×
20.01.2016
216.013.a1f0

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА ТЯГУ НА ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИЯХ ПОСТОЯННОГО ТОКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к электрическим сетям, контактирующим с токоприемниками транспортных средств. Способ определения технологических потерь электроэнергии в оборудовании тяговых подстанций заключается в измерении на тяговой подстанции напряжения и тока на уровне напряжения 3,3 кВ. При этом измерения на вводе преобразователей тяговых подстанций и устройствах усиления осуществляют синхронно с измерениями на стороне высокого напряжения преобразовательного трансформатора. Результаты измерений передают на сервер обработки данных через корпоративную сеть передачи данных с тяговых подстанций. Определяют технологические потери электроэнергии на тягу в оборудовании тяговой подстанции как разность между расходом электроэнергии, определяемым по данным автоматизированной системы коммерческого учета, и расходом электроэнергии по данным измерительных систем, установленных на вводах преобразовательных агрегатов и устройств усиления системы тягового электроснабжения. Технический результат заключается в возможности определения технологических потерь электроэнергии на тягу в элементах тяговых подстанций. 1 ил.
Основные результаты: Способ определения технологических потерь электроэнергии в оборудовании тяговых подстанций, входящих в систему тягового электроснабжения, заключающийся в измерениях на тяговой подстанции постоянного тока напряжения и тока на уровне напряжения 3,3 кВ, отличающийся тем, что измерения на вводе преобразователей тяговых подстанций и дополнительно к ним устройствах усиления осуществляются синхронно с измерениями на стороне высокого напряжения переменного тока преобразовательного трансформатора, результаты измерений передаются на сервер обработки данных через корпоративную сеть передачи данных с тяговых подстанций, на основе которых определяются технологические потери электроэнергии на тягу в оборудовании тяговой подстанции за анализируемый период времени как разность между расходом электроэнергии, определяемым по данным автоматизированной системы коммерческого учета, и расходом электроэнергии по данным измерительных систем, установленных на вводах преобразовательных агрегатов тяговых подстанций постоянного тока, а также устройств усиления системы тягового электроснабжения.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к системам электроснабжения, а именно к системе тягового электроснабжения железнодорожного транспорта постоянного тока, в частности к способу определения технологических потерь электроэнергии на тягу в системе тягового электроснабжения на тяговых подстанциях постоянного тока.

Целью изобретения является определение технологических потерь электроэнергии в оборудовании тяговых подстанций постоянного тока для оценки эффективности его работы.

Электропотребление на тягу поездов на полигоне постоянного тока составляет около 40% от общего электропотребления железнодорожного транспорта Российской Федерации. Оценка технологических потерь в системе тягового электроснабжения железнодорожного транспорта производится для двух составляющих - потерь в тяговой сети и потерь на тяговых подстанциях. Определение технологических потерь в тяговой сети позволяет оценить эффективность режима работы тяговой сети в различных условиях эксплуатации, а технологических потерь на тяговой подстанции (ТП) - оценить эффективность работы оборудования подстанции в различных режимах, в том числе в условиях работы нового оборудования, внедряемого на ТП по проектам усиления системы тягового электроснабжения - вольтодобавочных устройств, регулируемых преобразователей, управляемых реакторов и т.д. Режимы работы данных устройств оказывают влияние на уровень технологических потерь на ТП, а в ряде случаев неэффективная работа устройств может привести к необоснованному росту потерь. Кроме того, к аналогичному результату может привести и некорректная работа указанных устройств.

На сегодняшний день расход электроэнергии на тягу на ТП постоянного тока определяется с помощью автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, позволяющей определять расход электроэнергии по присоединениям преобразовательных трансформаторов. Определяемый таким способом расход электроэнергии включает в себя технологические потери в оборудовании ТП и тяговой сети. Реализация измерений параметров тяговой нагрузки по вводам преобразовательных агрегатов позволяет выделить технологические потери электроэнергии в оборудовании ТП постоянного тока из общего расхода и оценить эффективность его работы.

Наиболее близким к предложенному решению является способ, предложенный для реализации в «Информационной системе для учета электроэнергии в тяговых сетях» [1], позволяющий определять с высокой степенью точности расход электроэнергии в тяговой сети по данным ТП и электроподвижного состава (ЭПС). Указанный способ не позволяет определять технологические потери электроэнергии на ТП в системе тягового электроснабжения (СТЭ), а именно той части оборудования, которая не входит в тяговую сеть (преобразовательные трансформаторы, преобразователи, пункты повышения напряжения, управляемые реакторы блоков автоматического регулирования напряжения и т.д.).

