×
29.06.2018
218.016.6915

Результат интеллектуальной деятельности: Способ определения момента трения в подшипниках качения

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковой промышленности, и может быть использовано для приемных испытаний подшипников качения. По способу определения момента трения в подшипниках качения выявляют аналоговую функцию выбега, выбирают на этой функции два одинаковых сопряженных временных интервала, подсчитывают количество пройденных фазовых частей угла поворота на каждом временном интервале. Искомый параметр пропорционален разности количеств фазовых частей на первом и втором временных интервалах. Технический результат заключается в снижении аппаратурных затрат и трудоемкости выявления искомого параметра. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно подшипниковой промышленности и предназначено для оценки качества подшипников по величине момента трения.

Качество подшипников в значительной степени определяет качество машин и механизмов. Оценку качества подшипников ведут путем проведения испытаний - исследовательских, сдаточных у изготовителя, приемных у потребителя.

При испытаниях применяют специализированные машины трения (патент RU 2336917, опубл. 10.09.2009; патент RU 2369852, опубл. 10.10.2009). Задают определенные условия испытаний (патент RU 2504701, опубл. 20.01.2014). Для оценки качества подшипников измеряют различные параметры, например, протекающий через подшипник электрический ток (патент RU 2529644, опубл. 27.09.2014). Более информативны способы, использующие вибрационные эффекты (патент RU 2407999, опубл. 27.12.2010). Однако известные способы и их практическая реализация предполагают значительные аппаратурные затраты и трудоемкость выявления искомого параметра.

В качестве прототипа принят способ обнаружения и автоматической идентификации повреждения подшипников качения по патенту RU 2470280 МПК G01M 13/04, опубл. 20.12.2012. В соответствии с этим способом вибрации работающего подшипника, измеренные в виде временной диаграммы аналогового сигнала преобразуют в цифровые данные. Далее выполняется фильтрация первичного преобразования с использованием двоичного вектора, который определяют в процессе следующих операций: на предварительно отфильтрованной временной диаграмме обработанного сигнала выбирают два соседних исходных векторных интервала, один из которых является опорным интервалом, и сигналы, присутствующие в контрольном и опорном интервалах, подвергают многократной фильтрации, в результате которой, после каждой фильтрации, вычисляют отношения правдоподобия ударных импульсов, определяемые как отношение среднеквадратических значений фильтрованного сигнала, присутствующего в контрольном интервале, к среднеквадратическим значениям фильтрованного сигнала, присутствующего в опорном интервале, сравнивают вычисленные отношения правдоподобия с предварительно установленной пороговой величиной и оценивают вероятность появления ударного импульса в первом контрольном интервале, информацию о появлении ударного импульса в исследуемом контрольном интервале записывают как исходные элементы двоичного вектора, и затем определяют все остальные элементы двоичного вектора для всех последующих контрольных и опорных интервалов, которые выбирают интерактивно, со смещением в конкретном направлении, и упомянутые элементы двоичного вектора принимают значение 1 в области появления ударного импульса и 0 в области, в которой ударный импульс не появляется.

Рассматриваемому способу свойственны те же недостатки, что и аналогам. Кроме того наличие ударных явлений в подшипниках является их частным свойством. Любые дефекты проявляются в виде момента сопротивления вращению, т.е. момента трения. Момент трения в подшипнике является интегральным параметром его качества.

Технических результатом предлагаемого изобретения является снижение аппаратурных затрат и трудоемкости выявления искомого параметра.

Решаются задачи:

1. Разработка высокопроизводительного способа определения момента трения в подшипниках, дающего интегральную характеристику качества и предполагающего низкие аппаратурные затраты на его реализацию.

2. Разработка примера реализации предлагаемого способа определения момента трения в подшипниках качения.

3. Обоснование принимаемых технических решений.

