×
26.08.2017
217.015.d9cc

Результат интеллектуальной деятельности: Направляющий аппарат осевого компрессора

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области конструирования газотурбинных двигателей (ГТД), преимущественно конструированию узла статора осевого компрессора. Направляющий аппарат осевого компрессора содержит корпус, выполненный с продольным разъемом, внутренние полукольца и поворотные лопатки, установленные своими внутренними цапфами в полукольца. Взаимная фиксация полуколец выполнена при помощи шипа с установленным на нем подпружиненным штифтом и паза с отверстием под штифт. Изобретение позволяет жестко соединить внутренние полукольца направляющего аппарата первой ступени статора компрессора ГТД, имеющего продольный разъем, и при этом обеспечить удобную сборку и разборку. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области конструирования газотурбинных двигателей (ГТД), преимущественно конструированию узла статора осевого компрессора.

Известна конструкция направляющего аппарата (НА) осевого компрессора, содержащего корпус компрессора, выполненный с продольным разъемом, поворотные лопатки, нижние цапфы которых установлены во внутреннем кольце НА, также имеющем продольный разъем (С.А. Вьюнов, Ю.И. Гусев, А.В. Карпов и др., «Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей», М.: Машиностроение, 1989 г., стр. 65 рис. 3.9, стр. 114-115).

Недостатком известной конструкции является возможность перемещения полуколец, из которых состоит внутреннее кольцо НА, друг относительно друга вследствие отсутствия их жесткого соединения и наличия зазоров по цапфам лопаток, необходимых для обеспечения их вращения. Это приводит к повышенному износу контактных поверхностей внутренних цапф лопаток и ответных втулок, а также увеличению зазора в лабиринтном уплотнении между ротором и внутренним кольцом НА.

Задачей настоящего изобретения является устранение недостатков прототипа.

Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного изобретения, является повышение надежности компрессора двигателя за счет жесткого соединения внутренних полуколец и уменьшение износа контактных поверхностей внутренних цапф поворотных направляющих лопаток и ответных втулок вследствие уменьшения перекосов, возникающих при перемещении полуколец НА друг относительно друга, а также повышение эффективности работы ГТД вследствие постоянства зазора в лабиринтном уплотнении между ротором и внутренним кольцом НА.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном направляющем аппарате осевого компрессора, содержащем корпус, выполненный с продольным разъемом, внутренние полукольца и поворотные лопатки, установленные своими внутренними цапфами в полукольца, согласно изобретению взаимная фиксация полуколец выполнена при помощи шипа с установленным на нем подпружиненным штифтом и паза с отверстием под штифт.

Целесообразно шип и штифт выполнить из материала, имеющего коэффициент термического линейного расширения больший, чем у материала полуколец.

Выполнение взаимной фиксации полуколец при помощи шипа с установленным на нем подпружиненным штифтом и паза с отверстием под штифт обеспечивает неподвижное соединение внутренних полуколец НА и повышает жесткость их закрепления на внутренних цапфах лопаток, что приводит к уменьшению взаимных перемещений и перекосов полуколец и лопаток НА под действием газовых сил и, как следствие, к снижению износа контактных поверхностей. Также повышение жесткости направляющего аппарата в сборе снижает величину перемещений внутреннего кольца НА в радиальном направлении, что обеспечивает постоянство зазора и снижение перетечек воздуха в лабиринтном уплотнении между ротором и кольцом НА и тем самым повышает эффективность работы газотурбинного двигателя.

Выполнение шипа и штифта из материала (например, стали), имеющего коэффициент термического линейного расширения (КТР) больший, чем у материала полуколец (например, титан) обеспечивает уменьшение монтажных зазоров между шипом и пазом внутренних полуколец НА, а также между штифтом и отверстием под штифт при разогреве деталей в процессе работы газотурбинного двигателя, что приводит к дополнительному повышению жесткости соединения внутренних полуколец НА, тем самым обеспечивая уменьшение взаимных перемещений и перекосов полуколец и лопаток НА, снижение износа контактных поверхностей и повышение эффективности работы газотурбинного двигателя за счет постоянства зазора в лабиринтном уплотнении между ротором и внутренним кольцом НА.

Предлагаемое изобретение иллюстрируется фиг. 1-3.

Фиг. 1 - поперечный разрез статора компрессора с продольным разъемом.

Фиг. 2 - стык внутренних полуколец НА в месте А.

Фиг. 3 - продольный разрез внутреннего кольца НА в месте установки штифта.

