×
12.01.2017
217.015.59a0

МАСЛОБАК АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002588324
Дата охранного документа
27.06.2016
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к маслобаку системы смазки авиационного двигателя, устанавливаемого на сверхзвуковые маневренные самолеты. Суфлирующая магистраль с заборником в нижней части корпуса выполнена отдельно от блока суфлирующих магистралей, установлена над перегородкой и имеет автономное сообщение с коллектором. Заборник ее соединен с суфлирующей магистралью через коленообразный участок магистрали и параллельно подключен через отверстие в перегородке, выполненное у задней стенки корпуса, к свободному объему маслобака. Заявленное изобретение позволяет при действии на самолет отрицательных перегрузок исключить выброс в атмосферу тех объемов масла, которые скапливаются в погруженной в масло части маслозаборников, что сокращает расход масла и улучшает экологические характеристики двигателя самолета. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к маслобаку системы смазки авиационного двигателя, устанавливаемого на сверхзвуковые маневренные самолеты.

Известен маслобак авиационного двигателя, содержащий блок скрепленных между собой суфлирующих магистралей с заборниками, расположенными в разных местах корпуса, подсоединенный к коллектору, сообщенному через суфлер с атмосферой, и отсек отрицательных перегрузок, отделенный от блока суфлирующих магистралей горизонтальной перегородкой (патент RU №2144996, опубл. 27.01.2000 г.).

При выполнении самолетом фигурных полетов, приводящих к возникновению в маслобаке двигателя отрицательных перегрузок, либо при перевернутом полете, часть масла, заключенная в заборнике, погруженном в нижнюю полость корпуса, через суфлирующую магистраль и коллектор выбрасывается в атмосферу, так как суфлер, предназначенный для отвода из маслобака воздуха с включениями мельчайших взвешенных капель масла и его паров и улавливающий их с возвратом в систему смазки двигателя, не предназначен для осаждения масла в жидкой фазе. Выброс масла из маслобака в окружающую атмосферу ухудшает экологические характеристики двигателя, так как авиационное масло обладает токсическим действием как в фазе пара, так и в жидкой фазе, кроме того, увеличивается расход масла на двигателе.

Другим недостатком известного маслобака является низкая надежность суфлирования при выполнении самолетом некоторых фигур высшего пилотажа (например, «Кобра»), когда воздух может скапливаться в нижней части корпуса со стороны передней стенки, а отвод его в верхнюю часть затруднен из-за наличия перегородки отсека отрицательных перегрузок и грузового клапана в ней.

Следствием нарушения суфлирования маслобака будет его вздутие и выброс масла в атмосферу.

Задача изобретения - повышение надежности суфлирования маслобака при выполнении самолетом фигур высшего пилотажа. Технический результат - снижение расхода масла на двигателе.

Указанный технический результат достигается тем, что в маслобаке авиационного двигателя, содержащем блок скрепленных между собой суфлирующих магистралей с заборниками, расположенными в разных местах корпуса, подсоединенный к коллектору, сообщенному через суфлер с атмосферой, и отсек отрицательных перегрузок, отделенный от блока суфлирующих магистралей горизонтальной перегородкой, согласно изобретению суфлирующая магистраль с заборником в нижней части корпуса выполнена отдельно от блока, установлена над перегородкой и имеет автономное сообщение с коллектором, причем заборник ее соединен с суфлирующей магистралью через коленообразный участок магистрали и параллельно подключен через отверстие в перегородке, выполненное у задней стенки корпуса, к свободному объему маслобака.

Целесообразно для повышения надежности суфлирования магистраль суфлирования с заборником в нижней части корпуса снабдить дополнительным заборником, расположенным в нижней части корпуса у передней стенки, соединенным с магистралью суфлирования через коленообразный участок и параллельно подключенным через отверстие в перегородке у передней стенке корпуса к свободному объему маслобака.

Благодаря коленообразным участкам магистрали, которыми заборники, опущенные в нижнюю полость корпуса маслобака, подключены к суфлирующей магистрали и наличию в них параллельного подключения через отверстия в перегородке к свободному объему маслобака, при действии отрицательных перегрузок объемы масла, заполняющие опущенную в масло часть заборников, под действием силы инерции перемещаются в свободный объем маслобака, минуя суфлирующую магистраль. По окончании действия отрицательных перегрузок упомянутые объемы масла возвращаются внутрь отсека отрицательных перегрузок. Выбросы масла из маслобака в окружающую атмосферу в момент действия отрицательных перегрузок, либо при перевороте самолета, будут устранены.

Благодаря наличию в суфлирующей магистрали второго заборника, расположенного в нижней части корпуса со стороны передней стенки, надежность суфлирования маслобака возрастет, что улучшит маневренные качества самолета при выполнении на нем фигур высшего пилотажа.

