×
25.08.2017
217.015.bf1b

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002617026
Дата охранного документа
19.04.2017
Аннотация: Способ охлаждения двухконтурного турбореактивного двигателя заключается в сжатии воздуха, используемого при охлаждении, в компрессоре с последующим его охлаждением в теплообменнике, установленном во втором контуре двигателя. Воздух в теплообменник поступает из смесителя, в котором воздух, поступающий из компрессора, смешивается с воздухом, поступающим из теплообменника. Изобретение направлено на повышение экономичности и тяги двигателя в условиях взлета. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к авиадвигателестроению.

Основным трендом для дозвуковых ТРДД является повышение их экономичности (фиг. 1). Достигается это за счет увеличения степеней повышения давления и степеней двухконтурности ТРДД. Степени повышения давления в ТРДД практически достигли своих максимальных значений π=50…60 (ограничены жаропрочностью лопаток компрессора ~1000 К). Степени двухконтурности ТРДД можно повысить двумя путями: а) увеличением диаметра вентилятора, б) уменьшением диаметра компрессора. Первый путь практически исчерпан (диаметры вентиляторов ТРДД достигли трех метров). Остается второй путь - уменьшение диаметра компрессора (внутреннего контура), но для этого необходимо повышать температуру газа перед турбиной.

Решить эту задачу только за счет жаропрочности материалов нельзя (жаропрочные стали работают эффективно до 1200…1300 К), а значит, необходимы эффективные системы охлаждения тех же лопаток.

Эффективность систем охлаждения во многом определяется температурой охлаждающего воздуха.

Известен способ понижения температуры охлаждающего воздуха, заключающийся в использовании теплообменника, установленного во втором контуре двухконтурного турбореактивного двигателя, имеющего степень двухконтурности менее единицы (Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок. Под ред. В.А. Сосунова, В.М. Чепкина. - М.: Изд-во МАИ, 2003. С. 656, рис. 22.1). Эффективность способа ограничена хладоресурсом воздуха, проходящего через второй контур, размерами теплообменника, эффективностью теплообменных процессов, происходящих в теплообменнике.

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков.

Поставленная задача достигается тем, что во втором контуре ТРДД со степенью двухконтурности более десяти установлен циркуляционный теплообменник, в котором циркулирует воздух высокого давления. Часть этого воздуха используется для охлаждения двигателя. Изъятый из обращения воздух замещается воздухом, поступающим из компрессора двигателя. Циркуляция воздуха обеспечивается центробежным компрессором, замещение воздуха осуществляется в смесителе.

Сущность изобретения заключается в том, что за счет увеличения времени теплообмена (воздух несколько раз проходит через теплообменник), а также площади контактной поверхности теплообменника (размеры ТРДД при заявленных степенях двухконтурности позволяют сделать это) количество тепла q, которое отводится от воздуха, поступающего из компрессора, увеличивается, соответственно, температура воздуха, поступающего в систему охлаждения, уменьшается: Тх*к*-q/cp, где Тк* - температура воздуха за компрессором, ср - теплоемкость воздуха при постоянном давлении.

На фиг. 1 показаны тягово-экономические показатели дозвуковых ТРДД;

на фиг. 2 изображен ТРДД с циркуляционным теплообменником во втором контуре;

на фиг. 3 изображен термодинамический цикл ТРДД в P-υ координатах;

на фиг. 4 показаны характеристики эффективности циркуляционного теплообменника;

на фиг. 5 показаны зависимости тяги двигателя Ro от температуры газа Тг* и степени двухконтурности m в условиях взлета;

на фиг. 6 показаны зависимости удельного расхода топлива от температуры газа Тг* и степени двухконтурности m в условиях взлета;

на фиг. 7 показаны зависимости тяги двигателя Rн от температуры газа Тг* и степени двухконтурности m в условиях крейсерского полета;

на фиг. 8 показаны зависимости удельного расхода топлива Суд от температуры газа Тг* и степени двухконтурности m в условиях крейсерского полета.

Система охлаждения ТРДД (фиг. 2) включает: теплообменник 1, центробежный компрессор 2, камеру смешения 3, соединительные каналы.

