×
23.02.2019
219.016.c606

Подшипник скольжения межроторной опоры

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области авиационного моторостроения и может быть использовано в подшипниках скольжения межроторных опор газотурбинных двигателей. Подшипник скольжения межроторной опоры включает наружное и внутреннее кольца. выполненные из металлокерамоматричного материала на основе соответственно карбонитрида титана и нитрида алюминия при заданном соотношении компонентов. Кольца расположены внутри вала роторов высокого и низкого давления. Технический результат: обеспечение требуемого уровня микротвердости материала колец подшипника скольжения при температурах до 500°С, что позволяет повысить износостойкость и долговечность подшипника скольжения межроторной опоры газотурбинного двигателя. 2 ил., 1 табл.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области авиационного моторостроения, а именно к межроторным опорам газотурбинных двигателей.

Решение перспективных задач в части создания самолетов с высокими показателями эффективности заставляет предусматривать все более высокие значения газодинамических параметров рабочего цикла двигателя. Возникающие нагрузки носят переменный характер по величине, интенсивности и частоте воздействия приложенных сил, поэтому подшипники опор роторов оказываются в сложных условиях, значительно сокращающих их ресурс. Использование традиционно применяемых конструкционных материалов подшипников скольжения, где используются пары трения «чугун-бронза», работоспособных при максимальной удельной нагрузке до 2,0 МПа и предельной скорости, не превышающей 1 м/с, в конструкции опор газотурбинного двигателя невозможно из-за напряженных условий эксплуатации. Расчетные значения удельной нагрузки для подшипников скольжения межроторной опоры турбины высокого давления должны составлять до 1,7 МПа при окружной скорости в зоне контакта поверхностей скольжения до 40 м/с, что значительно меньше необходимых значений параметров.

Известен подшипник скольжения межроторной опоры газотурбинного двигателя, включающий наружное и внутреннее кольцо, предназначенные для взаимодействия с валом ротора высокого давления и валом ротора низкого давления и выполненные из композиционных керамических материалов («Исследование возможности использования керамических авиационных подшипников скольжения нового поколения в конструкциях опор роторов газотурбинных двигателей», «Двигатель» №3, 2013 г., стр. 24-26). В известном техническом решении применение композиционных керамических материалов на основе карбида кремния и карбонитрида титана при изготовлении колец подшипника скольжения обеспечивает повышение эффективности работы подшипника за счет снижения энергетических потерь на трение. Недостатком известного технического решения является зависимость износостойкости пары трения от величины конструктивного зазора между кольцами, определяемого составами и свойствами материала колец, исключающего возможность возникновения граничного трения, и от действия возникающих в опоре при режимах, близких к критическим режимам работы ротора, знакопеременных изгибающих моментов. Указанный недостаток влияет на снижение надежности межроторной опоры.

Наиболее близким по технической сущности и назначению к предлагаемому изобретению является подшипник скольжения межроторной опоры газотурбинного двигателя, включающий наружное кольцо расположенное внутри вала ротора высокого давления, и внутреннее кольцо, закрепленное на валу ротора низкого давления, выполненные из композиционных керамических материалов (RU 2647021, 2018). В известном техническом решении применение композиционных керамических материалов на основе нитрида титана и дисперсно-упрочненного реакционно-спеченного карбонитрида кремния при изготовлении колец подшипника скольжения обеспечивает износостойкость подшипника за счет обеспечения конструктивного зазора в паре трения в процессе рабочего цикла. При вращении колец подшипника в процессе рабочего цикла в результате трения происходит повышение температуры колец. Недостатком известного технического решения является зависимость значений микротвердости материала на основе дисперсно-упрочненного реакционно-спеченного карбонитрида от температуры материала, повышением которой снижается микротвердость и соответственно износостойкость и долговечность подшипника.

Техническая проблема, на решение которой направлено изобретение, заключается в повышении износостойкости и долговечности подшипника скольжения межроторной опоры газотурбинного двигателя.

Технический результат, достигаемый при осуществлении предлагаемого технического решения, заключается в обеспечении требуемого уровня микротвердости материала колец подшипника скольжения при температурах до 500°С.