На чертеже изображена принципиальная схема маслобака сверхзвукового маневренного самолета.

Маслобак содержит корпус 1, у которого между передней и задней стенками 2 и 3 (по полету) расположен блок 4 суфлирующих магистралей с заборниками 5, 6, 7 и 8.

Суфлирующая магистраль 9 с заборниками 7, 8 расположена отдельно от блока 4 суфлирующих магистралей и установлена над горизонтальной перегородкой 10, отделяющей отсек 11 отрицательных перегрузок от остального объема маслобака. Выход из блока 4 суфлирующих магистралей сообщен с коллектором 12 через грузовой клапан 13, а выход из суфлирующей магистрали 9 имеет автономное сообщение с коллектором, минуя грузовой клапан.

Заборники 5 и 6 расположены в верхней части корпуса 1 со стороны передней и задней стенок 2 и 3 соответственно и обеспечивают суфлирование маслобака при горизонтальном полете самолета, а также при наборе высоты или снижении. Заборники 7 и 8 расположены в нижней части корпуса 1 со стороны передней и задней стенок 2 и 3 соответственно и обеспечивают суфлирование маслобака в условиях отрицательных перегрузок и переворота самолета, появляющихся при выполнении им фигур высшего пилотажа. Заборники 7 и 8 подсоединены к суфлирующей магистрали 9 через коленообразные участки 14 и 15 магистралей и параллельно подключены через отверстия 16 и 17, выполеннные в перегородке 10 со стороны передней и задней стенок 2 и 3 корпуса 1, к свободному объему маслобака. В перегородку 10 встроен циклон-воздухоотделитель 18 с расположенным внутри него грузовым клапаном 19 и с патрубком 20 подвода к нему масловоздушной смеси от двигателя и грузовой клапан 21 для суфлирования отсека 11 отрицательных перегрузок. Отсек 11 отрицательных перегрузок оборудован инерционным маслозаборником 22 для отвода масла в двигатель.

Маслобак работает следующим образом. Масловоздушная эмульсия от двигателя через патрубок 20 подводится внутрь циклона-воздухоотделителя 18 касательно к его боковой стенке. Отделенный от масла воздух мимо грузового клапана 19 проходит в верхнюю свободную от масла полость корпуса 1, а очищенное от воздушных пузырьков масло под собственным весом по стенкам воздухоотделителя-циклона 18 опускается в нижнюю полость корпуса, заполняя объем отсека 11 отрицательных перегрузок. Чистое масло из отсека 11 отрицательных перегрузок через инерционный маслозаборник 22 поступает в систему смазки двигателя.

При наборе высоты самолетом воздух из верхней части, прилегающей к передней 2 стенки корпуса 1 через заборник 5 по петлеобразному каналу в блоке 4 суфлирующих магистралей, минуя грузовой клапан 13, попадает в коллектор 12 и далее через суфлер удаляется в окружающую атмосферу.

При снижении высоты полета (пикировании) воздух из верхней, прилегающей к задней стенке 3, части корпуса 1, через заборник 6 по центральному каналу в блоке 4 суфлирующих магистралей, минуя грузовой клапан 13, попадает в коллектор 12 и далее через суфлер удаляется в атмосферу.

При горизонтальном полете самолета воздух из верхней части корпуса 1 удаляется одновременно через два заборника 5 и 6.

При действии на самолет отрицательных перегрузок, либо при перевернутом полете, что характерно при выполнении фигур высшего пилотажа, грузовой клапан 13 перекрывает выход из блока 4 суфлирующих магистралей, а грузовые клапаны 19 и 21 перекрывают отверстия, сообщающие отсек 11 со свободным объемом корпуса 1 маслобака, что предотвращает протечку масла из отсека в верхнюю часть корпуса. Объемы масла, заполнившие погруженную в масло часть заборников 7 и 8, под действием сил инерции пролетают в верхнюю часть корпуса 1 через отверстия 16 и 17 в перегородке 10, минуя коленообразные участки 14 и 15 магистралей, что исключает попадание их в суфлирующую магистраль 9 и далее в коллектор 12 с последующим выбросом через суфлер в атмосферу, при этом заборники сообщаются с воздушной полостью отсека 11 отрицательных перегрузок, которая перемещается из верхнего положения в нижнее, благодаря выдавливанию ее маслом под действием сил инерции. Воздух, скапливающийся в нижней части отсека 11, по коленообразным участкам 14 и 15 попадает в суфлирующую магистраль 9; туда же поступает воздух из верхней части корпуса 1, но через отверстия 16 и 17 в перегородке 10. Из суфлирующей магистрали 9 воздух попадает в коллектор 12, обеспечивая дополнительное поджатие грузового клапана 13 к своему седлу и далее через суфлер выбрасывается в атмосферу с минимальными включениями масла.

