×
10.07.2014
216.012.dc84

СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ КОМПРЕССОРА И УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002522230
Дата охранного документа
10.07.2014
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Группа изобретений относится к компрессоростроению и установкам для испытаний компрессора, в частности, предназначена для использования при испытании осевых, центробежных и диагональных компрессоров, а также их комбинаций, при использовании регулируемого привода двигателя. В качестве силового привода используют газотурбинный двигатель, компрессор вращают через суммирующий мультипликатор, а изменение режима вращения осуществляют путем подачи части отводимого сжатого воздуха на газотурбинный двигатель и/или преобразования энергии сжатого воздуха в энергию вращения и передачи ее на суммирующий мультипликатор. Преобразование энергии сжатого воздуха в энергию вращения можно осуществлять с помощью дополнительной турбины, соединенной с суммирующим мультипликатором и установленной на трубопроводе отвода сжатого компрессорного воздуха. Часть отводимого сжатого воздуха можно подавать на газотурбинный двигатель через теплообменник. Установка для испытания компрессора снабжена подводящим трубопроводом с успокоителем, дополнительной турбиной и обводным трубопроводом с установленными в нем дросселями, в качестве силового привода она содержит газотурбинный двигатель, а мультипликатора - суммирующий мультипликатор, обводной трубопровод соединен с подводящим и выходным трубопроводами, а дополнительная турбина установлена с возможностью передачи вращения на суммирующий мультипликатор и соединена с подводящей стороны с выходным трубопроводом, а с отводящей стороны - патрубком с дросселем с обводным трубопроводом, при этом газотурбинный двигатель соединен с успокоителем и подводящим трубопроводом. Установка для испытания турбокомпрессора может быть снабжена байпасным трубопроводом с теплообменником, установленным на обводном трубопроводе, и снабжена дросселями, обеспечивающими подключение-отключение теплообменника от потока. Технический результат изобретений - снижение энергетических затрат и расширение возможностей по реализации режимов испытаний компрессоров. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к компрессоростроению и установкам для испытаний компрессора, в частности, предназначено для использования при испытании осевых, центробежных и диагональных компрессоров, а также их комбинаций, при использовании регулируемого привода двигателя.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ и установка для испытания компрессора, которые раскрыты в описании патента «Стенд для исследования компрессора и описание его работы».

Известный способ испытания компрессора включает вращение испытуемого компрессора от силового привода через мультипликатор, создание потока высокоэнергетического сжатого компрессорного воздуха и его отвод, изменение режима вращения компрессора для определения границы устойчивости его работы.

Известная установка для испытания компрессора содержит соединенные друг с другом силовой привод, мультипликатор, испытуемый компрессор, успокоительную камеру с выравнивающим воздушный поток устройством, воздухосборник, соединенный с выходным трубопроводом, дроссельные устройства.

/ RU 2253854, МПК 7 G01M 15/00, F04D 27/02, Опубл. 10.06.2005. / Недостатком способа и известного стенда для испытания компрессора является то, что для компрессоров большой мощности требуются значительные затраты электрической мощности, необходимой для достижения требуемых оборотов компрессора, а генерируемый при этом компрессором высокоэнергетический поток сжатого воздуха полезно не используется.

Задачей изобретения является создание экономичного способа испытания исследуемого компрессора и создание испытательной установки, полезно использующей высокоэнергетический поток сжатого воздуха, обеспечивающей требуемые обороты и необходимую мощность во всех режимах работы при снятии характеристик вплоть до границы устойчивой работы.

Ожидаемый технический результат - снижение энергетических затрат, расширение гибкости режимов испытаний.

