Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к шариковым подшипникам качения, и может применяться в малооборотных высоконагруженных механизмах.
Известен шариковый сферический двухрядный подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, тела качения в виде шариков, сепаратор для разделения тел качения, дорожки качения наружного кольца, являющегося разрезным по оси симметрии, выполнены с торообразными поверхностями, дорожка качения внутреннего кольца выполнена сферической, а шарики имеют профиль, сопряженный с горообразными поверхностями дорожек качения наружного кольца (Пат. RU №2410581 С1, МПК F16C 19/08, F16C 23/08, F16C 33/58, F16C 33/60).
Недостатком описанного подшипника является существенные осевые габариты, поскольку наружное кольцо подшипника выполнено разрезным, а дорожки качения расположены на определенном расстоянии друг от друга, так что тела качения одной дорожки качения не имеют контакта с телами качения соседней дорожки качения.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату (прототипом) является шариковый сферический двухрядный подшипник качения, содержащий наружное и внутреннее кольца с дорожками качения, тела качения в виде шариков. Дорожки качения наружного кольца выполнены с торообразными поверхностями. Дорожка качения внутреннего кольца выполнена сферической. Шарики имеют профиль, сопряженный с торообразными поверхностями дорожек качения наружного кольца. Расстояние между дорожками качения наружного кольца выбрано таким образом, чтобы шарики одной дорожки качения контактировали только с шариками соседней дорожки качения с образованием зазора между шариками, находящимися на одной дорожке качения (Пат. GB №191312073, опубл. 23.10.1913).
Недостатком описанного подшипника является то, что при отсутствии сепараторов и существенном перекосе колец подшипника, превышающем эксплуатационные пределы, например, при транспортировке или монтаже подшипника, шарики могут покинуть его рабочую полость, и последующая повторная сборка будет существенно затруднена без специального дополнительного оборудования.
Предлагаемое изобретение решает задачу устранения возможности саморазборки подшипника при его транспортировке или монтаже в какое-либо устройство.
Поставленная задача достигается тем, что в шариковом сферическом двухрядном подшипнике качения, содержащем наружное кольцо с двумя торообразными поверхностями дорожек качения, внутреннее кольцо со сферической поверхностью дорожки качения, тела качения в виде шариков, имеющих профиль, сопряженный с торообразной поверхностью дорожек качения наружного кольца, расстояние между дорожками качения наружного кольца выбрано таким образом, чтобы шарики одной дорожки качения контактировали только с шариками соседней дорожки качения с образованием зазора между шариками, находящимися на одной дорожке качения, согласно изобретению по крайней мере на одном из торцов внутреннего кольца установлено стопорное кольцо, ограничивающее взаимный перекос наружного и внутреннего колец.
Установка по меньшей мере одного стопорного кольца ограничивает возможный перекос колец подшипника и устраняет вероятность его саморазборки.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, на которых изображен шариковый бессепараторный подшипник качения, осевой разрез.
Шариковый сферический двухрядный подшипнике качения содержит наружное кольцо 1 с двумя торообразными дорожками качения и внутреннее кольцо 2 со сферической поверхностью дорожки качения. Тела качения выполнены в виде шариков 3. Для предотвращения саморазборки при транспортировке и монтаже на торце внутреннего кольца подшипника установлено стопорное кольцо 4.
Подшипник качения работает следующим образом.
Предлагаемый подшипник, установленный в узле, устройстве, машине, обеспечивает восприятие нагрузок и передачу вращения. При вращении наружного кольца 1 и внутреннего кольца 2 подшипника тела качения также вращаются, обеспечивая необходимое взаиморасположение наружного кольца 1 и внутреннего кольца 2. При увеличении взаимного перекоса колец 1 и 2 шарики 3 упираются в стопорное кольцо 4, не допуская саморазборку подшипника.
Шариковый сферический двухрядный подшипник качения, содержащий наружное кольцо с двумя торообразными поверхностями дорожек качения, внутреннее кольцо со сферической поверхностью дорожки качения, тела качения в виде шариков, имеющих профиль, сопряженный с торообразными поверхностями дорожек качения наружного кольца, расстояние между дорожками качения наружного кольца выбрано таким образом, чтобы шарики одной дорожки качения контактировали только с шариками соседней дорожки качения с образованием зазора между шариками, находящимися на одной дорожке качения, отличающийся тем, что по крайней мере на одном из торцов внутреннего кольца установлено стопорное кольцо, ограничивающее взаимный перекос наружного и внутреннего колец.