×
20.02.2019
219.016.bf31

Результат интеллектуальной деятельности: ВИНТОВАЯ ПЕРЕДАЧА И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002381400
Дата охранного документа
10.02.2010
Аннотация: Изобретения относятся к области машиностроения, а именно к винтовым передачам с элементами качения. Винтовая передача состоит из винта и гайки, на которых выполнены спиральные дорожки качения, и элементов качения с возможностью перемещения по указанным дорожкам качения. Либо винт, либо гайку выполняют из двух соосных частей с торцевыми криволинейными поверхностями, при этом на каждой торцевой криволинейной поверхности выполнена часть дорожки качения. Соосные части установлены торцевыми криволинейными поверхностями навстречу одна относительно другой с зазором и с возможностью охвата элементов качения обеими частями дорожки качения. Выборку зазора в передаче осуществляют путем прижатия в осевом направлении одной сосной части к другой сосной части. Дополнительно соосные части с торцевыми криволинейными поверхностями снабжены общей направляющей, расположенной параллельно оси вращения передачи. Решение направлено на уменьшение массы и габаритов передачи, а также повышение надежности ее работы и ресурса. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретения относятся к области машиностроения, а именно к винтовым передачам с элементами качения.

Известна винтовая передача с натягом элементов качения, содержащая ходовой винт с винтовой дорожкой качения, две гайки с винтовыми дорожками качения, элементы качения, установленные в дорожках качения винта и гаек с возможностью перемещения по указанным дорожкам качения, при этом в сопряжении элементов качения и поверхностей дорожек качения винта и гайки осуществляют, по меньшей мере, выборку зазора путем относительного перемещения гаек в противоположные стороны относительно винта (см. Детали механизмов авиационной и космической техники, под ред. Ю.М.Климова, с.179, М., «МАИ», 1996).

Недостатками известной передачи являются ее значительные продольные габариты вдоль оси вращения винта, масса передачи, а также ее малые надежность и ресурс.

Техническим результатом заявленного изобретения как в части устройства, так и способа является уменьшение массы и габаритов передачи, а также повышение надежности ее работы и ресурса.

Поставленная задача в части устройства достигается тем, что в винтовой передаче с натягом элементов качения, содержащей ходовой винт со спиральной дорожкой качения, одну гайку со спиральной дорожкой качения, элементы качения, установленные в дорожках качения винта и гайки с возможностью перемещения по указанным дорожкам качения, при этом в сопряжении элементов качения и поверхностей дорожек качения винта и гайки осуществляют, по меньшей мере, выборку зазора, согласно изобретению одну деталь передачи, либо винт, либо гайку, выполняют из двух соосных частей с торцевыми криволинейными поверхностями, при этом на каждой торцевой криволинейной поверхности выполнена часть дорожки качения, соосные части установлены торцевыми криволинейными поверхностями навстречу одна относительно другой с зазором и с возможностью охвата элементов качения обеими частями дорожки качения, а выборку зазора в передаче осуществляют путем прижатия в осевом направлении одной сосной части к другой сосной части.

Поставленная задача в части устройства достигается также тем, что соосные части с торцевыми криволинейными поверхностями могут быть снабжены общей для двух частей направляющей, расположенной параллельно оси вращения передачи.

Поставленная задача в части способа достигается тем, что при изготовлении винтовой передачи с натягом элементов качения, содержащей винт и гайку со спиральными дорожками качения, согласно изобретению либо винт, либо гайку разрезают на две соосные части по криволинейной траектории, проходящей вдоль траектории дорожки качения разрезаемой детали, элементы качения располагают вдоль линии разреза между частями разрезанной детали и стягивают указанные соосные части вдоль оси вращения винта или гайки для выборки осевого зазора в винтовой передаче.

Поставленная задача в части способа достигается также тем, что при стяжке соосных частей могут дополнительно осуществлять выборку радиального зазора в винтовой передаче.

Поставленная задача в части способа достигается также тем, что деталь могут разрезать после выполнения в ней спиральной дорожки качения, либо деталь могут сначала разрезать, соединять ее части в заданном положении с образованием зазора между торцевыми криволинейными поверхностями вдоль линии разреза, после чего выполнять в ее поверхности спиральную дорожку качения.

Поставленная задача в части способа достигается также тем, что перед разрезанием детали в ней могут формировать направляющие поверхности, контактирующие с направляющим элементом, устанавливаемым при сборке передачи.

Изобретения поясняются при помощи чертежей.

На фиг.1 показан продольный разрез винтовой передачи;

На фиг.2 - вариант выполнения с дополнительной проточкой;

На фиг.3 - наружный вид на передачу.

