×
10.09.2015
216.013.789f

Результат интеллектуальной деятельности: БУКСОВЫЙ УЗЕЛ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002562468
Дата охранного документа
10.09.2015
Аннотация: Корпус адаптера буксового узла тележки выполнен в виде полуцилиндра с выступающими с двух сторон боковыми опорами и боковыми лапками, образующими фигурные вырезы, внутренние стороны которых являются боковыми опорными поверхностями адаптера. С внешней стороны корпус адаптера имеет две выступающие опоры с ребрами жесткости. На краях цилиндрического выреза выполнены удерживающие выступы, вдоль которых и в центральной ее части выполнены канавки. Основание корпуса адаптера смещено относительно центра полуцилиндра. В середине одной из боковых опор адаптера выполнено отверстие с резьбой для его болтового соединения с блокиратором. Блокиратор выполнен П-образной формы, в средней части которой выполнен прямоугольный выступ, который размещен в фигурном вырезе адаптера, а в центральном отверстии горизонтальной полки установлен болт, а боковые опоры разнесены по ширине фигурного выреза адаптера и выполнены скругленными. Повышается надежность работы буксового узла. 3 з.п. ф-лы, 9 ил., 1 табл.

Изобретение относится к подвижному составу железнодорожного транспорта и может быть использовано в конструкциях вагонной тележки для установки колесных пар с кассетными подшипниками.

Известен адаптер подшипникового узла боковой рамы тележки преимущественно грузового вагона, содержащий проемы для подшипникового узла с горизонтальной и вертикальными контактными поверхностями, взаимодействующими с контактными горизонтальной и вертикальными поверхностями адаптера, при этом, по меньшей мере, одна из контактных поверхностей адаптера выполнена цилиндрической формы, причем расстояние между центрами проемов для подшипниковых узлов является базой тележки, по меньшей мере, одна из контактных цилиндрических поверхностей выполнена радиусом, равным 0,85-1,2 базы тележки. По меньшей мере, одна из контактных цилиндрических поверхностей выполнена сплошной. По меньшей мере, одна из контактных цилиндрических поверхностей выполнена в виде отстоящих друг от друга опор с цилиндрическими поверхностями с промежутком между ними, поверхность которого смещена в сторону центра радиуса цилиндрических контактных поверхностей (RU 110047, B61F 5/26, 2011).

Недостатком адаптера является повышенный износ в зазорах контактирующих поверхностей подшипникового узла из-за их закругления, а также неустойчивое положение в вырезе боковой рамы.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является узел соединения боковой рамы с колесной парой в тележке грузового железнодорожного вагона, содержащий П-образный буксовый проем с установленной на опорной поверхности износостойкой съемной скобой, адаптер прямоугольной формы с цилиндрическим вырезом в нижней части под установку на двухрядный кассетный подшипник колесной пары и блокиратор, предохраняющий колесную пару от выхода из буксового проема боковой рамы, закрепленный посредством болта к нижней части внутренней вертикальной стенки буксового проема. Блокиратор, имеющий отверстие под болт, выполнен с прямоугольным пазом в верхней части, ширина паза не превышает наибольшего размера шестигранной головки болта. В нижней части внутренней вертикальной стенки буксового проема выполнено отверстие для установки блокиратора, расположенного с возможностью опоры на нижнюю полку внутренней вертикальной стенки буксового проема, при этом болт размещен вверх головкой, которая входит в прямоугольный паз блокиратора, и снабжен шайбой и самостопорящейся гайкой. Между блокиратором и полкой могут устанавливаться регулировочные пластины с отверстиями под болт (RU 101988, B61F 5/14, 2011).

Конструкция узла соединения боковой рамы с колесной парой имеет недостаточную надежность фиксации подшипникового узла колесной пары между адаптером и блокиратором. В процессе эксплуатации из-за износа регулировочных пластин происходит биение подшипника колесной пары о блокиратор, что приведет к его поломке.

Техническим результатом является повышение надежности работы буксового узла вагонной тележки.

