×
20.02.2019
219.016.c4bf

Результат интеллектуальной деятельности: ГЕРОТОРНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
02186924
Дата охранного документа
10.08.2002
Аннотация: Изобретение относится к гидравлическим приводам для вращательного движения, в частности к устройствам для бурения наклонно-направленных скважин. Сущность изобретения: полый ротор и шпиндель двигателя соединены резьбовыми переходниками с приводным валом, снабженным ведущим и ведомым шарнирными узлами, резьбовой переходник ротора соединен с приводным валом и полым ротором со стороны входа в героторный механизм потока текучей среды, при этом ведущий шарнирный узел приводного вала расположен выше по потоку от входа героторного механизма или ниже по потоку от направленного к шпинделю торца резьбового переходника ротора. Изобретение позволяет уменьшить длину двигателя при сохранении или увеличении длины приводного вала, а также увеличить ресурс героторного механизма двигателя за счет компенсации реактивного момента на роторе в центре отклонения шпиндельной секции ведущим шарнирным узлом приводного вала. 5 ил.

Изобретение относится к гидравлическим приводам для вращательного движения, в частности к устройствам для бурения наклонно-направленных скважин.

Известен винтовой забойный двигатель для наклонно-направленного бурения, включающий двигательную секцию, ротор и торсион которой связаны между собой в верхней части, и шпиндельную секцию, корпус которой соединен с корпусом двигательной секции переводником [1]. В известной конструкции двигатель снабжен шарнирным узлом, кинематически связанным с ведомой частью торсиона и шпиндельной секцией, при этом шарнирный узел выполнен в виде муфты, размещенной верхней частью в отверстии, выполненном в торсионе, полумуфты с отверстием, в котором размещена нижняя часть муфты, и двух размещенных во взаимно перпендикулярных плоскостях пальцев, установленных в отверстиях, выполненных в торсионе, муфте и полумуфте, причем отверстия торсиона и полумуфты, в которых размешена муфта, и концы муфты выполнены с коническими участками.

Недостатком известной конструкции является ограничение в передаче крутящего момента, снижение надежности и прочности торсиона вследствие повышенных радиальных нагрузок на шарнирный узел, размещенный на ведомом краю торсиона. Другим недостатком известной конструкции является неполное использование возможности уменьшения длины двигателя при увеличении отклонения его шпиндельной секции и сохранения момента на роторе. Это ограничивает возможность более интенсивного изменения зенитного угла при проходе ствола скважин, а также снижает проходимость, т.е. возможность беспрепятственного прохождения скважин с большей кривизной.

Наиболее близкой к заявленной конструкции является героторный двигатель, содержащий корпус, размещенный внутри этого корпуса многозаходный героторный механизм, включающий соосно расположенный статор и установленный внутри статора ротор, а также шпиндель, соединенный приводным валом с ротором и размещенный внутри корпуса шпинделя, причем корпуса двигателя и шпинделя соединены изогнутым переводником с резьбами на его краях, а ротор и шпиндель соединены с приводным валом посредством резьбовых переходников [2].

Недостатком известной конструкции является неполное использование возможности уменьшения длины двигателя с увеличенным углом отклонения шпиндельного вала относительно героторного двигателя. Это не позволяет повысить проходимость двигателя, т. е. возможность беспрепятственного прохождения скважины с большей кривизной, например с интенсивностью изменения зенитного угла при бурении скважины до значений 4 - 10o на 10 метров проходки ствола.

Другим недостатком известной конструкции является неполное использование возможности увеличения ресурса героторного механизма двигателя за счет компенсации реактивного момента на роторе в центре отклонения шпиндельной секции ведущим шарнирным узлом приводного вала.

Техническая задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в уменьшении длины героторного двигателя при сохранении или увеличении длины приводного вала для интенсивности изменения зенитного угла при бурении до значений 4 - 10o на 10 метров проходки в изогнутой скважине путем соединения резьбового переходника ротора с приводным валом и полым ротором со стороны входа в героторный механизм потока текучей среды.

Другой технической задачей является повышение ресурса героторного механизма двигателя за счет компенсации реактивного момента на роторе в центре отклонения шпиндельной секции ведущим шарнирным узлом приводного вала и уменьшения внецентроидности профилей по краям ротора при планетарной обкатке статора.

Сущность технического решения заключается в том, что в героторном гидравлическом двигателе, содержащем полый корпус, размещенный внутри него многозаходный героторный механизм, включающий соосно расположенный статор и установленный внутри статора полый ротор, а также шпиндель, причем ротор и шпиндель соединены резьбовыми переходниками с приводным валом, снабженным ведущим и ведомым шарнирными узлами, согласно изобретению резьбовой переходник ротора соединен с приводным валом и полым ротором со стороны входа в героторный механизм потока текучей среды, при этом ведущий шарнирный узел приводного вала расположен выше по потоку от входа героторного механизма или ниже по потоку от направленного к шпинделю торца резьбового переходника ротора.