Ожидаемый технический результат достигается тем, что в известном способе испытания компрессора, включающем вращение испытуемого компрессора от силового привода через мультипликатор, создание потока высокоэнергетического сжатого компрессорного воздуха и его отвод, изменение режима вращения компрессора для определения границы устойчивости, по предложению в качестве силового привода используют газотурбинный двигатель, компрессор вращают через суммирующий мультипликатор, а изменение режима вращения осуществляют путем подачи части отводимого сжатого воздуха на газотурбинный двигатель и/или преобразования энергии сжатого воздуха в энергию вращения и передачи ее на суммирующий мультипликатор. Преобразование энергии сжатого воздуха в энергию вращения можно осуществлять с помощью дополнительной турбины, соединенной с суммирующим мультипликатором, установленной на трубопроводе отвода сжатого компрессорного воздуха. Часть отводимого сжатого воздуха можно подавать на газотурбинный двигатель через теплообменник.

Технический результат достигается тем, что установка для испытания компрессора, содержащая соединенные друг с другом силовой привод, мультипликатор, испытуемый компрессор, успокоительную камеру с выравнивающим воздушный поток устройством, воздухосборник, соединенный с выходным трубопроводом, дроссельные устройства, согласно изобретению снабжена подводящим трубопроводом с успокоителем, дополнительной турбиной и обводным трубопроводом с установленными в нем дросселями, в качестве силового привода она содержит газотурбинный двигатель, а мультипликатора - суммирующий мультипликатор, обводной трубопровод соединен с подводящим и выходным трубопроводами, а дополнительная турбина установлена с возможностью передачи вращения на суммирующий мультипликатор и соединена с подводящей стороны с выходным трубопроводом, а с отводящей стороны - патрубком с дросселем с обводным трубопроводом, при этом газотурбинный двигатель соединен с успокоителем и подводящим трубопроводом. Установка для испытания турбокомпрессора может быть снабжена байпасным трубопроводом с теплообменником, установленным на обводном трубопроводе, и снабжена дросселями, обеспечивающими подключение-отключение теплообменника от потока.

Сущность предложения заключается в том, что электрические приводы вращения на традиционных установках по испытанию компрессоров высокой мощности достаточно затратны, в некоторых случаях развиваемая ими мощность недостаточна для испытания компрессоров во всех областях рабочего диапазона. Сжатый испытуемым компрессором воздух обладает значительной энергией, но в традиционных установках этот воздух выбрасывается в атмосферу. Для повышения мощности привода, расширения диапазона режимов испытаний компрессоров и использования энергии сжатого воздуха: привод вращения заменен газотурбинным двигателем, который соединен через суммирующий мультипликатор с компрессором. Установка оснащена системой трубопроводов и дросселей, позволяющей направить сжатый компрессором воздух либо на вход газотурбинного двигателя, либо пропустить воздух через дополнительную турбину, а выработанную энергию вращения передать на суммирующий мультипликатор либо пропускать воздух через дополнительную турбину и этот же воздух подавать на двигатель. Одновременно на двигатель можно подать и воздух непосредственно с компрессора. В установке предусмотрен байпасный трубопровод, позволяющий перед подачей сжатого воздуха на газотурбинный двигатель пропустить воздух через теплообменный аппарат и тем самым скорректировать температуру подаваемого на двигатель воздуха. Таким образом, изменяя параметры подаваемого на двигатель воздуха и суммируя мультипликатором дополнительно выработанную энергию, можно изменять мощность, подаваемую на испытуемый компрессор, достигая требуемого режима испытания.

На чертеже приведена схема установки для испытания компрессора, на которой реализуется способ испытания компрессора.

Установка содержит привод 1, суммирующий мультипликатор 2, исследуемый компрессор 3, успокоительную камеру с выравнивающим воздушный поток устройством 4. На входе в успокоительную камеру 4 расположен мерный коллектор 5 для измерения расхода воздуха через исследуемый компрессор 3, а на выходе из компрессора 3 установлен воздухосборник 6, соединенный с выходным трубопроводом 7. В качестве привода 1 применен газотурбинный двигатель, соединенный с успокоителем 4 и подводящим трубопроводом 8. Выходной трубопровод 7 и подводящий трубопровод 8 соединены обводным трубопроводом 9 с дросселями 10. Дополнительная турбина 11 установлена с возможностью передачи вращения на суммирующий мультипликатор 2 и соединена патрубком 12 с подводящей стороны турбины 11 с выходным трубопроводом 7, а с отводящей стороны - патрубком 13 с обводным трубопроводом 9. Байпасный 14 трубопровод с теплообменником 15 установлены на обводном 9 трубопроводе, обеспечивают с помощью дросселя подключение-отключение теплообменника 15 от потока.

