×
13.10.2018
218.016.9107

Результат интеллектуальной деятельности: ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002669420
Дата охранного документа
11.10.2018
Аннотация: Двухконтурный турбореактивный двигатель с раздельными контурами со степенью двухконтурности более десяти состоит из входного устройства, вентилятора; внутреннего контура, внутри которого расположены компрессор (компрессоры), камера сгорания, турбины; внешнего контура, состоящего из кольцевого канала и сопла. Двигатель снабжен диффузорным выходным патрубком, являющимся продолжением внутреннего контура и состоящим из расширяющихся каналов, расположенных внутри внешнего контура и сообщенных с атмосферой. Изобретение позволяет повысить перепад давлений в турбине привода вентилятора, передать часть теплоты из внутреннего контура во внешний контур, что позволяет повысить эффективный и полетный к.п.д. 3 ил.

Изобретение относится к авиадвигателестроению.

Основным трендом для ТРДД является повышение их экономичности. Достигается это за счет увеличения эффективного и полетного к.п.д. ТРДД. Эффективный к.п.д. ТРДД можно повысить двумя способами: за счет изменения вида термодинамического цикла ТРДД, и за счет изменения его параметров. Полетный к.п.д. ТРДД можно повысить за счет повышения степени двухконтурности ТРДД, величина которой, в конечном счете, определяется тем же термодинамическим циклом ТРДД (чем больше работа цикла, тем больше степень двухконтурности).

Целью изобретения является повышение экономичности ТРДД.

Известны двухконтурные турбореактивные двигатели с раздельными контурами со степенями двухконтурности более десяти (например, Trent 1000, НК-93 и др.), состоящие из входного устройства, вентилятора; внутреннего контура, внутри которого расположены: компрессор (компрессоры), камера сгорания, турбины, сопло; внешнего контура, состоящего из кольцевого канала и сопла (Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей / Под ред. С.М. Шляхтенко. - М.: Машиностроение, 1987, с. 17, рис. 1.3).

Известны турбовинтовые газотурбинные двигатели с регенерацией тепла (там же, с. 354, рис. 11.3).

Известны турбовальные газотурбинные двигатели, у которых за свободной турбиной устанавливается не сопло, а диффузорный выходной патрубок (Нечаев Ю.Н., Федоров P.M. Теория авиационных газотурбинных двигателей. Ч. 2. - М.: Машиностроение, 1978, с. 268, рис. 19.2).

Поставленная цель достигается тем, что в ТРДД с раздельными контурами со степенью двухконтурности более десяти снабжен диффузорным выходным патрубком, являющимся продолжением внутреннего контура (вместо сопла) и состоящим из расширяющихся каналов, расположенных внутри внешнего контура, сообщенных с атмосферой.

Сущность изобретения заключается в том, что выходной патрубок позволяет: а) увеличить степень понижения давления в турбине привода вентилятора; б) изменить вид термодинамического цикла ТРДД; в) осуществить регенерацию теплоты во внешнем контуре.

На фиг. 1 показан ТРДД;

на фиг. 2 показан термодинамический цикл ТРДД (внутренний контур);

на фиг. 3 показан термодинамический цикл ТРДД (внешний контур).

Двухконтурный ТРД (фиг. 1) состоит из входного устройства 1, вентилятора 2, внутреннего и внешнего контуров. Во внутреннем контуре расположены: компрессоры 3, камера сгорания 4, турбины 5, выходной патрубок 6, состоящий из диффузорных каналов, которые расположены внутри внешнего контура 7 и сообщены с атмосферой. Внешний контур 7 представляет собой кольцевой канал, заканчивающийся соплом 8.

Работа двигателя не отличается от работы ТРДД с раздельными контурами, за исключением работы турбины 5 и выходного устройства (патрубок 6). В турбине 5 срабатывается перепад давлений, превышающий располагаемый перепад давлений (отношение давления газа перед турбиной к атмосферному). В результате скорость газа за турбиной увеличивается, а статическое давление становится меньше атмосферного. В диффузорных каналах 6 газ тормозится до скорости, при которой его статическое давление становится равным атмосферному, после чего газ истекает в атмосферу.

