×
27.05.2013
216.012.45a0

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ЦИКЛИРОВАНИЯ ЩЕЛОЧНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области электротехники, а именно к области эксплуатации аккумуляторных батарей, и может быть использовано при производстве, введении в эксплуатацию, проведении плановых ремонтных и восстановительных работ с аккумуляторными батареями. Сущность изобретения заключается в экономии электрической энергии при циклировании щелочных аккумуляторных батарей за счет 100%-ного использования энергии разряжаемой батареи для заряда заряжаемой батареи и сокращении номенклатуры оборудования для проведения зарядно-разрядных циклов. Экономия электрической энергии осуществляется за счет осуществления предлагаемого способа - специальной технологии одновременного проведения режимов заряда-разряда одним зарядным преобразователем, дополнительно оборудованным системой вычисления времени дозаряда t=С-С/I, включающей блок деления и сумматор, один вход которого подключен к задатчику зарядной емкости, вычитающий вход - к счетчику разрядной емкости, а выход - к одному входу блока деления разности емкостей на величину тока заряда, ко второму входу которого подключен задатчик тока заряда, а выход к таймеру для получения времени дозаряда заряжаемой батареи. 1 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при производстве, введении в эксплуатацию, проведении плановых ремонтных и восстановительных работ с аккумуляторными батареями.

Известны способы проведения зарядно-разрядных циклов аккумуляторных батарей при введении их в эксплуатацию, плановых ремонтах и необходимости контроля фактической емкости, изменяющейся в процессе эксплуатации. Один из них заключается в том, что аккумуляторную батарею последовательно подключают к зарядному, затем к разрядному устройствам либо производят реверсирование батареи по отношению к выходу зарядно-разрядного преобразователя. Разряд при этом производится с рекуперацией энергии разряда в сеть переменного тока. При другом способе батарею разряжают через стабилизатор тока разряда на нагрузочный резистор (Л1, Л2).

Недостатком известных способов является низкое использование энергии разряда аккумуляторной батареи и появление в сети высших гармоник в случае разряда ее с рекуперацией в сеть переменного тока, либо полная потеря при разряде на нагрузочный резистор.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности является способ циклирования аккумуляторных батарей посредством только зарядного преобразователя при одновременном заряде одной и разряде другой батареи, описанный в (Л3), который принят за прототип.

К недостаткам данного способа следует отнести реализуемость в случае заряда и разряда только кислотных аккумуляторных батарей, причем однотипных по емкости, так как у них токи заряда и разряда одинаковы и равны десятичасовому режиму, т.е. 0,1 Сн.

Сущность изобретения заключается в том, что при подключении последовательно встречно заряжаемой и разряжаемой батарей к зарядному преобразователю устанавливают величину емкости Сз, которую необходимо сообщить заряжаемой батарее, и величины тока заряда Iз и разряда Iр, проводят режим до минимально допустимого напряжения разряжаемой батареи, вычисляют величину электрической емкости Ср, снятой с разряжаемой батареи, вычитают ее из величины емкости, которую необходимо сообщить заряжаемой батарее, разность Cз-Cp делят на ток заряда, чтобы получить время дальнейшего проведения режима t=Сзр/Iз, переводят преобразователь в режим паузы и при нулевом значении тока отключают разряжаемую батарею, а заряжаемую и задатчик тока заряда подключают к преобразователю и включают режим заряда. При этом батареи могут иметь разное рабочее напряжение. Единственное условие: напряжение разряжающейся батареи должно быть меньше или равно напряжению заряжаемой. Положительный эффект изобретения - экономия электрической энергии при заряде аккумуляторной батареи за счет 100-процентного использования энергии разряжаемой батареи.

Аккумуляторные батареи - вторичные источники электрической энергии для нормального функционирования требуют не только первичного заряда, но и проведения последовательных режимов заряда и разряда при формировке, введении в эксплуатацию и периодических ремонто-восстановительных работах. Заряд щелочных аккумуляторных батарей проводится нормальным током 0,25 Сн в течение 6 или 12 часов. За это время им сообщается 1,5 или 3,0 номинальной емкости Сн соответственно. Разряд проводится током 0,2 Сн.

На чертеже представлена схема устройства, реализующая заявленный способ.

Устройство содержит таймер 1, задатчик зарядной емкости 2, блок деления 3, сумматор 4, счетчик разрядной емкости с цифровым индикатором 5, устройство контроля конца разряда и управления 6, задатчик тока заряда 7, задатчик тока разряда 8, зарядный преобразователь-стабилизатор тока 9, к которому через датчик тока 10 подключены заряжаемая 11 и включенная встречно через размыкающий контакт 12 разряжаемая 13 аккумуляторные батареи, и замыкающий контакт 14, подключающий заряжаемую батарею к выходу зарядного преобразователя после отключения разряжаемой батареи.

Устройство работает следующим образом. К преобразователю 9 через датчик тока подключают заряжаемую батарею 11. Последовательно с ней через размыкающий контакт 12 встречно подключают разряжаемую батарею 13 и задатчиком тока разряда 8 устанавливают величину тока в последовательной цепи. Величину снятой с батареи емкости фиксируют счетчиком 5, на входы которого непрерывно поступает сигнал с датчика тока 10 и таймера 1. Разряд ведут до появления признаков конца разряда, контролируемого устройством 6. Устройство 6 отключает задатчик тока разряда 8 и счет разрядной емкости, величина которой остается на цифровом индикаторе, переводит преобразователь в режим «пауза» и размыкает контакт 12. Сигнал с выхода счетчика 5 поступает на вычитающий вход сумматора 4. На второй вход сумматора 4 от задатчика емкости 2 поступает установленная изначально величина емкости потребной для заряда батареи 11. Разность заданной емкости Сз и снятой с разряжаемой батареи Сз делится в блоке деления 3 на величину тока заряда Iз батареи 11 и устанавливается в таймере 1 время t=Cз-Cp/Iз до окончания заряда батареи 11. После установки времени окончания заряда таймер 1 включает контакт 14 и задатчик зарядного тока 7. Заряд батареи 11 происходит в течение времени, установленного таймером 1.

