×
27.03.2016
216.014.c974

СПОСОБ ФОРСИРОВАНИЯ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002578941
Дата охранного документа
27.03.2016
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Способ форсирования двухконтурного турбореактивного двигателя, заключающийся в подаче в основную камеру сгорания форсажного топлива. Коллектор форсажного топлива расположен в зоне вторичного воздуха основной камеры сгорания. Предпочтительно частота вращения компрессора и перепад давлений на турбинах поддерживаются постоянными. Способ позволяет повысить экономичность двигателя на форсированных режимах и уменьшить габариты форсажной камеры. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к авиадвигателестроению.

Известен способ форсирования двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРДД), заключающийся в сжигании топлива в форсажной камере, расположенной за турбинами двигателя (Теория и расчет ВРД. Под ред. С.М. Шляхтенко, М.: Машиностроение, 1987, с. 17, рис. 1.4). Недостатком способа является повышенный расход топлива и большие габариты форсажной камеры.

Известен способ экспериментального определения запасов газодинамической устойчивости газотурбинного двигателя, заключающийся в подаче воды в основную камеру сгорания (Солохин Э.Л. Испытания воздушно-реактивных двигателей. М.: Машиностроение, 1975, с. 76).

Известен способ запуска форсажных камер - «огневая дорожка», когда перед турбиной впрыскивается топливо (Теория, расчет и проектирование двигателей и энергетических установок. Под ред. В.А. Сосунова, В.М. Чепкина. - М.: Изд-во МАИ, 2003, с. 168).

Известен способ форсирования турбореактивного двигателя, заключающийся в подаче в основную камеру сгорания форсажного топлива (патент RU 2474718 С2, 19/02/2013). Недостатками способа являются: высокий расход топлива, снижение запасов устойчивости двигателя.

Целью изобретения является повышение экономичности ТРДД на форсированных режимах работы, уменьшение размеров форсажной камеры.

Поставленная цель достигается тем, что коллектор форсажного топлива ТРДД располагается в зоне вторичного воздуха основной камеры сгорания.

Эффективность способа повышается (исключается появление помпажа двигателя), если частота вращения компрессора и перепад давлений на турбинах поддерживаются постоянными.

На фиг. 1 изображена схема ТРДД.

Двигатель состоит из входного устройства, турбокомпрессора, между компрессором и турбинами которого находится основная камера сгорания 1, форсажной камеры 2, которая расположена за турбинами двигателя, выходного устройства. Топливо (основное, форсажное) подается в основную камеру сгорания: основное топливо подается через коллектор 3, форсунки которого расположены внутри жаровой трубы, форсажное - через коллектор 4, форсунки которого расположены снаружи жаровой трубы (в зоне вторичного воздуха основной камеры сгорания).

Способ форсирования ТРДД осуществляется следующим образом.

На нефорсированном режиме воздух от компрессора поступает в основную камеру сгорания, где тормозится. Заторможенный воздух делится на первичный и вторичный. Первичный воздух поступает в жаровую трубу, смешивается с топливом, поступающим через коллектор 3, сгорает. Вторичный воздух поступает в жаровую трубу через отверстия в ее боковой поверхности, смешивается с продуктами сгорания, охлаждает их, после чего образовавшаяся газовая смесь (газ) поступает в турбины двигателя.

В турбинах совершается механическая работа, в результате чего температура и давление газа понижаются. Газ поступает в камеру смешения - смешивается с воздухом второго контура. Образовавшаяся смесь поступает в выходное устройство, где ускоряется, создавая реактивную силу.

На форсированном режиме вторичный воздух смешивается с топливом, поступающим через коллектор 4, в результате чего образуется богатая топливовоздушная смесь (коэффициент избытка воздуха менее 0,7), которая поступает в жаровую трубу через отверстия в ее боковой поверхности, смешивается с продуктами сгорания, охлаждает их, после чего образовавшаяся топливогазовая смесь поступает в турбины двигателя.

В турбинах совершается механическая работа, в результате чего температура и давление топливогазовой смеси понижаются. Топливогазовая смесь поступает в камеру смешения - смешивается с воздухом второго контура, в результате чего происходит обеднение топливогазовой смеси (коэффициент избытка воздуха 1,05…1,5). Под действием высокой температуры топливогазовая смесь воспламеняется и сгорает. Образующийся газ поступает в выходное устройство, где ускоряется, создавая реактивную силу.

Условия работы турбин двигателя на форсированном и нефорсированном режимах отличаются: на форсированном режиме расход газа через турбины больше, а температура меньше, чем на нефорсированном режиме.

Работа турбины Lт при постоянном перепаде давлений на турбине (πт=const) определяется как

Lт=const·Gг·cp·Тг,

где Gг - расход газа;

cp - теплоемкость газа при постоянном давлении;

Тг - температура газа перед турбиной.

Для малых отклонений: δLт=δGг+δср+δТг, где δср≈δGг.