Установка позволяет реализовать предложенный способ испытания компрессора.

Пример 1

Испытываемый компрессор 3 монтируют в установку, подключая привод и технологические трубопроводы. Закрывают дроссели Д1 Д3 и Д4 и открывают дроссели Д2, Д5 и Д6. Запускают двигатель 1, например: ГТУАЛ-31СТ (Газотурбинная установка типа АЛ-31 стационарная, далее турбина). По мере роста числа оборотов двигателя и компрессора 3 сжатый воздух от компрессора через воздухосборник 6, а далее по выходному 7, обводному 9, байпасному трубопроводу 14 с теплообменником 15 и подводящему 8 трубопроводам подают в успокоительную камеру 4 и двигатель 1. Масса поступающего на турбину воздуха значительно возрастает, что позволяет увеличить мощность двигателя. Перекрывая дроссель Д5, регулируют поток поступающего на турбину воздуха, достигают требуемой скорости вращения ротора турбины, например: nct=5300 об/мин, которую преобразуют в мультипликаторе 2 до частоты вращения, например: 10700 об/мин, необходимой для данного режима испытания компрессора 3. Продолжительность испытания компрессора и испытательные режимы определяются программой и планом испытания.

Пример 2

После установки испытуемого компрессора 3 в установку подключения привода и технологических трубопроводов закрывают дроссели Д4, Д5 и Д6 и открывают дроссели Д1, Д2, и Д3. Запускают двигатель и сжатый воздух от компрессора пропускают через воздухосборник 6, а далее частично по выходному трубопроводу 7, а другую часть - по патрубку 12 с подводящей стороны дополнительной 11 турбины, турбину 11, по патрубку 13 с отводящей стороны, обводному 9 и выходному 7 трубопроводам отводят в атмосферу. Дополнительная вращательная мощность, генерируемая турбиной, передается на суммирующий мультипликатор 2 и компрессор 3. Общая мощность вала суммируется по формуле NB=NCT+NДоп.СТ

где NB - суммарная мощность;

NCT - мощность силовой турбины;

NДоп.СТ - мощность дополнительной силовой турбины.

Перекрывая дроссели Д3 и Д2, регулируют поток поступающего на дополнительную 11 турбину воздуха, изменяя массу рабочего тела, достигают требуемой мощности при заданной частоте вращения вала после мультипликатора 2, например: 10700 об/мин, необходимой для данного режима испытания компрессора.

Пример 3

После установки испытуемого компрессора 3 в установку подключения привода и технологических трубопроводов закрывают дроссели Д1 и Д5 и открывают дроссели Д2, Д3, Д4 и Д6. Запускают двигатель 1 и сжатый воздух от компрессора 3 пропускают через воздухосборник 6, а далее по выходному 7 трубопроводу, и по патрубку 12 с подводящей стороны дополнительной 11 турбины, турбину 11, по патрубку 13 с ее отводящей стороны, обводному 9 и подводящему 8 трубопроводам подают в успокоительную 4 камеру и двигатель 1 (турбину). В этом случае масса рабочего тела (воздуха) максимально передается на двигатель для данной установки, при этом дополнительная вращательная мощность, генерируемая дополнительной турбиной, также передается на суммирующий мультипликатор 2 и компрессор 3. Регулируя открытие дросселей Д1 Д2, Д3 Д5 и Д6, устанавливают требуемую для испытания мощность вращения вала и подаваемую мощность.