Результат, обеспечиваемый заявленным изобретением, достигается тем, что подшипник скольжения межроторной опоры включает наружное кольцо, предназначенное для взаимодействия с валом ротора высокого давления и выполненное из металлокерамоматричного материала, внутреннее кольцо, предназначенное для взаимодействия с валом ротора низкого давления и выполненное из композиционного материала, причем наружное кольцо подшипника выполнено из металлокерамоматричного материала на основе карбонитрида титана при следующем соотношении компонентов, масс. %:

титан (Ti) 40-60
углерод (С) 15-20
азот (N) остальное,

а внутреннее кольцо подшипника выполнено из металлокерамоматричного материала на основе нитрида алюминия при следующем соотношении компонентов, масс. %:

нитрид кремния (Si3N4) 20-30
нитрид бора (BN) 10-15
диселенид молибдена (MoSe2) 1-3
нитрида алюминия (AlN) остальное

Совокупность существенных признаков достаточна для решения указанной технической проблемы, поскольку выполнение наружного кольца подшипника из материала на основе карбонитрида титана, а внутреннего кольца из металлокерамоматричного материала на основе нитрида алюминия при определенных соотношениях компонентов обеспечивает повышение износостойкости и долговечности подшипника за счет обеспечения требуемого уровня микротвердости материала колец подшипника скольжения при температурах до 500°С.

Предложенное техническое решение поясняется следующим описанием его конструкции и работы со ссылкой на иллюстрации, где:

на фиг. 1 представлен график зависимости твердости от температуры;

на фиг. 2 представлен график зависимости интенсивности изнашивания от давления в контакте пары скольжения.

Подшипник скольжения межроторной опоры газотурбинного двигателя включает наружное и внутреннее кольца. Наружное кольцо предназначено для взаимодействия с валом ротора высокого давления и выполнено из металлокерамоматричного материала на основе карбонитрида титана при следующем соотношении компонентов, масс. %:

титан (Ti) 40-60
углерод (С) 15-20
азот (N) остальное

Внутреннее кольцо предназначено для взаимодействия с валом ротора низкого давления и выполнено из металлокерамоматричного материала на основе нитрида алюминия при следующем соотношении компонентов, масс. %:

нитрид кремния (Si3N4) 20-30
нитрид бора (BN) 10-15
диселенид молибдена (MoSe2) 1-3
нитрида алюминия (AlN) остальное

Известно, что твердость и износостойкость подшипников скольжения, выполненных их металлокерамоматричных материалов, зависит от соотношения компонентов. Уменьшение содержания титана в материале наружного кольца приводит к повышению прочности и твердости материала. Наличие в материале внутреннего кольца нитрида кремния (Si3N4) и нитрида бора (BN) приводит к повышению твердости материала, наличие диселенида молибдена (MoSe2) приводит к снижению коэффициента трения и повышению стойкости материала к истиранию. Оптимальное соотношение составляющих компонентов обеспечивает требуемый уровень микротвердости материала колец при температурах до 500°С. Поскольку нитрид алюминия (AlN) характеризуется повышенной теплопроводностью, его сочетание с диселенидом молибдена (MoSe2) обеспечивает наличие гарантированного зазора между кольцами в процессе эксплуатации, что обеспечивает повышение долговечности подшипника.

Подшипник скольжения межроторной опоры газотурбинного двигателя работает следующим образом. При вращении вала ротора высокого давления и вала ротора низкого давления во вращение вовлекаются наружное и внутреннее кольца подшипника скольжения, образующие при вращении пару трения. В зазор пары подается жидкая смазка, обеспечивающая жидкостное трение между кольцами. При вращении колец подшипника в результате трения кольца нагреваются, поэтому смазка одновременно выполняет функцию охлаждающей жидкости. Поскольку разница в коэффициентах линейного расширения материала наружного и внутреннего колец незначительная в пределах от

2,5⋅1-6

до

4,5⋅10-6/К,

конструкционный зазор между кольцами при нагревании остается постоянным. При этом с повышением температуры до 500°С микротвердость материалов в паре трения изменяется незначительно.

Для оценки свойств материала колец были проведены испытания металлокерамоматричных материалов на основе карбонитрида титана и нитрида алюминия при различных соотношениях компонентов (см. таблицу):

Полученные результаты экспериментальных исследований материалов выполненных в соответствии с указанными выше рецептурами 1-3 предлагаемого технического решения в сравнении с прототипом, представленные на графиках (см. фиг. 1 и 2) показывают, что:

- снижение твердости исследуемых покрытий, изготовленных в соответствии с предложенными рецептурами (в диапазоне рабочих температур до 500°С), составляет 6-10%;

- снижение твердости покрытия в прототипе (в диапазоне рабочих температур до 500°С), составляет более 20%;

- интенсивность изнашивания в зависимости от повышения давления в контакте в предложенном техническом решении для исследуемых покрытий, изготовленных в соответствии с рецептурами 1-3 в 1,8-2,0 раза ниже интенсивности изнашивания в аналогичных условиях для покрытия в прототипе.

