Вид РИД
Произведениe науки
Актуальность и новизна предлагаемого методического комплекса состоит в понимании того, что основной объём знаний человек получает из информационных источников (на бумажных носителях или в электронном виде), человек обязательно должен уметь читать, осмысливать прочитанное, делать необходимые выводы и совершать другие познавательные и мыслительные операции. Курс «Учить учиться» за время использования доказал свою необходимость для обучения и воспитания детей, для успешного решения вопросов их социализации и приобщения к процессу обучения, освоения способов и приёмов самообучения и самопознания. Желание создать для детей систему самообучения был всегда, с момента создания школы «Обучение в диалоге». Теперь эти новации, которые я предлагаю коллективу, уже осознаны: коллектив должен иметь «игру», чтобы чувствовать себя на гребне исследовательской волны, новации, которые сейчас помогают в том, что еще не сделано, что для нас является новым. Главная задача – глубокое, правильное понимание текста. Началась работа по абзацам, формировалось умение выделять ключевые слова. Алгоритм работы с абзацем я взял из учебника по редактированию и сокращению текста Я. А. Микк «Оптимизация сложности учебного текста». Это основные шаги работы с текстом: выделение ключевых слов, способствующих формулированию основной мысли абзаца, формулирование названия текста, исходя из основных мыслей абзацев, апперцепция, т. е. представление о том, что будет дальше, и представление о том, что было как-то связано с предыдущими смыслами, абзацами. Это основа программы «Вдумчивое и осознанное чтение по абзацам». Далее программа «Устная речь». Конечно, надо уметь представить свои мысли коллегам, окружающим – кому угодно. Это умение быстро, грамотно, эффективно, красочно донести свои мысли до слушателя. Но для того, чтобы их донести, надо быть кратким, умелым, образным. Следующая программа - «Письменная речь». У человечества одна из двух форм общения – это письмо. Надо уметь грамотно составить письмо, тексты разных стилей и жанров. Это тоже опирается на умение читать. Как человек читает, так он и пишет. Сначала формулируется основная мысль, понимание слова, а затем развивается мысль и оформляется речь. Следующий этап развития мыслительной деятельности – умение генерировать свои мысли и идеи. В этом нам поможет учебно-проектная деятельность. Именно здесь дети учатся определять проблему, ставить исследовательский вопрос, находить материал по теме, добывать недостающую информацию, анализировать весь ее объём, делать выводы и передавать свои мысли другим людям на общей школьной презентации. При подготовке и демонстрации учебного проекта ученику понадобятся все его знания и умения, которые он получил в школе. Курс «Учить учиться», который состоит из семи метапредметных программ, обслуживал и обслуживает наш постоянно действующий семинар для педагогов, где они сами осваивают эти программы. Внутришкольный семинар «Пилоты разума» проводится два раза в неделю. Здесь каждый учитель учится читать медленно, т. е. учится выделять ключевые слова, формулировать основную мысль, учится не бояться словаря, а любить его, учится хорошо знать алфавит.