×
25.06.2018
218.016.6579

СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при создании навигационных комплексов. Способ коррекции инерциальной навигационной системы (ИНС) заключается в том, что ИНС корректируется предварительно комплектированными внешними источниками навигационной информации путем воздействия корректирующими сигналами на гироскопы горизонтальных каналов ИНС с помощью датчиков момента гироскопов непосредственно и через интегральную коррекцию. При этом формируются сигналы текущих значений разностей линейной скорости объекта, измеренной ИНС и корректирующими навигационными системами, обнуляются значения разностей, имеющие отрицательные значения, как выпадающие из дальнейшего учета, определяются на шкале разностей скоростей текущие значения местоположения центров функций принадлежности как текущее значение математического ожидания разностей сигналов линейной скорости объекта. С помощью функций принадлежности формируются сигналы текущих значений меры истинности каждой разности скоростей для изменения конфигурации функций принадлежности, определяется текущая конфигурация суммарной функции принадлежности комплексированной разности скоростей путем агрегирования измененных функций принадлежности в виде поточечного суммирования их текущего состояния, определяется текущее значение комплексированной разности скоростей путем нахождения центра тяжести агрегированной функции принадлежности на шкале разности скоростей и формируется корректирующий сигнал, соответствующий текущему значению комплексированной разности скоростей. Техническим результатом изобретения является повышение надежности системы коррекции, увеличение вероятности формирования корректирующего сигнала без сбоев в зависимости от сложившейся ситуации, способной ухудшить точностные характеристики корректирующих навигационных систем. 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при создании навигационных комплексов, содержащих, помимо инерциальной навигационной системы (ИНС) с интегральной коррекцией от акселерометров, навигационные системы, определяющие навигационные параметры неинерциальными способами, например радиосистемы, электронные, одометрические и другие.

Известен способ демпфирования и сокращения периода шулеровских колебаний (принятый за прототип, патент на изобретение №2082098 от 20.06.1997) гироплатформы ИНС для уменьшения погрешностей в счислении текущего значения географических координат движущегося объекта с помощью коррекции ИНС от источника измерения текущей скорости объекта.

Недостатком данного прототипа является то, что в качестве датчика скорости рассматривается только одна навигационная система - спутниковая.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности системы коррекции, увеличение вероятности формирования корректирующего сигнала без сбоев в зависимости от сложившейся ситуации, способной ухудшить точностные характеристики корректирующих навигационных систем.

Технический результат достигается тем, что в способе коррекции инерциальной навигационной системы (ИНС), заключающемся в том, что ИНС корректируется внешней навигационной системой путем воздействия корректирующими сигналами на гироскопы гироблоков горизонтальных каналов ИНС с помощью датчиков момента, установленных на осях прецессии гироблоков ИНС, согласно изобретению с помощью вычислительного устройства комплексируют сигналы нескольких внешних корректирующих навигационных систем (КНС), для чего формируют сигналы текущего значения разностей сигналов горизонтальных составляющих линейной скорости объекта, измеренной ИНС и КНС, обнуляют сигналы, имеющие отрицательные значения, формируют сигналы текущего значения математического ожидания разностей сигналов (МОРС), формируют сигналы текущих значений меры истинности разностей скоростей с помощью функций принадлежности, взаимное положение которых определяют сигналы МОРС, формируют сигналы, характеризующие весовые соотношения сигналов разностей скоростей при комплексировании этих разностей, формируют текущее значение сигналов, соответствующих суммарной конфигурации весовых характеристик всех разностей скоростей, формируют сигналы комплексированных значений разностей скоростей, по которым формируют и подают текущие комплексированные сигналы коррекции на датчики момента гироблоков непосредственно и через интегральную коррекцию гироскопов в сумме с сигналами акселерометров.

В способе коррекции ИНС предполагается использование искусственного интеллекта на базе нечеткой логики, позволяющей учитывать степень истинности сигналов, вырабатываемых навигационными системами, чьи показания можно использовать для коррекции ИНС.

Эффективность коррекции (сокращение шулеровского периода колебаний платформы и сокращение постоянной затухания шулеровских колебаний) зависит от соотношения погрешности в определении скорости движения объекта с помощью ИНС в сравнении с погрешностью КНС.