Соединение резьбового переходника ротора с приводным валом и полым ротором со стороны входа в героторный механизм потока текучей среды уменьшает длину героторного двигателя при сохранении или увеличении длины приводного вала, улучшает проходимость двигателя в изогнутой скважине и увеличивает интенсивность изменения зенитного угла до значений 4 - 10o на 10 метров проходки скважины. Такое выполнение позволяет отклонять шпиндель относительно ведомого, соединенного со шпинделем центра отклонения шарнирного узла приводного вала на больший по сравнению с известной конструкцией угол при меньшей длине героторного двигателя и его шпиндельной секции. Это достигается за счет компенсации реактивного момента на роторе в центре отклонения шпиндельной секции ведущим шарнирным узлом приводного вала, а также улучшенной центровкой профиля входной части ротора при его планетарной обкатке внутри статора и уменьшении относительной скорости скольжения сопряженных профилей ротора и статора.

Расположение ведущего шарнирного узла приводного вала выше по потоку от входа героторного механизма увеличивает диаметр ведущего шарнирного узла больше проходного отверстия полого ротора, а длину приводного вала - больше длины ротора. Это повышает прочность и надежность ведущего шарнирного узла приводного вала. Кроме того, такое расположение ведущего шарнирного узла увеличивает износостойкость героторного механизма путем уменьшения внецентроидности профиля входной части ротора при его планетарной обкатке внутри статора и уменьшения относительной скорости скольжения сопряженных профилей ротора и статора.

Расположение ведущего шарнирного узла ниже по потоку от направленного к шпинделю торца резьбового переходника ротора уменьшает длину героторного двигателя и его шпиндельной секции при сохранении длины приводного вала. Это позволяет еще больше по сравнению с известной конструкцией увеличить угол отклонения шпиндельной секции двигателя относительно корпуса (статора) двигателя, улучшить проходимость двигателя в изогнутой скважине при бурении, а также повысить интенсивность изменения зенитного угла при бурении до значений 4 - 10o на 10 метров проходки скважины.

На фиг. 1 показан продольный разрез героторного двигателя, ведущий шарнирный узел в котором расположен выше по потоку от входа героторного механизма.

На фиг. 2 показан элемент I на фиг.1: ведущий шарнирный узел расположен выше по потоку от входа героторного механизма.

На фиг.3 показан продольный разрез героторного двигателя, ведущий шарнирный узел в котором расположен ниже по потоку от направленного к шпинделю торца резьбового переходника ротора.

На фиг.4 показан элемент II на фиг.3: ведущий шарнирный узел расположен ниже по потоку от направленного к шпинделю торца резьбового переходника ротора.

На фиг.5 показан поперечный разрез А-А героторного двигателя.

Ниже представлен наиболее предпочтительный вариант исполнения героторного двигателя.

Героторный гидравлический двигатель состоит из двух секций - двигательной 1 и шпиндельной 2 и содержит полый корпус 3, размещенный внутри него многозаходный героторный механизм, включающий соосно расположенный статор 4 и установленный внутри статора полый ротор 5, а также шпиндель 6, размещенный внутри корпуса 7. Полый ротор 5 и шпиндель 6 соединены резьбовыми переходниками 8 и 9 с приводным валом 10, снабженным ведущим шарнирным узлом 11 и ведомым шарнирным узлом 12. Резьбовой переходник 8 ротора 5 соединен с приводным валом 10 и полым ротором 5 со стороны входа 13 в героторный механизм потока 14 текучей среды (см. фиг.1). Ведущий шарнирный узел 11 приводного вала 10 может быть расположен выше по потоку 14 от входа 13 героторного механизма (см. фиг.2).

По меньшей мере часть 15 ведущего шарнирного узла 11 приводного вала 10 может быть расположена выше по потоку 14 от направленного к шпинделю 6 торца 16 резьбового переходника 8 ротора 5, а часть 17 резьбового переходника 8 ротора 5 расположена выше по потоку 14 от входа 13 героторного механизма (см. фиг.3).

Кроме того, на фиг.1 и 3 показано: 18 - центр отклонения ведомого шарнирного узла 12 шпиндельной секции 2 относительно двигательной секции 1; поз. 19 - радиальные (верхняя и нижняя) опоры шпинделя 6; поз. 20 - осевая опора шпинделя 6 внутри корпуса 7. На фиг.2 и 4: поз. 21 - шарики ведущего шарнирного узла 11; поз. 22 и 23 - узлы сферической осевой опоры торца приводного вала 10 в наконечнике 24 ведущего шарнирного узла 11; поз. 25 - уплотнитель ведущего шарнирного узла 11.