При инвертировании колец подшипника, т.е. при изготовлении внутреннего кольца из металлокерамоматричного материала на основе карбонитрида титана и наружного кольца из металлокерамоматричного материала на основе нитрида алюминия, зазор остается неизменным, т.е. работа подшипника не происходит в условиях граничного трения, а температура отводимого масла не повышается. В результате износостойкость подшипника не снижается.

Таким образом, выполнение наружного и внутреннего колец подшипника скольжения межроторной опоры из металлокерамоматричных материалов соответственно на основе карбонитрида титана и нитрида алюминия при заданном соотношении компонентов обеспечивает требуемый уровень микротвердости материалов при температурах до 500°С, что позволяет повысить износостойкость подшипника и его долговечность.


Подшипник скольжения межроторной опоры
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 204.
10.02.2013
№216.012.23f8

Система регулирования осевых сил на радиально-упорном подшипнике ротора турбомашины

Изобретение относится к системе регулирования осевых сил на радиально-упорном подшипнике ротора турбомашины и позволяет уменьшить воздействие осевой силы на радиально-упорный подшипник передней части составного ротора турбомашины путем перераспределения по заданному закону избыточной силы на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474710
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.2458

Способ мультиантенной электростатической диагностики газотурбинных двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы

Изобретение относится к области диагностики технического состояния газотурбинных двигателей. Технический результат - повышение эффективности и оперативности диагностики технического состояния газотурбинных двигателей в процессе их производства, испытаний и эксплуатации. Технический результат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474806
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2baa

Пульсирующий детонационный прямоточный воздушно-реактивный двигатель и способ функционирования двигателя

Пульсирующий детонационный прямоточный воздушно-реактивный двигатель содержит сверхзвуковой воздухозаборник, сверхзвуковую камеру смешения, сверхзвуковую камеру сгорания, выходное сверхзвуковое сопло, воспламенитель топливовоздушной смеси и систему подачи топлива. Система подачи топлива...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476705
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c7c

Способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя со смешением потоков

Изобретение относится к области авиационной техники. По замерам полетной информации определяют величину R идеальной тяги двигателя как R=R- GV, где R - условная тяга реактивного сопла, соответствующая полному расширению в нем выхлопной струи до атмосферного давления, G - расход воздуха на входе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476915
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.04.2013
№216.012.33c5

Способ изготовления интегрального блиска с охлаждаемыми рабочими лопатками, интегральный блиск и охлаждаемая лопатка для газотурбинного двигателя

Отдельные охлаждаемые лопатки из монокристаллического сплава соединяют с дисковой частью из гранулируемого сплава в единую деталь горячим изостатическим прессованием (ГИП) в зоне, где длительные прочности этих сплавов одинаковы при одной и той же температуре в длительном рабочем режиме...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478796
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e2d

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель содержит топливную форсунку, размещенную в носовой части двигателя перед воздухозаборником, и расположенные за ним камеру сгорания и сопло, а также устройство возбуждения молекул кислорода резонансным лазерным излучением в камере сгорания....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481484
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.06.2013
№216.012.4d6c

Газодинамический воспламенитель

Изобретение может быть использовано в авиационных и ракетных двигателях и стендовых газоструйных устройствах. Газодинамический воспламенитель содержит полый корпус, стержневой газоструйный излучатель со сверхзвуковым кольцевым соплом, резонатор с цилиндрической полостью, соединительную камеру с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485402
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.07.2013
№216.012.5497

Газогенератор гтд

Газогенератор газотурбинного двигателя содержит двухступенчатый центробежный компрессор, камеру сгорания и, по меньшей мере, одну осевую ступень турбины, связанную с компрессором по оси в единый ротор, установленный в статоре на подшипниках качения. Рабочие колеса ступеней компрессора и турбины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487258
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.08.2013
№216.012.5d9f

Экологически чистая газотурбинная установка регенеративного цикла с каталитической камерой сгорания и способ управления ее работой

Экологически чистая газотурбинная установка регенеративного цикла с каталитической камерой сгорания содержит осевой компрессор, турбину, теплообменник-рекуператор, каталитическую камеру сгорания, соединяющий их газовоздушный канал, топливную систему с форсункой, систему автоматического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489588
Дата охранного документа: 10.08.2013
27.08.2013
№216.012.6526

