×
28.07.2018
218.016.7649

Результат интеллектуальной деятельности: ТЯГОВЫЙ РЕДУКТОР ТЕПЛОВОЗА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к редукторам. Тяговый редуктор тепловоза состоит из шестерни и зубчатого колеса, передающего крутящий момент от тягового электродвигателя на ось колесной пары тепловоза. Зубчатое колесо состоит из двух частей, связанных между собой радиально расположенными упругими пластинами, установленными на пальцах. Пальцы снабжены шлицами, взаимосвязанными с ответными, выполненными в ступице зубчатого колеса. Достигается повышение эксплуатационной надежности. 3 ил.

Предлагаемое изобретение относится к области рельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях локомотивов.

Известен тяговый редуктор тепловоза, описанный в книге «Конструкция и динамика тепловозов» под ред. В.Н. Иванова, М.: Транспорт, 1974 г., на стр. 178 и показанный на стр. 174. Такой тяговый редуктор состоит из упругого зубчатого колеса (рис. 123) и ведущей шестерни (рис. 121), используемой в различных типах тепловозов. Конструкция упругого зубчатого колеса тяговой передачи представляет собой зубчатый венец 1 (рис. 123), соединенный со ступицей 2 при помощи резиновых и металлических втулок. Такая конструкция зубчатого колеса позволяет снизить динамические нагрузки, приложенные к зубьям колес приблизительно в три раза. Анализ указанной конструкции показывает, что, несмотря на свою эффективность работы, она имеет существенный недостаток, заключающийся в ее невысокой эксплуатационной надежности за счет использования резиновых втулок.

Известен также тяговый редуктор тепловоза, описанный в книге «Конструкция, расчет и проектирование локомотивов» под ред. А.А. Канаева, М.: Машиностроение, 1981 г., на стр. 120-124 и показанный на стр. 121. Такой тяговый редуктор так же, как и описанный в аналоге, состоит из упругого зубчатого колеса и шестерни, причем упругое зубчатое колесо (см. рис. 83 стр. 124) электровоза Ф фирмы Альстом (рис. 83в) содержит упругие элементы, выполненные не из резины, а представляют собой комплекты двухрядных пружин сжатия. Такая конструкция упругого колеса, тягового привода является довольно сложной и в практике недостаточно надежной.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является повышение эксплуатационной надежности тягового редуктора.

Поставленная цель достигается тем, что на внешних поверхностях дисков зубчатого венца и ступицы зубчатого колеса с двух сторон радиально, с определенным равным шагом расположены металлические пластины с жестко присоединенными к ним пальцами, выполненными из упругого материала, расположенными в отверстиях вышеуказанных дисков, причем упругие пальцы диска ступицы зубчатого колеса снабжены шлицами, взаимосвязанными с ответными нарезанными в его диске, и упомянутые упругие пальцы снабжены на своих концах стопорными гайками.

На чертежах: на фиг. 1 показан общий вид тягового редуктора тепловоза, вид сбоку на фиг. 2 - укрупненный вид зубчатого колеса редуктора и на фиг. 3 - часть сечения зубчатого колеса редуктора тепловоза по АА.

Тяговый редуктор тепловоза состоит из шестерни 1, жестко закрепленной на валу электродвигателя 2, кинематически связанной с зубчатым колесом, состоящим из зубчатого венца 3 и ступицы зубчатого колеса 4, соответственно диски 5 и 6 которых связаны между собой металлическими пластинами 7 посредством пальцев 8 и 9. Пальцы 8 подвижно расположены в металлических пластинах 7, а в пальцах 9 в них же закреплены жестко, и на их поверхностях выполнены шлицы 10, взаимодействующие с ответными 11, нарезанными в дисках 6. Пальцы 8 и 9 снабжены гайками 12, а ступица зубчатого колеса 4 жестко закреплена на оси колесной пары 13.

Работает тяговый редуктор тепловоза следующим образом. Известно, что при движении тепловоза, находящегося под составом грузовых или пассажирских вагонов в зубчатой передаче шестерни и зубчатом колесе возникают значительные по величине динамические нагрузки, способствующие не только повышенному износу их зубьев, но и поломке последних. Это связано с тем, что взаимодействие последних друг с другом имеет жесткую связь. Однако в предложенном техническом решении этого не происходит и вот почему. Так, например, при вращении шестерни 1 по стрелке В с угловой скоростью ω происходит вращение зубчатого венца 3 по стрелке С с угловой скоростью ω2, при этом окружное усилие от зубчатого венца 3 передается ступице зубчатого колеса 4 через металлические пластины 7 за счет связи их пальцами 8 и 9 с последней. В результате вращающий момент, возникающий на ступице зубчатого колеса 4, передается на ось колесной пары 13, и тепловоз перемещается по рельсовому пути, как это описано в аналоге и прототипе. Предположим теперь, что в динамике нагрузка от оси колесной пары 13, передающаяся к ступице зубчатого колеса 4, резко возросла, и тогда металлические пластины 7 получат угловой поворот по стрелке Е, упруго деформировав пальцы 9 на некоторый угол за счет наличия шлицев 10 и 11, что позволит снизить указанную динамическую нагрузку, исключив тем самым передачу такого усилия на зубья зубчатого венца 3, а, следовательно, и на зубья шестерни 1. В дальнейшем после исчезновения динамической нагрузки под действием упругих сил, возникших на пальцах 9, металлические пластины 7 возвращаются в исходное положение, тем самым возвращая и зубчатый венец 3 в исходное положение. Далее описанный процесс может повторяться неоднократно за счет использования крутильной жесткости пальцев 9, которая зависит от модуля упругости материала второго ряда, момента инерции пальцев 9, их диаметра и рабочей длины.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в отличие от известных очевидно, так как оно позволяет повысить эксплуатационную надежность звеньев тягового редуктора за счет демпфирования динамических нагрузок, возникающих в тяговых редукторах тепловозов.