Героторный гидравлический двигатель работает следующим образом: промывочная жидкость под давлением по колонне буровых труб подается на вход 13 героторного механизма в винтовые каналы между ротором 5 и статором 4. Возникающий на роторе 5 крутящий момент вызывает его планетарное вращение внутри статора 4, которое при помощи ведущего шарнирного узла 11, приводного вала 10, ведомого шарнирного узла 12 преобразуется во вращение шпинделя 6, размещенного внутри корпуса 7 в опорах 19 и 20. Направление вращения шпинделя 6 противоположно планетарной обкатке ротора 5 по статору 4.

При бурении неоднородных пород на шпинделе 6 возникает реактивный изгибающий момент вследствие усилий резания на долоте (не показано). Вышеуказанный реактивный момент воспринимается в центре 18 отклонения ведомого шарнирного узла 12 шпиндельной секции 2 относительно двигательной секции 1. При соединении резьбового переходника 8 ротора 5 со стороны входа 13 в героторный механизм потока 14 текущей среды, ведущий шарнирный узел 11 приводного вала 10 располагается выше по потоку 14 от входа 13 героторного механизма, что уменьшает внецентроидность профиля входной части ротора 5 при планетарной обкатке его внутри статора 4, уменьшает износ героторного механизма за счет уменьшения относительной скорости скольжения сопряженных профилей ротора 5 и статора 4.

Предлагаемая конструкция героторного двигателя уменьшает его длину и увеличивает длину приводного вала, повышает проходимость в скважинах с высокой кривизной, а также повышает ресурс героторного механизма за счет уменьшения относительной скорости скольжения сопряженных профилей ротора и статора.

Источники информации
1. RU, патент 2081986, кл. Е 21 В 4/02, 1993.

2. RU, патент 2149971, кл. Е 21 В 4/02, 7/08, 1999.

Героторныйгидравлическийдвигатель,содержащийполыйкорпус,размещенныйвнутринегомногозаходныйгероторныймеханизм,включающийсооснорасположенныйстаториустановленныйвнутристатораполыйротор,атакжешпиндель,причемроторишпиндельсоединенырезьбовымипереходникамисприводнымвалом,снабженнымведущимиведомымшарнирнымиузлами,отличающийсятем,чторезьбовойпереходникроторасоединенсприводнымваломиполымроторомсосторонывходавгероторныймеханизмпотокатекучейсреды,приэтомведущийшарнирныйузелприводноговаларасположенвышепопотокуотвходагероторногомеханизмаилинижепопотокуотнаправленногокшпинделюторцарезьбовогопереходникаротора.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 14.
27.03.2016
№216.014.c874

Установка для электрохимической обработки винтового зубчатого профиля внутренней поверхности в отверстии трубчатой заготовки

Изобретение относится к оборудованию для электрохимической обработки винтового зубчатого профиля внутренней поверхности в отверстии трубчатой заготовки для изготовления статоров с равномерной толщиной обкладки из эластомера, применяемых в винтовых героторных гидравлических двигателях для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578895
Дата охранного документа: 27.03.2016
11.03.2019
№219.016.d69e

Гидравлический яс

Изобретение относится к буровой технике и предназначено для высвобождения бурильной колонны в случае ее прихвата в скважине. Гидравлический яс включает трубчатый корпус и полый шпиндель, соединенные без вращения между собой. На шпинделе образованы верхний и нижний упорные бурты, между которыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002288344
Дата охранного документа: 27.11.2006
29.03.2019
№219.016.ef34

Статор винтовой героторной гидромашины

Изобретение относится к героторным механизмам винтовых забойных двигателей для бурения нефтяных и газовых скважин, к винтовым насосам для добычи нефти из скважин, а также к винтовым гидромоторам и гидронасосам общего назначения. Статор содержит полый корпус с внутренней поверхностью,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002285822
Дата охранного документа: 20.10.2006
29.03.2019
№219.016.ef35

Шарнирная муфта для соединения бурильной колонны с забойным двигателем

Изобретение относится к устройствам для бурения наклонно-направленных нефтяных и газовых скважин, а именно к шарнирным муфтам для соединения бурильной колонны с забойным двигателем. Шарнирная муфта для соединения бурильной колонны с забойным двигателем содержит торцовую полумуфту, переходник,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002285106
Дата охранного документа: 10.10.2006
29.03.2019
№219.016.ef36