К недостаткам описанного выше способа относятся:

1) отсутствие возможности учета данных с автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ);

2) отсутствие возможности определения технологических потерь в элементах ТП, входящих в СТЭ.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в возможности определения технологических потерь электроэнергии на тягу в элементах тяговых подстанций постоянного тока, входящих в СТЭ, за анализируемый период по интервалам времени. Данные измерений с тяговых подстанций передаются на сервер для обработки данных через корпоративную сеть передачи данных связи. Аналогичным способом на сервер поступают данные измерительных систем с вводов преобразовательных агрегатов ТП, а также от устройств усиления системы тягового электроснабжения. Технологические потери определяются как разность между расходом электроэнергии, определяемым по данным автоматизированной системы коммерческого учета, и расходом электроэнергии по данным измерительных систем, установленных на вводах преобразовательных агрегатов ТП постоянного тока, а также устройств усиления системы тягового электроснабжения.

Сравнение заявленного способа определения технологических потерь в элементах ТП, входящих в СТЭ, с описанными выше показывает, что измерение технологических потерь на основе данных измерительных систем ТП и данных АСКУЭ ни в области электроснабжения, ни в других областях техники не использовались.

Отличиями от известных способов определения потерь являются:

1) организация измерений параметров сети постоянного тока на уровне напряжения 3,3 кВ для определения расхода электроэнергии на вводах преобразовательных агрегатов ТП;

2) синхронное измерение технологических потерь в элементах ТП, входящих в СТЭ, на основе измерения расхода электроэнергии на тягу по данным АСКУЭ и измерительных систем на вводах преобразовательных агрегатов.

Определение технологических потерь электроэнергии по данному способу осуществляется в следующем порядке.

Расход активной электроэнергии по данным автоматизированной системы коммерческого учета для ввода преобразовательного трансформатора (ПТ) на стороне переменного тока определяется для j-го интервала ΔTj по выражению:

WПТj=PПТj·ΔTj.

Действующее значение активной мощности преобразовательного агрегата:

Действующие значения напряжения и тока за i-й интервал усреднения ΔТ определяются по выражению:

где Ui, Ii, - цифровые отсчеты напряжения и тока;

i - момент отсчета, i: t∈(tj-1; tj);

j - номер интервала усреднения;

N - количество отсчетов на интервале усреднения.

Мощность тяговой нагрузки преобразовательного агрегата (ПА) в общем виде за j-й интервал усреднения определяется по выражению:

Расход энергии для ввода преобразовательного агрегата на стороне постоянного напряжения 3,3 кВ за j-й интервал усреднения определяется по выражению: WПАj=PПАj·ΔTj.

Обратная мощность и энергия по вводу ПВ и ПА тяговых подстанций в случае эксплуатации на тяговых подстанциях выпрямительных агрегатов учитывается аналогично для отрицательного диапазона.

Технологические потери электроэнергии в оборудовании тяговой подстанции на основе синхронных измерений за определенный интервал времени определяются по выражению:

Для случая питания от ТП устройств усиления системы тягового электроснабжения (УУ СТЭ) (например, пункта повышения напряжения, вольтодобавочного устройства и т.д.) технологические потери электроэнергии определяются по выражению:

.

Рассмотрим пример реализации способа определения технологических потерь на примере тяговой подстанции, к которой подключен пункт повышения напряжения (фиг. 1).

На фиг. 1 показана реализация способа определения технологических потерь электроэнергии на тягу в оборудовании тяговых подстанций на примере использования в качестве устройства усиления системы тягового электроснабжения пункта повышения напряжения, подключенного от линии постоянного тока 6,6 кВ подстанции. На тяговой подстанции со стороны переменного тока высшего напряжения преобразовательного трансформатора 2 установлена измерительная система 1 автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, подключенная к измерительным трансформаторам, позволяющая определять расход электроэнергии на тягу электроподвижным составом. К измерительным шунтам ввода 4 преобразовательного агрегата 3 подключены измерительные системы 5, позволяющие определять параметры тяговой нагрузки на стороне постоянного тока, складывающейся из нагрузки фидеров контактной сети 11. На пункте повышения напряжения 6, подключенном к посту секционирования 8 тяговой сети (контактной сети 9 и рельсовой цепи 10), к измерительным шунтам подключена измерительная система 7, позволяющая определять параметры тяговой нагрузки пункта повышения напряжения. Данные измерений с измерительных системы 1, 5 и 7 по оптоволоконной связи передаются на сервер обработки данных 12. Технологические потери определяются по интервалам измерений.