Каналы 6 обдуваются воздухом внешнего контура, температура которого меньше температуры выхлопных газов. Между горячим газом и воздухом устанавливается тепловой поток, в результате которого температура выхлопных газов понижается, а температура воздуха повышается. Понижение температуры выхлопных газов снижает затраты энергии на их сжатие при торможении в каналах 6, а так же уменьшает потери с выхлопом. Повышение температуры воздуха увеличивает скорость истечения воздуха из сопла 8, которая, как известно, пропорциональна корню квадратному из указанной температуры.

На фиг. 2 показан термодинамический цикл ТРДД (внутренний контур) в Р-υ координатах. Здесь н-в - сжатие воздуха во входном устройстве и вентиляторе; в-к - сжатие воздуха в компрессорах; к-г - процесс в камере сгорания; г-тк - расширение газа в турбинах привода компрессоров; тк-т - расширение газа в турбине привода вентилятора; т-с - сжатие газа в каналах выходного патрубка. Сжатие газа происходит с отводом тепла во внешний контур ТРДД (температура газа приближается к температуре воздуха наружного контура Тв* - точка с). Работа цикла внутреннего контура Lц1 (площадь н-к-г-т-с-н) увеличивается на величину затененной области.

На фиг. 3 показан термодинамический цикл ТРДД (внешний контур) в Р-υ координатах. Здесь н-в - сжатие воздуха во входном устройстве и вентиляторе; в-с' - расширение газа в сопле внешнего контура. Расширение воздуха происходит с подводом тепла из внутреннего контура ТРДД, что ведет к появлению работы цикла внешнего контура Lц2 (затененная область), которая в прототипе отсутствует.

Работа цикла ТРДД определяется как Lц=Lц1+m⋅Lц2, где m - степень двухконтурности ТРДД.

Таким образом, работа цикла ТРДД увеличивается по трем взаимосвязанным причинам:

увеличивается работа цикла внутреннего контура Lц1 (фиг. 2, затененная область), как результат увеличения перепада давлений в турбине привода вентилятора вследствие использования выходного патрубка;

увеличивается степень двухконтурности m, как результат совместной работы вентилятора и выходного патрубка;

увеличивается работа цикла внешнего контура Lц2 (фиг. 3), как результат совместной работы вентилятора и выходного патрубка.

Увеличение работы цикла внутреннего контура Lц1 при неизменной степени повышения давления воздуха в вентиляторе повышает расход воздуха через внешний контур, т.е. степень двухконтурности m. Повышение степени двухконтурности m улучшает теплообмен между газом внутреннего контура (выходным патрубком) и воздухом внешнего контура, что повышает работу цикла внешнего контура Lц2.

По отношению к прототипу (ТРДД с раздельными контурами) работа цикла Lц при тех же параметрах цикла увеличивается, а следовательно, увеличивается эффективный к.п.д. ТРДД, так как подвод энергии (процесс к-г) тот же.

Повышение степени двухконтурности т, как следствие совместной работы вентилятора и выходного патрубка (см. выше), повышает полетный к.п.д. ТРДД.

Соответственно, общий к.п.д. ТРДД, который определяется как произведение эффективного и полетного к.п.д., повышается (по предварительной оценке на 3÷5%).

Таким образом, предложена новая газодинамическая схема ТРДД с отличительными признаками, указанными в формуле изобретения, в которой влияние отличительных признаков (совместная работа вентилятора и выходного патрубка) на конечный результат (повышение общего к.п.д. ТРДД), ранее не было известно.

Двухконтурный турбореактивный двигатель предназначен для использования в гражданской и военно-транспортной авиации.

