×
01.07.2018
218.016.69b6

Результат интеллектуальной деятельности: Коническая зубчатая передача

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высоконагруженных зубчатых передачах. Коническая зубчатая передача содержит ведущий и ведомый валы с пересекающимися осями, и установленные на валах конические зубчатые колеса с круговыми зубьями и равными делительными шагами зацепления в среднем нормальном сечении зубьев каждого из колес, причем вогнутая боковая поверхность каждого зуба зубчатого колеса ведущего вала выполнена в виде модифицированной сферической эвольвенты. Величина модификации вогнутой боковой поверхности круговых зубьев зубчатого колеса ведущего вала выполнена непрерывно увеличивающейся от расчетной точки вогнутой боковой поверхности зуба к ее периферии. Обеспечивается повышение надежности и долговечности работы конической зубчатой передачи. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высоконагруженных зубчатых передачах, в частности в передачах центрального и углового приводов авиационных двигателей.

Конические зубчатые передачи, применяемые в центральных и угловых приводах авиационных газотурбинных двигателей и трансмиссиях вертолетов, обладая низкой массой и габаритами, работают при высоких значениях угловых скоростей и передаваемого крутящего момента. В процессе работы передачи происходит деформация элементов привода (валы, подшипники, зубчатые колеса) на величину от 0,01 мм до 0,15 мм, что приводит к смещению фактического положения контактирующих поверхностей относительно теоретического (расчетного) и, как следствие, к нарушению их сопряженности, возникновению кромочного контакта с высокими контактными напряжениями и росту амплитуды кинематической погрешности передачи.

Для снижения чувствительности передачи к нарушению сопряженности контактирующих поверхностей применяется модификация, т.е. преднамеренное изменение рабочей поверхности ведущего колеса передачи по сравнению с номинальной (расчетной) поверхностью.

Известна коническая зубчатая передача, содержащая ведущий и ведомый валы с пересекающимися осями и установленные на валах конические зубчатые колеса с круговыми зубьями и равными делительными шагами зацепления в среднем нормальном сечении зубьев каждого из колес, причем вогнутая боковая поверхность каждого зуба зубчатого колеса ведущего вала выполнена в виде модифицированной сферической эвольвенты (SU 1401199, 1988 г.).

В известной передаче модифицированная боковая поверхность зубьев выполнена таким образом, чтобы обеспечить вращение плоскости зацепления зубьев без проскальзывания относительно основных конусов зубьев, при этом линия касания эвольвентных поверхностей зубьев будет перемещаться внутри поля зацепления. Такое выполнение обеспечивает повышение несущей способности и плавности работы передачи.

Однако в известной конической зубчатой передаче при модификации боковой поверхности зуба не предусмотрена компенсация смещения фактического положения контактирующих поверхностей, обусловленная деформацией элементов передачи, что ограничивает возможности использования этой передачи в качестве центрального и углового приводов авиационных двигателей.

Известна коническая зубчатая передача, содержащая ведущий и ведомый валы с пересекающимися осями и установленные на валах конические зубчатые колеса с круговыми зубьями и равными делительными шагами зацепления в среднем нормальном сечении зубьев каждого из колес, причем вогнутая боковая поверхность каждого зуба зубчатого колеса ведущего вала выполнена в виде модифицированной сферической эвольвенты (SU 1020666, 1983 г.).

В известной конической зубчатой передаче модифицированная боковая поверхность каждого зуба представляет собой сочетание активных поверхностей с линейным и точечным касанием, расположенных последовательно по длине зуба. Такое выполнение модификации боковой поверхности позволяет повысить изгибную прочность зубчатого колеса за счет снижения концентрации напряжения на торцевых участках зубьев. Но при этом известная зубчатая передача характеризуется высокими значениями амплитуды кинематической погрешности передачи, являющейся основным фактором, определяющим уровень возбуждения колебаний зубчатых колес.

Наиболее близким аналогом изобретения является коническая зубчатая передача, содержащая ведущий и ведомый валы с пересекающимися осями и установленные на валах конические зубчатые колеса с круговыми зубьями и равными делительными шагами зацепления в среднем нормальном сечении зубьев каждого из колес, причем вогнутая боковая поверхность каждого зуба зубчатого колеса ведущего вала выполнена в виде модифицированной сферической эвольвенты (WO 2013140217, 2013 г.).

В известной передаче вогнутая боковая поверхность каждого зуба имеет эвольвентный контактный участок, а модифицированная поверхность выполнена с увеличивающимся радиусом кривизны по направлению к обеим концевым частям зуба, т.е. величина модификации вогнутой боковой поверхности зуба уменьшается от средней линии к вершине и корню зуба.

