Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию, а именно к грузовым траверсам, предназначенным для проведения погрузки (выгрузки) авиационных пусковых или катапультных установок, но может быть использовано и для погрузки (выгрузки) изделий, имеющих боковые такелажные пазы различной формы.
Известно грузозахватное устройство по авторскому свидетельству SU №11705225 A1 (В66С 1/62, 1989 г). Известное устройство содержит связанный с подъемным механизмом несущий элемент, выполненный с направляющими для груза, захватные органы, включающие двуплечие рычаги, расположенные перекрестно и попарно связанные с концами несущего элемента и между собой посредством горизонтальных осей, и механизм их управления. Последний включает расположенный на несущем элементе подвижный орган, на котором одними концами закреплены шарнирные штанги, связанные другими концами с двуплечими рычагами. Связь вторых концов штанг с двуплечими рычагами представляет собой тяги, шарнирно закрепленные одними концами на верхних плечах двуплечих рычагов, а другими - посредством горизонтальных пальцев связанные между собой и с несущим элементом. При этом несущий элемент выполнен с вертикальными пазами, в которых расположены горизонтальные оси двуплечих рычагов. Подвижный орган выполнен в виде коромысла, расположенного в вертикальной плоскости и шарнирно закрепленного на несущем элементе. На оси подвижного органа закреплен рычаг с фиксатором. Несущий элемент связан с подъемным механизмом канатами через блок. В нерабочем состоянии двуплечие рычаги захватного органа раскрыты, а их горизонтальные оси находятся в верхней точке паза, что обеспечивается горизонтальным расположением закрепленного на оси подвижного органа рычага, который удерживает фиксатор и блокирует движение в механизме управления двуплечими рычагами.
Недостатком известного устройства является то, что его функциональные возможности ограничены только погрузкой (разгрузкой) рельсовых звеньев. Кроме того, устройство требует сравнительно большого времени на стыковку (расстыковку) с грузоподъемным средством и увеличивает время развертывания крана на месте проведения работ.
Наиболее близкой по совокупности существенных признаков с заявленным изобретением является грузовая траверса, содержащая раму, включающую продольные и поперечные балки, корпус, в котором установлено средство связи с органом грузоподъемного устройства, и грузозахватные устройства, шарнирно закрепленные на раме (авторское свидетельство SU №619436 А, В66С, 1/68, 1978 г.).
Однако известная грузовая траверса, так же как и вышерассмотренное устройство, имеет ограниченные функциональные возможности.
Целью настоящего изобретения является устранение указанных недостатков и создание траверсы рычажной с раздвижными захватами, позволяющей производить погрузку (выгрузку) авиационных пусковых или катапультных установок, а также изделий, имеющих боковые такелажные пазы различной формы.
Указанная цель достигается тем, что предлагаемая траверса оснащена раздвижными захватами, концевики которых имеют возможность заходить в боковые такелажные пазы изделий, что позволяет выполнять подъемно-транспортные операции с ними.
Общий вид траверсы рычажной с раздвижными захватами представлен на фиг. 1.
Предлагаемая траверса состоит из корпуса траверсы 1, к которой приварены два транспортировочных уха 2 для крепления к крюковым подвескам грузоподъемных устройств. Также к корпусу траверсы симметрично приварены два грузозахватных узла, каждый из которых состоит из стенки 3 и стенки торцевой 4. На каждом захватном узле на стенке и стенке торцевой на болтовых соединениях крепится втулка 5. К втулке 5 на болтовых соединениях размещается корпус стопора 6, внутри которого размещен стопор подпружиненный 7, имеющий упорную сферическую поверхность и прижимаемый крышкой 8. Внутри корпуса стопора 6 проходит ось 19, на которой одним концом размещен рычаг большой 9, который для удобства работы снабжен рукояткой 10. Другой конец рычага большого шарнирно закреплен с двумя рычагами малыми 11 осью 19, которые, в свою очередь, закреплены другими концами за ползун 12 за счет симметрично запресованных в него полуосей 20. Ползун заведен на палец 13, который с одной стороны приварен к втулке 5, а с другой - оконцован ограничителем. 14. Ползун 12 имеет возможность свободно перемещаться в пределах ограничителя 14 и втулки 5 при перемещении рычага большого 9. Все оси 19 и полуоси 20 имеют шплинтовое крепление. К ползуну 12 с нижней части приварен захват подвижный 15, оконцованный бобышкой 17 с концевиком 18, выполненный под форму такелажного паза изделия. К втулке 5 приварен захват неподвижный 16, который также оконцован бобышкой 17 с концевиком 18. В качестве примера на фиг. 1, 2, 3, 4 приведена цилиндрическая форма концевиков. Однако форма концевиков на разных концах траверсы может и отличаться.
При перемещениях рукоятки 10 рычаг большой 9 благодаря шарнирной связи с рычагами малыми 11 и ползуном 12 обеспечивает поступательное движение ползуна 12 вдоль пальца 13 и, соответственно, отклонение захватов подвижных 15. При этом за счет подпружиненного стопора 7 обеспечивается стопорение захватов подвижных при закрытом положении ползуна 12.
Принцип работы траверсы рычажной с раздвижными захватами следующий. Траверса, закрепленная на крюковых подвесках грузоподъемного устройства, опускается и заводится в боковые такелажные пазы изделия 21 концевиками захватов неподвижных (см. фиг. 2, 3). При этом траверса находится в раскрытом положении, то есть рычаг большой расположен в крайнем верхнем возможном положении (см. фиг. 2, 3). Далее оператор рукояткой переводит рычаг большой в положение, при котором ползун смещается к втулке до момента стопорения (см. фиг. 2), то есть траверса переводится в закрытое положение. Указанные действия производятся поочередно на обоих концах траверсы. После этого изделие готово к подъему грузоподъемным устройством (см. фиг. 4).
Выгрузка изделия с траверсы производится в обратном порядке.
Преимуществами конструкции предлагаемой траверсы являются:
- простота и малый вес конструкции;
- легкость и безопасность в эксплуатации;
- возможность применения различной длины корпуса траверсы;
- возможность выполнения погрузочно-разгрузочных работ вручную с изделиями (авиационными пусковыми и катапультными установками) с боковыми такелажными пазами.