×
27.04.2013
216.012.3abf

Результат интеллектуальной деятельности: МАСЛОСИСТЕМА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002480600
Дата охранного документа
27.04.2013
Аннотация: Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к маслосистеме энергетической газотурбинной установки, применяемой на газоперекачивающих и электрических станциях для привода различных агрегатов (насосов, газовых и воздушных компрессоров, электрогенераторов и т.п.). Маслосистема энергетической газотурбинной установки содержит устройства для подачи и откачки масла из масляных полостей подшипниковых опор турбокомпрессора, свободной турбины и приводного агрегата, в которой устройство для подачи масла выполнено в виде системы из двух нагнетающих насосов, один из которых выполнен с приводом от ротора турбокомпрессора, а другой от электропривода. Всасывающие магистрали нагнетающих насосов подключены параллельно к маслобаку. Напорные магистрали нагнетающих насосов сообщены между собой через запорный клапан, при этом напорная магистраль нагнетающего насоса с электроприводом дополнительно выведена в масляную полость подшипниковых опор приводного агрегата. Кроме того, магистраль откачки масла приводного агрегата подключена к единому маслобаку установки. Реализация изобретения позволит повысить надежность работы маслосистемы на запуске энергетической газотурбинной установки за счет сокращения времени масляного голодания установки, вызванного необходимостью заполнения маслом большого свободного внутреннего пространства в маслопроводах и расположенных на них приборах и контрольно-измерительной аппаратуре и упростить конструкцию установки за счет отказа от автономного маслобака и нагнетающего насоса для приводного агрегата. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к маслосистеме энергетической газотурбинной установки, применяемой на газоперекачивающих и электрических станциях для привода различных агрегатов (насосов, газовых и воздушных компрессоров, электрогенераторов и т.п.).

Известна маслосистема энергетической газотурбинной установки (ЭГТУ), содержащая устройства для подачи и откачки масла из масляных полостей подшипниковых опор турбокомпрессора, свободной турбины и приводного агрегата (см. описание прототипа, 6-й абзац сверху; патент RU 2277175, МПК F02C 7/06, опубл. 27.05.2006 г.).

Особенностью известной установки является большая и широкоразветвленная сеть масляных коммуникаций. Стационарность установки и отсутствие жестких требований к ее весовым характеристикам позволили размещать маслопроводы и расположенные на них приборы и контрольно-измерительную аппаратуру в удобных для эксплуатационного обслуживания местах, что привело к значительному увеличению протяженности маслопроводов.

Из-за требований большого ресурса (≈100000 часов) и времени непрерывной работы установки увеличены размеры фильтров, теплообменников и других приборов, кроме того, введено дублирование (например, сдвоенные фильтры, сигнализаторы стружки, теплообменники и другие агрегаты). Поэтому при запуске ЭГТУ давление в магистрали подачи масла в масляные полости опорных подшипников роторов турбокомпрессора, силовой турбины и приводного агрегата появляется со значительной задержкой как из-за постепенной раскрутки вала нагнетающего насоса, имеющего привод от ротора турбокомпрессора, так и из-за необходимости заполнения маслом большого внутреннего пространства в маслопроводах с расположенными на них приборами и контрольно-измерительной аппаратуре. Это приводит к тому, что на режимах запуска ЭГТУ наиболее нагруженный ее узел - упорный подшипник ротора турбокомпрессора, воспринимающий осевое усилие на ротор и начавший вращение, остается на некоторое время без смазки, что снижает надежность работы маслосистемы и сокращает рабочий ресурс установки.

Налицо явное техническое противоречие: с одной стороны, рост подачи масла нагнетающим насосом пропорционально росту частоты вращения ротора турбокомпрессора необходим, а с другой стороны, при запуске ЭГТУ такой характер изменения подачи масла недопустим, так как не обеспечивает надежность работы маслосистемы.

Предложенное изобретение позволяет устранить это техническое противоречие.

Другим недостатком известной ЭГТУ является то, что система подачи и откачки масла турбокомпрессора и свободной турбины гидравлически не связана с системой подачи и откачки масла приводного агрегата, что усложняет конструкцию установки из-за необходимости использовать дополнительный маслобак и автономный нагнетающий насос.

Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение надежности работы маслосистемы при запуске ЭГТУ и упрощение ее конструкции.