Указанный результат достигается тем, что в соответствии с предлагаемым способом определения момента трения в подшипниках качения, при котором выявляют временную диаграмму аналогового сигнала работающего подшипника, преобразуют ее в цифровые данные, при этом временную диаграмму получают в виде функций выбега, выбирают на временной диаграмме два одинаковых сопряженных временных интервала, подсчитывают количество пройденных фазовых частей угла поворота на каждом временном интервале и определяют момент трения в подшипнике по формуле

,

где J - момент инерции вращающихся частей;

Δt - временной интервал;

ϕш - фазовая часть;

n1, n2 - количество фазовых частей соответственно в первом и втором временных интервалах.

Сущность предлагаемого способа определения момента трения заключается в следующем.

Для заданных условий эксперимента (радиальная и основная нагрузка, температура, внешние электрические, магнитные и радиационные поля и т.п.) обеспечивают вращение одного кольца подшипника относительно другого.

Рассмотрим свободное вращение, начиная с некоторого значения частоты вращения . Этот процесс отражается функцией выбега

где - мгновенное значение частоты вращения.

Функция выбега (1) нелинейна, но поскольку вязкое трение в подшипнике мало по отношению к постоянному (Кулоновому) трению, то на ограниченном участке 1-2 (см. фиг. 1) эту функцию можно аппроксимировать отрезком прямой. Тогда момент трения Мтр в подшипнике определится

где W12 - расход энергии на трение;

ϕ12 - приращение фазы (угла поворота). Расход энергии на преодоление трения может быть найден через кинетическую энергию

где J - момент инерции вращающихся частей;

- мгновенное значение частоты вращения соответственно в моменты времени t1 и t2.

Для нахождения мгновенных значений частот вращения и обратимся к дискретному методу. Заметим, что дискретный метод преобразования позволяет получить более высокую точность и надежность по сравнению с аналоговым методом. Для реализации дискретного метода разделим полный угол поворота (2π) на N равных фазовых частей (шагов) - ϕш

В окрестностях момента времени t1 выберем симметричный интервал Δt1 от момента времени t1H до момента времени t12. Аналогично для момента времени t2 - интервал Δt2 от момента t12 до t. Таким образом, границы интервалов Δt1 и Δt2 совмещены. Дополнительно примем условие

Поскольку угол поворота за время Δt равен количеству пройденных фазовых частей, то получим

где n1, n2 - количество фазовых частей соответственно за время Δt1 и Δt2.

С учетом формул (3), (6) получим

Приращение фазы на временном участке t1-2=Δt с учетом линейной аппроксимации и условия (5) составит

На основании формул (7), (8) формула (2) примет вид

Величина является константой испытательной установки, реализующей предлагаемый способ определения момента трения в подшипниках.

Рассмотрим реализацию предлагаемого способа определения момента трения в подшипниках качения применительно к приемным испытаниям. В условиях массового производства изготовитель проводит полноразмерные испытания подшипников на выборке из партии. Для исключения попадания в ответственное изделие потребитель проверяет качество каждого подшипника по упрощенной методике проводя приемлемые испытания.

Устройство установки иллюстрируется чертежами:

фиг. 1 - расчетная схема;

фиг. 2 - конструктивная схема электромеханической части;

фиг. 3 - вид А по фиг. 2;

фиг. 4 - функциональная схема электронного блока.

Принятые обозначения

1. Корпус

2. Кронштейн подшипника

3. Испытываемый подшипник

4. Электродвигатель

5. Фрикционная муфта

6. Рычаг муфты

7. Ось рычага

8. Электромагнит

9. Пружина рычага

10. Фрикционная накладка

11. Втулка кронштейна

12. Винты втулки 11

13. Центральная втулка

14. Диск датчика фазы

15. Зубцовая зона диска 14

16. Винты диска 14

17. Постоянный магнит

18. Полюсные наконечники

19. Электрическая катушка

20. Блок питания

21. Тумблер управления

22. Переключатель режима (пакетный)

