×
16.06.2023
223.018.7c5d

Результат интеллектуальной деятельности: Способ коррекции математической модели жидкостного ракетного двигателя

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002749497
Дата охранного документа
11.06.2021
Аннотация: Изобретение относится к ракетно-космической области, в частности к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД), и предназначено для построения математической модели конкретного экземпляра двигателя, применяемой при повторных огневых испытаниях. Способ основан на использовании текущих измеренных в процессе огневого испытания значений параметров ЖРД и математической модели процессов в виде системы уравнений. Сущность способа состоит в следующем. В математическую модель вводят измеренные значения параметров и дополнительные параметры - коэффициенты, каждый из которых в отдельности входит в одно из уравнений, описывающих характеристики агрегатов двигателя, полученные при автономных испытаниях, гидравлические характеристики магистралей и характеристики рабочих процессов. Количество таких параметров должно совпадать с количеством измеряемых параметров модели, помимо шести параметров на входе в двигатель: положений приводов агрегатов управления тягой и соотношением компонентов топлива, давлений и температур компонентов топлива. Решив на каждом режиме огневого испытания полученную таким способом систему уравнений математической модели, определяют расчетные значения коэффициентов коррекции, аппроксимируют эти значения по всем режимам в виде зависимостей от параметров на входе в двигатель и аппроксимационные зависимости заносят в математическую модель. Техническим результатом при реализации заявленного решения выступает достижение уровня точности расчетных оценок, необходимого для достоверной расчетной имитации проведения огневого двигателя в разнообразных условиях его эксплуатации и, в конечном итоге, для замена части натурных испытаний расчетными исследованиями.

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к ракетно-космической области, в частности к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД), и предназначено для использования при их экспериментальной доводке, эксплуатации и модернизации.

Уровень техники

Известен способ идентификации линейного объекта (например, а.с. №361459 от 08.09.1969 г.), основанные на коррекции параметров модели сигналом, пропорциональным интегралу разности сигналов с выходов объекта и подстраиваемой модели. Однако эти способы относятся к линейным объектам, а следовательно, к линейным моделям, тогда как ЖРД, в особенности управляемые в широких диапазонах по тяге и соотношению компонентов рассматриваются как существенно нелинейные.

Известен способ параметрической идентификации математической модели объекта по патенту РФ №2444043, МПК G05B 17/02, G06F 17/18 от 27.02.2012 г. Способ включает определение входных и выходных сигналов объекта и определение идентифицируемых параметров математической модели, представленной в виде системы уравнений. Входные сигналы рассчитывают по измеренным и функционально связанными с ними параметрам, а выходные - только измеряют. В данный момент времени t, полагая входные и выходные сигналы, и идентифицируемые параметры модели известными, рассчитывают невязки (разности) между левой и правой частями уравнений, определяют и минимизируют взвешенную сумму квадратов невязок, приравнивая ее частные производные по идентифицируемым параметрам нулю и, решают полученную систему уравнений относительно идентифицируемых параметров, находят их значения в момент времени t+Δt.

Постоянно обновляющиеся идентифицируемые параметры модели используют для построения прогнозирующей модели при управлении объектом.

Этот способ идентификации объекта можно рассматривать и как способ коррекции математической модели объекта в процессе его эксплуатации, и он наиболее близок к заявляемому способу, так как решает задачу формирования модели, отражающей свойства объекта с учетом экспериментальных данных.

Однако, рассмотренный прототип имеет следующие недостатки:

1. Текущие значения идентифицируемых параметров определяют так, что они минимизируют сумму квадратов невязок всех измеряемых и расчетных параметров. Поэтому, с ростом количества измеряемых и расчетных параметров увеличивается и погрешность конечного результата;

2. Полученная в результате идентификации математическая модель может быть использована только для получения информации о текущем состоянии объекта, т.е. в процессе его работы идентифицируемые параметры постоянно обновляются, и применение ее при повторном испытании без проведения процедуры текущей идентификации невозможно.

Раскрытие изобретения.

Задача изобретения заключается в разработке такого способа коррекции математической модели ЖРД, в результате которого формируется математическая модель, адекватно отражающая рабочие процессы в двигателе конкретной сборки при его многорежимном огневом испытании. Эта задача решается путем введения в уравнения модели двигателя измеренных значений параметров двигателя и дополнительных переменных - коэффициентов коррекции с целью максимально сблизить получаемые расчетные значения параметров с их измеренными значениями и, тем самым, учесть в математической модели особенности функционирования конкретного экземпляра двигателя при огневом многорежимном испытании. Эту модель можно использовать для прогнозирования параметров двигателя на его последующих огневых испытаниях, а также для замещения части огневых испытаний их цифровым моделированием.

В предлагаемом изобретении отмеченные недостатки прототипа устранены за счет:

1) определения параметров коррекции из решения системы уравнений, получаемой путем прямой подстановки в нее измеренных значений параметров на разных режимах работы объекта;

2) аппроксимации полученных параметров коррекции как функций параметров управления по всем режимам работы объекта.