Описываемая передача содержит ходовой винт 1 со спиральной дорожкой 2 качения, две части 3 и 4 гайки также со спиральной дорожкой 5 качения и элементы качения 6, установленные в дорожках 2 и 5. Торцевые поверхности 7 и 8 соответственно частей 3 и 4, выполнены по криволинейной, например, спиральной траектории. При этом одна часть спиральной дорожки 5 выполнена на торцевой поверхности 7, а другая часть дорожки 5 - на торцевой поверхности 8. Обходную дорожку 9, соединяющую начало и конец дорожек 2 и 5 качения, выполняют, например, в теле гайки. Во время сборки элементы качения 6 укладывают вдоль дорожки 2 качения винта 1 и в обходной дорожке 9. Затем с обеих сторон к элементам качения 6 подводят обе части 3 и 4 гайки и стягивают между собой при помощи резьбовых соединений 10, которые могут выполнять и роль направляющих поверхностей, предотвращающих поворот части 3 относительно части 4. При стягивании частей 3 и 4 наклонные поверхности при выполнении элементов качения 6 в виде шариков выдавливают их в сторону дорожки 2 качения. Таким образом создается не только осевой натяг, но и радиальный.

В случае выполнения дорожки 2 в виде двух наклонных поверхностей реализуется четырехточечный контакт в винтовой передаче. Тогда винт 1 центрируется относительно гайки по поверхностям элементов качения 6, и при этом достаточно всего одного витка дорожек 2 и 5 качения для обеспечения устойчивого относительного положения гайки и винта 1.

Части 3 и 4 гайки изготавливают путем ее разрезания по криволинейной траектории, вдоль которой и создают зазор 11 после соединения частей 3 и 4. Для упрощения резки выполняют более широкую предварительную проточку 14, показанную на фиг.2. Гайку могут разрезать после выполнения спиральной дорожки 5. Заготовку гайки могут предварительно разрезать, затем части 3 и 4 соединяют с помощью технологических стяжек (на чертежах не показаны) с образованием зазора 11, после чего вдоль траектории зазора 11 выполняют спиральную дорожку 5 качения. Перед разрезанием гайки на части 3 и 4 желательно в еще цельной детали сформировать направляющие поверхности, например просверлить отверстие 12 вдоль оси вращения гайки. Тогда при сборке передачи части 3 и 4 займут правильное положение при установке направляющих элементов 13 в отверстия 12. Элементы 13 обеспечат жесткость собранной гайки и могут быть также использованы для стяжки соединения.

Таким образом, заявленные изобретения позволяют обеспечить минимальные габариты и массу винтовой передачи с элементами качения за счет отказа от использования в одной передаче второй гайки. При этом работа узла обеспечивается при меньшем в два раза количестве элементов качения (в известных передачах узел первой гайки передает нагрузку в одну сторону, а узел второй гайки - в другую). Меньшее количество элементов позволяет значительно снизить потери на трение в передаче, повысить ее надежность и ресурс.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 29.
20.08.2013
№216.012.6147

Затвор

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для разобщения каналов, а также для регулирования расхода текущих сред по каналам. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение ресурса и надежности работы устройства при сохранении требуемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490535
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.11.2013
№216.012.82c1

Способ организации газообмена в двухтактном двигателе

Изобретение относится к области поршневых двухтактных двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение удельной мощности двухтактного двигателя за счет повышения степени наддува путем возврата свежего заряда, вышедшего из цилиндра при продувке, что позволяет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499149
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.82c2

Способ организации газообмена в двухтактном двигателе

Изобретение относится к области поршневых двухтактных двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение удельной мощности двухтактного двигателя за счет повышения степени наддува путем возврата свежего заряда, вышедшего из цилиндра при продувке, что позволяет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499150
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.82c3

Способ организации газообмена в двухтактном двигателе с противоположно движущимися поршнями (варианты)

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двухтактным двигателям внутреннего сгорания с противоположно движущимися поршнями. Техническими результатами заявленного изобретения являются улучшение экономичности, повышение надежности и ресурса двигателя, повышение удельной мощности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499151
Дата охранного документа: 20.11.2013
10.12.2015
№216.013.9854

Составной коленчатый вал

Изобретение касается области коленчатых валов, используемых в механизмах преобразования поршневых машин, преимущественно, двигателей внутреннего сгорания. Составной коленчатый вал поршневой машины содержит две щеки с коренными шейками и кривошипную шейку, установленную в эксцентричных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570616
Дата охранного документа: 10.12.2015
20.04.2016
№216.015.3477

Способ регулирования двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано при регулировании двигателей внутреннего сгорания, преимущественно двухтактных. Способ регулирования двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что после выпуска продуктов сгорания из рабочего цилиндра (1) через выпускной орган газораспределения в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581753
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.04.2016
№216.015.3499