Такое выполнение вогнутой боковой поверхности каждого зуба позволяет уменьшить величину потерь на трение в зацеплении конических зубьев и тем самым повысить механический коэффициент полезного действия передачи, но не обеспечивает компенсацию смещения фактического положения зубчатых колес и контактирующих поверхностей их зубьев, обусловленного деформацией элементов привода. При высоких значениях амплитуды кинематической погрешности передачи, под воздействием резонансных колебаний, возбуждаемых в ободьях зубчатых колес полигармонической силой в зацеплении, может произойти усталостное разрушение зубчатых колес.

Техническая проблема, решение которой обеспечивается предлагаемым изобретением, заключается в повышении прочностной надежности и долговечности работы конической зубчатой передачи в условиях высоких значений угловых скоростей и передаваемого крутящего момента.

Техническим результатом изобретения является уменьшение амплитуды кинематической погрешности передачи при сохранении допустимых значений контактных напряжений на периферийных участках конических зубьев за счет снижения чувствительности передачи к нарушению сопряженности контактирующих поверхностей конических зубчатых колес.

Технический результат достигается за счет того, что коническая зубчатая передача содержит ведущий и ведомый валы с пересекающимися осями и установленные на валах конические зубчатые колеса с круговыми зубьями и равными делительными шагами зацепления в среднем нормальном сечении зубьев каждого из колес, причем вогнутая боковая поверхность каждого зуба зубчатого колеса ведущего вала выполнена в виде модифицированной сферической эвольвенты. Величина модификации Δ вогнутой боковой поверхности круговых зубьев зубчатого колеса ведущего вала выполнена непрерывно увеличивающейся от расчетной точки вогнутой боковой поверхности зуба к ее периферии и определена следующим соотношением:

,

где

х - координата на вогнутой боковой поверхности по длине зуба;

у - координата на вогнутой боковой поверхности по высоте зуба;

mn - нормальный модуль передачи;

bw - ширина зубчатого венца на делительном конусе;

b - параметр модификации по высоте зуба, зависящий от задаваемых при проектировании условий работы и конструктивных особенностей передачи и выбираемый в пределах от 20 мкм до 75 мкм;

с - параметр модификации по длине зуба, зависящий от задаваемых при проектировании условий работы и конструктивных особенностей передачи и выбираемый в пределах от 30 мкм до 300 мкм. Коническая зубчатая передача может быть выполнена так, что значения параметров модификации вогнутой боковой поверхности круговых зубьев зубчатого колеса ведущего вала определены следующей системой неравенств:

αkrc+dkr<b<αijc+dij,

αrib+dri<с<αjkb+djk,

где

αij - коэффициент, выбираемый в пределах от 0,05 до 8,0;

αkr - коэффициент, выбираемый в пределах от 0,04 до 11,0;

dij - экспериментально определенная константа, выбираемая в пределах от минус 50 мкм до 120 мкм;

dkr - экспериментально определенная константа, выбираемая в пределах от минус 40 мкм до 140 мкм;

αjk - коэффициент, выбираемый в пределах от 8 до 15;

αri - коэффициент, выбираемый в пределах от 6,5 до 17;

dri - экспериментально определенная константа, выбираемая в пределах от 120 мкм до 250 мкм;

djk - экспериментально определенная константа, выбираемая в пределах от 100 мкм до 280 мкм.

Существенность отличительных признаков конической зубчатой передачи подтверждается тем, что только совокупность всех конструктивных признаков, описывающая изобретение, позволяет обеспечить достижение технического результата изобретения - уменьшение амплитуды кинематической погрешности передачи при сохранении допустимых значений контактных напряжений на периферийных участках конических зубьев за счет снижения чувствительности передачи к нарушению сопряженности контактирующих поверхностей конических зубчатых колес.

Пример реализации изобретения поясняется чертежами, где

на фиг. 1 изображен общий вид конической зубчатой передачи;

на фиг. 2 показан общий вид кругового конического зуба с модифицированной вогнутой боковой поверхностью;

на фиг. 3 - модификация вогнутой боковой поверхности зуба в сечении делительным конусом;

на фиг. 4 - модификация вогнутой боковой поверхности зуба в среднем нормальном сечении;

на фиг. 5 - контурный график допускаемых сочетаний параметров модификации с и b;

на фиг. 6 - график распределения контактных напряжений по линии делительного конуса;

на фиг. 7 - график кинематической погрешности зацепления.

