×
14.12.2018
218.016.a735

Результат интеллектуальной деятельности: ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Двухконтурный турбореактивный двигатель, который содержит: компрессоры высокого и низкого давления, разделенные промежуточным корпусом, основную камеру сгорания, воздухо-воздушный теплообменный аппарат, турбины высокого и низкого давления, смеситель, реверс тяги, фронтовое устройство, форсажную камеру сгорания, механизм поворота реактивного сопла и всережимное поворотное реактивное сопло. Двигатель также снабжен реверсом тяги, расположенным за смесителем перед фронтовым устройством по оси двигателя. Реверс включает отклоняющие каналы, каждый из которых снабжен клапаном, сообщающиеся с проточной частью двигателя, и группы поворотных лопаток, расположенные за смесителем перед фронтовым устройством по оси двигателя. Каждая группа поворотных лопаток газодинамически связана со своим отклоняющим каналом и имеет возможность независимого частичного перекрытия проточной части двигателя с одновременным открытием соответствующего клапана отклоняющего канала. Форсажная камера сгорания имеет корпус, соединенный с всережимным реактивным соплом посредством механизма поворота всережимного реактивного сопла. Всережимное реактивное сопло выполнено с возможностью поворота в одной плоскости и одновременным вращением вокруг своей оси посредством механизма поворота реактивного сопла. Технический результат: увеличение угловой скорости разворота летательного аппарата за счет оснащения двухконтурного турбореактивного двигателя с низкой степенью двухконтурности отклоняемым вектором тяги в различных направлениях вокруг продольной оси двигателя, в частности создание отрицательного вектора тяги двигателя. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, применяемым в авиадвигателестроении, предназначенным для увеличения маневренных возможностей летательного аппарата, в том числе, с возможностью вертикального взлета и посадки.

Известен двухконтурный турбореактивный двигатель, содержащий компрессор низкого давления; промежуточный корпус; газогенератор, включающий компрессор высокого давления, основную камеру сгорания и турбину высокого давления, причем вокруг корпуса основной камеры сгорания установлен воздухо-воздушный теплообменный аппарат; за газогенератором установлены турбина низкого давления, смеситель, фронтовое устройство, форсажная камера сгорания, всережимное реактивное сопло; кроме того, двигатель содержит коробку приводов двигательных агрегатов, электрическую, пневматическую, топливную и масляную системы; при этом элементы двигателя выполнены технологически автономными соединены между собой разъемными соединениями. (RU 2555950, 07.11.2013 - прототип)

У известного двухконтурного турбореактивного двигателя отсутствуют всережимное реактивное сопло с отклоняемым вектором тяги в различных направлениях вокруг продольной оси двигателя и реверс тяги, что ограничивает маневренные возможности летательного аппарата со снижением угловой скорости разворота, в том числе, исключает возможность вертикального взлета и посадки.

Задачей настоящего изобретения является увеличение маневренных возможностей летательного аппарата с увеличением угловой скорости разворота, в том числе, с возможностью вертикального взлета и посадки, динамического зависания в воздухе.

Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного изобретения, является создание двухконтурного форсажного турбореактивного двигателя с всережимным отклоняемым вектором тяги в различных направлениях вокруг продольной оси двигателя, в частности, создание отрицательного вектора тяги двигателя с отклонением в окружном направлении.

Указанный технический результат достигается тем, что двухконтурный турбореактивный двигатель, содержащий компрессор низкого давления; газогенератор, включающий компрессор высокого давления, основную камеру сгорания и турбину высокого давления, причем вокруг корпуса основной камеры сгорания установлен воздухо-воздушный теплообменный аппарат; за газогенератором установлены турбина низкого давления, смеситель, фронтовое устройство, форсажная камера сгорания, всережимное реактивное сопло; кроме того, двигатель содержит коробку приводов двигательных агрегатов, электрическую, пневматическую, топливную и масляную системы; при этом элементы двигателя выполнены технологически автономными соединены между собой разъемными соединениями, согласно предложению двигатель снабжен реверсом тяги, включающим отклоняющие каналы, сообщающиеся с проточной частью двигателя, при этом каждый отклоняющий канал снабжен клапаном, и группы поворотных лопаток, расположенные за смесителем перед фронтовым устройством по оси двигателя, при этом каждая группа поворотных лопаток газодинамически связана со своим отклоняющим каналом и имеет возможность независимого частичного перекрытия проточной части двигателя с одновременным открытием соответствующего клапана отклоняющего канала, форсажная камера сгорания включает корпус, соединенный с всережимным реактивным соплом посредством механизма поворота всережимного реактивного сопла, а всережимное реактивное сопло выполнено с возможностью поворота в одной плоскости и одновременным вращением вокруг своей оси посредством механизма поворота всережимного реактивного сопла.

