Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии и комбустиологии, и может быть использовано в процессе лечения ожогов кисти.
Кисть играет исключительно важную роль во всех трудовых процессах. Нарушение функции кисти или ее утрата приводит к потере трудоспособности, большому материальному ущербу и психическим расстройствам. В структуре ожогового травматизма травма кисти достигает 40% среди производственных травм (Сарыгин П.В. Принципы хирургического лечения послеожоговых дефектов тканей кисти / П.В.Сарыгин, В.Ю.Мороз, С.В.Попов / Сборник научных трудов II съезда комбустиологов России, М. - 2008. 199-200 с.).
Ожоги кистей встречаются часто - у каждого 12 обожженного, а у умерших у каждого третьего. Чаще страдает тыльная поверхность кисти, ладонная в 5 раз реже. В современном лечении ожогов кисти часто не удается избежать развития рубцовых деформаций, которые наблюдаются в от 20 до 80% случаях. В результате термической травмы кисти до 20% пострадавших становятся полностью или частично нетрудоспособными. При условии восстановления кожных покровов у половины больных образуются рубцовые деформации кисти, требующие восстановительно-реконструктивного лечения (Юденич В.В. Лечение ожогов и их последствий: Атлас. - М.: Медицина, 1980, 192 с.).
В настоящее время установлено, что при тяжелых ожогах, занимающих более 30% поверхности тела, всегда имеется и ожог кисти (Huang с соавт., 1975). В числе повреждений ожоги кисти составляют 5,1%. Большая часть ожогов (69,6%) вызвана кипящими жидкостями, паром - 7,2%, пламенем - 6,5%, раскаленным и расплавленным металлом - 6,5%, химическими соединениями - 6,3%, электрическим током - 1,8%, причины не указаны - 2,1%. Ожогами чаще поражаются пальцы - 41,3%, вдвое реже пясть - 20,8%, запястье - 4,2%. Множественные ожоги, захватывающие одновременно несколько отделов кисти, составляют 31,5%, локализация не указана - 2,2%. По тяжести ожоги кисти распределяются так: ожоги I степени-9,1%, II - 45%, ожоги III степени - 10,3%, IV степени - 4%, сочетанные - 24,6% и в 7% тяжесть не указана.
Выбор способа лечения ожогов кисти зависит от протяженности, глубины ожога, общего состояния здоровья пострадавшего и других условий. Задача хирурга - предупредить развитие инфекции, стягивающих рубцов, контрактур и анкилозов пальцев и кисти. Для этого необходимо, произведя обработку ожоговой раны, не допускать бинтования пальцев приведенными друг к другу, шинировать кисть в функционально выгодном положении, выбрать метод лечения, обеспечивающий заживление ожоговой раны без стягивающих рубцов, в короткие сроки и своевременно начать активные движения кисти и пальцев (Е.В.Усольцева, К.И.Машкара. Хирургия заболеваний и повреждений кисти http://bone-surgery.ru/view/ozhogi_kisti/).
При лечении глубоких ожогов кисти показана активная хирургическая тактика, с возможно ранней некрэктомией и аутодермопластикой. При поверхностных и пограничных ожогах проводят консервативное лечение с использованием повязок с растворами антисептиков и различными мазями. Каждый палец бинтуется отдельно, с самого начала лечения предпринимают мероприятия по профилактике контрактур путем рациональной иммобилизации. Для предупреждения контрактур и деформаций в пястно-фаланговых и межфаланговых суставах используют внутреннее шинирование или трансактирулярное введение металлических спиц в функционально выгодном положении.
Одни из наиболее частых и трудно предотвратимых ожоговых деформаций кисти является образование синдактилии (заращение межпальцевых промежутков).
Известен способ оперативного лечения послеожоговой синдактилии, заключающийся в рассечении рубцовой перемычки, выкраивании и перемещении лоскутов, отличающийся тем, что формируют ладонный и два тыльных П-образных лоскута, иссекают рубцовую перемычку между тыльными и ладонным лоскутами, ладонный П-образный лоскут перемещают на тыльную поверхность промежутка между двумя тыльными лоскутами, одну сторону ладонного П-образного лоскута сшивают с боковой стороной тыльного лоскута, а его вершину - с боковой стороной другого тыльного лоскута (патент РФ №2216287, 2003 г.).