Чем меньше погрешность корректирующей системы, тем эффективнее коррекция. В штатном режиме все корректирующие системы должны быть точнее корректируемой инерциальной.

Нештатный режим может вызвать в системе погрешности, которые не могут быть использованы для коррекции. Обнаружение нештатного режима плохо поддается анализу с помощью формальной логики. Решение этой проблемы находится с помощью нечетной логики, в частности с помощью применения алгоритма Мамдани (В.П. Дьяконов, В.В. Крутов. Инструменты искусственного интеллекта и биоинформатики, Москва, СОЛОН-ПРЕСС, 2006, стр. 187-191).

Устройство комплексирования корректирующих сигналов использует сигналы неинерциальных КНС заведомо более точных, чем сигнал ИНС, автоматически оценивая возможность использования и меру участия каждого сигнала в формировании корректирующего сигнала. Логический вывод такого сигнала подчиняется нечетким правилам алгоритма Мамдани, позволяя на базе нечетких чисел получить четкие значения сигнала, обеспечивающего эффективность коррекции.

Для логического вывода необходимо иметь не только функции принадлежностей (рис. 1) для всех разностей, но и определять текущее положение центров функций принадлежностей, сопоставляя их с центрами кластеризации ΔVкл(t), т.е. с центрами, около которых группируются (скапливаются) экспериментальные данные.

Текущее значение ΔV(t) и ΔVкл(t) (рис. 2) дает возможность применить правило логического вывода под названием "операция минимум", в которой функция принадлежности отсекается по высоте, соответствующей вычисленной степени истинности предпосылки правила (нечеткая логика "И").

Следующий этап логического вывода носит название агрегирования, когда все нечеткие подмножества, назначенные к каждой переменной вывода, объединяются вместе операцией "максимум", а комбинированный вывод нечеткого подмножества конструируется как поточечный максимум по всем нечетким подмножествам (нечеткая логика "ИЛИ") (Рис. 3).

Этап последний называется дефазификацией или приведением к четкости, в результате чего нечеткий набор выводов преобразуется в четкое число ΔVΣr, например, как центр тяжести для полученной при агрегировании кривой μΣ(ΔVΣ). Полученное значение четкого сигнала является выразителем сигнала, полученного путем комплексирования разностей значений линейной скорости объекта, определенных в инерциальной системе и в системах, которые должны использоваться для коррекции инерциальной системы, т.е. сигнала, влияющего на поведение инерциальной гиросистемы, в результате чего уменьшается период колебаний гироплатформы в сравнении с периодом Шулера и колебания гироплатформы становятся затухающими. При этом инерциальная гиросистема сохраняет инвариантность по отношению к ускорениям объекта, на котором она установлена.

Алгоритм комплексирования сигналов коррекции должен быть построен таким образом, чтобы выбывали из рассмотрения сигналы навигационных систем, искажающих измеряемые параметры, что обеспечивается отключением сигналов навигационных систем от программы комплексирования, если сигнал несущий разность линейных скоростей, измеренных инерциальной и корректирующей системами, не попадает в "основании" треугольника функции принадлежности.

Комплексированная разность скоростей ΔVK с коэффициентом усиления К1 в сумме с сигналом датчика угла акселерометра подается на вход интегратора интегральной коррекции инерциальной системы (ИС), а с коэффициентом усиления К2 в сумме с сигналом интегральной коррекции подается на датчик момента гироблока.

В связи с тем, что комплексирование и коррекцию целесообразно осуществлять в оцифрованном виде, связь между инерциальной системой, навигационными системами (НС) с БЦВМ осуществляется с помощью преобразователей (Пр).

Коррекция от внешних источников информации о скорости движения объекта позволяет, как показывают результаты моделирования, в несколько раз сократить период колебаний Шулера, сделать колебания затухающими, в результате чего уменьшаются погрешности в счислении текущей широты и долготы объекта на порядок.