Двухконтурный турбореактивный двигатель, в котором оси отклоняющих каналов расположены под углом 20-40° от продольной вертикальной плоскости двигателя.

Двухконтурный турбореактивный двигатель, в котором механизм поворота всережимного реактивного сопла содержит неподвижный корпус, соединенный с корпусом форсажной камеры сгорания, и подвижный корпус, соединенный с корпусом всережимного реактивного сопла, на подвижном и неподвижном корпусах установлены в несколько рядов ролики, оси вращения которых размещены вдоль и поперек оси вращения всережимного реактивного сопла, механизм имеет возможность вращения вокруг оси всережимного реактивного сопла посредством мотора, размещаемого на корпусе форсажной камеры сгорания через промежуточную редукторную передачу.

Двухконтурный форсажный турбореактивный двигатель, в котором всережимное реактивное сопло в выходном сечении выполнено круглым или плоским.

Двигатель создается с использованием вновь введенных элементов: реверса тяги, механизма поворота всережимного реактивного сопла, всережимного поворотного реактивного сопла. Введение этих элементов позволяет на основе известного двухконтурного турбореактивного двигателя создать двигатель для маневренного летательного аппарата с увеличенной угловой скоростью разворота при пониженном техническом риске его создания, снижении стоимости изготовления нового двигателя за счет применения серийно изготавливаемых элементов, снижении затрат на ремонт и эксплуатацию за счет унификации элементов. Конструкция позволяет оснастить двигатель плоским поворотным реактивным соплом вместо традиционного круглого поворотного реактивного сопла.

Установка групп поворотных лопаток реверса тяги за смесителем перед фронтовым устройством по оси двигателя позволяет использовать суммарное количество рабочего тела наружного и внутреннего контуров двигателя с низкой степенью двухконтурности с высокой среднемассовой температурой для создания максимальной величины реверсивной тяги, а также удовлетворения прочностным условиям работы конструкции.

Независимое открытие каждой группы поворотных лопаток, газодинамически связанной со своим отклоняющим каналом, снабженным клапаном, такое, что каждая группа имеет возможность независимого перекрытия проточной части двигателя, позволяет направить рабочее тело наружного и внутреннего контуров в окружном направлении, создавая вектор реверса тяги в окружном направлении. При прямой тяге двигателя клапан закрыт и препятствует протеканию рабочего тела в отклоняющий канал, при реверсивной тяге клапан открыт для пропускания рабочего тела в отклоняющий канал.

Отклоняющие каналы реверса тяги, оси которых расположены под углом 20-40° от продольной вертикальной плоскости двигателя, позволяют создавать боковую составляющую реверсивной тяги при индивидуальном открытии клапанов, установленных в отклоняющих каналах.

Механизм поворота всережимного реактивного сопла находится непосредственно вблизи всережимного реактивного сопла, вектор тяги которого он отклоняет, при этом расположен в относительно холодной зоне форсажной камеры сгорания, что уменьшает массу и увеличивает надежность работы конструкции.

Использование механизма поворота всережимного реактивного сопла позволяет повернуть всережимное реактивное сопло вокруг своей оси вправо или влево на угол не менее девяноста градусов, что совместно с отклонением створок всережимного реактивного сопла позволяет отклонить вектор тяги в телесном угле менее тридцати градусов вверх - вниз, влево - вправо.