Откуда

Давление перед турбиной определяется как

Для малых отклонений:

При включении форсированного режима регулятор частоты вращения поддерживает постоянную частоту вращения компрессора n=const (δLт=0), что в соответствии с уравнением (1) означает снижение температуры газа перед турбиной на величину δТг≈-2·δGг. При этом давление газа перед турбиной (за компрессором) в соответствии с уравнением (2) практически не меняется δР≈0.

Таким образом, подача форсажного топлива в зону вторичного воздуха основной камеры сгорания, во-первых, снижает температуру газа перед турбинами (δTг≈-2·δGг), которое достигается: а) поглощением энергии при испарении форсажного топлива; б) уменьшением подачи основного топлива, во-вторых, не оказывает влияния на работу компрессора (δР≈0).

Соответственно сущность способа заключается в том, что форсажное топливо, превращенное в основной камере сгорания в газ, за счет работы расширения, реализуемой в турбинах, замещает часть энергии основного топлива (уменьшает его расход), не оказывая при этом влияния на устойчивость работы двигателя (компрессора).

Применение способа позволяет:

понизить удельный расход топлива ТРДД на форсированных режимах за счет уменьшения расхода топлива в основной камере сгорания;

повысить коэффициент полноты сгорания топлива в форсажной камере за счет улучшения условий смесеобразования (смешение происходит при меньших объемах и при более высоких температурах и давлениях);

уменьшить потери давления в форсажной камере за счет исключения топливных коллекторов;

уменьшить габариты форсажной камеры за счет перемещения зоны смесеобразования из форсажной камеры в основную камеру сгорания;

повысить надежность работы турбины за счет снижения температуры газа перед лопатками турбины.


СПОСОБ ФОРСИРОВАНИЯ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
СПОСОБ ФОРСИРОВАНИЯ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 27.
27.06.2014
№216.012.d6c8

Парогазовая установка

Парогазовая установка (ПГУ) относится к области энергетики. Установка имеет два рабочих контура: парогазовый, представляющий собой газотурбинную установку (ГТУ), и паровой, включающий в себя теплообменник-конденсатор, установленный во входном канале ГТУ, теплообменник-нагреватель, установленный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520762
Дата охранного документа: 27.06.2014
20.07.2014
№216.012.dfd5

Парогазотурбинная установка

Парогазотурбинная установка состоит из входного устройства, компрессора, камеры сгорания, камеры смешения, турбины привода компрессора, выходного устройства, теплообменника-испарителя, теплообменника-нагревателя, расположенного за теплообменником-испарителем, паровой турбины,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523087
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.09.2014
№216.012.f5ab

Дождевальная установка

Применение в качестве дождевальной установки, создающей облака, газотурбинного двигателя, содержащего турбокомпрессор, форсажную камеру, установленную вертикально относительно поверхности земли, внутри которой за зоной горения расположен водяной коллектор с форсунками, направленными по потоку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528724
Дата охранного документа: 20.09.2014
10.10.2014
№216.012.fa8f

Способ охлаждения газотурбинного двигателя

Способ охлаждения газотурбинного двигателя (ГТД), заключающийся в понижении температуры воздуха, используемого для охлаждения ГТД. Понижение температуры воздуха осуществляется в турбохолодильной установке (ТХУ) и включает сжатие воздуха, используемого при охлаждении, в компрессоре с последующим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529989
Дата охранного документа: 10.10.2014
10.12.2014
№216.013.0eb9

Способ регулирования осевого компрессора в системе газотурбинного двигателя

Способ регулирования осевого компрессора в системе газотурбинного двигателя заключается в подаче горячего газа, отбираемого из канала, расположенного за турбиной, в канал, расположенный между входным устройством и компрессором двигателя, в количестве, необходимом для поддержания заданной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535186
Дата охранного документа: 10.12.2014
27.07.2015
№216.013.66d5

Противообледенительная система газотурбинного двигателя

Противообледенительная система газотурбинного двигателя содержит теплообменник, установленный в проточной части двигателя перед входом в компрессор двигателя. Воздух, отбираемый за последней ступенью компрессора, через теплообменник подается в систему охлаждения турбины. Степень повышения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002557878
Дата охранного документа: 27.07.2015
27.04.2016
№216.015.3880

Способ уплотнения воздушных каналов

Способ уплотнения воздушных каналов заключается в использовании лабиринтного уплотнения. Перед лабиринтным уплотнением расположена полость низкого давления, из которой воздух центробежным компрессором перекачивается в полость высокого давления. Рабочие лопатки компрессора размещены на валу, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582725
Дата охранного документа: 27.04.2016
25.08.2017
№217.015.a603

Теплообменник

Рекуперативный теплообменник, в котором один из теплоносителей, прежде чем попасть в теплообменник, проходит через смеситель, в котором смешивается с этим же теплоносителем, но уже прошедшим через теплообменник, нагнетаемым компрессором. Теплообменник, будучи рекуперативным, по эффективности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002607916
Дата охранного документа: 11.01.2017
25.08.2017
№217.015.ac9c