23. Формирователь сигнала датчика фазы

24. Формирователь сигнала сброса

25. Генератор опорной частоты

26. Конъюнктур цепи времени

27. Счетчик цепи времени

28. Дешифратор цепи времени

29. RS-триггер цепи времени

30. Реверсивный счетчик

31. Дешифратор реверсивного счетчика

32. Индикатор

33. RS-триггер временного интервала Δt1

34. Дизъюнктор триггера 33

35. RS-триггер временного интервала Δt2

36. Дизъюнктор триггера 35

37. Конъюнктур записи

38. Конъюнктур вычитания

В корпусе 1 электромеханической части закреплены кронштейн 2 испытываемого подшипника 3, электродвигатель 4, имеющий на консольной шпоночной части вала фрикционную муфту 5. В качестве электродвигателя целесообразно использовать электродвигатель постоянного тока с параллельным возбуждением. В этом случае его частота вращения пропорциональна питающему напряжению, что приводит к линейной шкале органа управления частотой вращения на блоке питания. Электродвигатель может снабжаться тахометром. Муфта имеет привод в составе поворотного рычага 6 с осью вращения 7 и электромагнита 8. Исходное положение рычага реализуется пружиной 9. Муфта на рабочей торцовой поверхности имеет фрикционную накладку 10 в форме кольца.

Испытываемый подшипник устанавливается по его наружному кольцу в кронштейне 2 посредством втулки 11, которая фиксируется винтами 12 с накатной головкой. Сопряжение наружного кольца подшипника со втулкой осуществляется с некоторым натягом, а сопряжение втулки с кронштейном - с зазором. Внутреннее кольцо испытываемого подшипника соединено с натягом с центральной втулкой 13, имеющей осевое резьбовое отверстие для взаимодействия со съемником. Правая торцовая поверхность центральной втулки (ориентация чертежа) предназначена для взаимодействия с муфтой, а левая - для крепления датчика фазы.

Датчик фазы представлен диском 14 из магнитопроводного материала с зубцовой зоной 15. Диск датчика фазы крепится на центральной втулке 13 посредством винтов 16 с накатной головкой. Преобразование фазового положения диска 14 в электрический сигнал осуществляется магнитоэлектрическим преобразователем, который составлен из постоянного магнита 17, двух полюсных наконечников 18 и электрической катушки 19.

Представленная конструкция электромеханической части позволяет за счет комплекта двух втулок (11, 13) простейшей формы перекрыть диапазон типоразмеров подшипников потребителя.

В зависимости от условий производства в качестве датчика фазы может быть использован волоконнооптический датчик (см. Шарыгин Л.Н., Каткова Л.Е. Проектирование конкурентноспособных технических изделий. - Владимир: изд-во Транзит-ИКС, 2017. ISBN 978-5-8311-1024-1. с. 346-355). Для такого датчика фазовая часть будет определяться диаметром световолокна.

Электронный блок предназначен для управления процессом испытаний и выявления искомого параметра по сигналам датчика фазы. Управляющими элементами являются:

- блок питания 20, обеспечивающий напряжение Е питания микросхем, напряжение питания электромагнита 8 и регулируемое напряжение питания электродвигателя 4. Блок питания содержит тумблер включения «Сеть»;

- тумблер управления 21 на два положения: положение «Режим» с контактами S1, S2 и положение «Измерение» с контактом S3;

- пакетный переключатель режима 22, который устанавливает номинальное значение частоты вращения

В составе электронного блока имеются два формирователя:

- формирователь 23 переводит импульсы электрической катушки 19 датчика фазы в прямоугольную форму;

- формирователь 24, создающий короткий импульс по фронту включения напряжения Е контактом S3 - импульс сброса.