Приведенные примеры реализации способа испытания компрессора на предложенной установке не исчерпывают все возможные варианты реализации способа в объеме предложенного изобретения и допускают другие варианты создания требуемых режимов вращения вала для испытания компрессоров, путем изменения порядка открытия-закрытия дросселей Д1 Д2, Д3, Д4, Д5 и Д6 и использования байпасных трубопроводов и теплообменных аппаратов.

Применение предложенного способа для испытания компрессоров и установки для испытания компрессоров позволяют снизить энергетические затраты, расширить возможности по реализации режимов испытаний компрессоров и обеспечить достижение требуемых режимов испытания.


СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ КОМПРЕССОРА И УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 174.
20.05.2013
№216.012.4148

Турбомашина

Изобретение относится к турбомашинам, а именно к смазочным устройствам подшипников опор роторов турбин газотурбинных двигателей. Турбомашина содержит ротор высокого давления, ротор низкого давления, подшипник, опору с втулкой уплотнения, систему подачи и отвода масла в масляную емкость опоры....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482282
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.08.2013
№216.012.5da1

Турбомашина

Изобретение относится к турбомашинам, а именно к смазочным устройствам подшипников опор роторов турбин газотурбинных двигателей. Турбомашина содержит ротор высокого давления, ротор низкого давления, подшипник, расположенный между роторами, опору с втулкой уплотнения и систему подачи и отвода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489590
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.08.2013
№216.012.611a

Двухконтурный газотурбинный двигатель

Двухконтурный газотурбинный двигатель содержит компрессор высокого давления, камеру сгорания, турбину высокого давления с охлаждаемыми рабочими лопатками, турбину низкого давления. Думисная полость компрессора отделена от проточной части компрессора лабиринтным уплотнением. Магистраль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490490
Дата охранного документа: 20.08.2013
10.04.2014
№216.012.b411

Способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме турбореактивного двигателя

Изобретение относится к авиации и предназначено для определения температуры газа при испытаниях и эксплуатации газотурбинных двигателей на форсажных режимах. Техническим результатом, объективно достигаемым при использовании заявленного способа, является повышение точности определения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511814
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.04.2014
№216.012.b8de

Способ оценки изменений технического состояния газотурбинного двигателя и определения мест и причин неисправностей в процессе эксплуатации

Изобретение относится к области испытаний и эксплуатации газотурбинных двигателей, в частности двухконтурных, а именно к контролю технического состояния во время их испытаний и эксплуатации для принятия решения по их обслуживанию и дальнейшей эксплуатации. В качестве дополнительного параметра...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513054
Дата охранного документа: 20.04.2014
27.04.2014
№216.012.be93

Упругодемпферная опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругодемпферных опор роторов турбомашин. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной упругодемпферной опоры ротора турбомашины, является существенное снижение напряжений в балочках разрезной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514527
Дата охранного документа: 27.04.2014
10.05.2014
№216.012.bfad

Охлаждаемая турбина

Охлаждаемая турбина содержит рабочее колесо с установленными на нем рабочими лопатками с двумя контурами охлаждения, последовательно соединенными с воздушными каналами в рабочем колесе, с независимыми кольцевыми диффузорными каналами, образованными на поверхности рабочего колеса, соединенными с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514818
Дата охранного документа: 10.05.2014
10.05.2014
№216.012.bfaf

Ротор газотурбинного двигателя

Настоящее изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в конструкциях многоступенчатых компрессоров и турбин газотурбинных двигателей, энергетических установках паро- и гидротурбинах. Ротор газотурбинного двигателя содержит диски рабочих колес, сопряженные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514820
Дата охранного документа: 10.05.2014
20.05.2014
№216.012.c730

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя содержит неподвижный и подвижный корпусы, а также экраны, жестко прикрепленные к их внутренней поверхности с образованием каналов для прохода охлаждающего воздуха. Экран подвижного корпуса установлен между подвижным и неподвижным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516751
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.06.2014
№216.012.cede