Карданный вал для соединения ротора винтовой героторной гидромашины со шпинделем

Изобретение относится к устройствам приводов вращения, размещаемых в скважине, в частности, для соединения ротора винтовой героторной гидромашины с валом шпинделя. Карданный вал для соединения ротора винтовой героторной гидромашины со шпинделем содержит центральный вал и два корпуса, каждый из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002285781
Дата охранного документа: 20.10.2006
29.03.2019
№219.016.ef4f

Пресс-форма для изготовления резиновой обкладки статора винтовой героторной гидромашины

Изобретение относится к производству резиновых технических изделий методом литья под давлением, в частности резиновых обкладок статоров винтовых героторных гидромашин, а именно винтовых забойных двигателей для бурения нефтяных и газовых скважин и винтовых насосов для перекачивания жидкостей....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002284912
Дата охранного документа: 10.10.2006
29.03.2019
№219.016.efba

Пресс-форма для изготовления эластомерной обкладки статора винтовой героторной гидромашины

Изобретение относится к производству эластомерных изделий, в частности резиновых обкладок статоров винтовых героторных гидромашин. Пресс-форма для изготовления эластомерной обкладки статора винтовой героторной гидромашины содержит сердечник с винтовыми зубьями, входной и литьевые каналы,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002290308
Дата охранного документа: 27.12.2006
29.03.2019
№219.016.f055

Обратный клапан

Изобретение относится к устройствам обратных клапанов для гидроабразивной среды, преимущественно для бурильной колонны с гидравлическим забойным двигателем. Техническая задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, заключается в повышении герметичности и ресурса обратного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02232243
Дата охранного документа: 10.07.2004
29.03.2019
№219.016.f086

Ротор винтовой гидромашины

Изобретение относится к героторным гидромашинам для нефтяных и газовых скважин и может использоваться в гидромоторах общего назначения. Ротор состоит из ротора-заготовки с наружными винтовыми зубьями, имеющими выпуклые вершины и вогнутые впадины, и нанесенного антикоррозионного износостойкого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02228443
Дата охранного документа: 10.05.2004
09.05.2019
№219.017.4b6c

Переливной клапан бурильной колонны с героторным двигателем

Изобретение относится к устройствам для бурения нефтяных и газовых скважин, а именно к устройствам переливных клапанов бурильной колонны с героторным двигателем для сообщения внутренней полости колонны с затрубным пространством при спускоподъемных операциях для заполнения и опорожнения колонны...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02204688
Дата охранного документа: 20.05.2003
Показаны записи 1-10 из 11.
01.03.2019
№219.016.d10e

Способ получения сульфата калия

Изобретение относится к технике получения сульфата калия из сульфата аммония и хлорида калия в водной среде. Способ включает взаимодействие раствора сульфата аммония с суспензией хлорида калия с последующим выделением двойной соли сульфатов калия-аммония и переработку полученной жидкой фазы....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02166480
Дата охранного документа: 10.05.2001
01.03.2019
№219.016.d115

Способ получения сульфата калия

Изобретение относится к технике получения сульфата калия из сульфата аммония и хлорида калия в водной среде. Способ включает взаимодействие раствора сульфата аммония с суспензией хлорида калия с последующим выделением двойной соли сульфатов калия-аммония, обработку ее водным раствором сульфата...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02166479
Дата охранного документа: 10.05.2001
29.03.2019
№219.016.f055

Обратный клапан

Изобретение относится к устройствам обратных клапанов для гидроабразивной среды, преимущественно для бурильной колонны с гидравлическим забойным двигателем. Техническая задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, заключается в повышении герметичности и ресурса обратного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02232243
Дата охранного документа: 10.07.2004
29.03.2019
№219.016.f086

Ротор винтовой гидромашины

Изобретение относится к героторным гидромашинам для нефтяных и газовых скважин и может использоваться в гидромоторах общего назначения. Ротор состоит из ротора-заготовки с наружными винтовыми зубьями, имеющими выпуклые вершины и вогнутые впадины, и нанесенного антикоррозионного износостойкого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02228443
Дата охранного документа: 10.05.2004
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0000038100
Дата охранного документа: 31.08.1934
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0000059277
Дата охранного документа: 28.02.1941
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0000079469
Дата охранного документа: 28.02.1950
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0000047202
Дата охранного документа: 31.05.1936
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0000090608
Дата охранного документа: 30.06.1951
09.05.2019
№219.017.4b6c

Переливной клапан бурильной колонны с героторным двигателем

Изобретение относится к устройствам для бурения нефтяных и газовых скважин, а именно к устройствам переливных клапанов бурильной колонны с героторным двигателем для сообщения внутренней полости колонны с затрубным пространством при спускоподъемных операциях для заполнения и опорожнения колонны...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02204688
Дата охранного документа: 20.05.2003
+ добавить свой РИД