Технический результат достигается за счет того, что в буксовом узле вагонной тележки, содержащем адаптер с цилиндрическим вырезом в нижней части для установки на подшипник колесной пары и фигурными вырезами с двух сторон под направляющие вертикальные стенки выреза боковой рамы и блокиратор, размещенный под подшипником колесной пары, согласно изобретению корпус адаптера выполнен в виде полуцилиндра с выступающими с двух сторон боковыми опорами и боковыми лапками, образующими фигурные вырезы, внутренние стороны которых являются боковыми опорными поверхностями адаптера, а с внешней стороны корпус адаптера имеет две выступающие опоры с ребрами жесткости, на краях цилиндрического выреза выполнены удерживающие выступы, вдоль которых и в центральной части цилиндрического выреза выполнены канавки, причем основание корпуса адаптера смещено относительно центра полуцилиндра на расстояние

δ=(0,04÷0,05)R,

где R - радиус цилиндрического выреза под подшипник колесной пары,

при этом в середине одной из боковых опор адаптера выполнено отверстие с резьбой для его болтового соединения с блокиратором.

Блокиратор выполнен П-образной формы, в средней части блокиратора выполнен прямоугольный выступ, который размещен в фигурном вырезе адаптера, в центральном отверстии горизонтальной полки установлен болт, а боковые опоры разнесены по ширине фигурного выреза адаптера и выполнены скругленными. Расстояние между центрами выступающих опор адаптера равно:

где α - угол охвата подшипника колесной пары под центрами выступающих опор адаптера.

Расстояние между нижней гранью внутренней поверхности боковой опоры блокиратора с одной стороны буксового узла и нижней гранью цилиндрического выреза адаптера с другой его стороны меньше диаметра цилиндрического выреза под подшипник колесной пары.

На фиг.1 показан общий вид буксового узла вагонной тележки; на фиг.2 - адаптер с блокиратором в сборе; на фиг.3 - вид А на фиг.2; на фиг.4 - адаптер, общий вид; на фиг.5 - то же, вид сверху; на фиг.6 - сечение по Б-Б на фиг.4; на фиг.7 - блокиратор, общий вид; на фиг.8 - то же, вид сверху и на фиг.9 - то же, вид сбоку.

Буксовый узел вагонной тележки содержит адаптер 1 с цилиндрическим вырезом 2 в нижней части для установки на подшипник колесной пары и фигурными вырезами 3 с двух сторон под направляющие вертикальные стенки выреза боковой рамы и блокиратор 4, размещенный под подшипником колесной пары. Корпус адаптера 1 выполнен в виде полуцилиндра с выступающими с двух сторон боковыми опорами 5 и боковыми лапками 6, образующими фигурные вырезы 3, внутренние стороны которых являются боковыми опорными поверхностями адаптера 1. С внешней стороны корпус адаптера 1 имеет две выступающие опоры 7 с ребрами жесткости. На краях цилиндрического выреза 2 выполнены удерживающие выступы 8, вдоль которых и в центральной части цилиндрического выреза 2 выполнены канавки 9.

Причем основание корпуса адаптера 1 смещено относительно центра полуцилиндра на расстояние:

δ=(0,04÷0,05)R,

где R - радиус цилиндрического выреза под подшипник колесной пары,

при этом в середине одной из боковых опор 6 адаптера 1 выполнено отверстие 10 с резьбой для его болтового соединения с блокиратором 4.

Блокиратор 4 выполнен П-образной формы, в средней части блокиратора 4 выполнен прямоугольный выступ 11, который размещен в фигурном вырезе 3 адаптера 1. В центральном отверстии 12 горизонтальной полки установлен болт 13, а боковые опоры 14 разнесены по ширине фигурного выреза 3 адаптера 1 и выполнены скругленными.

Расстояние В между центрами выступающих опор 7 адаптера 1 равно:

где α - угол охвата подшипника колесной пары под центрами выступающих опор 7 адаптера 1.

Расстояние между нижней гранью внутренней поверхности боковой опоры 14 блокиратора 4 с одной стороны буксового узла и нижней гранью цилиндрического выреза 2 адаптера 1 с другой его стороны меньше диаметра цилиндрического выреза 2 под подшипник колесной пары.