Комплексирование предполагает совместную обработку сигналов различных систем. В рассматриваемом случае предполагается комплексирование сигналов неинерциальных систем для получения сигнала, который можно использовать для коррекции инерциальной системы, изменяющей динамику работы инерциальной системы, в результате чего инерциальная система становится более точной. Сигнал инерциальной системы не используется при совместной обработке сигналов всех систем для их комплексирования, но он используется для получения разностей между сигналом инерциальной системы и сигналами участвующих в комплексировании систем. Иными словами, сигнал инерциальной системы участвует в комплексировании нетрадиционной системы комплексирования "равноправных" сигналов, а как критерий необходимости системы для улучшения точности последней, но в обработке сигналов участвуют все корректирующие системы и системы корректируемые, поэтому систему подобной совместной обработки сигналов может было бы назвать системой комплексирования инерциальной системы навигации.

На рис. 4 представлена структурная схема коррекции одного из каналов инерциальной системы ("северный" канал)

Посредством вычислительного устройства выполняют:

- определяются разности ΔVi в показании линейной скорости объекта, полученные от инерциальной системы (ИС) и навигационных систем (НС) Vi

ΔVi=V-Vi=δV-δVi,

δV и δVi, - погрешности инерциальной и навигационных систем.

- значения ΔVi<0 выводятся из дальнейшего рассмотрения (обнуляются).

- определяется положение для каждой разности скоростей путем определения текущего значения математического ожидания разности скоростей M(ΔVi).

- определяется текущее значение меры истинности каждой разности с помощью текущего состояния функции принадлежности.

- производится поточечное суммирование (агрегирование) текущих состояний функций принадлежности.

- определяется центр тяжести полученной кривой от суммирования функций принадлежности и соответствующее ему четкое значение комплексированного значения разности ΔVK.

Параметры функций принадлежности определяются с помощью экспертных оценок точностных характеристик навигационных систем путем статического анализа телеметрических данных.

На рис. 4 изображена структурная схема системы коррекции инерциальной навигационной системы. На схеме: 1, 2, 3 - корректирующие навигационные системы, 4 - вычислительное устройство комплексирования НС и формирования корректирующих сигналов ИНС, 5, 6 - АЦП, 7, 8 - ЦАП, 9 - ИНС, 10, 11 - акселерометры, 12, 13 - датчики момента, 14, 15 - гироблоки.

Особенностью изобретения является предварительное комплексирование сигналов корректирующих навигационных систем.

Комплексирование осуществляется на уровне разностей линейных скоростей, полученных от ИНС и КНС. Поэтому сначала определяются текущее значение разностей линейной скорости объекта, измеренной ИНС, и линейных скоростей, измеренных КНС. Как не имеющие смысла для дальнейшего использования значения разностей, имеющие отрицательные значения, обнуляются и, таким образом, выводятся из рассмотрения. Затем определяются текущие значения математического ожидания полученных разностей для определения местоположения центров функций принадлежности сигналов. С помощью функций принадлежности определяется мера истинности для каждого из сигналов - носителей разности скоростей, после чего изменяется конфигурация функций принадлежности. Для новых конфигураций функций принадлежности путем поточечного суммирования находится суммарная конфигурация для всех функций принадлежности, "центр тяжести" которой дает возможность определить значение комплексированного корректирующего сигнала.

Таким образом, заявлен способ коррекции инерциальной навигационной системы (ИНС), заключающийся в том, что ИНС корректируется внешней навигационной системой путем воздействия корректирующими сигналами на гироскопы гироблоков горизонтальных каналов ИНС с помощью датчиков момента, установленных на осях прецессии гироблоков ИНС. Отличительная особенность способа заключается в том, что с помощью вычислительного устройства комплексируют сигналы нескольких внешних корректирующих навигационных систем (КНС), для чего формируют сигналы текущего значения разностей сигналов горизонтальных составляющих линейной скорости объекта, измеренной ИНС и КНС, обнуляют сигналы, имеющие отрицательные значения, формируют сигналы текущего значения математического ожидания разностей сигналов (МОРС), формируют сигналы текущих значений меры истинности разностей скоростей с помощью функций принадлежности, взаимное положение которых определяют сигналы МОРС, формируют сигналы характеризующие весовые соотношения сигналов разностей скоростей при комплексировании этих разностей, формируют текущее значение сигналов, соответствующих суммарной конфигурации весовых характеристик всех разностей скоростей, формируют сигналы комплексированных значений разностей скоростей, по которым формируют и подают текущие комплексированные сигналы коррекции на датчики момента гироблоков непосредственно и через интегральную коррекцию гироскопов в сумме с сигналами акселерометров.