Указанная задача достигается тем, что в маслосистеме энергетической газотурбинной установки, содержащей устройства для подачи и откачки масла из масляных полостей подшипниковых опор турбокомпрессора, свободной турбины и приводного агрегата, в которой устройство для подачи масла выполнено в виде системы из двух нагнетающих насосов, с приводом одного из них от ротора турбокомпрессора, а другого от электропривода, всасывающие магистрали которых подключены параллельно к маслобаку, согласно изобретению напорные магистрали нагнетающих насосов сообщены между собой через запорный клапан, при этом напорная магистраль нагнетающего насоса с электроприводом дополнительно выведена в масляную полость подшипниковых опор приводного агрегата. Кроме того, магистраль откачки масла приводного агрегата подключена к единому маслобаку установки.

Выполнение устройства для подачи масла в виде системы из двух нагнетающих насосов, с приводом одного из них от турбокомпрессора, а другого от электропривода, всасывающие магистрали которых подключены параллельно к маслобаку, а напорные магистрали сообщены между собой через запорный клапан, позволит корректировать подачу масла на нестационарных режимах работы ЭГТУ (например, при запуске) в масляные полости подшипниковых опор турбокомпрессора и свободной турбины, где расположены наиболее напряженные узлы установки (например, упорный подшипник турбокомпрессора).

Гидравлическая связь систем подачи и откачки масла турбокомпрессора с силовой турбиной и приводного агрегата позволит отказаться от использования автономного маслобака и нагнетающего насоса для приводного агрегата, что упростит конструкцию маслосистемы и облегчит эксплуатационное обслуживания ЭГТУ.

На чертеже представлена принципиальная схема маслосистемы ЭГТУ.

Маслосистема ЭГТУ включает в себя маслобак 1, масляные полости 2, 3, 4, соответственно, турбокомпрессора, свободной турбины, приводного агрегата. В масляной полости турбокомпрессора 2 расположен самый нагруженный узел установки - упорный подшипник 5, воспринимающий осевое усилие, действующее на ротор. На коробке приводов 6 турбокомпрессора установлен приводимый во вращение от ротора турбокомпрессора нагнетающий насос 7. Отдельно на установке смонтирован нагнетающий насос 8 с электроприводом. Всасывающие магистрали 9, 10 нагнетающих насосов 7 и 8 соответственно параллельно подключены к маслобаку 1. Напорные магистрали 11, 12 нагнетающих насосов 7 и 8 соответственно сообщены между собой через запорный клапан 13, управляемый электропневмоклапаном 14 по команде от датчика давления 15, установленного в напорной магистрали 16 подачи масла на упорный подшипник 5 турбокомпрессора. Напорная магистраль 12 нагнетающего насоса 8 с электроприводом дополнительно выведена через теплообменник 17 и фильтр 18 в масляную полость 4 приводного агрегата.

Для откачки масла из масляных полостей 2 и 3 турбокомпрессора и свободной турбины предусмотрены откачивающие насосы 19, 20, 21, 22 (все с приводом от ротора турбокомпрессора).

Для откачки масла из масляной полости 4 приводного агрегата на установке смонтирован отдельный откачивающий насос 23 с электроприводом.

По команде на запуск ЭГТУ одновременно включаются в работу и насосы с электроприводом (нагнетающий насос 8 и откачивающий насос 23) при открытом запорном клапане 13.

В ходе раскрутки турбокомпрессора постепенно включаются в работу нагнетающий насос 7 и откачивающие насосы 19, 20, 21, 22 с приводом от ротора турбокомпрессора. Поскольку нагнетающий насос 8 выполнен с электроприводом, он раскручивается почти мгновенно, а нагнетающий насос 7 постепенно (по мере раскрутки турбокомпрессора), то основное маслопитание установки на запуске будет производиться нагнетающим насосом 8, который обеспечит быстрое заполнение большого внутреннего пространства в напорных магистралях 11, 12, 16 и расположенных в них агрегатах (фильтрах, теплообменниках и т.п.), после чего начнет расти давление масла в напорной магистрали 16 подачи масла на упорный подшипник 5 турбокомпрессора. Когда давление масла в напорной магистрали 16 достигнет минимально допустимой величины (например ≈1.8 кгс/см2), срабатывает датчик давления 15 и электрический сигнал поступит на электропневмоклапан 14 и запорный клапан 13 разобщит между собой напорные магистрали 11 и 12. Дальнейший рост давления в напорной магистрали 16 будет обеспечен подачей масла только нагнетающим насосом 7, а нагнетающий насос 8 перестроится на подачу масла через теплообменник 17 и фильтр 18 в масляную полость 4 приводного агрегата.