Охлаждаемая турбина

Охлаждаемая турбина содержит сопловые лопатки, каждая из которых выполнена в виде конструктивного элемента, ограниченного верхней и нижней полками, и пространства между ними, ограниченного вогнутой и выпуклой стенками пера лопатки, в виде расположенных вдоль ее оси раздаточного коллектора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518729
Дата охранного документа: 10.06.2014
Показаны записи 1-10 из 202.
20.05.2013
№216.012.4148

Турбомашина

Изобретение относится к турбомашинам, а именно к смазочным устройствам подшипников опор роторов турбин газотурбинных двигателей. Турбомашина содержит ротор высокого давления, ротор низкого давления, подшипник, опору с втулкой уплотнения, систему подачи и отвода масла в масляную емкость опоры....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482282
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.08.2013
№216.012.5da1

Турбомашина

Изобретение относится к турбомашинам, а именно к смазочным устройствам подшипников опор роторов турбин газотурбинных двигателей. Турбомашина содержит ротор высокого давления, ротор низкого давления, подшипник, расположенный между роторами, опору с втулкой уплотнения и систему подачи и отвода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489590
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.08.2013
№216.012.611a

Двухконтурный газотурбинный двигатель

Двухконтурный газотурбинный двигатель содержит компрессор высокого давления, камеру сгорания, турбину высокого давления с охлаждаемыми рабочими лопатками, турбину низкого давления. Думисная полость компрессора отделена от проточной части компрессора лабиринтным уплотнением. Магистраль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490490
Дата охранного документа: 20.08.2013
10.04.2014
№216.012.b411

Способ определения температуры газа перед турбиной на форсажном режиме турбореактивного двигателя

Изобретение относится к авиации и предназначено для определения температуры газа при испытаниях и эксплуатации газотурбинных двигателей на форсажных режимах. Техническим результатом, объективно достигаемым при использовании заявленного способа, является повышение точности определения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511814
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.04.2014
№216.012.b8de

Способ оценки изменений технического состояния газотурбинного двигателя и определения мест и причин неисправностей в процессе эксплуатации

Изобретение относится к области испытаний и эксплуатации газотурбинных двигателей, в частности двухконтурных, а именно к контролю технического состояния во время их испытаний и эксплуатации для принятия решения по их обслуживанию и дальнейшей эксплуатации. В качестве дополнительного параметра...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513054
Дата охранного документа: 20.04.2014
27.04.2014
№216.012.be93

Упругодемпферная опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции упругодемпферных опор роторов турбомашин. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной упругодемпферной опоры ротора турбомашины, является существенное снижение напряжений в балочках разрезной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514527
Дата охранного документа: 27.04.2014
10.05.2014
№216.012.bfad

Охлаждаемая турбина

Охлаждаемая турбина содержит рабочее колесо с установленными на нем рабочими лопатками с двумя контурами охлаждения, последовательно соединенными с воздушными каналами в рабочем колесе, с независимыми кольцевыми диффузорными каналами, образованными на поверхности рабочего колеса, соединенными с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514818
Дата охранного документа: 10.05.2014
10.05.2014
№216.012.bfaf

Ротор газотурбинного двигателя

Настоящее изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в конструкциях многоступенчатых компрессоров и турбин газотурбинных двигателей, энергетических установках паро- и гидротурбинах. Ротор газотурбинного двигателя содержит диски рабочих колес, сопряженные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514820
Дата охранного документа: 10.05.2014
20.05.2014
№216.012.c730

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя содержит неподвижный и подвижный корпусы, а также экраны, жестко прикрепленные к их внутренней поверхности с образованием каналов для прохода охлаждающего воздуха. Экран подвижного корпуса установлен между подвижным и неподвижным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516751
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.06.2014
№216.012.cede

Охлаждаемая турбина

Охлаждаемая турбина содержит сопловые лопатки, каждая из которых выполнена в виде конструктивного элемента, ограниченного верхней и нижней полками, и пространства между ними, ограниченного вогнутой и выпуклой стенками пера лопатки, в виде расположенных вдоль ее оси раздаточного коллектора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518729
Дата охранного документа: 10.06.2014
+ добавить свой РИД