Двухконтурный турбореактивный двигатель с раздельными контурами со степенью двухконтурности более десяти, состоящий из входного устройства, вентилятора; внутреннего контура, внутри которого расположены компрессор (компрессоры), камера сгорания, турбины; внешнего контура, состоящего из кольцевого канала и сопла, отличающийся тем, что двигатель снабжен диффузорным выходным патрубком, являющимся продолжением внутреннего контура и состоящим из расширяющихся каналов, расположенных внутри внешнего контура и сообщенных с атмосферой.
ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 27.
27.06.2014
№216.012.d6c8

Парогазовая установка

Парогазовая установка (ПГУ) относится к области энергетики. Установка имеет два рабочих контура: парогазовый, представляющий собой газотурбинную установку (ГТУ), и паровой, включающий в себя теплообменник-конденсатор, установленный во входном канале ГТУ, теплообменник-нагреватель, установленный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520762
Дата охранного документа: 27.06.2014
20.07.2014
№216.012.dfd5

Парогазотурбинная установка

Парогазотурбинная установка состоит из входного устройства, компрессора, камеры сгорания, камеры смешения, турбины привода компрессора, выходного устройства, теплообменника-испарителя, теплообменника-нагревателя, расположенного за теплообменником-испарителем, паровой турбины,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523087
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.09.2014
№216.012.f5ab

Дождевальная установка

Применение в качестве дождевальной установки, создающей облака, газотурбинного двигателя, содержащего турбокомпрессор, форсажную камеру, установленную вертикально относительно поверхности земли, внутри которой за зоной горения расположен водяной коллектор с форсунками, направленными по потоку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528724
Дата охранного документа: 20.09.2014
10.10.2014
№216.012.fa8f

Способ охлаждения газотурбинного двигателя

Способ охлаждения газотурбинного двигателя (ГТД), заключающийся в понижении температуры воздуха, используемого для охлаждения ГТД. Понижение температуры воздуха осуществляется в турбохолодильной установке (ТХУ) и включает сжатие воздуха, используемого при охлаждении, в компрессоре с последующим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529989
Дата охранного документа: 10.10.2014
10.12.2014
№216.013.0eb9

Способ регулирования осевого компрессора в системе газотурбинного двигателя

Способ регулирования осевого компрессора в системе газотурбинного двигателя заключается в подаче горячего газа, отбираемого из канала, расположенного за турбиной, в канал, расположенный между входным устройством и компрессором двигателя, в количестве, необходимом для поддержания заданной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535186
Дата охранного документа: 10.12.2014
27.07.2015
№216.013.66d5

Противообледенительная система газотурбинного двигателя

Противообледенительная система газотурбинного двигателя содержит теплообменник, установленный в проточной части двигателя перед входом в компрессор двигателя. Воздух, отбираемый за последней ступенью компрессора, через теплообменник подается в систему охлаждения турбины. Степень повышения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002557878
Дата охранного документа: 27.07.2015
27.03.2016
№216.014.c974

Способ форсирования двухконтурного турбореактивного двигателя

Способ форсирования двухконтурного турбореактивного двигателя, заключающийся в подаче в основную камеру сгорания форсажного топлива. Коллектор форсажного топлива расположен в зоне вторичного воздуха основной камеры сгорания. Предпочтительно частота вращения компрессора и перепад давлений на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578941
Дата охранного документа: 27.03.2016
27.04.2016
№216.015.3880

Способ уплотнения воздушных каналов

Способ уплотнения воздушных каналов заключается в использовании лабиринтного уплотнения. Перед лабиринтным уплотнением расположена полость низкого давления, из которой воздух центробежным компрессором перекачивается в полость высокого давления. Рабочие лопатки компрессора размещены на валу, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582725
Дата охранного документа: 27.04.2016
25.08.2017
№217.015.a603

Теплообменник

Рекуперативный теплообменник, в котором один из теплоносителей, прежде чем попасть в теплообменник, проходит через смеситель, в котором смешивается с этим же теплоносителем, но уже прошедшим через теплообменник, нагнетаемым компрессором. Теплообменник, будучи рекуперативным, по эффективности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002607916
Дата охранного документа: 11.01.2017
25.08.2017
№217.015.ac9c

Авиационная стехиометрическая силовая установка и способ ее регулирования

Силовая установка состоит из входного устройства, турбокомпрессора с отбором воздуха за компрессором для охлаждения лопаток турбины, выходного устройства. Турбокомпрессор имеет степень повышения давления в компрессоре не более четырех, одну ступень турбины. Воздух охлаждается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612482
Дата охранного документа: 09.03.2017
Показаны записи 1-10 из 27.
27.06.2014
№216.012.d6c8