Вся энергия разряда батареи 13 используется для заряда батареи 11 со 100-процентным КПД. Так как время разряда батареи всегда меньше времени заряда, процесс безусловно осуществим с экономией электрической энергии. Проведение циклирования аккумуляторных батарей возможно с использованием только зарядного преобразователя. Специальный разрядный преобразователь не требуется.

Источники информации

1. Зорохович А.Е., Бельский В.П., Эйгель Ф.И. Устройства для заряда и разряда аккумуляторных батарей. М. Энергия. 1975 г., 208 стр.

2. Вайлов A.M., Эйгель Ф.И. Эксплуатация аккумуляторных батарей. Ростов на/Д. 2009 г., 168 стр.

3. Вайлов A.M., Эйгель Ф.И. Контроль состояния аккумуляторов. М., Энергоатомиздат, 1992 г. (прототип стр.231-234), 288 стр.


СПОСОБ ЦИКЛИРОВАНИЯ ЩЕЛОЧНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 19.
20.03.2013
№216.012.2f7e

Адаптер подшипникового узла боковой рамы тележки, преимущественно грузового вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к тележкам грузовых вагонов. Адаптер подшипникового узла боковой рамы тележки имеет контактные горизонтальную и вертикальные поверхности, взаимодействующие с горизонтальной и вертикальными контактными поверхностями подшипникового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477693
Дата охранного документа: 20.03.2013
20.06.2013
№216.012.4e79

Способ когерентного детектирования сигналов с абсолютной фазовой манипуляцией на 180º и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области приема сигналов. Достигаемый технический результат - реализация максимально возможной помехоустойчивости приема сигналов. Устройство для реализации способа когерентного детектирования сигналов с абсолютной фазовой манипуляцией (ФМн) на 180° состоит из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485671
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.08.2013
№216.012.63d6

Промышленный вагон с дифференциальными колесными парами

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к промышленным вагонам с дифференциальными колесными парами. Промышленный вагон содержит тележки с колесными парами, каждая из которых включает ось (1), два колеса, одно из которых напрессовано на ось, две клеммы (6, 7) с разъемными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491195
Дата охранного документа: 27.08.2013
20.09.2013
№216.012.6af9

Устройство крепления подшипникового узла к раме тележки

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к тележкам вагонов. Устройство крепления подшипникового узла содержит: сменные износостойкие прокладки (6), снабженные верхними крепежными ветвями (9), зафиксированными над буксовыми проемами рамы (1), и нижними фиксирующими...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493036
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.09.2013
№216.012.6afa

Сменный элемент фрикционного узла, преимущественно тележек грузовых вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к тележкам вагонов. Сменный элемент (6) фрикционного узла выполнен в виде крышки (7) с опорной (7b) и фрикционной (7a) поверхностями. Элемент содержит, по меньшей мере, по части контура окантовку (8-13), расположенную под углом к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493037
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.12.2013
№216.012.8d7a

Сглаживающая рельсовая стыковая накладка

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, в частности к конструкциям накладок для безударного стыкового разъемного соединения рельсов. Средняя часть накладок устанавливается внутри колеи для возможности взаимодействия их верхних поверхностей с колесом. При этом имеется...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501901
Дата охранного документа: 20.12.2013
10.01.2014
№216.012.936e

Способ ориентации, навигации и информации в пространстве людей с нарушением зрительных функций и система его осуществления

Изобретение относится к средствам для обеспечения жизнедеятельности инвалидов по зрению, а именно предназначено для получения информации и облегчения ориентации незрячих людей в пространстве. Способ ориентации в пространстве, навигации и информирования людей с нарушением зрительных функций...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503436
Дата охранного документа: 10.01.2014
10.03.2014
№216.012.a9ce

Безрезьбовое рельсовое скрепление пути с железобетонными подрельсовыми основаниями

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для использования в железнодорожных путях магистрального и промышленного транспорта, метрополитенов и трамвайного хозяйства в сочетании с щебеночным балластным слоем. Безрезьбовое рельсовое скрепление для пути с железобетонными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509185
Дата охранного документа: 10.03.2014
27.04.2014
№216.012.bca0

Способ диагностики состояния электрического сопротивления рельсовых линий в рельсовых цепях на участках с электротягой переменного тока

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике. Способ диагностики состояния электрического сопротивления рельсовых линий в рельсовых цепях на участках с электротягой переменного тока заключается в том, что измеряют падения напряжения на секциях основных обмоток...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514027
Дата охранного документа: 27.04.2014
10.06.2014
№216.012.d002

Композитный несущий блок и монтажное соединение несущих блоков сборной строительной конструкции

Изобретение относится к возведению инженерных сооружений с несущим каркасом в виде сборных композитных конструкций с оболочечной, плитной или оболочечно-плитной крупногабаритной структурой. Технический результат: повышение темпов сборки экономичных по затратам материалов строительных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519021
Дата охранного документа: 10.06.2014
+ добавить свой РИД