Буксовый узел вагонной тележки используют следующим образом. При сборке буксового узла вагонной тележки на подшипники колесной пары по концам вагонной оси устанавливают сверху адаптеры 1. Подшипники размещаются между удерживающими выступами 8 цилиндрического выреза 2. Потом с обеих сторон на них ставят боковые рамы тележки. Сверху на выступающие опоры 7 адаптера 1 кладется специальная подкладка в вырез боковой рамы. С боковых сторон выреза боковой рамы выполнены направляющие пазы для удержания посредством боковых лапок 6 на боковых опорах 5 адаптера 1. Адаптер 1 удерживается в вырезе за счет четырех боковых лапок 6, образующих фигурные вырезы 3. Боковые опоры 5 не позволяют адаптеру выпасть из выреза боковой рамы. Кроме того, два блокиратора 4 монтируются на каждую колесную пару тележки, когда колесные пары с кассетными подшипниками стоят на рельсах. Каждый блокиратор 4 устанавливается снизу адаптера 1 и закрепляется болтом 13 на резьбе в отверстии 10 адаптера 1 со стороны рессорного подвешивания тележки. Кроме того, в середине в боковых опорах 5 адаптера 1 с каждой стороны может быть выполнено два отверстия 10 с резьбой для перестановки блокиратора 4 с одной стороны буксового узла на его другую сторону.

Стопорят болт 13 в центральном отверстии 12 специальной проволокой, продетой через отверстия в его головке и боковые опоры 14 блокиратора 4. При этом прямоугольный выступ 11 входит между боковыми лапками 6 в фигурный вырез 3 адаптера 1. Свободные концы специальной проволоки загибаются вниз.

Основание корпуса адаптера 1 смещено относительно центра полуцилиндра на расстояние 5, что позволяет надежно его установить на подшипниковом узле, а затем быстро снять адаптер 2 с подшипникового узла. Цилиндрические поверхности корпуса полностью не замыкаются на подшипниковом узле, а свободно лежат на нем. Это облегчает монтаж и демонтаж буксовых узлов колесных пар.

Например, при R=115 мм величина смещения для устойчивого положения адаптера 1 на подшипниковом узле δ должна быть в пределах от 4,6 мм до 5,75 мм.

δ=(0,04÷0,05)R=(0,04÷0,05)×15 мм.

При R=120 мм смещение 5 должно быть от 4,8 мм до 6,0 мм.

δ=(0,04÷0,05)×120 мм.

Адаптеры отливают из стали ЗОГСЛ с последующей нормализацией и устанавливают в вырезы литых боковых рам вагонных тележек.

Расстояние между нижней гранью внутренней поверхности боковой опоры 14 блокиратора 4 с одной стороны буксового узла и нижней гранью цилиндрического выреза 2 адаптера 1 с другой его стороны меньше диаметра цилиндрического выреза 2 под подшипник колесной пары. Такая установка блокиратора 4 позволяет надежно удерживать адаптер 1 на подшипнике колесной пары.

Например, при диаметре 230 мм (R=115 мм) принимаем расстояние С между нижней гранью внутренней поверхности боковой опоры 14 блокиратора 4 и нижней гранью цилиндрического выреза 2 адаптера 1 (рис.2) равное 217 мм. Размер открытого зева буксового узла не позволит при значительных динамических нагрузках и колебаниях вывалиться адаптеру 1 подшипника колесной пары.

Расстояние В (рис.2) между центрами выступающих опор 7 адаптера 1 равно:

где α - угол охвата подшипника колесной пары под центрами выступающих опор 7 адаптера 1.

Принимаем R=115 мм, α=119°, . Во втором случае принимаем R=115 мм, α=140°, .

В таблице 1 показаны результаты испытаний буксовых узлов с адаптерами следующих фирм: ПГК (заявитель) - первая грузовая компания;

ЕПК - европейская подшипниковая компания (чертеж №97018.30.005);

ПКБ ЦВ и МИИТ - проектно-конструкторское бюро вагонного хозяйства (чертеж №5601-Н);

УВЗ - Уралвагонзавод (чертеж №100.10.009-1).