Библиографический список

1. Пат. на изобретение 2446065 РФ. МПК B60M 3/02. Информационная система для учета электроэнергии в тяговых сетях / В.Т. Черемисин, С.Н. Чижма, Ю.В. Кондратьев, М.М. Никифоров, А.С. Онуфриев (РФ) - №2010143100/11. Заявл. 20.10.2010; опубл. 27.03.2012. Бюл. №9.

Способ определения технологических потерь электроэнергии в оборудовании тяговых подстанций, входящих в систему тягового электроснабжения, заключающийся в измерениях на тяговой подстанции постоянного тока напряжения и тока на уровне напряжения 3,3 кВ, отличающийся тем, что измерения на вводе преобразователей тяговых подстанций и дополнительно к ним устройствах усиления осуществляются синхронно с измерениями на стороне высокого напряжения переменного тока преобразовательного трансформатора, результаты измерений передаются на сервер обработки данных через корпоративную сеть передачи данных с тяговых подстанций, на основе которых определяются технологические потери электроэнергии на тягу в оборудовании тяговой подстанции за анализируемый период времени как разность между расходом электроэнергии, определяемым по данным автоматизированной системы коммерческого учета, и расходом электроэнергии по данным измерительных систем, установленных на вводах преобразовательных агрегатов тяговых подстанций постоянного тока, а также устройств усиления системы тягового электроснабжения.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА ТЯГУ НА ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИЯХ ПОСТОЯННОГО ТОКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-8 из 8.
10.08.2015
№216.013.6cca

Способ определения расхода электроэнергии электроподвижным составом в границах произвольной зоны учета

Изобретение относится к области электроснабжения электроподвижного состава железнодорожного транспорта. В способе измеряют информационно-измерительным комплексом на борту электроподвижного состава приращения расхода и рекуперации электрической энергии. Измеряют географические координаты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559408
Дата охранного документа: 10.08.2015
20.01.2016
№216.013.a0c3

Способ определения технологических потерь электроэнергии в тяговой сети железнодорожного транспорта

Изобретение относится к электрическим сетям, контактирующим с токоприемниками транспортных средств. Способ определения технологических потерь в тяговой сети заключается в том, что измеряют на участке железной дороги ток, напряжение, ординаты поезда во времени. При этом измерения на фидерах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572797
Дата охранного документа: 20.01.2016
27.02.2016
№216.014.bf7c

Способ определения сопротивления контактной и рельсовой сетей железнодорожного транспорта

Изобретение относится к линиям электроснабжения электрифицированного железнодорожного транспорта, а именно к способу определения сопротивления контактной и рельсовой сетей. Способ заключается в том, что производят измерения на экспериментальном участке железной дороги значений напряжения между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002576359
Дата охранного документа: 27.02.2016
13.01.2017
№217.015.671c

Способ определения потерь электроэнергии электроподвижным составом при неграфиковых остановках с использованием бортовых информационно-измерительных комплексов учета электроэнергии

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для учета потерь электроэнергии электроподвижным составом при неграфиковых остановках. Способ включает сравнение фактического значения расхода электрической энергии при неграфиковой остановке, зафиксированного с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002591559
Дата охранного документа: 20.07.2016
13.01.2017
№217.015.6807

Способ имитационного моделирования энергоэффективного графика движения поездов на электрифицированных железных дорогах

Изобретение относится к области планирования движения железнодорожного транспорта. Способ заключается в формировании графика движения поездов, где дополнительно учитывается допустимое изменение ординаты пересечения пакетов поездов во встречных направлениях относительно элемента профиля с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002591560
Дата охранного документа: 20.07.2016
13.01.2017
№217.015.69c1

Способ определения непроизводительных потерь электроэнергии электроподвижным составом при нагоне графикового времени с использованием бортовых информационно-измерительных комплексов учета электроэнергии

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики, для учета потерь электроэнергии электроподвижным составом при нагоне графикового времени. Способ включает сравнение фактического значения расхода электрической энергии при нагоне графикового времени, зафиксированного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002591558
Дата охранного документа: 20.07.2016
13.01.2017
№217.015.7e20

Способ определения непроизводительных потерь электроэнергии электроподвижным составом при проследовании участков с временным ограничением скорости с использованием бортовых информационно-измерительных комплексов учета электроэнергии

Изобретение относится к учету потерь электрической энергии электроподвижным составом. Способ определения непроизводительных потерь электроэнергии электроподвижным составом при проследовании участков с временным ограничением скорости заключается в сравнении фактического значения расхода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002600960
Дата охранного документа: 27.10.2016
13.02.2018
№218.016.2099

Способ определения энергетических показателей движения поезда и системы тягового электроснабжения