Наибольшую трудность в лечении ожогов кистей представляет циркулярное поражение конечностей, а традиционные способы иммобилизации, применяемые при этом, вызывают гнойно-инфекционные осложнения и не всегда достигают поставленных целей, ряд из способов невозможно применять длительно - на протяжении всего процесса лечения термической травмы на кистях.
Прототипом изобретения является способ, применяемый при глубоких ожогах, когда кисть шинируют с использованием шины типа «лира», снабженной крючками, «барашками» и резинками для вытяжения. Использование данной шины предполагает прошивание дистальной фаланг пальцев через ногтевую пластину или фиксация крюков на ногте (Юденич В.В., Гришкевич В.М. Руководство по реабилитации обожженных, - М.: Медицина, 1986 - 368 с.).
Недостатками данного способа является необходимость прошивания дистальной фаланг пальцев через ногтевую пластину или фиксация крюков на ногте, а вся конструкция для иммобилизации массивна, требует дополнительных манипуляций и ухода, осложняет процесс перевязок, делая его длительным и трудоемким. Необходимость постоянного ношения исключает проведение лечебно-физкультурных занятий. Также остается высоким риск развития гнойно-инфекционных осложнений.
Задачей изобретения является разработка способа иммобилизации при ожогах кисти при ведении ран закрытым способом для получения удовлетворительного функционального и косметического результатов.
Технический результат - повышение функционального и косметического результата за счет фиксации обожженных пальцев, кисти и лучезапястного сустава при ведении ран закрытым способом в функционально выгодном положении в процессе лечения ожоговых ран и в период эволюции рубцовой ткани, упрощение и уменьшение травматичности способа.
Указанный технический результат достигается тем, что в способе иммобилизации при ожогах кисти, включающем постоянное максимальное разведение пальцев кисти и фиксацию на предплечье с использованием устройства внешней фиксации на фоне традиционного лечения до эпителизации ожоговых ран, согласно изобретению в качестве устройства используют съемное приспособление, содержащее фиксатор лучезапястного сустава, выполненный в виде проволочного каркаса, размещенного в ткани, снабженной лентами Велькро для закрепления на предплечье, от фиксатора по боковым поверхностям кисти отходят проволочные направляющие профили, которые соединены с проволочным каркасом, состоящим из фиксационных колец, которые предназначены для фиксации в них фаланг 1-5 пальцев без дополнительных манипуляций, и соединительных звеньев, причем с помощью приспособления фиксируют кисть и лучезапястный сустав в функционально выгодном положении или положении максимального сгибания или разгибания, а приспособление устанавливают с возможностью съема.
Сущность изобретения поясняется следующими фигурами: на фиг.1 изображен общий вид используемого приспособления (каркасного пальцевого фиксатора кисти); на фиг.2 - использование каркасного пальцевого фиксатора кисти (вид с ладонной и тыльной поверхностей).
Предлагаемый способ иммобилизации при ожогах кисти осуществляется следующим образом. При наличии ожоговых ран на кистях перевязывают каждый палец отдельно и накладывают общую повязку с лекарственными препаратами в виде «перчатки». После чего используют съемное эластичное упругое каркасное приспособление (каркасный пальцевой фиксатор кисти), состоящее из фиксатора лучезапястного сустава (лангеты) 1, от которого по боковым поверхностям кисти отходят проволочные направляющие профили 2, которые обеспечивают лечебную иммобилизацию кисти в функционально выгодном положении; к направляющим профилям крепится проволочный каркас 3, состоящий из фиксационных колец 4 и соединительных звеньев 5, которые обеспечивают положение максимального разведения пораженных пальцев друг от друга. Направляющие профили и каркас выполнены из проволоки толщиной и жесткостью, соответствующими требованию выполнения ими опорной функции. Таким образом, каркас 3 кисти обеспечивает иммобилизацию пальцев кисти. Фиксатор лучезапястного сустава, например, может быть выполнен в виде проволочного каркаса, который для смягчения и более плотной фиксации размещен в ткани, снабженной лентами Велькро, для закрепления на предплечье. Приспособление изготавливается по размерам ладони больного - индивидуально. Фиксационные кольца предназначены для расположения в них концевых фаланг 1-5 пальцев и фиксации без дополнительных манипуляций, хирургических вмешательств и пособий за счет упругости материала и каркасности используемого приспособления. С помощью приспособления фиксируют кисть и лучезапястный сустав в положении максимального сгибания, разгибания или другом функционально выгодном положении. После наложения повязок с лекарственными препаратами в виде «перчатки» фиксирующие кольца надевают поверх повязок на концевые фаланги 1-5 пальцев и/или основную фалангу первого пальца и вторые фаланги 2-5 пальцев таким образом, чтобы пальцы кисти оказались в положении максимального разведения друг от друга, а направляющие профили обеспечивали лечебную иммобилизацию кисти в функционально выгодном положении, после чего приспособление закрепляют на предплечье. Способ обеспечивает удовлетворительный функциональный и косметический эффект в лечении ожогов кисти.