Таблица 1
Результаты испытаний подшипников с тремя вариантами адаптеров
Показатели Буксовый узел ПГК Буксовый узел ВПК Буксовый узел ПКБЦВ и МИИТ Буксовый узел «УВЗ»
Зона нагружения наружного ряда роликов, град 140 125 63 122
Зона нагружения внутреннего ряда роликов, град 114 125 61 120
Максимальные напряжения от прохода наружного ряда роликов, МПа 9,0-6.2 11,6-8,5 23 23
Максимальные напряжения от прохода внутреннего ряда роликов, МПа 9,4-6,5 15,8-12.4 16 27

Результаты испытаний показали лучшие характеристики адаптера с блокиратором ПГК. Расстояние между центрами выступающих опор 7 адаптера 1 было определено оптимальным в размере 196 мм.

При демонтаже буксового узла извлекают проволоку из отверстий боковых опор блокиратора 4 и болта 13, выкручивают болт 13 из одного отверстия 10 и вручную снимают блокиратор 4 с адаптера 1. Снимаются смонтированные на концах вагонной оси подшипниковые узлы, которые располагались между удерживающими выступами 8 по краям внутренней цилиндрической поверхности адаптеров 1. Для удобства установки и снятия с них адаптеров 1 по краям и в центральной части внутренней цилиндрической поверхности выреза 2 выполнены канавки 9. Эти канавки 9 могут служить для охлаждения подшипниковых узлов. При перестановке буксового узла на другую сторону вагонной тележки блокиратор 4 вставляют в другое отверстие 10 на другой боковой опоре 5 адаптера 1.

Эффективность буксового узла вагонной тележки заключается в надежной работе за счет устойчивого положения и удержания адаптера на подшипниковом узле колесной пары, на который сверху надевается боковая рама, и плотного охвата опорами блокиратора подшипника колесной пары.


БУКСОВЫЙ УЗЕЛ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ
БУКСОВЫЙ УЗЕЛ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ
БУКСОВЫЙ УЗЕЛ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ
БУКСОВЫЙ УЗЕЛ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ
БУКСОВЫЙ УЗЕЛ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ
БУКСОВЫЙ УЗЕЛ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ
БУКСОВЫЙ УЗЕЛ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ
БУКСОВЫЙ УЗЕЛ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ
БУКСОВЫЙ УЗЕЛ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ
БУКСОВЫЙ УЗЕЛ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-8 из 8.
20.03.2013
№216.012.2f7e

Адаптер подшипникового узла боковой рамы тележки, преимущественно грузового вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к тележкам грузовых вагонов. Адаптер подшипникового узла боковой рамы тележки имеет контактные горизонтальную и вертикальные поверхности, взаимодействующие с горизонтальной и вертикальными контактными поверхностями подшипникового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477693
Дата охранного документа: 20.03.2013
20.09.2013
№216.012.6af9

Устройство крепления подшипникового узла к раме тележки

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к тележкам вагонов. Устройство крепления подшипникового узла содержит: сменные износостойкие прокладки (6), снабженные верхними крепежными ветвями (9), зафиксированными над буксовыми проемами рамы (1), и нижними фиксирующими...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493036
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.09.2013
№216.012.6afa

Сменный элемент фрикционного узла, преимущественно тележек грузовых вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к тележкам вагонов. Сменный элемент (6) фрикционного узла выполнен в виде крышки (7) с опорной (7b) и фрикционной (7a) поверхностями. Элемент содержит, по меньшей мере, по части контура окантовку (8-13), расположенную под углом к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493037
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.08.2014
№216.012.e9af

Буксовый узел тележки подвижного состава железных дорог (варианты)

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к буксовым узлам тележек грузовых вагонов. Буксовый узел содержит адаптер, кассетный подшипник, крышку и стопорную пластину, при этом боковые рамы тележки оперты через адаптеры на кассетные подшипники, а сам кассетный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525631
Дата охранного документа: 20.08.2014
10.04.2015
№216.013.3818