Способ определения коэффициента сухого трения фрикционных пар при быстро осциллирующих перемещениях

Изобретение относится к области исследований и физических измерений. Сущность: одну неподвижную деталь фрикционной пары, выполняющую функцию демпфера, прижимают с варьируемым регулируемым усилием к другой подвижной детали этой пары, совершающей на резонансной частоте быстро осцилирующее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491531
Дата охранного документа: 27.08.2013
Показаны записи 1-10 из 11.
27.02.2013
№216.012.2bc9

Подшипник скольжения с наноструктурным антифрикционным керамическим покрытием

Изобретение относится к подшипникам скольжения и может быть использовано в авиационной, газонефтедобывающей, автомобильной и других областях промышленности. Подшипник скольжения включает корпус и установленный на корпусе, по меньшей мере, один элемент скольжения, по меньшей мере, поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476736
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.03.2013
№216.012.2e58

Энергосберегающий подшипник скольжения

Изобретение относится к подшипникам скольжения и может быть использовано в авиакосмической, нефтедобывающей, нефтеперекачивающей, нефтеобрабатывающей и иных областях промышленности. Подшипник скольжения включает корпус и смонтированные на корпусе элементы скольжения, поверхности скольжения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477395
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.05.2013
№216.012.40c3

Радиопоглощающий материал

Изобретение относится к радиопоглощающему материалу. Радиопоглощающий материал состоит из полимерного связующего, наполнителя в виде смеси порошкообразного феррита и карбонильного железа с диаметром частиц сферической формы 10-50 мкм и смеси фуллеренов С-60 и С-70. Радиопоглощающий материал...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482149
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.06.2013
№216.012.4d47

Подшипник скольжения с наноструктурным металлокерамоматричным антифрикционным покрытием

Изобретение относится к подшипникам скольжения и может быть использовано в авиационной, газонефтедобывающей, автомобильной промышленности и энергомашиностроении. Подшипник скольжения включает корпус и установленный на корпусе, по меньшей мере, один элемент скольжения, по меньшей мере,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485365
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.03.2016
№216.014.c616

Подшипник скольжения с наноструктурным функционально-градиентным антифрикционным покрытием

Изобретение относится к подшипникам скольжения и может быть использовано в ракетно-космической, авиационной, нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности, в железнодорожном, автомобильном транспорте и других областях промышленности. Подшипник скольжения, включающий корпус,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578840
Дата охранного документа: 27.03.2016
29.12.2017
№217.015.f4b4

Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания содержит гильзу (1) цилиндра и установленный в ней поршень (2) с отверстием (3) под поршневой палец, ось которого перпендикулярна оси цилиндра. Гильза (1) и поршень...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637794
Дата охранного документа: 07.12.2017
10.05.2018
№218.016.393b

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного моторостроения и может быть использовано в межроторных опорах газотурбинных двигателей. Межроторная опора газотурбинного двигателя включает подшипник скольжения, содержащий внутреннее кольцо подшипника, выполненное из композиционного материала на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647021
Дата охранного документа: 13.03.2018
27.10.2018
№218.016.977a

Способ изготовления изделий из реакционно-спеченного композиционного материала

Изобретение относится к области конструкционных материалов, а именно к способам изготовления высокотемпературных, износостойких и коррозионно-стойких изделий из реакционно-спеченного композиционного материала на основе карбида кремния, и может быть использовано в ряде отраслей промышленности, в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002670819
Дата охранного документа: 25.10.2018
05.09.2019
№219.017.c70d

Способ изготовления изделия из огнеупорных материалов методом трехмерной печати

Изобретение относится к способам изготовления изделий из огнеупорных материалов методом трехмерной печати и может найти применение в различных отраслях машиностроения. Способ заключается в том, что при изготовлении изделия из огнеупорных материалов методом трехмерной печати в камере...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002699144
Дата охранного документа: 03.09.2019
06.06.2023
№223.018.7809

Композиционные порошки на основе карбонитрида титана

Изобретение относится к области порошковой металлургии и предназначено для производства износостойких сплавов на основе карбонитрида титана, работающих в сложных условиях динамического нагружения, высоких контактных давлений и скоростей. Композиционный порошок на основе карбонитрида титана TiCN...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002737839
Дата охранного документа: 03.12.2020
+ добавить свой РИД