Оснащение двигателя реверсом тяги и всережимным поворотным реактивным соплом позволяет осуществить отклонение вектора тяги в различных направлениях вокруг продольной оси двигателя, в частности, создать отрицательный вектор тяги двигателя, увеличивая маневренные возможности летательного аппарата с увеличением угловой скорости разворота, в том числе, с возможностью вертикального взлета и посадки, динамического зависания в воздухе.

На фигуре 1 показан продольный разрез двухконтурного турбореактивного двигателя. На фигуре 2 показана схема расположения отклоняющих каналов реверса тяги.

1 - компрессор низкого давления;

2 - промежуточный корпус;

3 - компрессор высокого давления;

4 - основная камера сгорания;

5 - турбина высокого давления;

6 - воздухо-воздушный теплообменный аппарат;

7 - турбина низкого давления;

8 - смеситель;

9 - фронтовое устройство;

10 - форсажная камера сгорания;

11 - всережимное реактивное сопло;

12 - реверс тяги;

13 - поворотные лопатки реверса тяги;

14 - отклоняющий канал реверса тяги;

15 - клапан реверса тяги;

16 - механизм поворота всережимного реактивного сопла;

17 - ось отклоняющего канала реверса тяги;

18 - продольная вертикальная плоскость двигателя;

α - угол между осями отклоняющих каналов и продольной вертикальной плоскостью двигателя.

Двухконтурный турбореактивный двигатель содержит компрессор низкого давления 1; промежуточный корпус 2; газогенератор, включающий компрессор высокого давления 3, основную камеру сгорания 4 и турбину высокого давления 5, причем вокруг корпуса основной камеры сгорания установлен воздухо-воздушный теплообменный аппарат 6. За газогенератором установлены турбина низкого давления 7, смеситель 8, фронтовое устройство 9, форсажная камера сгорания 10, всережимное реактивное сопло 11. Двигатель содержит коробку приводов двигательных агрегатов, электрическую, пневматическую, топливную и масляную системы (на чертеже не указаны). Элементы двигателя выполнены технологически автономными соединены между собой разъемными соединениями. Двигатель снабжен реверсом тяги 12, включающим группы поворотных лопаток 13. Группы поворотных лопаток 13 реверса тяги 12 установлены за смесителем 8 перед фронтовым устройством 9 по оси двигателя. Каждая из групп поворотных лопаток 13 газодинамически связана со своим отклоняющим каналом 14, сообщающимся с проточной частью двигателя. Каждый отклоняющий канал 14 снабжен клапаном 15. Каждая группа поворотных лопаток 13 имеет возможность независимого частичного перекрытия проточной части двигателя с одновременным открытием соответствующего клапана 15 отклоняющего канала 14 реверса тяги 12. Форсажная камера сгорания 10 корпусом (на чертеже не обозначен) соединена с всережимным реактивным соплом посредством механизма поворота 16 всережимного реактивного сопла 11. Всережимное реактивное сопло 11 выполнено с возможностью поворота в одной плоскости и одновременным вращением вокруг своей оси посредством механизма поворота 16. Оси 17 отклоняющих каналов 14 реверса тяги 12 расположены под углом α, составляющим 20-40° от продольной вертикальной плоскости двигателя 18.

Принцип действия устройства заключается в следующем.

Поток воздуха, сжатый в компрессоре низкого давления 1, в промежуточном корпусе 2 разделяется на два потока. Первая часть воздушного потока поступает в компрессор высокого давления 3, где сжимаясь, попадает в основную камеру сгорания 4 и далее турбину высокого давления 5 привода компрессора высокого давления 3, далее поток горячего газа, вращая турбину низкого давления 7 привода компрессора низкого давления 1, поступает в смеситель 8, за которым смешивается со второй частью воздуха, разделенной в промежуточном корпусе 2. Смешанный газ, минуя реверс тяги 12, истекает из всережимного реактивного сопла 11, создавая тягу двухконтурного турбореактивного двигателя.