Направляющий аппарат осевого компрессора содержит поворотные направляющие лопатки 1, установленные в корпусе 2 компрессора, имеющего продольный разъем, и внутреннее кольцо, состоящее из полуколец 3 и 4, установленных на внутренних цапфах 5 лопаток 1. На каждом из внутренних полуколец 3 и 4, в местах их соединения друг с другом, с одной стороны выполнен шип 6 с установленным на нем подпружиненным штифтом 7, а с другой стороны выполнен паз 8 и отверстие 9 под штифт внутри паза. Также на внутренних полукольцах 3 и 4 установлена крышка 10 лабиринтного уплотнения.

Возможно также выполнение шипа 6 со штифтом 7 по обеим сторонам одного из полуколец, а паза 8 с отверстием 9 под штифт - по обеим сторонам другого полукольца (на чертеже не показано).

Сборка направляющего аппарата осуществляется следующим образом.

Половины корпуса 2 компрессора вместе с установленными на них лопатками 1 и полукольцами 3 и 4 сдвигаются навстречу друг другу, при этом шип 6 на полукольце 4 частично входит в ответный паз 8 на полукольце 3 (и наоборот). Затем подпружиненные штифты 7 утапливаются внутрь специальной полости на шипе 6, после чего половины корпуса 2 окончательно сдвигаются, торцы полуколец 3 и 4 соединяются и пружина выталкивает штифт 7 в отверстие 9. Доступ к подпружиненному штифту 7 осуществляется с входа компрессора через зазор между рабочими лопатками первой ступени.

При разборке подпружиненный штифт 7 утапливается внутрь специальной полости на шипе 6, выходя из зацепления с отверстием 9, после чего половины корпуса 2 компрессора разъединяются.

Предлагаемое изобретение позволяет жестко соединить внутренние полукольца направляющего аппарата первой ступени статора компрессора ГТД, имеющего продольный разъем, и при этом обеспечить удобную сборку и разборку.


Направляющий аппарат осевого компрессора
Направляющий аппарат осевого компрессора
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 28.
27.01.2013
№216.012.2013

Устройство для электровзрывной обработки поверхности материалов

Изобретение относится к устройству для электровзрывной обработки поверхности материалов. Устройство содержит источник постоянного напряжения для заряда конденсаторной батареи, коммутирующее устройство, силовую батарею конденсаторов, производящую разряд для взрыва фольги, разрядное устройство,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473712
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.06.2014
№216.012.d79e

Агрегат для ремонта нефтяных и газовых скважин и способ спуска и подъема гибкой трубы с помощью данного агрегата

Группа изобретений относится к области нефтедобывающей промышленности и предназначена для подземного ремонта, геофизических и термогидродинамических исследований нефтяных, газовых и других скважин с использованием гибкой трубы и для выполнения внутрискважинных работ. Агрегат (фиг.1) содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520976
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.03.2016
№216.014.c903

Узел соединения силового цилиндра привода направляющих аппаратов с промежуточным корпусом газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях турбомашин, в частности в узлах соединения гидроцилиндра привода направляющих аппаратов с промежуточным корпусом газотурбинного двигателя. Узел соединения силового цилиндра привода направляющих аппаратов с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578783
Дата охранного документа: 27.03.2016
25.08.2017
№217.015.b5bb

Регулируемый направляющий аппарат осевого компрессора турбомашины

Изобретение может быть использовано для конструирования узлов компрессора с регулируемым направляющим аппаратом, преимущественно для газотурбинного двигателя. Регулируемый направляющий аппарат осевого компрессора турбомашины содержит двухопорные поворотные лопатки 1 с внутренними цапфами 4,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614456
Дата охранного документа: 28.03.2017
25.08.2017
№217.015.b68f

Многосегментный радиальный подшипник скольжения

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, в частности к опорам с расположением подшипника качения между двумя вращающимися роторами. Самоустанавливающийся многосегментный подшипник скольжения состоит из корпуса, внешнего (1) и внутреннего (3) колец,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614463
Дата охранного документа: 28.03.2017
25.08.2017
№217.015.b724

Устройство для смазки опорного подшипника ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к устройствам для смазки опорных подшипников роторов турбомашин. Устройство для смазки опорного подшипника ротора турбомашины содержит откачивающий насос, всасывающая магистраль которого подключена к сливной магистрали масляной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614470
Дата охранного документа: 28.03.2017
25.08.2017
№217.015.b754

Комбинированное уплотнение ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Уплотнение ротора турбомашины содержит графитовое кольцо в виде сегментов, установленное в корпусе уплотнения и обжатое браслетной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614910
Дата охранного документа: 30.03.2017
25.08.2017
№217.015.b774

Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к системам разгрузки опор роторов компрессоров низкого давления газотурбинного двигателя, в том числе и в составе летательного аппарата. Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя содержит ротор, передняя и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614905
Дата охранного документа: 30.03.2017
25.08.2017
№217.015.b83c

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к высокотемпературным турбинам газотурбинных двигателей, а именно к способам и системам охлаждения рабочих лопаток турбин авиационных двигателей. Охлаждаемая турбина содержит сопловой аппарат турбины с сопловыми лопатками, диск с рабочими лопатками, установленными в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615391
Дата охранного документа: 04.04.2017
25.08.2017
№217.015.ce1b

Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя

Способ относится к регулированию авиационного турбореактивного двигателя (ТРД). Предварительно для данного типа двигателя формируют две и более программы регулирования степени расширения на турбине в зависимости от температуры воздуха на входе в двигатель, при каждой программе измеряют значения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620737
Дата охранного документа: 29.05.2017
Показаны записи 1-10 из 37.
27.06.2014
№216.012.d79e

Агрегат для ремонта нефтяных и газовых скважин и способ спуска и подъема гибкой трубы с помощью данного агрегата

Группа изобретений относится к области нефтедобывающей промышленности и предназначена для подземного ремонта, геофизических и термогидродинамических исследований нефтяных, газовых и других скважин с использованием гибкой трубы и для выполнения внутрискважинных работ. Агрегат (фиг.1) содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520976
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.03.2016
№216.014.c903

Узел соединения силового цилиндра привода направляющих аппаратов с промежуточным корпусом газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях турбомашин, в частности в узлах соединения гидроцилиндра привода направляющих аппаратов с промежуточным корпусом газотурбинного двигателя. Узел соединения силового цилиндра привода направляющих аппаратов с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578783
Дата охранного документа: 27.03.2016
25.08.2017
№217.015.b5bb

Регулируемый направляющий аппарат осевого компрессора турбомашины

Изобретение может быть использовано для конструирования узлов компрессора с регулируемым направляющим аппаратом, преимущественно для газотурбинного двигателя. Регулируемый направляющий аппарат осевого компрессора турбомашины содержит двухопорные поворотные лопатки 1 с внутренними цапфами 4,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614456
Дата охранного документа: 28.03.2017
25.08.2017
№217.015.b68f

Многосегментный радиальный подшипник скольжения

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, в частности к опорам с расположением подшипника качения между двумя вращающимися роторами. Самоустанавливающийся многосегментный подшипник скольжения состоит из корпуса, внешнего (1) и внутреннего (3) колец,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614463
Дата охранного документа: 28.03.2017
25.08.2017
№217.015.b724

Устройство для смазки опорного подшипника ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к устройствам для смазки опорных подшипников роторов турбомашин. Устройство для смазки опорного подшипника ротора турбомашины содержит откачивающий насос, всасывающая магистраль которого подключена к сливной магистрали масляной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614470
Дата охранного документа: 28.03.2017
25.08.2017
№217.015.b754

Комбинированное уплотнение ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Уплотнение ротора турбомашины содержит графитовое кольцо в виде сегментов, установленное в корпусе уплотнения и обжатое браслетной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614910
Дата охранного документа: 30.03.2017
25.08.2017
№217.015.b774

Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к системам разгрузки опор роторов компрессоров низкого давления газотурбинного двигателя, в том числе и в составе летательного аппарата. Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя содержит ротор, передняя и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614905
Дата охранного документа: 30.03.2017
25.08.2017
№217.015.b83c

Охлаждаемая турбина двухконтурного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к высокотемпературным турбинам газотурбинных двигателей, а именно к способам и системам охлаждения рабочих лопаток турбин авиационных двигателей. Охлаждаемая турбина содержит сопловой аппарат турбины с сопловыми лопатками, диск с рабочими лопатками, установленными в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615391
Дата охранного документа: 04.04.2017
25.08.2017
№217.015.ce1b

Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя

Способ относится к регулированию авиационного турбореактивного двигателя (ТРД). Предварительно для данного типа двигателя формируют две и более программы регулирования степени расширения на турбине в зависимости от температуры воздуха на входе в двигатель, при каждой программе измеряют значения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620737
Дата охранного документа: 29.05.2017
25.08.2017
№217.015.ce4d

Способ определения мощности газогенератора

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно испытаний и эксплуатации газотурбинных двигателей. В способ определения мощности газогенератора в качестве средства преобразования аэродинамического сопротивления используют сопло, в качестве параметров, характеризующих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620735
Дата охранного документа: 29.05.2017
+ добавить свой РИД