Способ коррекции инерциальной навигационной системы (ИНС), заключающийся в том, что ИНС корректируется внешней навигационной системой путем воздействия корректирующими сигналами на гироскопы гироблоков горизонтальных каналов ИНС с помощью датчиков момента, установленных на осях прецессии гироблоков ИНС, отличающийся тем, что с помощью вычислительного устройства комплексируют сигналы нескольких внешних корректирующих навигационных систем (КНС), для чего формируют сигналы текущего значения разностей сигналов горизонтальных составляющих линейной скорости объекта, измеренной ИНС и КНС, обнуляют сигналы, имеющие отрицательные значения, формируют сигналы текущего значения математического ожидания разностей сигналов (МОРС), формируют сигналы текущих значений меры истинности разностей скоростей с помощью функций принадлежности, взаимное положение которых определяют сигналы МОРС, формируют сигналы, характеризующие весовые соотношения сигналов разностей скоростей при комплексировании этих разностей, формируют текущее значение сигналов, соответствующих суммарной конфигурации весовых характеристик всех разностей скоростей, формируют сигналы комплексированных значений разностей скоростей, по которым формируют и подают текущие комплексированные сигналы коррекции на датчики момента гироблоков непосредственно и через интегральную коррекцию гироскопов в сумме с сигналами акселерометров.
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 85.
27.08.2013
№216.012.65dd

Многоканальный преобразователь напряжений в шим-сигналы

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано в системах автоматического управления. Техническим результатом является уменьшение уровня импульсных помех и обеспечение равномерной загрузки источника питания. Технический результат достигается с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491714
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.10.2013
№216.012.7ab7

Волоконно-оптический измеритель угловой скорости

Изобретение относится к гироскопической и контрольно-измерительной технике и может быть использовано при разработке волоконно-оптических измерителей угловой скорости (ВОИУС). Измеритель содержит два усилителя-преобразователя (УП1 и УП2), формирователь синхронизирующих импульсов (ФСИ),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497077
Дата охранного документа: 27.10.2013
20.01.2014
№216.012.987b

Способ определения параметров модели погрешностей измерений акселерометров инерциальной навигационной системы по измерениям спутниковой навигации

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в инерциальных навигационных системах (ИНС) управления для определения навигационных параметров управляемых подвижных объектов. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого в ходе определения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504734
Дата охранного документа: 20.01.2014
27.01.2014
№216.012.9c8f

Способ определения параметров модели погрешностей измерений акселерометров ведомой инерциальной навигационной системы по измерениям эталонной инерциальной навигационной системы

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в инерциальных систем управления для определения навигационных параметров управляемых подвижных объектов. Технический результат - повышение точности. Для этого в ходе движения осуществляют определение параметров модели...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505785
Дата охранного документа: 27.01.2014
10.04.2014
№216.012.b291

Приемопередатчик последовательного интерфейса с элементом гальванической развязки

Изобретение относится к области электроники, в частности к устройствам приема и передачи информации по проводным линиям связи. Технический результат заключается в создании простого и надежного устройства приемопередатчика с элементом гальванической развязки и малым током потребления....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511429
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.06.2014
№216.012.cfd4

Стенд для измерения вибрационных реактивных моментов гиромотора

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к средствам измерения вибрационных реактивных моментов гиромоторов. Стенд содержит подвес, камеру, допускающую закрепление гиромотора экваториальной либо полярной осями вдоль оси подвеса, средство измерения вибраций в виде первого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518975
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.09.2014
№216.012.f359

Термоинвариантный измеритель линейного ускорения

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к средствам измерения линейных ускорений в системах управления движущимися объектами, например к средствам измерения линейного ускорения в бесплатформенных инерциальных навигационных системах управления космическими объектами. Целью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528119
Дата охранного документа: 10.09.2014
10.09.2014
№216.012.f36e

Формирователь временных интервалов

Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники. Технический результат - упрощение конструкции устройства. Формирователь временных интервалов содержит блок регистров, блок коммутаторов, блок памяти, блок делителей частоты, блок формирователей команд, блок формирователей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528141
Дата охранного документа: 10.09.2014
20.11.2014
№216.013.083f