При нейтральном векторе тяги реверс тяги 12 закрыт, закрыты поворотные лопатки 13 и клапаны 15 реверса тяги 12, механизм поворота 16 всережимного реактивного сопла 11 установлен в нулевом положении, отсутствует отклонение вправо или влево от оси вращения всережимного реактивного сопла 11, всережимное реактивное сопло 11 установлено в нулевое положение, отсутствует отклонение всережимного реактивного сопла 11 вверх или вниз.

Отклонение вектора тяги двигателя в вертикальной плоскости создают синхронным отклонением створок всережимного реактивного сопла гидроцилиндрами (на чертеже не показаны) управления всережимного реактивного сопла 11 на угол менее тридцати градусов на режимах работы двигателя, включая форсажные.

Отклонение вектора тяги двигателя механизмом поворота 16 всережимного реактивного сопла 11 позволяет повернуть всережимное реактивное сопло 11 вокруг своей оси вправо или влево на угол не менее девяноста градусов, что совместно с отклонением створок всережимного реактивного сопла 11 позволяет отклонить вектор тяги в телесном угле менее тридцати градусов вверх - вниз, влево - вправо.

Для осуществления реверса тяги на посадке или при торможении в воздухе без смены направления движения летательного аппарата единовременно открывают поворотные лопатки 13 синхронизированно с открытием клапанов 15, и перенаправляют истекание потока газов через отклоняющие каналы 14 на бесфорсажных режимах работы двигателя.

Отклонение вектора тяги у реверса осуществляют индивидуальным открытием группы поворотных лопаток 13 синхронизированным с открытием клапана 15 и истеканием воздуха в один из отклоняющих каналов 14. Дополнительно такое отклонение может сопровождаться отклонением вектора тяги всережимного реактивного сопла 11 с прикрытием площади критического сечения всережимного реактивного сопла 11.

Таким образом, единичные отклонения вектора тяги отдельных элементов двигателя позволяют создать сложное, совместное движение по отклонению вектора тяги летательного аппарата.


ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-8 из 8.
07.12.2018
№218.016.a45c

Устройство управления направляющими аппаратами компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к устройствам управления угловым положением поворотных направляющих лопаток компрессора газотурбинного двигателя. Устройство управления направляющими аппаратами компрессора содержит силовой цилиндр, закрепленный на промежуточном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674173
Дата охранного документа: 05.12.2018
07.12.2018
№218.016.a4b6

Механизм регулирования лопаток направляющего аппарата статора многоступенчатого компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к регулируемым направляющим аппаратам статора многоступенчатых компрессоров многорежимных авиационных газотурбинных двигателей. Механизм регулирования лопаток направляющего аппарата статора многоступенчатого компрессора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674227
Дата охранного документа: 05.12.2018
16.02.2019
№219.016.bafc

Способ определения технического состояния датчиков пламени ионизационных

Изобретение относится к области измерительной и авиационной техники. Способ определения технического состояния датчиков пламени ионизационных в составе форсажной камеры сгорания авиационных двигателей включает обработку записи информации бортовых устройств регистрации или стендовых систем,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680024
Дата охранного документа: 14.02.2019
16.02.2019
№219.016.bb15

Нерегулируемое сопло газотурбинного двигателя

Нерегулируемое сопло газотурбинного двигателя, содержащее четыре стенки, соединенные между собой разъемным соединением с образованием канала отвода рабочего газа. Стенки соединены попарно, образуя соединенные между собой входной и выходной элементы канала отвода рабочего газа, имеющего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680020
Дата охранного документа: 14.02.2019
17.03.2019
№219.016.e2a6

Трехконтурный турбореактивный двигатель летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в трехконтурных двигателях, входящих в состав силовой установки многорежимных летальных аппаратов. Трехконтурный турбореактивный двигатель летательного аппарата включает корпус вентилятора, корпус второго контура,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682213
Дата охранного документа: 15.03.2019
21.03.2019
№219.016.ebec

Способ определения технического состояния токосъемников

Изобретение относится к метрологии, в частности к вибрационной диагностике. На статор токосъемника устанавливают датчики вибрации и осуществляют запись параметров вибрации и электрических сигналов на выходе из токосъемника. Выполняют анализ вибрации путем быстрого преобразования Фурье; путем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682561
Дата охранного документа: 19.03.2019
02.10.2019
№219.017.ce04