Цепь, задающая шкалу времени, представлена генераторам опорной частоты 25, трехвходовым конъюнктором 26, счетчиком импульсов 27 и дешифратором 28. Управляющим элементом цепи времени является триггер 29, который устанавливается в единичное состояние импульсом сброса с выхода формирователя 24. В положении тумблера управления «Режим» конъюнктор 26 пропускает импульсы генератора 25 на вход счетчика 27, соответственно, на выходе дешифратора 28 последовательно возбуждаются выходные шины. Переключателем 22 транслируются шины соответствующие моментам времени t1H, t12 и t2K. Импульс старшей шины m дешифратора переводит управляющий триггер 29 в нулевое состояние и конъюнктор 26 закрывает поступление импульсов генератора 25 на вход счетчика 27. Применение пакетного переключателя 22 обусловлено нелинейностью функции выбега , значит, зависимостью момента трения от частоты вращения. Шкала пакетного переключателя градуируется в номинальных значениях частоты вращения ϕи, а подключение выходных шин дешифратора осуществляется с соблюдением условия (5).

Для нахождения разности количества фазовых частей, прошедших за время Δt1 и Δt2, используется реверсивный счетчик 30, состояние которого переводится в десятичный код дешифратором 31 и отражается индикатором 32. Интервал времени Δt1 формируется триггером 33, который устанавливается в единичное состояние импульсом с выхода переключателя 22, соответствующим моменту времени t1H, а возврат в нулевое состояние - импульсом t12 через дизъюнктор 34. Аналогично, триггер 35 формирует временной интервал Δt2 импульсом установки t12 и импульсом сброса t2K через дизъюнктор 36. Триггер 33 открывает конъюнктор 37 записи реверсивного счетчика 30, а триггер 35 - конъюнктор 38 вычитания.

Работа установки для приемных испытаний подшипников. Пользователь монтирует испытываемый подшипник 3: запрессовывает подшипник по наружному кольцу во втулку 11 кронштейна; запрессовывает подшипник по внутреннему кольцу на центральную втулку 13; закрепляет полученную сборочную единицу винтами 12 в кронштейне 2. Далее производят измерение.

Задают условия испытаний. Регулятором напряжение питания электродвигателя 4 на блоке питания 20 устанавливают максимальное значение частоты вращения . Пакетным переключателем 22 задают номинальное значение частоты вращения .

Включают установку тумблером «Сеть» на блоке питания 20. Переводят тумблер управления 21 в положение «Режим». При этом контактом S1 включается электродвигатель, а контактом S2 - электромагнит 8, который рычагом 6 соединяет фрикционную муфту 5 с центральной втулкой 13. После набора частоты вращения (определяют либо по тахометру, либо по времени - это единицы секунд) переводят тумблер управления 21 в положение «Измерение». Переброс тумблера управления обеспечит отключение электродвигателя и фрикционной муфты, а замыкание контакта S3 приведет к созданию формирователем 24 короткого импульса сброса. Этим импульсом все элементы памяти - триггеры 29, 33, 35 и счетчики 27, 30 - установятся в исходное положение. Одновременно контактом S3 открывается конъюктор 26, и импульсы генератора опорной частоты 25 начинают поступать на счетчик 27.

В процессе свободного вращения продолжается заполнение счетчика 27 цепи времени. При достижении момента времени t1H появляется импульс на соответствующей шине дешифратора 28, который через переключатель 22 по входу S устанавливает триггер 33 в единичное состояние. Переброс этого триггера приводит к открытию конъюктора 37, и импульсы датчика фазы через формирователь 23 начинают по суммирующему входу (+) заполнять реверсивный счетчик 30. Этот процесс закончится появлением на выходе переключателя импульса дешифратора 28, соответствующего моменту времени t12. Указанный импульс через дизъюнктор 34 возвратит триггер 33 в исходное состояние.

В этот же момент времени t12 срабатывает триггер 35, который открывает конъюктор 38, что приводит к поступлению импульсов датчика фазы на вычитающий вход (-) реверсивного счетчика 30. Вычитание заканчивается в момент времени t2K, когда сбрасывается через дизъюнктор 36 триггер 35. Таким образом, на реверсивном счетчике 30 будет записана разность количеств импульсов датчика фазы, прошедших за время Δt1 и Δt2. Эта величина будет отражена на индикаторе 32. Искомый параметр определяется по формуле (9). Работа электронного блока завершается появлением импульса на старшей шине m дешифратора 28 цепи времени. Этот импульс возвратит триггер 29 в исходное состояние, что приведет к закрытию конъюктора 26.

