Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к транспортным машинам непрерывного действия для кусковых грузов, а именно к ковшовым цепным элеваторам, и может быть использовано для транспортирования грузов с увеличенной крупностью кусков при увеличенной производительности элеватора и его высоте с повышением долговечности цепного тягового органа и приводного блока.
Известен принятый за прототип цепной ковшовый элеватор, содержащий бесконечно замкнутый в вертикальной плоскости на приводных и натяжных звездочках двухцепной тяговый орган с ковшами, прикрепленными с одинаковым шагом к звеньям пластинчатых цепей и размещенных между цепями двухцепного тягового органа (Спиваковский А.О., Дьячков В.К. Транспортирующие машины. М., Машиностроение, 1968, с.343-344, рис.244 в).
Недостатками известного элеватора являются ограничение размеров и вместимости ковшей и крупности кусков транспортируемого груза при увеличенных динамических нагрузках на цепи тягового органа и зубья приводных звездочек при увеличенных размерах ковшей и соответственно увеличенного шага пластинчатых цепей при огибании ковшами приводных звездочек, что уменьшает срок службы цепей тягового органа и приводного блока и надежность эксплуатации элеватора при увеличенной вместимости ковшей.
Техническим результатом изобретения является возможность увеличения вместимости ковшей элеватора с двухцепным тяговым органом с повышением его производительности, высоты подъема транспортируемого груза, долговечности цепного тягового органа и приводных звездочек с повышением надежности работы элеватора при транспортировании крупнокускового груза за счет существенного повышения прочности крепления ковшей к цепям тягового органа.
Технический результат достигается тем, что в ковшовом цепном элеваторе с увеличенной вместимостью ковшей, содержащем бесконечно замкнутый в вертикальной плоскости на приводных и натяжных звездочках двухцепной тяговый орган с ковшами, прикрепленными с одинаковым шагом к звеньям пластинчатых цепей, каждый ковш увеличенной высоты прикреплен к обеим пластинчатым цепям двухцепного тягового органа с помощью двух шарнирных узлов, оси которых закреплены на ковше, а втулки - на пластинчатых звеньях цепи в средней их части, размещенных на расстоянии друг от друга, соответствующем высоте ковша, при этом превышение h осей шарниров над верхними кромками звеньев цепи определяется по формуле
h=0,5 l/ sin [(n+1) arc sin (0,5 a/R)] ,
где l - расстояние между осями шарнирных узлов, а - шаг звеньев цепи, R - радиус описанной окружности внешних кромок звеньев цепи от оси приводной звездочки при ее огибании цепным тяговым органом с ковшами, n - число звеньев цепи между звеньями с закрепленными на них втулками шарнирных узлов. Оси шарнирных узлов могут быть закреплены на боковых стенках ковша или его днище.
Ковшовый цепной элеватор представлен на фиг.1 - вид сбоку в зоне набегания двухцепного тягового органа с ковшами на приводные звездочки, на фиг.2 - разрез А-А по фиг.1 при закреплении осей шарнирных узлов на боковых стенках ковша, на фиг.3 - то же, при их закреплении на днище ковша.
Ковшовый цепной элеватор с увеличенной вместимостью ковшей содержит бесконечно замкнутый в вертикальной плоскости на приводных 1 и натяжных (не показаны) звездочках двухцепной тяговый орган с ковшами 2, прикрепленными с одинаковым шагом к звеньям пластинчатых цепей 3 и 4. Каждый ковш 2 увеличенной высоты прикреплен к обеим пластинчатым цепям 3 и 4 двухцепного тягового органа с помощью двух шарнирных узлов 5 и 6, оси 7 и 8 которых закреплены на ковше 2, а втулки 9 и 10 - на пластинчатых звеньях 11 и 12 цепи в средней их части. Втулки 9 и 10 размещены на расстоянии l друг от друга, соответствующем высоте ковша 2. При этом превышение h осей шарниров над верхними кромками звеньев цепи определяется по формуле
h=0,5 l / sin [(n+1) arc sin (0,5 a/R)] ,
где l - расстояние между осями 7 и 8 шарнирных узлов, а - шаг звеньев цепи 3 и 4, R - радиус описанной окружности внешних кромок звеньев цепей 3, 4 от оси 13 приводной звездочки при ее огибании цепным тяговым органом 3, 4 с ковшами 2, n - число звеньев цепи между звеньями 11 и 12 с закрепленными на них втулками 9 и 10 шарнирных узлов 5 и 6.
Оси 7 и 8 шарнирных узлов 5 и 6 могут быть закреплены на боковых стенках 15 и 16 ковша 2 (фиг.2) или на его днище 14 (фиг.3). При этом при закреплении осей 7 и 8 шарнирных улов 5 и 6 на боковых стенках 15 и 16 ковша 2 возможны два варианта. По одному варианту (фиг.2) оси шарнирных узлов могут быть закреплены с помощью кронштейнов, ориентированных в сторону цепей 3 и 4. В этом случае ковши 2 размещаются над цепями 3 и 4. По другому варианту (не показан) оси шарнирных узлов непосредственно закреплены на боковых стенках 15 и 16 и соединены со втулками 9 и 10. В этом случае ковши 2 размещены с зазорами между цепями 3 и 4 при уменьшенной ширине В ковша 2. 17 - Направление движения грузонесущей ветви двухцепного 3, 4 тягового органа.
Элеватор действует следующим образом. При вращении приводных звездочек 1 и движении цепей 3 и 4 с закрепленными на них ковшами 2 в направлении 17 их вес с весом размещенного в них транспортируемого груза передается на цепи 3, 4 с распределением нагрузки каждой цепи на два смещенные друг относительно друга по длине цепи звена 11 и 12. Благодаря этому вдвое уменьшается нагрузка, приходящаяся на каждый узел 5 и 6 крепления ковша 2 к цепям 3 и 4 тягового органа. За счет размещения шарнирных узлов 5 и 6 крепления ковша 2 к цепям 3 и 4 на удалении l друг от друга возможно не только увеличение высоты ковша 2 и соответствующей его вместимости, но и использование в качестве тягового органа цепей 3 и 4 с ограниченным шагом а звеньев. А это, в свою очередь, существенно снижает динамические нагрузки, действующие на цепи 3 и 4 и приводные звездочки 1. Кроме того, при уменьшенном шаге а снижаются линейная масса и стоимость цепей 3 и 4. При этом благодаря выбору рекомендуемой величины h превышения осей 7 и 8 шарнирных узлов 5 и 6 над звеньями 11 и 12 обеспечивается необходимая компенсация уменьшения расстояния между звеньями 11 и 12 при огибании цепями 3 и 4 приводных звездочек 1 за счет смещения осей 7 и 8 в противоположных направлениях относительно друг друга при сохранении постоянного расстояния l между ними.
Крепление осей шарнирных узлов 5 и 6 на днище 14 ковшей 2 позволяет дополнительно повысить вместимость ковшей 2 за счет увеличения их ширины В с возможностью размещения его боковых стенок 15 и 16 за пределами цепей 3 и 4 двухцепного тягового органа по его ширине (фиг.3).
Таким образом, отличительные признаки изобретения обеспечивают возможность увеличения вместимости ковшей элеватора с двухцепным тяговым органом с повышением его производительности, высоты подъема транспортируемого груза, увеличением долговечности цепного тягового органа и приводных звездочек с повышением надежности работы элеватора при транспортировании крупнокускового груза за счет существенного повышения прочности крепления ковшей к цепям тягового органа, снижения статических и динамических нагрузок на узлы крепления ковшей к цепям тягового органа и приводные звездочки.