Тяговый редуктор тепловоза, содержащий шестерню, установленную на валу электродвигателя, взаимосвязанную с упругим зубчатым колесом, состоящим из зубчатого венца с диском, соединенным через упругие элементы с диском ступицы зубчатого колеса, жестко закрепленном на оси колесной пары, отличающийся тем, что на внешних поверхностях дисков зубчатого венца и ступицы зубчатого колеса с двух их сторон радиально, с определенным равным шагом расположены металлические пластины с жестко присоединенными к ним пальцами, выполненными из упругого материала, расположенными в отверстиях вышеуказанных дисков, причем упругие пальцы диска ступицы зубчатого колеса снабжены шлицами, взаимосвязанными с ответными нарезанными в его диске, и упомянутые упругие пальцы снабжены на своих концах стопорными гайками.
ТЯГОВЫЙ РЕДУКТОР ТЕПЛОВОЗА
ТЯГОВЫЙ РЕДУКТОР ТЕПЛОВОЗА
ТЯГОВЫЙ РЕДУКТОР ТЕПЛОВОЗА
ТЯГОВЫЙ РЕДУКТОР ТЕПЛОВОЗА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 81.
10.12.2014
№216.013.0f83

Культиватор

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к орудиям для обработки почвы. Культиватор содержит раму с S-образными пружинными подвесками с лапами. На раме каждая S-образная пружинная подвеска жестко закреплена одним своим концом. На раме также жестко закреплены две...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535388
Дата охранного документа: 10.12.2014
10.12.2014
№216.013.0f84

Культиватор

Изобретение относится к области сельскохозяйственных машин. Культиватор содержит раму с S-образными пружинными подвесками, снабженными лапами. На каждой S-образной пружинной подвеске подвижно установлен криволинейной формы ползун. Ползун жестко связан с одной стороны с рукояткой перемещения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535389
Дата охранного документа: 10.12.2014
20.12.2014
№216.013.1122

Двухзвенный автопоезд

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Двухзвенный автопоезд состоит из прицепа с дышлом, снабженным сцепной петлей, взаимодействующей с тяговым крюком, установленным на раме автомобиля-тягача. На раме автомобиля-тягача в продольной плоскости ее симметрии закреплен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535809
Дата охранного документа: 20.12.2014
20.12.2014
№216.013.1136

Колесо транспортного средства

Изобретение относится к области транспортных средств, способных перемещаться как по обычным дорогам и бездорожью, так и по рельсам железных дорог. Колесо состоит из ступицы с присоединенными к ней тормозным барабаном, дополнительным диском и диском, несущим шину. К диску колеса, несущему шину,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535829
Дата охранного документа: 20.12.2014
20.12.2014
№216.013.130d

Рама бесчелюстной тележки тепловоза

Рама бесчелюстной тележки тепловоза содержит две связанные между собой междурамными креплениями боковины, шкворневую балку и колесно-моторные блоки с поводками и рессорными комплектами. Каждая боковина содержит шарнирно соединенные друг с другом концевые и средний участки. Боковины и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536300
Дата охранного документа: 20.12.2014
27.12.2014
№216.013.15bb

Тележка грузового вагона

Тележка грузового вагона содержит боковины, надрессорную балку, комплекты винтовых пружин сжатия и колесные пар с буксами. Оси колесных пар выполнены полыми. В осях расположены цилиндры с установленными в них упругими стержнями, жестко соединенными с рычагами, взаимодействующими с надрессорной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536987
Дата охранного документа: 27.12.2014
27.02.2015
№216.013.2c71

Трёхосная тележка тепловоза

Трехосная тележка тепловоза содержит боковины рамы, соединенные между собой шкворневой и концевыми балками, колесные пары, тяговые электродвигатели, поводки, рессорные комплекты и буксы. Боковины рамы шкворневого среднего участка тележки выполнены пустотелыми и прямоугольного сечения. В них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542845
Дата охранного документа: 27.02.2015
27.02.2015
№216.013.2c72

