Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к радиолокационным системам обнаружения и идентификации помех и может быть использовано при их разработке.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому способу идентификации уводящей помехи (прототипом к предполагаемому изобретению) является способ идентификации уводящей помехи путем одновременного оценивания скорости по доплеровскому смещению отраженного сигнала V при помощи системы автосопровождения по скорости (АСС) и косвенных измерений скорости по производной от измеряемой дальности в системе автосопровождения по дальности (АСД), сравнения полученных оценок и обнаружении уводящей помехи в случае несогласованности этих оценок . [Куприянов А.И. Теоретические основы радиоэлектронной борьбы. Учебное пособие. - М.: Вузовская книга, 2007, с. 300].
Способ идентификации уводящей помехи, описанный в прототипе, включает в себя следующие основные этапы: обнаружение отраженного сигнала от цели, измерение скорости цели по доплеровскому смещению отраженного сигнала V, определение скорости цели по производной от дальности , вычисление их разности Δ, сравнение с пороговым значением hΔ и при Δ≥hΔ принятие решения о наличии уводящей помехи.
Недостатком способа-прототипа является низкая вероятность идентификации помех, обеспечивающих согласованный увод по дальности и скорости [Перунов Ю.М. Радиоэлектронное подавление информационных каналов систем управления оружием. - М.: «Радиотехника», 2003, с. 202].
Техническим результатом изобретения способа идентификации уводящей помехи является повышение вероятности идентификации помех, обеспечивающих согласованный увод по дальности и скорости, за счет использования дополнительной информации об ускорении цели и изменении угловой скорости линии визирования в горизонтальной ωГ или вертикальной ωВ плоскостях.
Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе идентификации уводящей помехи, заключающемся в обнаружении отраженного сигнала от цели, измерении скорости цели по доплеровскому смещению отраженного сигнала и по производной от дальности, вычислении их разности Δ, сравнении ее с пороговым значением hΔ и при Δ≥hΔ принятии решения о наличии уводящей помехи, в противном случае измеряют ускорение цели , сравнивают его с пороговым значением hV, измеряют угловые скорости линии визирования в горизонтальной и вертикальной плоскостях ωГ, ωВ соответственно, сравнивают их с пороговыми значениями hωГ, hωВ и при выполнении условия и хотя бы одного из условий ωВ≤hωB, ωГ≤hωГ принимают решение о наличие уводящей помехи.
Сущность заявляемого способа состоит в том, что при выполнении условия Δ<hΔ, где Δ - разность скоростей цели определенных по доплеровскому смещению отраженного сигнала и по производной от дальности, a hΔ - порог обнаружения помехи, равный систематической ошибке вычисления разности скоростей, измеряют угловые скорости линии визирования в горизонтальной и вертикальной плоскостях ωГ, ωВ соответственно, сравнивают их с пороговыми значениями hωГ, hωВ и при выполнении условия и хотя бы одного из условий ωВ≤hωВ, ωГ≤hωГ принимают решение о наличие уводящей помехи.
Воздействие помехи, обеспечивающей согласованный увод по дальности и скорости эквивалентно маневрированию цели. При маневрировании цели в горизонтальной или вертикальной плоскостях возникает ускорение и происходит изменение угловых координат цели, т.е. появляется угловая скорость линии визирования в той или иной плоскости [Меркулов В.И. Авиационные системы радиоуправления, ч. 1, 2. - М.: Радио и связь, 1996]. В случае, когда ускорение цели превышает пороговое значение, определяемое тяговооруженностью современных самолетов [Свищев Г.П. Авиация: Энциклопедия / Гл. ред. Г.П. Свищев. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994, с. 599], но величина угловой скорости линии визирования в той или иной плоскости ниже порогового уровня, то принимается решение о наличии помехи, обеспечивающей согласованный увод по дальности и скорости. Поэтому в предлагаемом способе идентификации уводящей помехи происходит измерение , ωГ, ωВ и сравнение их с пороговыми значениями.