Заметим, что часть функций электронного блока и вычисление по формуле (9) могут быть возложены на компьютер.

Таким образом, предлагаемый способ определения момента трения в подшипниках качения позволяет оперативно при малых труозатратах выявить искомый параметр. Реализация предлагаемого способа предполагает достаточно простые конструктивные решения. Способ может быть применен для определения момента трения в подшипниках качения в процессе их экспериментальной отработки.


Способ определения момента трения в подшипниках качения
Способ определения момента трения в подшипниках качения
Способ определения момента трения в подшипниках качения
Способ определения момента трения в подшипниках качения
Способ определения момента трения в подшипниках качения
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 108.
25.08.2017
№217.015.bbea

Датчик крутильных колебаний

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения крутильных колебаний валов. Датчик крутильных колебаний содержит установленный в корпусе на упругом шарнире чувствительный элемент с магнитоэлектрическим преобразователем, при этом чувствительный элемент...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615915
Дата охранного документа: 11.04.2017
25.08.2017
№217.015.bd11

Цилиндро-поршневая группа

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в поршневых машинах, в частности в двигателях внутреннего сгорания. Цилиндро-поршневая группа содержит поршень с размещенными на нем кольцами, контактирующими с цилиндром, имеющим на рабочей поверхности микрорельеф в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616426
Дата охранного документа: 14.04.2017
25.08.2017
№217.015.bdac

Мембранный привод

Изобретение относится к области машиностроения, гидравлическим и пневматическим приводам, работающим от воздействия газа или жидкости. Мембранный привод содержит корпус с рабочей камерой, ограниченной двумя мембранами с большим и меньшим по площади жесткими центрами, соединенными со штоком. На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616425
Дата охранного документа: 14.04.2017
25.08.2017
№217.015.c5d4

Способ формирования металлуглеродных комплексов на основе наночастиц шунгита, золота и серебра

Использование: для получения наноструктурированных металлуглеродных соединений. Сущность изобретения заключается в том, что коллоидный раствор золота, серебра смешивают с коллоидным раствором углерода (шунгита) в концентрации от 10 (углерод) : 1 (золото) : 1 (серебро) до 5 (углерод) : 3...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618484
Дата охранного документа: 03.05.2017
25.08.2017
№217.015.c63b

Состав для получения огнестойкого покрытия

Заявляемый состав относится к строительным материалам и может применяться для огне- и антикоррозионной защиты бетонных, металлических поверхностей, эксплуатируемых в неблагоприятных условиях воздействия агрессивных сред различной природы, а также для улучшения физико-механических свойств и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618556
Дата охранного документа: 04.05.2017
25.08.2017
№217.015.c7c3

Состав для диэлектрической полимерной композиции

Изобретение относится к составу диэлектрической композиции, предназначенной для использования при создании радиотехнических и электротехнических изделий. Композиция содержит эпоксидную диановую смолу, в качестве отвердителя полиэтиленполиамин и в качестве наполнителя стеклянные полые микросферы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619103
Дата охранного документа: 12.05.2017
25.08.2017
№217.015.d125

Захватный корректирующий модуль

Изобретение относится к области машиностроения, роботостроения и может использоваться для коррекции положения преимущественно плоских изделий при их захвате из стандартной тары вакуумными и электромагнитными захватами. Захватный корректирующий модуль включает корпус с приводом перемещения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622071
Дата охранного документа: 09.06.2017
25.08.2017
№217.015.d150

Электромагнитный захватный агрегатный модуль

Изобретение относится к области машиностроения, роботостроения, может применяться при захвате и транспортировке изделий электромагнитными захватами и позволяет расширить область его применения. Наиболее эффективной областью применения является работа с плоскими листовыми изделиями. Устройство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622069
Дата охранного документа: 09.06.2017
26.08.2017
№217.015.d482

Движитель транспортного средства с повышенной проходимостью (дтсспп)

