Вид РИД
Изобретение
Ремонтный материал холодного отверждения «ХРМ-2» относится к композитным полимерным материалам и предназначен для оперативного ремонта сколов, выбоин, раковин, поверхностных и глубоких разрушений цементобетонных монолитных и сборных покрытий аэродромов, автомобильных дорог, мостов, причалов и других специальных сооружений.
Известна клеевая композиция, используемая для ремонта конструкций из бетона, содержащая метилметакрилат, полиэфиракрилат, гидроперикись изопропилбензола, нафтепат кобальта, полиэтиленполиамин, борсодержащий полиметилфенилсилазан, полиметилгидридсилоксан, цемент и шамотную пыль (см., напр., АС СССР 1502595, МПК C09J 3/14, опубл. 1989 г.).
Недостатком известной композиции является наличие объемной усадки при отверждении и использование приготовленной композиции при положительных температурах в пределах 18-22°C.
Наиболее близкой композицией, используемой для ремонта конструкций из бетона, является композиция, включающая метилметаклилат, гидроперикись изопропилбензола, нафтепат кобальта, полиэтиленполиамин, полиэфиракрилат, дефенилметандиизоцианат, наполнитель в виде цемента и кварцевый песок (см., напр., АС СССР 952937, МПК C09B 25/04, опубл. 1982 г.).
Недостатком известной композиции является высокое водопоглощение и наличие усадочного трещинообразования в связи с большим процентным содержанием в композиции цемента и кварцевого песка.
В основу изобретения поставлена задача изменения состава композиции, предназначенной для оперативного ремонта сколов, выбоин, раковин, поверхностных и глубоких разрушений цементобетонных монолитных и сборных покрытий аэродромов, автомобильных дорог, мостов, причалов и других специальных сооружений для исключения образования трещин при объемной усадке, повышения подвижности заявленной композиции при заполнении ею пустот ремонтного участка, возможности ее использования при отрицательных температурах, снижения водопоглощения и соответственно повышения морозостойкости.
Технический результат достигается тем, что предлагаемый ремонтный материал холодного отверждения включает метиловый эфир метакриловой кислоты, двуокись титана, цемент, кварцевые наполнители фракцией 0,1-3 мм, микрокальциты фракцией 0,1-10 мкм, дибутиловый эфир фталевой кислоты, диспербук и пероксид водорода при следующем соотношении компонентов, мас.%:
|
Для изменения цвета ремонтного материала он может содержать двуокись углерода или пигментные красители и бутилацитат при следующем соотношении компонентов, мас.%:
|
Ремонтный материал холодного отверждения приготавливают следующим образом.
В емкость в первую очередь вводят метиловый эфир метакриловой кислоты и перемешивают в течение двух минут, затем добавляют двуокись титана, продолжая перемешивание в течение трех минут, в полученную смесь добавляют последовательно цемент, кварцевые наполнители, микрокальциты, дибутиловый эфир фталевой кислоты, диспербук, пероксид водорода. Причем при добавлении цемента перемешивание длится 5 минут, кварцевых наполнителей - 10 минут, микрокальцитов - 10 минут, дибутилового эфира фталевой кислоты - 5 минут, диспербука - 3 минуты, пероксида водорода - 2 минуты.
Для изменения цвета ремонтного материала в последнюю очередь можно добавить двуокись углерода или пигментные красители и бутилацетат.
Нанесение двухкомпонентного ремонтного материала холодного отверждения «ХРМ-2» на дефектный участок может осуществляться известными средствами шпаклевочной технологии.
Двухкомпонентный ремонтный материал холодного отверждения «ХРМ-2» не требует механического уплотнения. При необходимости (большая глубина дефекта) возможно нанесение ремонтного материала «ХРМ-2» на дефектный участок слоями. Нанесение нового слоя ремонтного материала «ХРМ-2» допускается до полимеризации предыдущего слоя ремонтного материала. Глубина ремонтируемого дефекта аэродромного, дорожного покрытия с применением двухкомпонентного ремонтного материала холодного отверждения «ХРМ-2» допускается 500 мм и более.
При полимеризации двухкомпонентный ремонтный материал холодного отверждения «ХРМ-2» не подвержен усадочному трещинообразованию. Полимеризация ремонтного материала «ХРМ-2» происходит с выделением тепловой энергии.
Уход за уложенным ремонтным материалом «ХРМ-2» не требуется.
Следует отметить, что в ходе сертификационных испытаний был подтвержден комплекс стратегически важных характеристик и свойств ремонтного материала «ХРМ-2»:
- набор эксплуатационной прочности в течение 60 минут при любой толщине укладываемого ремонтного слоя;
- возможность применения при температурах от минус 37°С до плюс
50°С;
- высокая адгезия к бетону, металлу, кирпичу, стеклу, как на сухой, так и на влажной поверхности;
- прочность на растяжение при изгибе в пять раз выше, чем у бетона («ХРМ-2» - 25 МПа);
- водопоглощение - 0,1% (у бетона - 6%);
- марка по морозостойкости - F500;
- не требует применения праймера, уплотнения, дополнительного ухода после укладки, не дает усадки при наборе прочности.
Простота технологии применения ремонтного материала «ХРМ-2» позволяет привлекать для ремонтных работ персонал без специальных навыков и обходиться без тяжелой дорожной техники.
Результаты испытаний образцов холодного ремонтного материала «ХРМ-2» приведены в таблице.
|