×
07.12.2018
218.016.a4b6

МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОПАТОК НАПРАВЛЯЮЩЕГО АППАРАТА СТАТОРА МНОГОСТУПЕНЧАТОГО КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к регулируемым направляющим аппаратам статора многоступенчатых компрессоров многорежимных авиационных газотурбинных двигателей. Механизм регулирования лопаток направляющего аппарата статора многоступенчатого компрессора газотурбинного двигателя, установленный на корпусе компрессора, включает размещенные внутри корпуса направляющие лопаточные аппараты с поворотными лопатками, на хвостовиках которых зафиксированы поворотные рычаги, шарнирно связанные с синхронизирующими кольцами и регулирующими тягами, рейку, соединенную с силовым приводом поворотных лопаток. Рейка соединена напрямую с тягами и шарнирно закреплена на корпусе компрессора. Длину поворотных рычагов на каждой ступени направляющего аппарата выбирают исходя из радиуса синхронизирующего кольца по точкам присоединения концов рычагов, расстояния от точки крепления рейки к корпусу до плоскости, в которой расположены оси хвостовиков поворотных лопаток соответствующей ступени, расстояния от оси вращения синхронизирующего кольца до точки крепления тяги к синхронизирующему кольцу, угла поворота лопаток и угла поворота рейки между их крайними положениями по защищаемому настоящим изобретением соотношению. Рейка соединена с силовым приводом поворотных лопаток через звено и вал с рычагами. Изобретение позволяет повысить надежность и эффективность работы компрессора, снизить массу и трудоемкость изготовления устройства, уменьшить габариты механизма регулирования поворотных лопаток. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к регулируемым направляющим аппаратам статоров многоступенчатых компрессоров многорежимных авиационных газотурбинных двигателей, в том числе компрессоров высокого давления двухконтурных газотурбинных двигателей с низкой степенью двухконтурности.

Известен регулируемый направляющий лопаточный аппарат компрессора газотурбинного двигателя, включающий корпус и установленные в нем поворотные лопатки, на хвостовиках которых зафиксированы поворотные рычаги, шарнирно связанные с синхронизирующими кольцами, и приводные валы с рычагами, связанные с синхронизирующими кольцами посредством регулируемых тяг. [1] (RU 2111385 С1, 20.05.1998)

Недостатком такой конструкции является то, что механизм регулирования поворотных лопаток имеет большие габариты в радиальном направлении и не может быть размещен на компрессорах высокого давления газотурбинных двигателей с низкой степенью двухконтурности, в которых наружный контур представляет собой узкий кольцевой канал, ограниченный корпусом компрессора с одной стороны и наружным корпусом двигателя с другой.

Известен регулируемый направляющий лопаточный аппарат компрессора газотурбинного двигателя, включающий корпус и установленные в нем поворотные лопатки, на хвостовиках которых зафиксированы поворотные рычаги, связанные с синхронизирующими кольцами, плату, зафиксированную на корпусе компрессора, и угловые рычаги, установленные на плате, одно плечо которых связано с синхронизирующими кольцами посредством тяг, а другое плечо связано с рейкой, к которой присоединен силовой привод [2] (US 2999630, 12.09.1961 - прототип).

Недостатком известной конструкции является большое количество деталей, вследствие чего увеличивается масса и трудоемкость изготовления компрессора, а также большое количество подвижных соединений, что приводит к снижению точности управления положением поворотных лопаток вследствие наличия зазоров в каждом подвижном соединении и к снижению надежности компрессора вследствие наличия большого количества трущихся поверхностей, подверженных износу и заклиниванию в случае загрязнения посторонними частицами или продуктами износа.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в повышении надежности и эффективности работы компрессора, снижении массы и трудоемкости изготовления устройства и уменьшение габаритов механизма регулирования поворотных лопаток.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном механизме регулирования лопаток направляющего аппарата статора многоступенчатого компрессора газотурбинного двигателя, установленном на корпусе компрессора, включающем размещенные внутри корпуса направляющие лопаточные аппараты с поворотными лопатками, на хвостовиках которых зафиксированы поворотные рычаги, шарнирно связанные с синхронизирующими кольцами и регулирующими тягами, рейку, соединенную с силовым приводом поворотных лопаток, согласно предложению рейка соединена напрямую с тягами и шарнирно закреплена на корпусе компрессора, при этом длину поворотных рычагов rn на каждой ступени n направляющего аппарата выбирают исходя из радиуса синхронизирующего кольца Rn по точкам присоединения концов рычагов, расстояния bn от точки крепления рейки к корпусу до плоскости, в которой расположены оси хвостовиков поворотных лопаток соответствующей ступени n, расстояния Jn от оси вращения синхронизирующего кольца до точки крепления тяги к синхронизирующему кольцу, угла поворота лопаток αn и угла поворота рейки β между их крайними положениями по следующему соотношению:

Рейка может быть соединена с силовым приводом поворотных лопаток через звено и вал с рычагами.

Соединение рейки с регулируемыми тягами напрямую, без промежуточных звеньев позволяет уменьшить количество деталей, из которых состоит механизм регулирования поворотных лопаток и, таким образом, снизить массу и трудоемкость изготовления компрессора, а также уменьшить количество подвижных соединений, содержащих трущиеся поверхности, подверженные износу и заклиниванию, что повышает надежность компрессора. Также, каждое подвижное соединение имеет монтажные и эксплуатационные зазоры, следовательно, уменьшение количества подвижных соединений приводит к уменьшению суммарного люфта в механизме, что увеличивает точность управления положением поворотных лопаток, и таким образом повышает эффективность работы компрессора и двигателя в целом.

Рейка закреплена одним концом на корпусе направляющего аппарата с помощью шарнира, второй конец рейки, соединенный с силовым приводом, двигается по дугообразной траектории. Это позволяет разместить рейку и, соответственно, регулируемые тяги максимально близко к корпусу направляющего аппарата с минимальным зазором между рейкой и синхронизирующими кольцами, что позволяет механизму иметь компактные габариты в радиальном направлении, а отсутствие промежуточных элементов между рейкой и регулируемыми тягами уменьшает габариты механизма в окружном направлении.

Рейка может крепиться к корпусу направляющего аппарата при помощи цилиндрического или сферического (шарового) шарнирного соединения. Сферическое шарнирное соединение при этом позволяет скомпенсировать различные отклонения, возникающие при изготовлении и сборке механизма, а также исключить заклинивание при деформациях направляющего аппарата компрессора под действием перепада температур, возникающего в процессе работы двигателя.

Поскольку траектории, описываемые точкой присоединения каждой регулируемой тяги к рейке и точкой присоединения этой тяги к синхронизирующему кольцу, лежат в разных плоскостях и не являются параллельными дугами, то для исключения заклинивания механизма регулируемые тяги соединены с рейкой и с синхронизирующими кольцами при помощи сферических шарниров.

Тяги, соединяющие рейку и синхронизирующие кольца, выполнены регулируемыми, что позволяет компенсировать отклонения, возникающие при изготовлении и сборке направляющего аппарата.

Поворотные рычаги, установленные на лопатках, связаны с синхронизирующим кольцом, при помощи соединительных средств, образующих шарнирное соединение. Эти средства могут быть выполнены, например, в виде пальца, зафиксированного на синхронизирующем кольце и сферического подшипника, закрепленного на конце рычага.

Поворотные рычаги жестко зафиксированы на хвостовиках поворотных лопаток при помощи, например, винтового соединения.

Подвижный конец рейки может быть присоединен к силовому приводу либо напрямую, при этом силовой привод располагается по отношению к рейке под углом, близким к прямому, либо через промежуточные звенья, при этом силовой привод располагается в любой удобной ориентации.

В случае, когда описываемый механизм регулирования поворотных лопаток установлен на компрессоре высокого давления двухконтурного газотурбинного двигателя и, следовательно, расположен внутри внешнего контура двигателя, а силовой привод расположен снаружи на внешнем корпусе двигателя, используется следующий вариант соединения рейки и силового привода: силовой привод связан при помощи шарнирного соединения с верхним рычагом вала, установленного в корпусе двигателя и имеющего возможность вращения вокруг своей оси, а нижний рычаг вала связан при помощи шарнирного соединения со звеном, которое в свою очередь связано при помощи шарнирного соединения с подвижным концом рейки. Верхний и нижний рычаги при этом жестко зафиксированы на валу.