Изобретение относится к механизмам транспортного машиностроения и, в частности, к конструкции движителей транспортных средств, обеспечивающих повышенный контакт колеса с дорогой в сложных дорожных условиях. Движитель включает колесо, шина которого выполнена сплошной или заполненной губчатой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622169
Дата охранного документа: 13.06.2017
26.08.2017
№217.015.d8f6

Механизм маневрирования транспортного средства

Изобретение относится к узлам транспортных средств, обеспечивающих их маневрирование. Узел включает центральную передачу, планетарные передачи, тормоза, бортовые передачи, входной и выходной валы. Конструктивные доработки и введение дополнительных элементов обеспечивает более глубокую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623465
Дата охранного документа: 26.06.2017
Показаны записи 1-9 из 9.
10.12.2014
№216.013.0dd6

Автономная система пожарной сигнализации

Изобретение относится к пожарно-охранной сигнализации. Технический результат заключается в упрощении конструкции и снижении электропотребления. Автономная система пожарной сигнализации содержит пожарные извещатели с тепловыми датчиками, которые соединены с приемным прибором двухпроводной линией...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534959
Дата охранного документа: 10.12.2014
10.08.2015
№216.013.6e0b

Дымовой пожарный извещатель

Изобретение относится к области пожарной безопасности. Техническим результатом является повышение метрологической надежности и упрощение конструкции. Имеются излучатель, приемник дымности и приемник запыленности. Оптические каналы дымности и запыленности конструктивно образуют съемную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559729
Дата охранного документа: 10.08.2015
27.03.2016
№216.014.c63c

Система подачи топлива в камеру сгорания газодизеля

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Предложена система топливоподачи, содержащая источник дизельного топлива 1, источник сжиженного нефтяного газа (пропан-бутан) 2 и источник природного газа (метан) 3. Соотношение жидких фракций...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578770
Дата охранного документа: 27.03.2016
25.08.2017
№217.015.bbea

Датчик крутильных колебаний

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения крутильных колебаний валов. Датчик крутильных колебаний содержит установленный в корпусе на упругом шарнире чувствительный элемент с магнитоэлектрическим преобразователем, при этом чувствительный элемент...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615915
Дата охранного документа: 11.04.2017
20.06.2018
№218.016.6441

Устройство для измерения крутящего момента

Изобретение относится к машиностроению, а именно к оборудованию для испытания, и может быть использовано для измерения крутящего момента в силовых установках, например в двигателях внутреннего сгорания. Заявленное устройство для измерения крутящего момента содержит вал со сменной торсионной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658142
Дата охранного документа: 19.06.2018
20.06.2018
№218.016.64ae

Способ и установка для определения вариативности передаточного отношения редуктора

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к испытательной технике для исследования и испытания редукторов. Способ определения вариативности передаточного отношения редуктора заключается в том, что обеспечивают исходные значения частоты вращения входного вала, момента торможения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658138
Дата охранного документа: 19.06.2018
29.06.2018
№218.016.68be

Моментомер для статических измерений

Изобретение относится к приборостроению и предназначено для измерения статических или медленно меняющихся крутящих моментов. Заявленный моментомер для статических измерений содержит корпус, в котором с помощью подшипников размещен вал с преобразователем крутящего момента в угол поворота и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659180
Дата охранного документа: 28.06.2018
29.06.2018
№218.016.68cd

Установка для определения коэффициента трения

Изобретение относится к измерительной технике для машиностроения, а именно к установкам для определения параметров трения кинематических пар. Установка для определения коэффициента трения содержит каретку с расположенной на ней исследуемой кинематической парой трения. Исследуемая пара трения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659179
Дата охранного документа: 28.06.2018
05.07.2018
№218.016.6bec

Шаговый двигатель

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления дискретным электроприводом. Технический результат состоит в повышении технологичности. Ротор шагового двигателя выполнен в форме храпового колеса из магнитопроводного материала. Статор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659798
Дата охранного документа: 04.07.2018
+ добавить свой РИД