Коническая зубчатая передача (фиг. 1) содержит ведущий вал 1 с зубчатым колесом 2 и ведомый вал 3 с зубчатым колесом 4, расположенные с пересекающимися осями (не показаны). Установленные на валах конические зубчатые колеса 2 и 4 выполнены с круговыми зубьями 5 (фиг. 2) и равными делительными шагами зацепления t0 в среднем нормальном сечении зубьев 5 каждого из колес 2 и 4 (фиг. 3).

Вогнутая боковая поверхность 6 каждого кругового зуба 5 зубчатого колеса 2 ведущего вала 1 выполнена в виде модифицированной сферической эвольвенты, которая отстоит от номинальной поверхности 7 на величину модификации Δ (фиг. 4), которая измеряется по нормали к номинальной поверхности 7 и определена следующим соотношением:

,

где

х - координата на вогнутой боковой поверхности по длине зуба;

у - координата на вогнутой боковой поверхности по высоте зуба;

mn - нормальный модуль передачи;

bw - ширина зубчатого венца на делительном конусе;

b - параметр модификации по высоте зуба, зависящий от задаваемых при проектировании условий работы и конструктивных особенностей передачи и выбираемый в пределах от 20 мкм до 75 мкм;

с - параметр модификации по длине зуба, зависящий от задаваемых при проектировании условий работы и конструктивных особенностей передачи и выбираемый в пределах от 30 мкм до 300 мкм.

Причем величина модификации Δ вогнутой боковой поверхности 6 круговых зубьев 5 зубчатого колеса 2 ведущего вала 1 выполнена непрерывно увеличивающейся от расчетной точки 8 вогнутой боковой поверхности 6 к ее периферии по длине и высоте зуба. Расчетной точкой 8 согласно ГОСТ 19325-73, «Передачи зубчатые конические», Термины, определения и обозначения, Госстандарт России, 01.01.1975 г., п. 147, является точка на делительной линии зуба, через которую должна пройти активная действующая линия поверхности зуба конического зубчатого колеса с криволинейными зубьями.

Значения параметров модификации b и с вогнутой боковой поверхности 6 круговых зубьев 5 зубчатого колеса 2 ведущего вала 1 могут быть определены в указанных выше пределах в соответствии со следующей системой неравенств:

αkrc+dkr<b<αijс+dij,

αrib+dri<с<αjkb+djk,

где

αij - коэффициент, выбираемый в пределах от 0,05 до 8,0;

αkr - коэффициент, выбираемый в пределах от 0,04 до 11,0;

dij - экспериментально определенная константа, выбираемая в пределах от минус 50 мкм до 120 мкм;

dkr - экспериментально определенная константа, выбираемая в пределах от минус 40 мкм до 140 мкм;

αjk - коэффициент, выбираемый в пределах от 8 до 15;

αri - коэффициент, выбираемый в пределах от 6,5 до 17;

dri - экспериментально определенная константа, выбираемая в пределах от 120 мкм до 250 мкм;

djk - экспериментально определенная константа, выбираемая в пределах от 100 мкм до 280 мкм.

Основными факторами, определяющими условия работы передачи, являются частоты вращения зубчатых колес и величина передаваемого крутящего момента. Материал зубчатых колес и тип химико-термической обработки определяют допускаемые контактные напряжения на рабочей поверхности зубьев. В частности, при применении в качестве материала стали с цементацией предел контактной выносливости зубчатого колеса составляет [σк]=1500 МПа. Предельно допускаемая амплитуда кинематической погрешности передачи [AΔϑ]=120 uRad определяется, исходя из обеспечения сопротивления усталости обода при его резонансных колебаниях по узловым диаметрам.

На величину деформации элементов привода влияют такие его конструктивные параметры, как жесткость обода и диафрагмы колеса, жесткость валов передачи и подшипниковых опор. Деформация элементов привода может быть определена при помощи метода конечных элементов (Бате К., Вильсон Э. Численные методы анализа и метод конечных элементов. М.: Стройиздат, 1982. 447 с.).

На основе рассчитанных параметров деформации передачи с учетом допускаемых контактных напряжений и амплитуды кинематической погрешности осуществляется построение контурного графика допускаемых сочетаний параметров модификации с и b. На основании выбранного сочетания параметров модификации проектируется модифицированная вогнутая боковая поверхность 6 кругового зуба 5 конической зубчатой передачи.