Математическая модель процессов нормально функционирующего ЖРД корректируется по результатам измерений параметров конкретного экземпляра двигателя, полученным на предварительно проведенном огневом испытании, содержащем достаточное количество различных режимов.

Сформированная в результате решения поставленной задачи математическая модель наиболее полно отражает характеристики функционирования конкретного экземпляра двигателя, проявившиеся при огневом испытании, и обеспечивает повышение точности расчетных оценок его параметров во всем диапазоне условий эксплуатации двигателей данного типа, что недостижимо иными методами.

Технический результат заключается в том, что при расчетах по скорректированной предлагаемым способом математической модели достигается уровень точности расчетных оценок, необходимый для достоверной расчетной имитации проведения огневого двигателя в разнообразных условиях его эксплуатации и, в конечном итоге, для замены части натурных испытаний расчетными исследованиями.

Использование скорректированной математической модели обеспечивает разработку и уточнение оптимальных планов и программ повторных огневых стендовых и летных испытаний ЖРД, повышая их качество и снижая риски возникновения нештатных ситуаций.

Уровень точности и реализуемый диапазон достоверности расчетных оценок, получаемых по скорректированной математической модели, недостижимы иными современными методами и открывают возможность замещения результатов части огневых испытаний ЖРД результатами цифрового моделирования.

Осуществление изобретения

Способ реализуют следующими действиями.

Огневое испытание ЖРД проводят по циклограмме, содержащей необходимое количество различных режимов его работы. На этих режимах измеряют положения приводов регулятора расхода и дросселя горючего, давления и температуры компонентов топлива на входе в двигатель и другие параметры, задействованные в математической модели двигателя.

Математическую модель ЖРД представляют в виде системы уравнений. Выбираются корректируемые параметры математической модели - параметры, условия определения которых при автономных испытаниях агрегатов существенно отличаются от условий огневого испытания или требуют уточнения для испытываемого экземпляра двигателя. Например, в качестве корректируемых параметров выбирают характеристики агрегатов ЖРД, полученные при автономных испытаниях такие, как напорные, мощностные характеристики основных и бустерных насосов, кпд турбин, гидросопротивления смесительных головок газогенераторов и камер, силы, действующие на радиально-упорные подшипники турбонасосных агрегатов и др.

Если количество измеряемых параметров двигателя равно N, то количество корректируемых параметров должно быть равно N-М, где Μ - количество параметров, измеряемых на входе в двигатель. Например, для двухкомпонентного ЖРД это положения приводов регулятора расхода и дросселя горючего, давления и температуры компонентов топлива на входе в двигатель, и тогда М=6.

Коэффициенты коррекции вводят в математическую модель следующим образом. Например, для напорных характеристик насосов

Где - перепад давления на насосе при огневом испытании;

- перепад давления на насосе, определяемый на огневом испытании в виде:

где а1 н авт, а2 н авт, …, аn н авт - коэффициенты, полученные при автономном испытании, - давление компонента топлива на входе и выходе из насоса, соответственно; nт ои - обороты вала турбонасосного агрегата; Gн - расход через насос; ρн ои - плотность компонента топлива в насосе, Ан ои - коэффициент коррекции напорной характеристики. Здесь индекс «ои» относится к параметрам, определяемым на огневом испытании.

Коэффициенты коррекции для констант, например, для коэффициентов гидравлических сопротивлений в магистралях, вводят следующим образом:

ξмаг ои = ξмаг авт ⋅ Амаг ои

где ξмаг ои - коэффициент гидросопротивления при огневом испытании;

ξмаг авт - коэффициент гидросопротивления, константа, полученная при автономных испытаниях; Амаг ои - коэффициент коррекции гидросопротивления;

- давление на входе и выходе магистрали, соответственно,

При этом коэффициенты коррекции А вводят в систему уравнений математической модели как дополнительные параметры неизвестные параметры:

xn+i = Ai, i=1, 2, …, Ν-Μ,

и подставляют в нее все измеренные при огневом испытании значения параметров двигателя, задействованные в математической модели. Тогда, например, уравнение напорной характеристики (1) примет вид:

где индекс «*» относится к измеренным параметрам.

Далее цикл измерений на R разных режимах испытания, определяют для каждого коэффициента коррекции расчетные последовательности:

А11, А12, …, A1R,

А21, А22, …, A2R,

… … … …

AK1, AK2, …, AKR, K=Ν-Μ

и аппроксимируют каждый из них по всем режимам R, например, методом наименьших квадратов, в виде функций параметров на входе в двигатель. Для двухкомпонентного ЖРД результаты аппроксимации коэффициенты коррекции представляют в виде функций:

Где -положение привода регулятора расхода горючего на входе в газогенератор, - положение привода дросселя горючего на входе в камеру, - давление окислителя и горючего на входе в двигатель, соответственно; - температура окислителя и горючего на входе в двигатель, соответственно.

Коэффициенты коррекции в виде (2) подставляют в систему уравнений и получают математическую модель двигателя, скорректированную по результатам его огневого испытания:

где n - количество уравнений. Эту модель используют для разработки и уточнения оптимальных планов и программ повторных огневых стендовых и летных испытаний ЖРД, повышая их качество за счет снижения рисков возникновения нештатных ситуаций, а также для замещения части огневых испытаний с помощью их цифрового моделирования.