Грузовой вагон

Оси колесных пар тележки грузового вагона выполнены полыми. В каждой оси расположены упругие стержни торсионов. Одни концы торсионов снабжены рычагами, контактирующими с надрессорной балкой тележки. Другие концы торсионов с помощью шлицев связаны с втулками, закрепленными на буксах колесных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542846
Дата охранного документа: 27.02.2015
27.02.2015
№216.013.2c73

Тормоз рельсового экипажа

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств. Тормоз рельсового экипажа состоит из тормозной магистрали, запасного резервуара, воздухораспределителя, тормозного цилиндра и рычажной системы управления тормозными колодками. Запасный резервуар содержит две полости, разделенные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542847
Дата охранного документа: 27.02.2015
27.02.2015
№216.013.2c77

Тележка тепловоза

Изобретение относится к ходовой части железнодорожного транспорта. Тележка тепловоза, присоединенная к его кузову шкворнем, состоит из двух крайних и одной средней колесных пар с тяговыми электродвигателями, а также букс с поводками, присоединенными к раме тележки, и рессорного подвешивания. На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542851
Дата охранного документа: 27.02.2015
Показаны записи 1-10 из 120.
20.07.2014
№216.012.de80

Комбинированная опора

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины. Комбинированная осевая опора состоит из корпуса (1), закрепленного в нем упорного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522746
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.08.2014
№216.012.eb21

Рабочее колесо дымососа

Изобретение относится к области промышленного оборудования. Рабочее колесо дымососа состоит из центрального диска, двух покрышек, лопаток ступицы и приводного вала. Новым является то, что на боковых сторонах покрышек закреплены пустотелые кольца различного внешнего и внутреннего диаметров, а в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526001
Дата охранного документа: 20.08.2014
10.12.2014
№216.013.0f83

Культиватор

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к орудиям для обработки почвы. Культиватор содержит раму с S-образными пружинными подвесками с лапами. На раме каждая S-образная пружинная подвеска жестко закреплена одним своим концом. На раме также жестко закреплены две...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535388
Дата охранного документа: 10.12.2014
10.12.2014
№216.013.0f84

Культиватор

Изобретение относится к области сельскохозяйственных машин. Культиватор содержит раму с S-образными пружинными подвесками, снабженными лапами. На каждой S-образной пружинной подвеске подвижно установлен криволинейной формы ползун. Ползун жестко связан с одной стороны с рукояткой перемещения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535389
Дата охранного документа: 10.12.2014
20.12.2014
№216.013.1122

Двухзвенный автопоезд

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Двухзвенный автопоезд состоит из прицепа с дышлом, снабженным сцепной петлей, взаимодействующей с тяговым крюком, установленным на раме автомобиля-тягача. На раме автомобиля-тягача в продольной плоскости ее симметрии закреплен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535809
Дата охранного документа: 20.12.2014
20.12.2014
№216.013.1136

Колесо транспортного средства

Изобретение относится к области транспортных средств, способных перемещаться как по обычным дорогам и бездорожью, так и по рельсам железных дорог. Колесо состоит из ступицы с присоединенными к ней тормозным барабаном, дополнительным диском и диском, несущим шину. К диску колеса, несущему шину,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535829
Дата охранного документа: 20.12.2014
20.12.2014
№216.013.12f6

Трёхосная тележка тепловоза

Трехосная тележка тепловоза содержит раму, тяговые электродвигатели и колесные пары, снабженные буксами с поводками и рессорными комплектами. На буксах средних колесных пар закреплены гидроцилиндры, питаемые через гидрораспределитель от гидростанции, расположенной в кузове тепловоза. Штоки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536277
Дата охранного документа: 20.12.2014
20.12.2014
№216.013.130d

Рама бесчелюстной тележки тепловоза

Рама бесчелюстной тележки тепловоза содержит две связанные между собой междурамными креплениями боковины, шкворневую балку и колесно-моторные блоки с поводками и рессорными комплектами. Каждая боковина содержит шарнирно соединенные друг с другом концевые и средний участки. Боковины и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536300
Дата охранного документа: 20.12.2014
27.12.2014
№216.013.15bb

Тележка грузового вагона

Тележка грузового вагона содержит боковины, надрессорную балку, комплекты винтовых пружин сжатия и колесные пар с буксами. Оси колесных пар выполнены полыми. В осях расположены цилиндры с установленными в них упругими стержнями, жестко соединенными с рычагами, взаимодействующими с надрессорной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536987
Дата охранного документа: 27.12.2014
27.02.2015
№216.013.2c71

Трёхосная тележка тепловоза

Трехосная тележка тепловоза содержит боковины рамы, соединенные между собой шкворневой и концевыми балками, колесные пары, тяговые электродвигатели, поводки, рессорные комплекты и буксы. Боковины рамы шкворневого среднего участка тележки выполнены пустотелыми и прямоугольного сечения. В них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542845
Дата охранного документа: 27.02.2015
+ добавить свой РИД