Парогазовая установка

Парогазовая установка (ПГУ) относится к области энергетики. Установка имеет два рабочих контура: парогазовый, представляющий собой газотурбинную установку (ГТУ), и паровой, включающий в себя теплообменник-конденсатор, установленный во входном канале ГТУ, теплообменник-нагреватель, установленный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520762
Дата охранного документа: 27.06.2014
20.07.2014
№216.012.dfd5

Парогазотурбинная установка

Парогазотурбинная установка состоит из входного устройства, компрессора, камеры сгорания, камеры смешения, турбины привода компрессора, выходного устройства, теплообменника-испарителя, теплообменника-нагревателя, расположенного за теплообменником-испарителем, паровой турбины,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523087
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.09.2014
№216.012.f5ab

Дождевальная установка

Применение в качестве дождевальной установки, создающей облака, газотурбинного двигателя, содержащего турбокомпрессор, форсажную камеру, установленную вертикально относительно поверхности земли, внутри которой за зоной горения расположен водяной коллектор с форсунками, направленными по потоку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528724
Дата охранного документа: 20.09.2014
10.10.2014
№216.012.fa8f

Способ охлаждения газотурбинного двигателя

Способ охлаждения газотурбинного двигателя (ГТД), заключающийся в понижении температуры воздуха, используемого для охлаждения ГТД. Понижение температуры воздуха осуществляется в турбохолодильной установке (ТХУ) и включает сжатие воздуха, используемого при охлаждении, в компрессоре с последующим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529989
Дата охранного документа: 10.10.2014
10.12.2014
№216.013.0eb9

Способ регулирования осевого компрессора в системе газотурбинного двигателя

Способ регулирования осевого компрессора в системе газотурбинного двигателя заключается в подаче горячего газа, отбираемого из канала, расположенного за турбиной, в канал, расположенный между входным устройством и компрессором двигателя, в количестве, необходимом для поддержания заданной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535186
Дата охранного документа: 10.12.2014
27.07.2015
№216.013.66d5

Противообледенительная система газотурбинного двигателя

Противообледенительная система газотурбинного двигателя содержит теплообменник, установленный в проточной части двигателя перед входом в компрессор двигателя. Воздух, отбираемый за последней ступенью компрессора, через теплообменник подается в систему охлаждения турбины. Степень повышения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002557878
Дата охранного документа: 27.07.2015
27.03.2016
№216.014.c974

Способ форсирования двухконтурного турбореактивного двигателя

Способ форсирования двухконтурного турбореактивного двигателя, заключающийся в подаче в основную камеру сгорания форсажного топлива. Коллектор форсажного топлива расположен в зоне вторичного воздуха основной камеры сгорания. Предпочтительно частота вращения компрессора и перепад давлений на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578941
Дата охранного документа: 27.03.2016
27.04.2016
№216.015.3880

Способ уплотнения воздушных каналов

Способ уплотнения воздушных каналов заключается в использовании лабиринтного уплотнения. Перед лабиринтным уплотнением расположена полость низкого давления, из которой воздух центробежным компрессором перекачивается в полость высокого давления. Рабочие лопатки компрессора размещены на валу, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582725
Дата охранного документа: 27.04.2016
25.08.2017
№217.015.a603

Теплообменник

Рекуперативный теплообменник, в котором один из теплоносителей, прежде чем попасть в теплообменник, проходит через смеситель, в котором смешивается с этим же теплоносителем, но уже прошедшим через теплообменник, нагнетаемым компрессором. Теплообменник, будучи рекуперативным, по эффективности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002607916
Дата охранного документа: 11.01.2017
25.08.2017
№217.015.ac9c

Авиационная стехиометрическая силовая установка и способ ее регулирования

Силовая установка состоит из входного устройства, турбокомпрессора с отбором воздуха за компрессором для охлаждения лопаток турбины, выходного устройства. Турбокомпрессор имеет степень повышения давления в компрессоре не более четырех, одну ступень турбины. Воздух охлаждается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612482
Дата охранного документа: 09.03.2017
+ добавить свой РИД