Порошковый композиционный материал акп-1пк и способ его получения

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к созданию легких материалов с низким коэффициентом линейного расширения, и может быть использовано в качестве конструкционного материала при создании командных приборов систем управления летательных аппаратов с высокими...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533512
Дата охранного документа: 20.11.2014
20.11.2014
№216.013.092d

Способ измерения динамических характеристик кварцевого маятникового акселерометра (варианты)

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения параметров кварцевых маятниковых акселерометров. Согласно заявленному способу в одну из точек замкнутого контура акселерометра подают синусоидальные, калиброванные сигналы U Для всего требуемого диапазона...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533750
Дата охранного документа: 20.11.2014
Показаны записи 1-10 из 17.
10.01.2013
№216.012.19fb

Способ ультразвукового контроля

Использование: для неразрушающего ультразвукового контроля твердых тел. Сущность: заключается в том, что размещают в заданной зоне сканирования ультразвуковой преобразователь и проводят операции контроля, включающие зондирование импульсами ультразвуковой частоты, регистрацию отраженных сигналов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472143
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.06.2013
№216.012.518f

Способ калибровки чувствительных элементов бесплатформенной инерциальной навигационной системы в полете

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при разработке бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС) для решения задач управления доводочными ступенями (ДС) различного назначения. Технический результат - повышение точности. Для этого способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486472
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.12.2014
№216.013.0ec3

Демпфирующий резец с управляемой жесткостью

Резец содержит режущую пластину с узлом ее крепления в державке, имеющей выборку, выполненную равномерно по периметру конца державки на длине от ее торца до выступающей части с режущей пластиной, конец державки с выборкой размещен в выполненном в виде прямоугольного параллелепипеда...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535196
Дата охранного документа: 10.12.2014
10.06.2015
№216.013.5358

Способ увеличения диапазона углов поворота изделия относительно гиростабилизированной платформы, установленной на изделии в карданновом подвесе

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах навигации подвижных объектов, например летательных аппаратов. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого относительно гиростабилизированной платформы (ГСП), установленной на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552857
Дата охранного документа: 10.06.2015
25.08.2017
№217.015.a50a

Способ получения перфторэтилизопропилкетона

Изобретение относится к способу получению перфторэтилизопропилкетона, который является пожаротушащим веществом нового поколения. Способ включает взаимодействие оксида гексафторпропена и гексафторпропена в присутствии катализатора, содержащего CsF и последующую стадию выделения. При этом способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002607897
Дата охранного документа: 11.01.2017
25.08.2017
№217.015.d278

Универсальный демпфирующий резец с управляемой жесткостью

Резец содержит режущую пластину и узел ее крепления, державку с выборкой в ней и вставку из материала с высоким демпфированием, металлическую оправку и контейнер, причем режущая пластина узлом ее крепления жестко фиксирована на верхней поверхности оправки, выполненной в виде прямоугольного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621939
Дата охранного документа: 08.06.2017
29.12.2017
№217.015.f6f1

Способ очистки перфторэтилизопропилкетона

Изобретение относится к способу очистки перфторэтилизопропилкетона (ПФЭИК), используемому в качестве пожаротушащего средства, растворителя, среды для проведения химических и биохимических процессов. Способ включает выведение димера гексафторпропена из «сырца» ПФЭИК и последующую ректификацию,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639148
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.05.2018
№218.016.5556

Устройство карданова подвеса для увеличения диапазона углов поворота изделия

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в системах управления подвижных объектов (летательных аппаратов) с использованием гиростабилизированной платформы, установленной на изделии в кардановом подвесе. Устройство карданова подвеса для увеличения диапазона углов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002654307
Дата охранного документа: 17.05.2018
28.07.2018
№218.016.7663

Способ ультразвукового контроля

Использование: для неразрушающего контроля твердых тел. Сущность изобретения заключается в том, что размещают в заданной зоне сканирования ультразвуковой преобразователь и проводят операции контроля, включающие зондирование импульсами ультразвуковой частоты, регистрацию принятых сигналов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662464
Дата охранного документа: 26.07.2018
15.03.2019
№219.016.e0b1

Способ определения навигационных параметров управляемых подвижных объектов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при создании инерциальных систем управления для определения навигационных параметров управляемых подвижных объектов. Задачей изобретения является повышение точности определения навигационных параметров объекта при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002339002
Дата охранного документа: 20.11.2008
+ добавить свой РИД