Заборники 7 и 8 могут включаться в работу как одновременно, так и поочередно в зависимости от типа фигур высшего пилотажа самолета.

Заявленное изобретение позволяет при действии на самолет отрицательных перегрузок исключить выброс в атмосферу тех объемов масла, которые скапливаются в погруженной в масло части маслозаборников, что сокращает расход масла и улучшает экологические характеристики двигателя самолета.


МАСЛОБАК АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 155.
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.04.2013
№216.012.3abf

Маслосистема энергетической газотурбинной установки

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к маслосистеме энергетической газотурбинной установки, применяемой на газоперекачивающих и электрических станциях для привода различных агрегатов (насосов, газовых и воздушных компрессоров, электрогенераторов и т.п.). Маслосистема...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480600
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.417c

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482334
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.4928

Центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к насосам, применяемым в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Центробежно-шестеренный насос содержит расположенные в расточках корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни, каналы подвода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484308
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.04.2014
№216.012.b411

Способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме турбореактивного двигателя

Изобретение относится к авиации и предназначено для определения температуры газа при испытаниях и эксплуатации газотурбинных двигателей на форсажных режимах. Техническим результатом, объективно достигаемым при использовании заявленного способа, является повышение точности определения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511814
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.04.2014
№216.012.b8de

Способ оценки изменений технического состояния газотурбинного двигателя и определения мест и причин неисправностей в процессе эксплуатации

Изобретение относится к области испытаний и эксплуатации газотурбинных двигателей, в частности двухконтурных, а именно к контролю технического состояния во время их испытаний и эксплуатации для принятия решения по их обслуживанию и дальнейшей эксплуатации. В качестве дополнительного параметра...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513054
Дата охранного документа: 20.04.2014
27.04.2014
№216.012.be93

Упругодемпферная опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругодемпферных опор роторов турбомашин. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной упругодемпферной опоры ротора турбомашины, является существенное снижение напряжений в балочках разрезной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514527
Дата охранного документа: 27.04.2014
10.05.2014
№216.012.bfad

Охлаждаемая турбина

Охлаждаемая турбина содержит рабочее колесо с установленными на нем рабочими лопатками с двумя контурами охлаждения, последовательно соединенными с воздушными каналами в рабочем колесе, с независимыми кольцевыми диффузорными каналами, образованными на поверхности рабочего колеса, соединенными с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514818
Дата охранного документа: 10.05.2014
Показаны записи 1-10 из 179.
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.04.2013
№216.012.3abf

Маслосистема энергетической газотурбинной установки

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к маслосистеме энергетической газотурбинной установки, применяемой на газоперекачивающих и электрических станциях для привода различных агрегатов (насосов, газовых и воздушных компрессоров, электрогенераторов и т.п.). Маслосистема...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480600
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.417c

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482334
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.4928

Центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к насосам, применяемым в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Центробежно-шестеренный насос содержит расположенные в расточках корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни, каналы подвода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484308
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.04.2014
№216.012.b411

Способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме турбореактивного двигателя

Изобретение относится к авиации и предназначено для определения температуры газа при испытаниях и эксплуатации газотурбинных двигателей на форсажных режимах. Техническим результатом, объективно достигаемым при использовании заявленного способа, является повышение точности определения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511814
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.04.2014
№216.012.b8de

Способ оценки изменений технического состояния газотурбинного двигателя и определения мест и причин неисправностей в процессе эксплуатации

Изобретение относится к области испытаний и эксплуатации газотурбинных двигателей, в частности двухконтурных, а именно к контролю технического состояния во время их испытаний и эксплуатации для принятия решения по их обслуживанию и дальнейшей эксплуатации. В качестве дополнительного параметра...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513054
Дата охранного документа: 20.04.2014
27.04.2014
№216.012.be93

Упругодемпферная опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругодемпферных опор роторов турбомашин. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной упругодемпферной опоры ротора турбомашины, является существенное снижение напряжений в балочках разрезной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514527
Дата охранного документа: 27.04.2014
10.05.2014
№216.012.bfad

Охлаждаемая турбина

Охлаждаемая турбина содержит рабочее колесо с установленными на нем рабочими лопатками с двумя контурами охлаждения, последовательно соединенными с воздушными каналами в рабочем колесе, с независимыми кольцевыми диффузорными каналами, образованными на поверхности рабочего колеса, соединенными с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514818
Дата охранного документа: 10.05.2014
+ добавить свой РИД