Работа системы охлаждения осуществляется следующим образом. Горячий воздух отбирается за компрессором двигателя и подается в камеру смешения 3 и далее в теплообменник 1. Охлажденный в теплообменнике 1 воздух поступает в систему охлаждения двигателя и в центробежный компрессор 2, который нагнетает его в камеру смешения 3. В камере смешения охлажденный воздух перемешивается с горячим воздухом, поступающим из двигателя. В результате смешения температура горячего воздуха понижается. Образовавшаяся смесь поступает в теплообменник, и цикл повторяется. Снижение температуры воздуха будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнут тепловой баланс между теплом, поступающим в камеру смешения 3 от двигателя, и теплом, отводимым через теплообменник 1 во второй контур.

На фиг. 3 изображен цикл ТРДД с циркуляционным теплообменником во втором контуре. Цикл состоит из основного и вспомогательного циклов. Основной цикл - цикл Брайтона. Вспомогательный цикл - цикл 1-2-3, работа которого тратится на проталкивание воздуха через каналы теплообменника 1 (фиг. 1). Рабочим телом вспомогательного цикла является воздух, циркулирующий внутри теплообменника 1. Воздух (процесс 1-2) расширяется и охлаждается в теплообменнике (отводится теплота q2). Охлажденный воздух сжимается до исходного давления (процесс 2-3). При постоянном давлении к воздуху подводится теплота q1 (процесс 3-1 - осуществляется в смесителе). Цикл повторяется. Количество подведенной и отведенной в цикле теплоты равны (q1=q2), так как вся работа расширения (процесс 1-2) преобразуется в теплоту.

Количество отведенной (подведенной) теплоты в цикле 1-2-3 зависит от интенсивности теплообменных процессов и массы рабочего тела цикла.

Интенсивность теплообменных процессов характеризуется коэффициентом интенсивности охлаждения воздуха в теплообменнике

,

где и - температуры воздуха в точках 1 и 2 цикла (фиг. 3),

- температура воздуха на входе в компрессор (за вентилятором).

Масса рабочего тела, участвующего в теплообмене, характеризуется коэффициентом циркуляции воздуха в теплообменнике, который определяется как

,

где Gв - расход воздуха, поступающего из теплообменника в смеситель,

Gвт - расход воздуха, циркулирующего в теплообменнике.

Температуры воздуха в цикле 1-2-3 определяются как

,

,

,

где - степень повышения давления в центробежном компрессоре;

ηс - к.п.д. в процессе сжатия.

На фиг. 4 показано изменение температуры Т2* на выходе из теплообменника 1 (фиг. 1) в зависимости от коэффициента интенсивности охлаждения воздуха и коэффициента циркуляции δц при температурах воздуха: на входе в компрессор Твк*=300 К, на выходе из компрессора Тк*=900 К (πцк=1,05). Видно, что при коэффициентах циркуляции δц>0,8 интенсивность охлаждения воздуха (снижение Т2*) существенно возрастает, а при коэффициентах циркуляции δц>0,95 степень понижения температуры воздуха в теплообменнике стремится (независимо от коэффициента интенсивности охлаждения ) к теоретическому максимуму - степени повышения температуры воздуха в компрессоре.

Таким образом, циркуляционный теплообменник обладает замечательным свойством - позволяет охлаждать воздух, отбираемый от компрессора, практически до температуры, при которой этот воздух поступает в компрессор.

На фиг. 5…8 показаны характеристики ТРДД с циркуляционным теплообменником во втором контуре. При определении характеристик заданы параметры: степень повышения давления в компрессоре в условиях взлета πко=60; диаметр вентилятора dв=3,5 м; к.п.д. в процессе сжатия ηс=0,84; к.п.д. в процессе расширения ηр=0,94; механический к.п.д. ηm=0,99; лопатки - монокристаллические с пленочным охлаждением. Крейсерский режим полета: Н=11 км; М=0,8. Параметры эффективности теплообменника: коэффициент интенсивности охлаждения воздуха , коэффициент циркуляции δц=0,95.

Использование циркуляционного теплообменника в ТРДД, как показывают исследования, позволит:

при прочих равных условиях повысить экономичность двигателя на 5…10% в зависимости от условий полета;

достичь в условиях крейсерского полета (Н=11 км, М=0,8) общего к.п.д. 40…42% (Суд=0,48…0,43 кг/кгс⋅ч);

повысить тягу двигателя в условиях взлета до 50 тс и более.