Для обеспечения возможности подключения тяг к рейке напрямую без промежуточных звеньев и обеспечения работоспособности механизма предлагаемого изобретения, должно быть обеспечено следующее требование: точки соединения тяг с рейкой должны лежать на одной прямой и описывать эквидистантные траектории при работе механизма. Исходя из данного требования, для обеспечения потребных углов поворота лопаток, необходимые длины поворотных рычагов, установленных на лопатках, рассчитываются по формуле:

где

r - длина рычага, измеренная от оси хвостовика поворотной лопатки до точки крепления рычага к синхронизирующему кольцу;

n - индекс ступени направляющего аппарата;

R - радиус синхронизирующего кольца привода по точкам присоединения концов рычагов;

b - расстояние от точки крепления рейки к корпусу до плоскости расположения осей хвостовиков поворотных лопаток соответствующей ступени;

β - угол поворота рейки между крайними положениями;

α - угол поворота лопаток между крайними положениями;

J - расстояние от оси вращения синхронизирующего кольца до точки крепления тяги к синхронизирующему кольцу;

Данная формула позволяет рассчитать с достаточной точностью длины поворотных рычагов. Так же решая задачу многокритериальной оптимизации, по данной формуле можно определить минимально возможные длины рычагов, обеспечивающие работоспособность предлагаемого изобретения.

Необходимый диапазон поворота α направляющих лопаток каждой ступени выбирается из условия газодинамической устойчивости компрессора и определяется расчетным путем с последующим подтверждением специальными испытаниями. При этом в осевых компрессорах, в которых несколько первых ступеней направляющего аппарата имеют поворотные лопатки, необходимый диапазон поворота лопаток для каждой последующей ступени меньше, чем для предыдущей.

Угол β поворота рейки определяется исходя из диапазона перемещения штока силового привода, длины рейки и наличия промежуточных звеньев, например, вала с рычагами, между рейкой и силовым приводом. Данные параметры выбираются из конструктивных соображений.

На фиг. 1 показан внешний вид статора компрессора газотурбинного двигателя с механизмом регулирования поворотных лопаток.

На фиг. 2 показан продольный разрез статора компрессора с механизмом регулирования поворотных лопаток по валу с рычагами.

На фиг. 3 показан вид А на фиг 1.

В статоре компрессора газотурбинного двигателя установлен направляющий аппарат 1, на корпусе 2 которого установлено несколько рядов поворотных лопаток 3, на наружных хвостовиках которых закреплены поворотные рычаги 4. Поворотные рычаги 4 шарнирно связаны с синхронизирующими кольцами 5, включающими в себя элемент 23, которые при помощи регулируемых тяг 6 подсоединены к рейке 7, при этом на каждом конце тяг 6 имеется сферический шарнир. Рейка 7 концом 8 закреплена на элементе 9 корпуса 2 в точке 22 при помощи шарнирного соединения. На корпусе 10 двигателя установлен силовой привод 11, шток 12 которого соединен с верхним рычагом 13 вала 14. Нижний рычаг 15 вала 14 шарнирно связан с концом 16 звена 17, а конец 18 звена 17 шарнирно связан с концом 19 рейки 7.

Сборку устройства осуществляют следующим образом. Синхронизирующие кольца 5 соединяют с рычагами 4 поворотных лопаток 3. После этого фиксируют положение синхронизирующих колец 5 относительно корпуса 2, например, при помощи специального технологического штифта, устанавливаемого одновременно в отверстие на корпусе 2 и в соосное отверстие на синхронизирующем кольце 5. Вал 14 в сборе с верхним рычагом устанавливают на корпус 10 двигателя, после чего к валу присоединяют нижний рычаг 15 и жестко фиксируют, например, при помощи штифта. К элементу 9 корпуса 2 присоединяют конец 8 рейки 7, а к концу 19 рейки 7 присоединяют конец 18 звена 17, после чего конец 16 звена 17 соединяют с нижним рычагом 15. Далее к точкам 20 рейки 7 присоединяют регулируемые тяги 6, после чего вращением муфты на каждой тяге регулируют ее длину таким образом, чтобы пальцы 21, закрепленные на элементе 23 синхронизирующего кольца 5, свободно входили в отверстия в тягах 6.

