Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к комбинированным зернотуковым сеялкам.
Известна сеялка по заявке №2010150001 «Сеялка зернотуковая широкозахватная мобильная», содержащая раму, передние быстросъемные и задние несъемные колеса, высевающий механизм с сошниками и емкостями для посевного материала.
Принципиальной отличительной особенностью этой сеялки является то, что на усиленной общей раме сеялки спереди установлен откидывающийся треугольный вынос, соединяемый своим основанием с рамой сеялки двумя горизонтальными, верхними неразъемными и двумя нижними горизонтальными разъемными шарнирами.
Впереди на вершине выноса установлен вертикальный опорный шарнир с траверсой для опорных колес и проушинами для крепления рабочего дышла с возможностью жесткой фиксации дышла относительно вертикальной оси шарнира.
Предложенная схема позволяет эксплуатировать сеялку в прицепном и полунавесном режиме. Кроме этого путем поднятия треугольного выноса в вертикальное положение и фиксации его в этом положении, можно путем переноса передних быстросъемных колес на транспортные стойки транспортировать сеялку за транспортное дышло по дорогам общего пользования.
Основным недостатком данной конструкции является повышенная металлоемкость треугольного выноса и, соответственно, несущей рамы сеялки, вызванная необходимостью выдержать тяговые усилия, приложенные к середине рамы. Кроме того, технически сложно переводить сеялку в транспортное положение и обратно.
Техническим решением задачи является создание устройства, обеспечивающего пропорциональное распределение тягового усилия по ширине сеялки с одновременным снижением металлоемкости как прицепного устройства, так и рамы сеялки.
Указанная цель достигается следующим образом.
Сеялка Фиг.1-3 содержит раму 1 с установленными на ней задними несъемными колесами 2, транспортное дышло 3 и опорную стойку 4.
Спереди вместо двух пар горизонтальных шарниров на раме 1 по центру вмонтирован вертикальный несущий шарнир 5.
На оси шарнира 5 задним концом устанавливается передняя несущая рамка 6. Рамка 6, вращаясь на оси вертикального шарнира 5 относительно рамы сеялки, может поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол 18°. В передней части несущей рамки смонтирован вертикальный опорный шарнир 7. Снизу ось шарнира опирается на траверсу 8. В гнезда траверсы 8 вставляются оси передних опорных быстросъемных колес 9.
Прицепное рабочее дышло 10, снабженное телескопической укосиной 11, устроено и работает так же, как описано в прототипе.
На передней рамке 6 спереди имеются гнезда 12 для крепления складывающихся или гибких растяжек 13, противоположные концы которых закрепляются в гнездах 14, расположенных по краям рамы 1.
В рабочем положении несущая рамка 6 фиксируется перпендикулярно раме сеялки с помощью растяжек 13, предварительное натяжение в которых осуществляется встроенными в растяжках талорепами 15.
Таким образом тяговое усилие от дышла 10 через вертикальный опорный шарнир 7 передается на вершину силового треугольника, основанием которого является рама сеялки 1 высотой - несущая рамка 6 и сторонами - растяжки 13. Это позволяет равномерно распределить тяговую нагрузку на раму сеялки.
В транспортном положении несущая рамка 6, поворачиваясь на несущем шарнире 5 вместе с дышлом 10, устанавливается и фиксируется вдоль рамы сеялки, растяжки 13 укладываются на раму сеялки.
При наличии трактора повышенного тягового класса сеялка в рабочем режиме может эксплуатироваться как навесная. Для этого нижняя часть рамы сеялки 1 может быть усилена брусом 16, на котором смонтированы нижние бугели 17 для соединения с нижними тягами задней навесной системы трактора.
Над вертикальным несущим шарниром 5 жестко установлен верхний бугель 18, с которым соединяется центральная тяга задней навесной системы.
При эксплуатации сеялки в навесном режиме несущая рамка с рабочим дышлом могут быть сняты или оставаться закрепленными вдоль рамы сеялки в транспортном положении. Предложенная схема позволяет снизить металлоемкость как основной рамы сеялки, так и всего прицепного устройства, кроме того, облегчается перевод сеялки с рабочего положения в транспортное. Обеспечивается возможность навесного варианта агрегатирования.