервал времени «Δt» в блоке заданного маршрута формируют модуль сигнала разности текущего путевого угла и заданного путевого угла следующей точки поворота «|ПУ-ПУ|», если модуль сигнала разности больше допустимого значения, то через интервал времени «Δt» вновь формируют модуль сигнала разности текущего путевого угла и заданного путевого угла точки поворота «|ПУ-ПУ|», в момент времени «T+mΔt+nΔt», когда модуль сигнала разности текущего путевого угла и заданного путевого угла будет меньше допустимого значения: «|ПУ-ПУ|<С», сигнал программного маневра точки «Б» из блока программного маневрирования отключают от рулевого привода, а к рулевому приводу подключают выходной сигнал от сумматора, с момента времени «T+mΔt+(n+1)Δt» процесс управления движением судна на следующих отрезках траектории от точки «Б» к точке «В»… повторяется аналогично рассмотренному выше.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 101.
20.01.2013
№216.012.1d86

Устройство для измерения уровня диэлектрической жидкости в емкости

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для высокоточного определения уровня диэлектрической жидкости, находящейся в какой-либо емкости. В частности, оно может быть применено для измерения уровня нефтепродуктов, сжиженных газов и др. Сущность: устройство содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473052
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d88

Способ измерения уровня вещества в открытой металлической емкости

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения уровня вещества (жидкости, сыпучего вещества) в различных открытых металлических емкостях. Сущность: в способе измерения уровня вещества в открытой металлической емкости предварительно в верхней незаполняемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473054
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d89

Способ измерения уровня жидкости в емкости

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения уровня жидкости в различных открытых и замкнутых металлических емкостях. В частности, оно может быть применено для определения уровня жидкого металла в технологических емкостях металлургического производства. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473055
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d8a

Способ определения уровня жидкости в емкости

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для высокоточного определения уровня жидкости, находящейся в каком-либо резервуаре. В частности, оно может быть применено для измерения уровня нефтепродуктов, сжиженных газов и др. Предлагается способ определения уровня...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473056
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d95

Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к испытаниям и диагностике двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Способ диагностирования ДВС заключается в возбуждении в камере сгорания электромагнитных колебании фиксированной длины волны и определении амплитуды принимаемого сигнала. При проведении диагностирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473067
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.205c

Способ комплексного использования попутного нефтяного газа

Предлагаемое изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности и может быть применено для утилизации попутного нефтяного газа. Способ осуществляют следующим образом. После запуска газовой турбины в турбину сжатия подают воздух и попутный нефтяной газ. Сжатые газ и воздух направляют в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473785
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.20c3

Способ определения состояния поверхности дороги

Изобретение относится к измерительной технике и может быть применено для определения состояния поверхности дорожного полотна, на котором возможно образование слоя воды, снега или льда. Сущность: в поверхностный слой контролируемого участка дороги встраивают резонатор с изменяющейся в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473888
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.20c4

Способ измерения физической величины

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для высокоточного определения различных физических величин. К их числу относятся механические величины, геометрические параметры объектов, физические свойства веществ и др. К ним же относятся также электрофизические,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473889
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.210b

Способ нахождения максимальных повторяющихся участков последовательности символов конечного алфавита и способ вычисления вспомогательного массива

Изобретение относится к компьютерной обработке цифровых данных, точнее к способам сжатия массивов цифровой информации путем нахождения совпадающих фрагментов последовательности данных. Техническим результатом является уменьшение количества памяти, требующейся для представления всех максимальных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473960
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.215d

Способ получения электрической энергии от маломощных источников электропитания

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам получения электрической энергии от маломощных источников электропитания, например пьезоэлементов, вмонтированных в поверхность, по которой перемещаются подвижные объекты. Технический результат изобретения состоит в обеспечении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474042
Дата охранного документа: 27.01.2013
Показаны записи 1-10 из 26.
10.06.2013
№216.012.47d9

Способ управления движением судна по заданной траектории

Изобретение относится к области судовождения. Автоматическое управление движением судна по заданной траектории осуществляют путем управления по заданному углу курса с использованием кормовых рулей. Для обеспечения движения судна с углом дрейфа, близким к нулю, в предложенном способе применяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483973
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.09.2013
№216.012.675a

Способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся возмущений

Изобретение относится к области судовождения - автоматическому управлению движением судна по заданному направлению. Способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся возмущений использует задатчик курсового угла, приемник спутниковой навигационной системы, рулевой привод,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492105
Дата охранного документа: 10.09.2013
27.11.2013
№216.012.8501

Способ автоматического управления движением судна с учетом волнения

Изобретение относится к области судовождения по заданному маршруту. Предложенный способ базируется на автоматическом управлении движением судна с двумя законами управления - оптимальным (в смысле точности стабилизации судна на курсе при спокойном море) и «облегченным» (для сохранности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499727
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.04.2014
№216.012.b945

Способ отказоустойчивого управления движением корабля по глубине

Изобретение относится к области судостроения. Способ заключается в использовании задатчика глубины, первого фильтра оценки сигнала глубины, четвертого фильтра оценки сигнала угла дифферента и сумматора, на вход которого вводят сигналы. С выхода сумматора сигнал заданной скорости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513157
Дата охранного документа: 20.04.2014
20.05.2014
№216.012.c7b6

Способ управления движением судна по широте и долготе

Способ управления движением судна по широте и долготе позволяет управлять движением судна по заданной траектории с корректировкой скорости движения по времени. Корректировка по времени обеспечивает нахождение судна в заданной точке в заданное время. Использование в качестве навигационной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516885
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.08.2014
№216.012.e996

Устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию

Изобретение относится к области судовождения. Система содержит приемник (1) спутниковой навигационной системы, задатчик (2) маршрута с выходами заданного сигнала путевого угла (ПУ) и заданного угла φ угла курса, регулятор (3) угла δ перекладки руля, рулевой привод (4), регулятор (5) оборотов n...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525606
Дата охранного документа: 20.08.2014
27.10.2014
№216.013.0259

Способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях

Изобретение относится к области судостроения, а именно к автоматическому управлению угловым движением судна. Для отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях используют: блок датчиков угла поворота закрылков, датчик угла крена, блок дифференцирования, блок приводов закрылков,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531999
Дата охранного документа: 27.10.2014
27.10.2014
№216.013.025a

Отказоустойчивая система автоматического управления движением судна

Изобретение относится к области судовождения, а именно к автоматическому управлению движением судна по заданному маршруту. Отказоустойчивая система автоматического управления движением судна содержит датчик руля, датчик угловой скорости, датчик скорости хода, датчик угла курса, задатчик угла...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532000
Дата охранного документа: 27.10.2014
20.12.2014
№216.013.1102

Система идентификации гидродинамических коэффициентов математической модели движения судна

Изобретение относится к области судостроения, а именно к области автоматического управления движением судов. Система идентификации гидродинамических коэффициентов математической модели движения судна содержит рулевой привод, датчики: угловой скорости, курса судна, угла перекладки руля, боковой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535777
Дата охранного документа: 20.12.2014
20.12.2014
№216.013.11ec

Система отказоустойчивого управления движением корабля

Изобретение относится к области судостроения, а именно к автоматическому управлению движением корабля. Система отказоустойчивого управления движением корабля содержит блок дифференцирования, датчик руля, три датчика глубины, датчик угла дифферента, рулевой привод, задатчик глубины угла...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536011
Дата охранного документа: 20.12.2014
+ добавить свой РИД