Работа конструкции осуществляется следующим образом. В зависимости от требуемого режима работы двигателя по команде автоматики шток 12 силового привода 11 выдвигается на ту или иную длину. При этом шток передает усилие на верхний рычаг 13, поворачивая его вокруг оси вала 14. Усилие через вал 14 передается на нижний рычаг 15 и через звено 17 на конец 19 рейки 7. Рейка 7 поворачивается вокруг оси шарнира, при помощи которого она соединена с элементом 9 корпуса 2, при этом точки 20 рейки 7 описывают эквидистантные дугообразные траектории. При повороте рейки движение передается через тяги 6 на синхронизирующие кольца 5 и далее через поворотные рычаги 4 на поворотные лопатки 3, которые при этом устанавливаются на необходимый угол.

В качестве примера рассмотрена конструкция статора компрессора газотурбинного двигателя, имеющего направляющий аппарат с тремя первыми ступенями, содержащими поворотные лопатки, и механизм регулирования поворотных лопаток со следующими параметрами:

R1=R2=R3=300 мм;

b1=150 мм;

b2=100 мм;

b3=50 мм;

β=10°;

α1=40°;

α2=20°;

α3=10°;

J1=J2=J3=330 мм.

При таких параметрах получаем следующие расчетные длины рычагов:

Подобранные параметры длин рычагов обеспечивают работоспособность изобретения, минимальные габаритные размеры в радиальном и окружном направлениях при заданных условиях.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-8 из 8.
07.12.2018
№218.016.a45c

Устройство управления направляющими аппаратами компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к устройствам управления угловым положением поворотных направляющих лопаток компрессора газотурбинного двигателя. Устройство управления направляющими аппаратами компрессора содержит силовой цилиндр, закрепленный на промежуточном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674173
Дата охранного документа: 05.12.2018
14.12.2018
№218.016.a735

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Двухконтурный турбореактивный двигатель, который содержит: компрессоры высокого и низкого давления, разделенные промежуточным корпусом, основную камеру сгорания, воздухо-воздушный теплообменный аппарат, турбины высокого и низкого давления, смеситель, реверс тяги, фронтовое устройство, форсажную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674848
Дата охранного документа: 13.12.2018
16.02.2019
№219.016.bafc

Способ определения технического состояния датчиков пламени ионизационных

Изобретение относится к области измерительной и авиационной техники. Способ определения технического состояния датчиков пламени ионизационных в составе форсажной камеры сгорания авиационных двигателей включает обработку записи информации бортовых устройств регистрации или стендовых систем,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680024
Дата охранного документа: 14.02.2019
16.02.2019
№219.016.bb15

Нерегулируемое сопло газотурбинного двигателя

Нерегулируемое сопло газотурбинного двигателя, содержащее четыре стенки, соединенные между собой разъемным соединением с образованием канала отвода рабочего газа. Стенки соединены попарно, образуя соединенные между собой входной и выходной элементы канала отвода рабочего газа, имеющего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680020
Дата охранного документа: 14.02.2019
17.03.2019
№219.016.e2a6

Трехконтурный турбореактивный двигатель летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в трехконтурных двигателях, входящих в состав силовой установки многорежимных летальных аппаратов. Трехконтурный турбореактивный двигатель летательного аппарата включает корпус вентилятора, корпус второго контура,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682213
Дата охранного документа: 15.03.2019
21.03.2019
№219.016.ebec

Способ определения технического состояния токосъемников

Изобретение относится к метрологии, в частности к вибрационной диагностике. На статор токосъемника устанавливают датчики вибрации и осуществляют запись параметров вибрации и электрических сигналов на выходе из токосъемника. Выполняют анализ вибрации путем быстрого преобразования Фурье; путем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682561
Дата охранного документа: 19.03.2019
02.10.2019
№219.017.ce04

Компьютерно-реализуемый способ автоматизированной обработки и анализа данных для оценки эффективности выполнения поручений

Изобретение относится к компьютерно-реализуемому способу автоматизированной обработки и анализа данных для оценки эффективности выполнения поручений. Технический результат заключается в автоматизации обработки и анализа данных для оценки эффективности выполнения поручений. В способе виды...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002700397
Дата охранного документа: 16.09.2019
07.11.2019
№219.017.deda