Предлагаемый способ использовали у 4 больных с поверхностными и глубокими ожогами кистей. Осложнений с применением предлагаемого способа иммобилизации кисти при ожогах с использованием каркасного пальцевого фиксатора кисти не выявлено.
Пример 1. Больной М. 38 лет, И.Б. №20419, поступил в ожоговое отделение МУ ГКБ №18 после производственной травмы пламенем с диагнозом: Ожог II-III А Б степени лица, шеи, верхних конечностей 12% (4% глубокого ожога). Ожог дыхательных путей. Ожоговый шок легкой степени. В отделении проводились противошоковая инфузионная терапия, антибиотикотерапия, симптоматическое лечение, перевязки. Локализация ожога на лице, шее, предплечьях были по типу ожога II-III А степени, на тыле и пальцах кистей ожоги по типу III Б степени. Заживление на лице, шее, предплечьях произошло самостоятельно, на кистях после удаления некротического ожогового струпа сформировались гранулирующие раны, которые требовали пересадки кожи. После проведения аутодермопластики эпителизация ран полная.
В процессе лечения для иммобилизации кисти применяли каркасный пальцевой фиксатор. После наложения повязок надевали фиксационные кольца на пальцевые фаланги при максимальном разведении пальцев, в последующем за счет направляющих профилей кисть и лучезапястный сустав были фиксированы в положении гиперкоррекции (максимального сгибания), вся конструкция закреплялась на предплечье с помощью фиксатора лучезапястного сустава.
В результате использования каркасного пальцевого фиксатора кисти получили удовлетворительный функциональный и косметический результат. Объем движений в пальцах кистей и лучезапястном суставе был в полном объеме. Рубцовые контрактуры на пальцах кисти и в лучезапястном суставе не образовались.
Применение устройства позволило избежать использования дополнительных хирургических манипуляций, обеспечило удобство при проведении перевязок, а возможность съема устройства способствовало раннему проведению лечебно-реабилитационных мероприятий. Больной выписан в удовлетворительном состоянии.
Пример 2. Больной Ф. 46 лет, И.Б. №20504, поступил в ожоговое отделение МУ ГКБ №18 после травмы в быту пламенем с диагнозом: Ожог АБ степени правой кисти 2% (2% глубокого ожога). Ожоги на правой кисти циркулярные. В отделении проводились антибиотикотерапия, симптоматическое лечение, перевязки. На 3 сутки после госпитализации была произведена ранняя некрэктомия, на 5 сутки была проведена аутодермопластика.
В процессе лечения, для иммобилизации кисти, применяли каркасный пальцевой фиксатор. В послеоперационном периоде после наложения повязок надевали фиксационные кольца на пальцевые фаланги при максимальном разведении пальцев, в последующем за счет направляющих профилей кисть и лучезапястный сустав были фиксированы в функционально выгодном положении: сгибание в лучезапястном суставе составляло 30-35°, вся конструкция закреплялась на предплечье с помощью фиксатора лучезапястного сустава.
В результате использования каркасного пальцевого фиксатора кисти получили удовлетворительный функциональный и косметический результат. Объем движений в пальцах кистей и лучезапястном суставе был в полном объеме. Рубцовые контрактуры на пальцах кисти и в лучезапястном суставе не развились.
Применение устройства позволило избежать использования дополнительных хирургических манипуляций, обеспечило удобство при проведении перевязок, а возможность съема устройства способствовало раннему проведению лечебно-реабилитационных мероприятий. Больной выписан в удовлетворительном состоянии.
Таким образом, предлагаемый способ иммобилизации кисти при ожогах - эффективен, каркасный пальцевой фиксатор кисти прост в изготовлении и обращении, совершенствует традиционные способы лечения ожогов кисти, может быть использован для профилактики послеожоговых рубцовых деформаций на кистях, его можно рекомендовать для применения в ожоговых, травматологических и хирургических отделениях при оказании медицинской помощи при термической травме кисти.