Уплотнительный узел поршневого двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Уплотнительный узел поршневого двигателя предназначен для двигателя внутреннего сгорания, имеющего уплотняемую рабочую камеру (3) переменного объема. Узел содержит незамкнутое уплотнительное кольцо, выполненное фасонным в форме кольцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581749
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.04.2016
№216.015.35c4

Шарнирный узел поршневой машины

Изобретение может быть использовано в поршневых машинах, преимущественно в двигателях внутреннего сгорания. Шарнирный узел предназначен для поршневой машины, содержащей поршень (1) с поршневым пальцем (4), кривошип с кривошипным пальцем и шатун (5) с поршневой и кривошипной головками (6) и (8)....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581751
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.04.2016
№216.015.368a

Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания с щелевой продувкой

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания с щелевой продувкой содержит цилиндр (1), в котором выполнены продувочные и выпускные окна (3) и (4), открываемые размещенным в нем поршнем (6), первое уплотнительное кольцо (7),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581752
Дата охранного документа: 20.04.2016
19.01.2018
№218.016.0dba

Планетарный редуктор

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к зубчатым планетарным передачам с высокими передаточными отношениями. Планетарный редуктор с солнечным колесом и парными блоками сателлитов, зацепленными с неподвижной коронной шестерней и подвижной коронной шестерней. Солнечное колесо,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633025
Дата охранного документа: 11.10.2017
Показаны записи 1-10 из 33.
20.08.2013
№216.012.6147

Затвор

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для разобщения каналов, а также для регулирования расхода текущих сред по каналам. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение ресурса и надежности работы устройства при сохранении требуемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490535
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.11.2013
№216.012.82c1

Способ организации газообмена в двухтактном двигателе

Изобретение относится к области поршневых двухтактных двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение удельной мощности двухтактного двигателя за счет повышения степени наддува путем возврата свежего заряда, вышедшего из цилиндра при продувке, что позволяет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499149
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.82c2

Способ организации газообмена в двухтактном двигателе

Изобретение относится к области поршневых двухтактных двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение удельной мощности двухтактного двигателя за счет повышения степени наддува путем возврата свежего заряда, вышедшего из цилиндра при продувке, что позволяет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499150
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.82c3

Способ организации газообмена в двухтактном двигателе с противоположно движущимися поршнями (варианты)

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двухтактным двигателям внутреннего сгорания с противоположно движущимися поршнями. Техническими результатами заявленного изобретения являются улучшение экономичности, повышение надежности и ресурса двигателя, повышение удельной мощности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499151
Дата охранного документа: 20.11.2013
10.12.2015
№216.013.9854

Составной коленчатый вал

Изобретение касается области коленчатых валов, используемых в механизмах преобразования поршневых машин, преимущественно, двигателей внутреннего сгорания. Составной коленчатый вал поршневой машины содержит две щеки с коренными шейками и кривошипную шейку, установленную в эксцентричных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570616
Дата охранного документа: 10.12.2015
20.04.2016
№216.015.3477

Способ регулирования двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано при регулировании двигателей внутреннего сгорания, преимущественно двухтактных. Способ регулирования двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что после выпуска продуктов сгорания из рабочего цилиндра (1) через выпускной орган газораспределения в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581753
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.04.2016
№216.015.3499

Уплотнительный узел поршневого двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Уплотнительный узел поршневого двигателя предназначен для двигателя внутреннего сгорания, имеющего уплотняемую рабочую камеру (3) переменного объема. Узел содержит незамкнутое уплотнительное кольцо, выполненное фасонным в форме кольцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581749
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.04.2016
№216.015.35c4

Шарнирный узел поршневой машины

Изобретение может быть использовано в поршневых машинах, преимущественно в двигателях внутреннего сгорания. Шарнирный узел предназначен для поршневой машины, содержащей поршень (1) с поршневым пальцем (4), кривошип с кривошипным пальцем и шатун (5) с поршневой и кривошипной головками (6) и (8)....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581751
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.04.2016
№216.015.368a

Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания с щелевой продувкой

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания с щелевой продувкой содержит цилиндр (1), в котором выполнены продувочные и выпускные окна (3) и (4), открываемые размещенным в нем поршнем (6), первое уплотнительное кольцо (7),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581752
Дата охранного документа: 20.04.2016
19.01.2018
№218.016.0dba

Планетарный редуктор

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к зубчатым планетарным передачам с высокими передаточными отношениями. Планетарный редуктор с солнечным колесом и парными блоками сателлитов, зацепленными с неподвижной коронной шестерней и подвижной коронной шестерней. Солнечное колесо,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633025
Дата охранного документа: 11.10.2017
+ добавить свой РИД