Износостойкая сменная прокладка боковой рамы тележки грузового вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструктивным элементам тележек. Износостойкая сменная прокладка устанавливается в буксовом проеме боковой рамы между опорными поверхностями буксового проема боковой рамы и подшипникового узла. Износостойкая сменная прокладка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002545848
Дата охранного документа: 10.04.2015
20.08.2015
№216.013.6fde

Адаптер с блокиратором грузовой тележки для колесной пары с кассетным подшипником

Корпус адаптера выполнен в виде полуцилиндра с выступающими с двух сторон боковыми опорами и боковыми направляющими, образующими выступы, внутренние стороны которых являются боковыми опорными поверхностями адаптера. С внешней стороны корпус адаптера имеет две выступающие опоры, вдоль которых и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560208
Дата охранного документа: 20.08.2015
20.01.2018
№218.016.10fe

Способ подготовки железнодорожного вагона-цистерны к ремонту или наливу сжиженного углеводородного газа и устройство для его реализации

Изобретение относится к эксплуатации железнодорожных вагонов-цистерн, предназначенных для транспортировки сжиженных углеводородных газов, и может быть использовано в стационарных условиях вагоноремонтных депо для безопасной подготовки вагона-цистерны к наливу сжиженного углеводородного газа и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633917
Дата охранного документа: 19.10.2017
13.02.2018
№218.016.2003

Сливной прибор железнодорожной цистерны

Изобретение относится к железнодорожному транспорту для перевозок жидких грузов, в частности к конструкциям сливных устройств. Сливной прибор железнодорожной цистерны содержит цилиндрический корпус из двух соединенных частей (1, 2), между которыми установлено предохранительное кольцо (4). В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641365
Дата охранного документа: 17.01.2018
Показаны записи 1-5 из 5.
20.03.2013
№216.012.2f7e

Адаптер подшипникового узла боковой рамы тележки, преимущественно грузового вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к тележкам грузовых вагонов. Адаптер подшипникового узла боковой рамы тележки имеет контактные горизонтальную и вертикальные поверхности, взаимодействующие с горизонтальной и вертикальными контактными поверхностями подшипникового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477693
Дата охранного документа: 20.03.2013
20.08.2014
№216.012.e9af

Буксовый узел тележки подвижного состава железных дорог (варианты)

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к буксовым узлам тележек грузовых вагонов. Буксовый узел содержит адаптер, кассетный подшипник, крышку и стопорную пластину, при этом боковые рамы тележки оперты через адаптеры на кассетные подшипники, а сам кассетный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525631
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.08.2015
№216.013.6fde

Адаптер с блокиратором грузовой тележки для колесной пары с кассетным подшипником

Корпус адаптера выполнен в виде полуцилиндра с выступающими с двух сторон боковыми опорами и боковыми направляющими, образующими выступы, внутренние стороны которых являются боковыми опорными поверхностями адаптера. С внешней стороны корпус адаптера имеет две выступающие опоры, вдоль которых и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560208
Дата охранного документа: 20.08.2015
20.01.2018
№218.016.10fe

Способ подготовки железнодорожного вагона-цистерны к ремонту или наливу сжиженного углеводородного газа и устройство для его реализации

Изобретение относится к эксплуатации железнодорожных вагонов-цистерн, предназначенных для транспортировки сжиженных углеводородных газов, и может быть использовано в стационарных условиях вагоноремонтных депо для безопасной подготовки вагона-цистерны к наливу сжиженного углеводородного газа и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633917
Дата охранного документа: 19.10.2017
13.02.2018
№218.016.2003

Сливной прибор железнодорожной цистерны

Изобретение относится к железнодорожному транспорту для перевозок жидких грузов, в частности к конструкциям сливных устройств. Сливной прибор железнодорожной цистерны содержит цилиндрический корпус из двух соединенных частей (1, 2), между которыми установлено предохранительное кольцо (4). В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641365
Дата охранного документа: 17.01.2018
+ добавить свой РИД