Авиационная стехиометрическая силовая установка и способ ее регулирования

Силовая установка состоит из входного устройства, турбокомпрессора с отбором воздуха за компрессором для охлаждения лопаток турбины, выходного устройства. Турбокомпрессор имеет степень повышения давления в компрессоре не более четырех, одну ступень турбины. Воздух охлаждается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612482
Дата охранного документа: 09.03.2017
25.08.2017
№217.015.ad26

Камера сгорания авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к энергетике. Камера сгорания авиационного газотурбинного двигателя, в которой реализовано объединение основной и форсажной камер сгорания в единую камеру. Камера сгорания имеет две зоны горения: основную и форсажную. Основная зона существует постоянно, форсажная - на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612449
Дата охранного документа: 09.03.2017
Показаны записи 1-10 из 27.
27.06.2014
№216.012.d6c8

Парогазовая установка

Парогазовая установка (ПГУ) относится к области энергетики. Установка имеет два рабочих контура: парогазовый, представляющий собой газотурбинную установку (ГТУ), и паровой, включающий в себя теплообменник-конденсатор, установленный во входном канале ГТУ, теплообменник-нагреватель, установленный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520762
Дата охранного документа: 27.06.2014
20.07.2014
№216.012.dfd5

Парогазотурбинная установка

Парогазотурбинная установка состоит из входного устройства, компрессора, камеры сгорания, камеры смешения, турбины привода компрессора, выходного устройства, теплообменника-испарителя, теплообменника-нагревателя, расположенного за теплообменником-испарителем, паровой турбины,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523087
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.09.2014
№216.012.f5ab

Дождевальная установка

Применение в качестве дождевальной установки, создающей облака, газотурбинного двигателя, содержащего турбокомпрессор, форсажную камеру, установленную вертикально относительно поверхности земли, внутри которой за зоной горения расположен водяной коллектор с форсунками, направленными по потоку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528724
Дата охранного документа: 20.09.2014
10.10.2014
№216.012.fa8f

Способ охлаждения газотурбинного двигателя

Способ охлаждения газотурбинного двигателя (ГТД), заключающийся в понижении температуры воздуха, используемого для охлаждения ГТД. Понижение температуры воздуха осуществляется в турбохолодильной установке (ТХУ) и включает сжатие воздуха, используемого при охлаждении, в компрессоре с последующим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529989
Дата охранного документа: 10.10.2014
10.12.2014
№216.013.0eb9

Способ регулирования осевого компрессора в системе газотурбинного двигателя

Способ регулирования осевого компрессора в системе газотурбинного двигателя заключается в подаче горячего газа, отбираемого из канала, расположенного за турбиной, в канал, расположенный между входным устройством и компрессором двигателя, в количестве, необходимом для поддержания заданной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535186
Дата охранного документа: 10.12.2014
27.07.2015
№216.013.66d5

Противообледенительная система газотурбинного двигателя

Противообледенительная система газотурбинного двигателя содержит теплообменник, установленный в проточной части двигателя перед входом в компрессор двигателя. Воздух, отбираемый за последней ступенью компрессора, через теплообменник подается в систему охлаждения турбины. Степень повышения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002557878
Дата охранного документа: 27.07.2015
27.04.2016
№216.015.3880

Способ уплотнения воздушных каналов

Способ уплотнения воздушных каналов заключается в использовании лабиринтного уплотнения. Перед лабиринтным уплотнением расположена полость низкого давления, из которой воздух центробежным компрессором перекачивается в полость высокого давления. Рабочие лопатки компрессора размещены на валу, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582725
Дата охранного документа: 27.04.2016
25.08.2017
№217.015.a603

Теплообменник

Рекуперативный теплообменник, в котором один из теплоносителей, прежде чем попасть в теплообменник, проходит через смеситель, в котором смешивается с этим же теплоносителем, но уже прошедшим через теплообменник, нагнетаемым компрессором. Теплообменник, будучи рекуперативным, по эффективности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002607916
Дата охранного документа: 11.01.2017
25.08.2017
№217.015.ac9c

Авиационная стехиометрическая силовая установка и способ ее регулирования

Силовая установка состоит из входного устройства, турбокомпрессора с отбором воздуха за компрессором для охлаждения лопаток турбины, выходного устройства. Турбокомпрессор имеет степень повышения давления в компрессоре не более четырех, одну ступень турбины. Воздух охлаждается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612482
Дата охранного документа: 09.03.2017
25.08.2017
№217.015.ad26

Камера сгорания авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к энергетике. Камера сгорания авиационного газотурбинного двигателя, в которой реализовано объединение основной и форсажной камер сгорания в единую камеру. Камера сгорания имеет две зоны горения: основную и форсажную. Основная зона существует постоянно, форсажная - на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612449
Дата охранного документа: 09.03.2017
+ добавить свой РИД