График, представленный на фиг. 5, иллюстрирует множество возможных сочетаний параметров модификации с и b. По результатам численного эксперимента с использованием математической модели конической зубчатой передачи определено, что сочетания параметров с и b, расположенные в области S, обеспечивают работоспособность передачи по критерию допускаемых контактных напряжений, а расположенные в области R - по критерию допускаемой амплитуды кинематической погрешности. Сочетания параметров с и b, расположенные в области, ограниченной четырехугольником i-j-k-r и представляющей собой пересечение областей S и R, обеспечивают работоспособность передачи как по критерию допускаемых контактных напряжений, так и по критерию допускаемой амплитуды кинематической погрешности, что является отличительной особенностью настоящего изобретения.

Для наглядной иллюстрации влияния сочетаний параметров модификации с и b на работоспособность передачи из всех возможных сочетаний параметров модификации выбрана точка N, принадлежащая области S, точка Р, принадлежащая области R, точка О, принадлежащая одновременно области S и области R (область, ограниченная четырехугольником i-j-k-r), и точка М, расположенная вне области S и области R. Параметры модификации c и b для выбранных точек приведены в таблице фиг. 5.

Согласно графику на фиг.6 для передачи с параметрами модификации, соответствующими точкам М и Р, контактные напряжения превышают допускаемые значения, а с параметрами модификации, соответствующими точкам N и О, - не превышает допускаемые значения. Согласно графику на фиг. 7, для конической зубчатой передачи с параметрами модификации, соответствующими точкам М и N, амплитуда кинематической погрешности превышает допускаемые значения, а с параметрами модификации, соответствующими точкам Р и О, - не превышает допускаемые значения.

Таким образом, применение конической зубчатой передачи с параметрами модификации, соответствующими точке О, позволяет компенсировать несопряженность рабочих поверхностей зубьев вследствие деформации элементов привода под передаваемой нагрузкой, минимизировать контактные напряжения в передаче и уменьшить амплитуду кинематической погрешности, тем самым обеспечить надежную и долговечную работу передачи.


Коническая зубчатая передача
Коническая зубчатая передача
Коническая зубчатая передача
Коническая зубчатая передача
Коническая зубчатая передача
Коническая зубчатая передача
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 204.
10.02.2013
№216.012.23f8

Система регулирования осевых сил на радиально-упорном подшипнике ротора турбомашины

Изобретение относится к системе регулирования осевых сил на радиально-упорном подшипнике ротора турбомашины и позволяет уменьшить воздействие осевой силы на радиально-упорный подшипник передней части составного ротора турбомашины путем перераспределения по заданному закону избыточной силы на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474710
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.2458

Способ мультиантенной электростатической диагностики газотурбинных двигателей на установившихся и неустановившихся режимах работы

Изобретение относится к области диагностики технического состояния газотурбинных двигателей. Технический результат - повышение эффективности и оперативности диагностики технического состояния газотурбинных двигателей в процессе их производства, испытаний и эксплуатации. Технический результат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474806
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2baa

Пульсирующий детонационный прямоточный воздушно-реактивный двигатель и способ функционирования двигателя

Пульсирующий детонационный прямоточный воздушно-реактивный двигатель содержит сверхзвуковой воздухозаборник, сверхзвуковую камеру смешения, сверхзвуковую камеру сгорания, выходное сверхзвуковое сопло, воспламенитель топливовоздушной смеси и систему подачи топлива. Система подачи топлива...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476705
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c7c

Способ диагностики турбореактивного двухконтурного двигателя со смешением потоков

Изобретение относится к области авиационной техники. По замерам полетной информации определяют величину R идеальной тяги двигателя как R=R- GV, где R - условная тяга реактивного сопла, соответствующая полному расширению в нем выхлопной струи до атмосферного давления, G - расход воздуха на входе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476915
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.04.2013
№216.012.33c5

Способ изготовления интегрального блиска с охлаждаемыми рабочими лопатками, интегральный блиск и охлаждаемая лопатка для газотурбинного двигателя

Отдельные охлаждаемые лопатки из монокристаллического сплава соединяют с дисковой частью из гранулируемого сплава в единую деталь горячим изостатическим прессованием (ГИП) в зоне, где длительные прочности этих сплавов одинаковы при одной и той же температуре в длительном рабочем режиме...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478796
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e2d

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель содержит топливную форсунку, размещенную в носовой части двигателя перед воздухозаборником, и расположенные за ним камеру сгорания и сопло, а также устройство возбуждения молекул кислорода резонансным лазерным излучением в камере сгорания....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481484
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.06.2013
№216.012.4d6c