Формирование решения о наличии уводящей помехи при Δ≥hΔ, как в способе прототипе, и в противном случае с учетом сравнения ускорения цели и значений угловых скоростей линии визирования в горизонтальной и вертикальной плоскостях с пороговым уровнем обнаружения помехи, позволяет обнаруживать не только уводящие помехи по дальности или скорости, как в прототипе, но и помехи, уводящие согласованно по дальности и скорости. Этим достигается указанный в изобретении технический результат.
Способ идентификации уводящей помехи может быть реализован, например, с помощью устройства, схема которого приведена на фигуре, где обозначено: 1 - приемо-передающий тракт, 2 - система автосопровождения по дальности, 3 - система автосопровождения по скорости, 4 - система автосопровождения по направлению, 5 - вычитающее устройство, 6 - схема сравнения, 7 - решающее устройство.
Система автосопровождения по направлению 4 предназначена для формирования текущих значений угловых скоростей линии визирования в горизонтальной ωГ и вертикальной ωВ плоскостях и может быть выполнена, например, по схеме угломера [Антипов В.Н. Многофункциональные радиолокационные комплексы истребителей: учеб. пособие для вузов / В.Н. Антипов, Е.Е. Колтышев, Г.С. Кондратенков и др. - М.: Радиотехника. 2014, с. 133].
Назначение вычитающего устройства 5 и схемы сравнения 6 ясно из их названия.
Решающее устройство 7 предназначено для формирования сигнала о наличие уводящей помехи, на основе поступающих сигналов со схемы сравнения 6 и может быть выполнено, например, с использованием элементов «и» и «или». Выход с блока 7 является выходом устройства.
Устройство функционирует следующим образом.
Из приемо-передающего тракта 1 после первичной обработки сигнал от цели поступает в систему автосопровождения по дальности 2, в систему автосопровождения по скорости 3 и в систему автосопровождения по направлению 4. Далее в блоке 2 вычисляется значение скорости по производной от измеряемой дальности , а в блоке 3 формируются значения скорости по доплеровскому смещению отраженного сигнала V и ускорения . Откуда, значения V и подаются на вычитающее устройство 5, где вычисляется их разность Δ, которая в блоке 6-1 сравнивается с порогом hΔ. При выполнении условия Δ≥hΔ на первый вход блока 7-3, решающего устройства, для выполнения операции дизъюнкции поступает сигнал о наличие уводящей помехи.
В противном случае, значения ускорения из блока 3 поступают в блок 6-2, сравниваются здесь с hV и подаются на первый вход блока 7-1 решающего устройства, выполняющего операцию конъюнкции. Одновременно с этим, в блоках 4-1 и 4-2 системы автосопровождения по направлению вычисляются значения угловой скорости линии визирования в горизонтальной ωГ и вертикальной ωВ плоскостях и поступают в блоки 6-3 и 6-4, сравниваются со значениями hωГ и hωВ соответственно и подвергаются операции дизъюнкции в блоке 7-2. Результирующий сигнал с выхода подается на второй вход блока 7-1, где в случае выполнения условия и хотя бы одного из условий ωB≤hωВ, ωГ≤hωГ формируется сигнал о наличие уводящей помехи, поступающий на второй вход блока 7-3. В результате операции дизъюнкции сигналов блок 7-3 формирует окончательное решение о наличии уводящей помехи.
Предлагаемое техническое решение является новым, поскольку из доступных источников неизвестен способ идентификации уводящей помехи, заключающийся в использовании дополнительной информации об ускорении цели и изменении угловой скорости линии визирования в горизонтальной ωГ или вертикальной ωВ плоскостях.
Предлагаемое техническое решение имеет изобретательский уровень, поскольку из опубликованных научных данных и известных технических решений явным образом не следует, что заявляемый способ идентификации уводящей помехи обеспечивает повышение вероятности идентификации помех, обеспечивающих согласованный увод по дальности и скорости, за счет использования дополнительной информации об ускорении цели и изменении угловой скорости линии визирования в горизонтальной ωГ или вертикальной ωВ плоскостях.
Способ идентификации уводящей помехи, заключающийся в обнаружении отраженного сигнала от цели, измерении скорости цели по доплеровскому смещению отраженного сигнала и по производной от дальности, вычислении их разности Δ, сравнении ее с пороговым значением h и при Δ>h принятии решения о наличии уводящей помехи, отличающийся тем, что при Δ