Если оценивать в целом, то использование циркуляционного теплообменника в ТРДД является весьма эффективным и, по-видимому, обязательным.


СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 27.
27.06.2014
№216.012.d6c8

Парогазовая установка

Парогазовая установка (ПГУ) относится к области энергетики. Установка имеет два рабочих контура: парогазовый, представляющий собой газотурбинную установку (ГТУ), и паровой, включающий в себя теплообменник-конденсатор, установленный во входном канале ГТУ, теплообменник-нагреватель, установленный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520762
Дата охранного документа: 27.06.2014
20.07.2014
№216.012.dfd5

Парогазотурбинная установка

Парогазотурбинная установка состоит из входного устройства, компрессора, камеры сгорания, камеры смешения, турбины привода компрессора, выходного устройства, теплообменника-испарителя, теплообменника-нагревателя, расположенного за теплообменником-испарителем, паровой турбины,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523087
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.09.2014
№216.012.f5ab

Дождевальная установка

Применение в качестве дождевальной установки, создающей облака, газотурбинного двигателя, содержащего турбокомпрессор, форсажную камеру, установленную вертикально относительно поверхности земли, внутри которой за зоной горения расположен водяной коллектор с форсунками, направленными по потоку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528724
Дата охранного документа: 20.09.2014
10.10.2014
№216.012.fa8f

Способ охлаждения газотурбинного двигателя

Способ охлаждения газотурбинного двигателя (ГТД), заключающийся в понижении температуры воздуха, используемого для охлаждения ГТД. Понижение температуры воздуха осуществляется в турбохолодильной установке (ТХУ) и включает сжатие воздуха, используемого при охлаждении, в компрессоре с последующим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529989
Дата охранного документа: 10.10.2014
10.12.2014
№216.013.0eb9

Способ регулирования осевого компрессора в системе газотурбинного двигателя

Способ регулирования осевого компрессора в системе газотурбинного двигателя заключается в подаче горячего газа, отбираемого из канала, расположенного за турбиной, в канал, расположенный между входным устройством и компрессором двигателя, в количестве, необходимом для поддержания заданной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535186
Дата охранного документа: 10.12.2014
27.07.2015
№216.013.66d5

Противообледенительная система газотурбинного двигателя

Противообледенительная система газотурбинного двигателя содержит теплообменник, установленный в проточной части двигателя перед входом в компрессор двигателя. Воздух, отбираемый за последней ступенью компрессора, через теплообменник подается в систему охлаждения турбины. Степень повышения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002557878
Дата охранного документа: 27.07.2015
27.03.2016
№216.014.c974

Способ форсирования двухконтурного турбореактивного двигателя

Способ форсирования двухконтурного турбореактивного двигателя, заключающийся в подаче в основную камеру сгорания форсажного топлива. Коллектор форсажного топлива расположен в зоне вторичного воздуха основной камеры сгорания. Предпочтительно частота вращения компрессора и перепад давлений на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578941
Дата охранного документа: 27.03.2016
27.04.2016
№216.015.3880

Способ уплотнения воздушных каналов

Способ уплотнения воздушных каналов заключается в использовании лабиринтного уплотнения. Перед лабиринтным уплотнением расположена полость низкого давления, из которой воздух центробежным компрессором перекачивается в полость высокого давления. Рабочие лопатки компрессора размещены на валу, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582725
Дата охранного документа: 27.04.2016
25.08.2017
№217.015.a603

Теплообменник

Рекуперативный теплообменник, в котором один из теплоносителей, прежде чем попасть в теплообменник, проходит через смеситель, в котором смешивается с этим же теплоносителем, но уже прошедшим через теплообменник, нагнетаемым компрессором. Теплообменник, будучи рекуперативным, по эффективности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002607916
Дата охранного документа: 11.01.2017
25.08.2017
№217.015.ac9c

Авиационная стехиометрическая силовая установка и способ ее регулирования

Силовая установка состоит из входного устройства, турбокомпрессора с отбором воздуха за компрессором для охлаждения лопаток турбины, выходного устройства. Турбокомпрессор имеет степень повышения давления в компрессоре не более четырех, одну ступень турбины. Воздух охлаждается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612482
Дата охранного документа: 09.03.2017
Показаны записи 1-10 из 27.
27.06.2014
№216.012.d6c8