Газодинамический воспламенитель

Изобретение может быть использовано в авиационных и ракетных двигателях и стендовых газоструйных устройствах. Газодинамический воспламенитель содержит полый корпус, стержневой газоструйный излучатель со сверхзвуковым кольцевым соплом, резонатор с цилиндрической полостью, соединительную камеру с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485402
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.07.2013
№216.012.5497

Газогенератор гтд

Газогенератор газотурбинного двигателя содержит двухступенчатый центробежный компрессор, камеру сгорания и, по меньшей мере, одну осевую ступень турбины, связанную с компрессором по оси в единый ротор, установленный в статоре на подшипниках качения. Рабочие колеса ступеней компрессора и турбины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487258
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.08.2013
№216.012.5d9f

Экологически чистая газотурбинная установка регенеративного цикла с каталитической камерой сгорания и способ управления ее работой

Экологически чистая газотурбинная установка регенеративного цикла с каталитической камерой сгорания содержит осевой компрессор, турбину, теплообменник-рекуператор, каталитическую камеру сгорания, соединяющий их газовоздушный канал, топливную систему с форсункой, систему автоматического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489588
Дата охранного документа: 10.08.2013
27.08.2013
№216.012.6526

Способ определения коэффициента сухого трения фрикционных пар при быстро осциллирующих перемещениях

Изобретение относится к области исследований и физических измерений. Сущность: одну неподвижную деталь фрикционной пары, выполняющую функцию демпфера, прижимают с варьируемым регулируемым усилием к другой подвижной детали этой пары, совершающей на резонансной частоте быстро осцилирующее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491531
Дата охранного документа: 27.08.2013
Показаны записи 1-8 из 8.
20.06.2014
№216.012.d234

Система сбора данных, контроля и диагностики технического состояния агрегатов привода винтов вертолета и электронный блок

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам диагностики технического состояния летательных аппаратов. Система сбора данных, контроля и диагностики технического состояния агрегатов привода винтов вертолета включает пьезоэлектрические датчики вибрации, которые установлены на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519583
Дата охранного документа: 20.06.2014
10.11.2015
№216.013.8cf2

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высоконагруженных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит обод с зубчатым венцом, ступицу, несущую диафрагму, жестко связанную с ободом и ступицей, и демпфирующий элемент, выполненный в виде лепесткового пластинчатого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567689
Дата охранного документа: 10.11.2015
26.08.2017
№217.015.e42a

Способ диагностики механизмов, агрегатов и машин на основе оценки микровариаций вращения вала

Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для диагностики состояния механизмов, агрегатов и машин, составной частью которых являются элементы, совершающие вращательное движение. Способ заключается в том, что на валу контролируемого изделия устанавливают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626388
Дата охранного документа: 26.07.2017
13.02.2018
№218.016.1fef

Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высоконагруженных зубчатых передачах, в частности в передачах центрального и углового приводов авиационных двигателей. Зубчатое колесо содержит обод с коническим зубчатым венцом и кольцевым пазом прямоугольного сечения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641351
Дата охранного документа: 17.01.2018
17.02.2018
№218.016.2bc2

Демпфирующий элемент

Изобретение относится к области машиностроения. Демпфирующий элемент для конического зубчатого колеса выполнен в виде металлического кольца, установленного с возможностью взаимодействия с внутренней опорной поверхностью. Металлическое кольцо выполнено с прямоугольным поперечным сечением и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643309
Дата охранного документа: 31.01.2018
09.06.2018
№218.016.5c6f

Планетарный редуктор силовой установки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высоконагруженных зубчатых редукторах. Планетарный редуктор силовой установки содержит корпус, ведомое зубчатое колесо внутреннего зацепления, связанное с выходным валом, зубчатые сателлиты, установленные на неподвижных осях, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655968
Дата охранного документа: 30.05.2018
25.09.2018
№218.016.8b62

Способ диагностики технического состояния агрегата авиационного привода

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам контроля и диагностики технического состояния агрегатов авиационных приводов по вибрации их корпусов при работающих двигателях. Техническим результатом, достигаемым в заявленном изобретении, является повышение точности диагностики...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667830
Дата охранного документа: 24.09.2018
02.03.2019
№219.016.d1a7

Электропривод с планетарным редуктором для механических систем космических аппаратов

Изобретение относится к машиностроению. Электропривод с планетарным редуктором для механических систем космических аппаратов содержит электродвигатель, редуктор, включающий корпус, быстроходный вал, связанный с электродвигателем посредством предступени, быстроходный, промежуточный и тихоходный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680957
Дата охранного документа: 28.02.2019
+ добавить свой РИД