Щеточное уплотнение турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к щеточному уплотнению. Щеточное уплотнение турбомашины, включающее щетку, разделяющую между роторным и статорными элементами полость наддува и уплотняемую полость, при этом щетка размещена между кольцевыми фланцами, а ее свободный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705103
Дата охранного документа: 05.11.2019
Показаны записи 1-10 из 14.
27.06.2014
№216.012.d79e

Агрегат для ремонта нефтяных и газовых скважин и способ спуска и подъема гибкой трубы с помощью данного агрегата

Группа изобретений относится к области нефтедобывающей промышленности и предназначена для подземного ремонта, геофизических и термогидродинамических исследований нефтяных, газовых и других скважин с использованием гибкой трубы и для выполнения внутрискважинных работ. Агрегат (фиг.1) содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520976
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.03.2016
№216.014.c903

Узел соединения силового цилиндра привода направляющих аппаратов с промежуточным корпусом газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях турбомашин, в частности в узлах соединения гидроцилиндра привода направляющих аппаратов с промежуточным корпусом газотурбинного двигателя. Узел соединения силового цилиндра привода направляющих аппаратов с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578783
Дата охранного документа: 27.03.2016
26.08.2017
№217.015.d9cc

Направляющий аппарат осевого компрессора

Изобретение относится к области конструирования газотурбинных двигателей (ГТД), преимущественно конструированию узла статора осевого компрессора. Направляющий аппарат осевого компрессора содержит корпус, выполненный с продольным разъемом, внутренние полукольца и поворотные лопатки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623627
Дата охранного документа: 28.06.2017
26.08.2017
№217.015.d9d2

Направляющий аппарат осевого компрессора

Изобретение относится к области конструирования газотурбинных двигателей (ГТД), преимущественно конструированию узла статора осевого компрессора. Направляющий аппарат осевого компрессора содержит корпус, выполненный с продольным разъемом, внутренние полукольца и поворотные лопатки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623631
Дата охранного документа: 28.06.2017
29.12.2017
№217.015.fa67

Многофункциональный космический аппарат

Изобретение относится к оборудованию многофункциональных космических аппаратов (МКА), предназначенных для калибровки и юстировки радиолокационных станций (РЛС), а также для дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). МКА содержит корпус с приборным отсеком, двигательную установку, системы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640167
Дата охранного документа: 26.12.2017
07.12.2018
№218.016.a45c

Устройство управления направляющими аппаратами компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к устройствам управления угловым положением поворотных направляющих лопаток компрессора газотурбинного двигателя. Устройство управления направляющими аппаратами компрессора содержит силовой цилиндр, закрепленный на промежуточном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674173
Дата охранного документа: 05.12.2018
29.03.2019
№219.016.ee5d

Болт для соединения деталей

Изобретение относится к конструированию крепежных деталей в машиностроении, преимущественно в авиастроении и турбомашиностроении. Болт для соединения деталей состоит из цилиндрического стержня с резьбой, отрывной головки, основной головки с кольцевой проточкой, выполненной со стороны отрывной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682807
Дата охранного документа: 21.03.2019
19.04.2019
№219.017.2cc2

Муфта пусковая погружного насоса

Изобретение может быть использовано преимущественно в погружном электронасосном оборудовании. Муфта содержит соосно установленные ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты (ПМ). Ведущая ПМ выполнена в виде винтового вала 3. ПМ соединены ползуном 4, связанным с ведущей ПМ посредством винтового соединения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002292496
Дата охранного документа: 27.01.2007
09.06.2019
№219.017.7aaf

Комбинационный дозатор

Изобретение относится к устройствам для комбинационного весового дозирования. Дозатор состоит из бункера с вибролотками и главных скатов. Вибролотки сообщены с весовыми корзинами, имеющими стенки и окно с откидывающейся крышкой. Главные скаты сообщены с приемником дозы продукта. Весовые корзины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002351513
Дата охранного документа: 10.04.2009
10.07.2019
№219.017.ac4f

Способ ликвидации парафино-гидратных пробок в нефтегазовых скважинах и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к нефтяной промышленности и может быть использована для ликвидации парафино-гидратных пробок в нефтяных и газовых скважинах. При осуществлении способа погружают линейный грузонесущий нагревательный кабель во внутреннее пространство колонны насосно-компрессорных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002398956
Дата охранного документа: 10.09.2010
+ добавить свой РИД