Парогазовая установка

Парогазовая установка (ПГУ) относится к области энергетики. Установка имеет два рабочих контура: парогазовый, представляющий собой газотурбинную установку (ГТУ), и паровой, включающий в себя теплообменник-конденсатор, установленный во входном канале ГТУ, теплообменник-нагреватель, установленный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520762
Дата охранного документа: 27.06.2014
20.07.2014
№216.012.dfd5

Парогазотурбинная установка

Парогазотурбинная установка состоит из входного устройства, компрессора, камеры сгорания, камеры смешения, турбины привода компрессора, выходного устройства, теплообменника-испарителя, теплообменника-нагревателя, расположенного за теплообменником-испарителем, паровой турбины,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523087
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.09.2014
№216.012.f5ab

Дождевальная установка

Применение в качестве дождевальной установки, создающей облака, газотурбинного двигателя, содержащего турбокомпрессор, форсажную камеру, установленную вертикально относительно поверхности земли, внутри которой за зоной горения расположен водяной коллектор с форсунками, направленными по потоку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528724
Дата охранного документа: 20.09.2014
10.10.2014
№216.012.fa8f

Способ охлаждения газотурбинного двигателя

Способ охлаждения газотурбинного двигателя (ГТД), заключающийся в понижении температуры воздуха, используемого для охлаждения ГТД. Понижение температуры воздуха осуществляется в турбохолодильной установке (ТХУ) и включает сжатие воздуха, используемого при охлаждении, в компрессоре с последующим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529989
Дата охранного документа: 10.10.2014
10.12.2014
№216.013.0eb9

Способ регулирования осевого компрессора в системе газотурбинного двигателя

Способ регулирования осевого компрессора в системе газотурбинного двигателя заключается в подаче горячего газа, отбираемого из канала, расположенного за турбиной, в канал, расположенный между входным устройством и компрессором двигателя, в количестве, необходимом для поддержания заданной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535186
Дата охранного документа: 10.12.2014
27.07.2015
№216.013.66d5

Противообледенительная система газотурбинного двигателя

Противообледенительная система газотурбинного двигателя содержит теплообменник, установленный в проточной части двигателя перед входом в компрессор двигателя. Воздух, отбираемый за последней ступенью компрессора, через теплообменник подается в систему охлаждения турбины. Степень повышения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002557878
Дата охранного документа: 27.07.2015
27.03.2016
№216.014.c974

Способ форсирования двухконтурного турбореактивного двигателя

Способ форсирования двухконтурного турбореактивного двигателя, заключающийся в подаче в основную камеру сгорания форсажного топлива. Коллектор форсажного топлива расположен в зоне вторичного воздуха основной камеры сгорания. Предпочтительно частота вращения компрессора и перепад давлений на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578941
Дата охранного документа: 27.03.2016
27.04.2016
№216.015.3880

Способ уплотнения воздушных каналов

Способ уплотнения воздушных каналов заключается в использовании лабиринтного уплотнения. Перед лабиринтным уплотнением расположена полость низкого давления, из которой воздух центробежным компрессором перекачивается в полость высокого давления. Рабочие лопатки компрессора размещены на валу, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582725
Дата охранного документа: 27.04.2016
25.08.2017
№217.015.a603

Теплообменник

Рекуперативный теплообменник, в котором один из теплоносителей, прежде чем попасть в теплообменник, проходит через смеситель, в котором смешивается с этим же теплоносителем, но уже прошедшим через теплообменник, нагнетаемым компрессором. Теплообменник, будучи рекуперативным, по эффективности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002607916
Дата охранного документа: 11.01.2017
25.08.2017
№217.015.ac9c

Авиационная стехиометрическая силовая установка и способ ее регулирования

Силовая установка состоит из входного устройства, турбокомпрессора с отбором воздуха за компрессором для охлаждения лопаток турбины, выходного устройства. Турбокомпрессор имеет степень повышения давления в компрессоре не более четырех, одну ступень турбины. Воздух охлаждается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612482
Дата охранного документа: 09.03.2017
+ добавить свой РИД