Изобретение относится к системам электроснабжения железнодорожного транспорта. Способ определения энергетических показателей движения поезда и системы тягового электроснабжения заключается в том, что на каждом шаге моделирования на основе тяговых расчетов с учетом напряжения на токоприемнике по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641537
Дата охранного документа: 18.01.2018
Показаны записи 1-10 из 15.
20.08.2013
№216.012.5fc1

Устройство для исследования токоприемников электрического транспорта

Изобретение относится к области транспорта, а именно к устройствам для исследования токоприемников в лабораторных условиях. Заявленное устройство содержит токоприемник, оснащенный системой подвижных рам, связанной с пневмоприводом, который соединен с источником сжатого воздуха и расположен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490145
Дата охранного документа: 20.08.2013
10.09.2013
№216.012.6737

Токоприемник электроподвижного состава

Изобретение относится к транспортной технике и направлено на усовершенствование токоприемников электроподвижного состава. В предложенном токоприемнике электроподвижного состава полоз установлен на подвижных рамах, выполненных из полых труб. Для уменьшения приведенной массы токоприемника полые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492070
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.08.2015
№216.013.6cca

Способ определения расхода электроэнергии электроподвижным составом в границах произвольной зоны учета

Изобретение относится к области электроснабжения электроподвижного состава железнодорожного транспорта. В способе измеряют информационно-измерительным комплексом на борту электроподвижного состава приращения расхода и рекуперации электрической энергии. Измеряют географические координаты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559408
Дата охранного документа: 10.08.2015
20.01.2016
№216.013.a0c3

Способ определения технологических потерь электроэнергии в тяговой сети железнодорожного транспорта

Изобретение относится к электрическим сетям, контактирующим с токоприемниками транспортных средств. Способ определения технологических потерь в тяговой сети заключается в том, что измеряют на участке железной дороги ток, напряжение, ординаты поезда во времени. При этом измерения на фидерах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572797
Дата охранного документа: 20.01.2016
27.02.2016
№216.014.bf7c

Способ определения сопротивления контактной и рельсовой сетей железнодорожного транспорта

Изобретение относится к линиям электроснабжения электрифицированного железнодорожного транспорта, а именно к способу определения сопротивления контактной и рельсовой сетей. Способ заключается в том, что производят измерения на экспериментальном участке железной дороги значений напряжения между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002576359
Дата охранного документа: 27.02.2016
13.01.2017
№217.015.671c

Способ определения потерь электроэнергии электроподвижным составом при неграфиковых остановках с использованием бортовых информационно-измерительных комплексов учета электроэнергии

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики для учета потерь электроэнергии электроподвижным составом при неграфиковых остановках. Способ включает сравнение фактического значения расхода электрической энергии при неграфиковой остановке, зафиксированного с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002591559
Дата охранного документа: 20.07.2016
13.01.2017
№217.015.6807

Способ имитационного моделирования энергоэффективного графика движения поездов на электрифицированных железных дорогах

Изобретение относится к области планирования движения железнодорожного транспорта. Способ заключается в формировании графика движения поездов, где дополнительно учитывается допустимое изменение ординаты пересечения пакетов поездов во встречных направлениях относительно элемента профиля с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002591560
Дата охранного документа: 20.07.2016
13.01.2017
№217.015.69c1

Способ определения непроизводительных потерь электроэнергии электроподвижным составом при нагоне графикового времени с использованием бортовых информационно-измерительных комплексов учета электроэнергии

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики, для учета потерь электроэнергии электроподвижным составом при нагоне графикового времени. Способ включает сравнение фактического значения расхода электрической энергии при нагоне графикового времени, зафиксированного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002591558
Дата охранного документа: 20.07.2016
13.01.2017
№217.015.7e20

Способ определения непроизводительных потерь электроэнергии электроподвижным составом при проследовании участков с временным ограничением скорости с использованием бортовых информационно-измерительных комплексов учета электроэнергии

Изобретение относится к учету потерь электрической энергии электроподвижным составом. Способ определения непроизводительных потерь электроэнергии электроподвижным составом при проследовании участков с временным ограничением скорости заключается в сравнении фактического значения расхода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002600960
Дата охранного документа: 27.10.2016
13.02.2018
№218.016.2099

Способ определения энергетических показателей движения поезда и системы тягового электроснабжения

Изобретение относится к системам электроснабжения железнодорожного транспорта. Способ определения энергетических показателей движения поезда и системы тягового электроснабжения заключается в том, что на каждом шаге моделирования на основе тяговых расчетов с учетом напряжения на токоприемнике по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641537
Дата охранного документа: 18.01.2018
+ добавить свой РИД