Отработанное в масляных полостях масло поступает на вход откачивающих насосов 19, 20, 21, 22, 23 и переносится ими в маслобак 1. Из маслобака 1 освобожденное от воздушных включений масло попадает по всасывающим магистралям 9, 10 к нагнетающим насосам 7 и 8, и весь цикл движения масла повторяется снова. При останове ЭГТУ запорный клапан 13 открывается, а насосы 8 и 23 (с электроприводом) обесточиваются.

Реализация изобретения позволит повысить надежность работы маслосистемы при запуске ЭГТУ за счет подключения в напорную магистраль нагнетающего насоса с приводом от турбокомпрессора напорной магистрали нагнетающего насоса с электроприводом, с последующим разобщением магистралей при достижении минимально допустимого давления подачи масла на смазку упорного подшипника турбокомпрессора, воспринимающего осевую нагрузку на ротор, и упростить конструкцию маслосистемы, гидравлически связав систему подачи и откачки масла турбокомпрессора, свободной турбины и приводного агрегата.


МАСЛОСИСТЕМА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 140.
10.01.2013
№216.012.196f

Выходное устройство турбины авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к элементам конструктивной связи между корпусом турбины авиационного газотурбинного двигателя и ее внутренними элементами, а именно к конструкции выходного устройства турбины. Выходное устройство турбины содержит полые профилированные стойки корпуса, размещенные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472003
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d28

Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиации. Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя включает раскрутку ротора двигателя до частоты вращения ротора, необходимой для розжига камеры сгорания, розжиг камеры сгорания и выход на режим малого газа с поддержанием при этом предельного значения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472958
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.2078

Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в высокотемпературных газовых турбинах. Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением содержит профили лопаток, соединенные полками, участок рассеивания, в виде углубления с внутренней стороны полок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473813
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.23ed

Выходное устройство турбины

Выходное устройство турбины содержит профилированные стойки корпуса, размещенные в проточной части за рабочим колесом последней ступени турбины. У стоек средние линии выходных участков профилей направлены вдоль продольной оси турбины. Средние линии входных участков профилей стоек повернуты к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474699
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23f9

Способ регулирования подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и система для его осуществления

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей. Способ регулирования, реализуемый системой регулирования, заключается в формировании расхода топлива через, по крайней мере, два дозатора в группы форсунок в зависимости от режима работы двигателя при использовании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474711
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b93

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к охлаждению осевой турбомашины и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части лопатки турбины высокого давления. Лопатка турбомашины содержит газодинамический профиль, ограниченный внешними выпуклой и вогнутой поверхностями, канал вдоль входной кромки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476682
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2bc2

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя содержит диск с упорным выступом и соединительными элементами диска, лопатки с хвостовиком, средство для перекрытия зазоров и средство осевой фиксации лопаток в замковом соединении типа «ласточкин хвост». Соединительные элементы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476729
Дата охранного документа: 27.02.2013
Показаны записи 1-10 из 108.
10.01.2013
№216.012.196f

Выходное устройство турбины авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к элементам конструктивной связи между корпусом турбины авиационного газотурбинного двигателя и ее внутренними элементами, а именно к конструкции выходного устройства турбины. Выходное устройство турбины содержит полые профилированные стойки корпуса, размещенные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472003
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d28

Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиации. Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя включает раскрутку ротора двигателя до частоты вращения ротора, необходимой для розжига камеры сгорания, розжиг камеры сгорания и выход на режим малого газа с поддержанием при этом предельного значения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472958
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.2078

Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в высокотемпературных газовых турбинах. Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением содержит профили лопаток, соединенные полками, участок рассеивания, в виде углубления с внутренней стороны полок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473813
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.23ed

Выходное устройство турбины

Выходное устройство турбины содержит профилированные стойки корпуса, размещенные в проточной части за рабочим колесом последней ступени турбины. У стоек средние линии выходных участков профилей направлены вдоль продольной оси турбины. Средние линии входных участков профилей стоек повернуты к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474699
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23f9

Способ регулирования подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и система для его осуществления

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей. Способ регулирования, реализуемый системой регулирования, заключается в формировании расхода топлива через, по крайней мере, два дозатора в группы форсунок в зависимости от режима работы двигателя при использовании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474711
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b93

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к охлаждению осевой турбомашины и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части лопатки турбины высокого давления. Лопатка турбомашины содержит газодинамический профиль, ограниченный внешними выпуклой и вогнутой поверхностями, канал вдоль входной кромки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476682
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2bc2

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя содержит диск с упорным выступом и соединительными элементами диска, лопатки с хвостовиком, средство для перекрытия зазоров и средство осевой фиксации лопаток в замковом соединении типа «ласточкин хвост». Соединительные элементы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476729
Дата охранного документа: 27.02.2013
+ добавить свой РИД