Вид РИД
Изобретение
Способ эксплуатации рельсовой колеи (варианты). Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано при прохождении кривых участков пути в плане.
Известен способ эксплуатации рельсовой колеи, включающий подачу песка на рельсовую колею под колесную пару (http://www.poezdvl.com/v111/v111_86.html). Однако подачу песка при прохождении кривых участков рельсовой колеи производят на обе рельсовые нити. Учитывая, что в кривой центр тяжести подвижной единицы смещен в сторону внутренней рельсовой нити, это приводит к проскальзыванию колеса колесной пары на поверхности катания наружного рельса, разрушению колеса и наружного рельса, сокращению срока эксплуатации рельсовой колеи.
Перед изобретением была поставлена задача увеличения сроков эксплуатации рельсовой колеи и подвижной единицы железнодорожного транспорта. Техническим результатом изобретения является увеличение сроков эксплуатации рельсовой колеи и подвижной единицы железнодорожного транспорта, сокращение затрат на ремонт пути.
Технический результат достигается за счет того, что в способе эксплуатации рельсовой колеи, включающим движение подвижных единиц по кривому участку рельсовой колеи в плане с подсыпкой песка на рельсовую нить, подсыпку песка производят при прохождении подвижными единицами кривого участка рельсовой колеи в плане сначала на одну рельсовую нить, а затем на другую рельсовую нить по мере ее износа.
На чертеже условно показана рельсовая колея в кривой, вид сверху.
Рельсовая колея включает рельсовые нити 1 и 2 с колесной парой 3. Колесная пара 3 содержит колеса 4 и 5. При прохождении кривого участка пути в плане на угол поворота α по рельсовой нити 1 колесо 4 пройдет расстояние АВ. При прохождении кривого участка пути в плане на угол поворота α по рельсовой нити 2 колесо 5 пройдет расстояние CD. Очевидно, что АВ больше CD.
Способ эксплуатации рельсовой колеи осуществляют следующим образом.
Так как центр тяжести колесной пары 3 смещен в сторону рельсовой нити 2, скорость вращения колесной пары 3 будет определяться расстоянием CD на рельсовой нити 2. При этом сила трения колеса 5 о поверхность катания рельсов, составляющих рельсовую
нить 2, будет больше силы трения колеса 4 о поверхность катания рельсов, составляющих рельсовую нить 1. Указанное приведет к тому, что трение колеса 5 о поверхность катания рельсов рельсовой нити 2 будет трением качения, а трение колеса 4 о поверхность катания рельсов, составляющих рельсовую нить 1, будет трением скольжения. В результате этого колесо 4 и рельсовая нить 1 подвергаются разрушению быстрее, чем колесо 5 и рельсовая нить 2.
Для уменьшения разрушения колеса 4 и рельсовой нити 1 и достижения заявляемого технического результата производят подсыпку песка на рельсовую нить 1. Подсыпка песка на рельсовую нить 1 увеличивает шероховатость поверхности катания рельсов рельсовой нити 1 и, соответственно, силу трения соприкасающихся поверхностей колеса 4 и рельсовой нити 1. Если сила трения колеса 4 о поверхность катания рельсов рельсовой нити 1 будет больше силы трения колеса 5 о поверхность катания рельсов рельсовой нити 2, то скорость вращения колесной пары 3 при прохождении кривого участка пути в плане на угол поворота α будет определяться длиной участка АВ. При этом на участке АВ трение колеса 4 о рельсовую нить 1 будет трением качения, а колеса 5 о рельсы нити 2 на участке CD - трением скольжения. Колесо 5 и рельсовая нить 2 будут разрушаться интенсивнее, чем колесо 4 и рельсовая нить 1. Важно отметить, что в кривых песок подсыпают на поверхность катания рельсов одной рельсовой нити, трение колеса транспортного средства о которую становится трением качения, что приводит к большему разрушению, вследствие проскальзывания, рельсов другой рельсовой нити, на поверхность которой песок не подается. Замены на кривом участке пути трения скольжения колеса подвижной единицы о поверхность катания рельса одной рельсовой нити рельсовой колеи, с целью уменьшения ее разрушения, на трение качения можно добиться смазкой поверхности катания рельсов другой рельсовой нити.
Поэтому предлагается также вариант способа эксплуатации рельсовой колеи с тем же техническим результатом, который включает движение подвижных единиц по кривому участку рельсовой колеи в плане, характеризующийся тем, что на поверхность катания рельсов одной рельсовой нити подают смазывающие вещества.