Компьютерно-реализуемый способ автоматизированной обработки и анализа данных для оценки эффективности выполнения поручений

Изобретение относится к компьютерно-реализуемому способу автоматизированной обработки и анализа данных для оценки эффективности выполнения поручений. Технический результат заключается в автоматизации обработки и анализа данных для оценки эффективности выполнения поручений. В способе виды...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002700397
Дата охранного документа: 16.09.2019
07.11.2019
№219.017.deda

Щеточное уплотнение турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к щеточному уплотнению. Щеточное уплотнение турбомашины, включающее щетку, разделяющую между роторным и статорными элементами полость наддува и уплотняемую полость, при этом щетка размещена между кольцевыми фланцами, а ее свободный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705103
Дата охранного документа: 05.11.2019
Показаны записи 1-10 из 31.
25.08.2017
№217.015.adf1

Воздухо-воздушный теплообменный аппарат

Изобретение относится к теплообменным аппаратам и может быть использовано, в частности, в области авиадвигателестроения в системах охлаждения воздуха и газа газотурбинных двигателей. Воздухо-воздушный теплообменный аппарат имеет кольцевую форму, состоит из нескольких теплообменных модулей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612668
Дата охранного документа: 13.03.2017
26.08.2017
№217.015.d9b7

Клапанный узел вентилятора

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к клапанным устройствам для газотурбинных двигателей. Клапанный узел вентилятора содержит корпус канала перепуска с установленным на нем с возможностью осевого перемещения кольцевым клапаном и механизм перемещения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623704
Дата охранного документа: 28.06.2017
26.08.2017
№217.015.d9d5

Поворотное сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Поворотное сопло турбореактивного двигателя содержит установленный между форсажной камерой и реактивным соплом двигателя корпус в виде вставки, состоящей из неподвижной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623609
Дата охранного документа: 28.06.2017
26.08.2017
№217.015.da17

Всеракурсное сопло

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Всеракурсное сопло содержит установленный между форсажной камерой и реактивным соплом двигателя корпус в виде вставки, состоящей из неподвижной секции и поворотной, способной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623705
Дата охранного документа: 28.06.2017
29.12.2017
№217.015.f69c

Способ управления двухроторным газотурбинным двигателем

Изобретение относится к области авиационной техники, к способам управления двухроторным газотурбинным двигателем. При останове двигателя генерируемую вращением вала ротора низкого давления электроэнергию передают на электродвигатель-генератор вала ротора высокого давления, для создания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639260
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7a0

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит закрепленный на статоре турбины кольцевой корпус (1) со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639444
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.1334

Трехъярусная рабочая лопатка турбовентилятора

Трехъярусная рабочая лопатка турбовентилятора содержит последовательно расположенные от корпуса турбовентилятора к диску ротора рабочую лопатку вентилятора и рабочую лопатку турбины, соединенные между собой посредством промежуточного элемента с образованием трех проточных газовых каналов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634509
Дата охранного документа: 31.10.2017
20.01.2018
№218.016.1368

Способ управления двухроторным газотурбинным двигателем самолета в режиме запуска при авторотации

Изобретение относится к области авиационной техники, к способам управления двухроторным газотурбинным двигателем, в частности запуска при выходе двигателя на режим авторотации. Частоту вращения вала ротора высокого давления и вала ротора низкого давления уменьшают до достижения роторами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634505
Дата охранного документа: 31.10.2017
20.01.2018
№218.016.1d6b

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит кольцевой корпус (1) с установленной на нем кольцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640974
Дата охранного документа: 12.01.2018
17.02.2018
№218.016.2abe

Клапанный узел канала перепуска компрессора

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к клапанным устройствам для газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении. Клапанный узел канала перепуска компрессора, содержащий корпус компрессора, внешний и внутренний корпуса канала перепуска с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642991
Дата охранного документа: 29.01.2018
+ добавить свой РИД