Промышленная применимость

Заявленный способ коррекции математической модели обеспечивает достоверность моделирования работы ЖРД и наиболее эффективно может быть применен в системах автоматического контроля и управления ЖРД при огневых испытаниях.

Способ коррекции математической модели жидкостного ракетного двигателя, заключающийся в измерении при огневом испытании значений N параметров двигателя, включая Μ параметров на входе в двигатель: положения приводов агрегатов управления тягой и соотношением компонентов топлива, давления и температуры компонентов топлива, и в определении с их помощью значений параметров математической модели, представленной системой уравнений процессов, отличающийся тем, что коррекцию математической модели осуществляют, используя Ν-Μ дополнительных параметров, каждый из которых в отдельности входит в одно из Ν-Μ уравнений, описывающих характеристики агрегатов двигателя, полученные при автономных испытаниях, гидравлические характеристики магистралей и характеристики рабочих процессов, и на каждом режиме испытания N параметрам математической модели присваивают их измеренные значения, определяют расчетные значения дополнительных параметров и аппроксимируют эти значения по всем режимам в виде зависимостей от параметров на входе в двигатель, после чего полученные зависимости заносят в математическую модель, которую применяют для управления двигателем на последующих огневых испытаниях, а также для замещения части огневых испытаний цифровым моделированием.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 13 items.
26.08.2017
№217.015.edbe

Фильтр для очистки криогенной жидкости

Изобретение относится к области фильтрования, а именно к фильтрам, работающим в условиях низких температур. Фильтр для очистки криогенной жидкости содержит цилиндрический корпус, внутри которого установлен фильтрующий элемент, выполненный в виде объемного конуса, вершина которого направлена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628787
Дата охранного документа: 22.08.2017
09.09.2018
№218.016.855a

Электромоторный привод

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и, в частности, к электроприводу с червячной передачей, который может быть использован для управления дроссельными агрегатами. Новизной изобретения является то, что кулачковая муфта выполнена трехдисковой. Один из ведущих дисков, подпружиненный с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002666383
Дата охранного документа: 07.09.2018
02.11.2018
№218.016.99bc

Ампула с пусковым горючим для зажигания компонентов топлива жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к устройствам химического зажигания компонентов топлива ЖРД. Ампула с пусковым горючим для зажигания компонентов топлива ЖРД, содержащая силовой цилиндр, заполненный пусковым горючим, два мембранных узла с входным и выходным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671449
Дата охранного документа: 31.10.2018
23.11.2018
№218.016.9fbd

Двухзонный газогенератор с лазерным зажиганием компонентов топлива

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и, в частности, к двухзонным газогенераторам с лазерным зажиганием компонентов топлива. Двухзонный газогенератор с лазерным зажиганием компонентов топлива содержит силовую оболочку с патрубками подвода окислителя и горючего и патрубок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672986
Дата охранного документа: 21.11.2018
13.12.2018
№218.016.a5e1

Способ определения средней толщины серебряного покрытия на медной оребренной стенке

Использование: для измерения толщины серебряного покрытия на медной оребренной детали неразрушающим способом. Сущность изобретения заключается в том, что выполняют тест-образцы с известной толщиной покрытия, используют рентгеновское излучение, испускаемое рентгенофлюоресцентным анализатором...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674571
Дата охранного документа: 11.12.2018
14.12.2018
№218.016.a6e7

Многокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием генераторного газа

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при изготовлении ракетных двигательных установок с жидкостными ракетными двигателями (ЖРД). Многокамерный ЖРД с дожиганием генераторного газа включает в себя по меньшей мере две камеры сгорания, закрепленные на раме,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674828
Дата охранного документа: 13.12.2018
14.12.2018
№218.016.a70c

Газогенератор

Изобретение относится к области жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), а именно к газогенераторам, генерирующим газ для привода турбонасосного агрегата. Газогенератор содержит две охлаждаемые горючим камеры сгорания, две смесительные головки, состоящие из корпуса, на торце которого закреплено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674829
Дата охранного документа: 13.12.2018
17.02.2019
№219.016.bbd0

Способ пайки двухслойных паяных конструкций

Изобретение может быть использовано при пайке двухслойных конструкций, в частности для изготовления корпусов камер сгорания ЖРД, состоящих из наружной силовой оболочки, выполненной из стали или сплава на никелевой основе, и внутренней оребренной оболочки, выполненной из меди или сплава на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680117
Дата охранного документа: 15.02.2019
24.08.2019
№219.017.c373

Способ получения на поверхности детали из никелевого сплава защитного покрытия

Изобретение относится к области получения защитного покрытия, предохраняющего от воздействия агрессивных сред поверхности деталей проточной части турбин турбонасосных агрегатов жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), выполненных из никелевых сплавов и имеющих сложную конфигурацию. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002698163
Дата охранного документа: 22.08.2019
12.09.2019
№219.017.ca01

Способ изготовления рабочего колеса малоразмерного центробежного насоса

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, а именно к производству рабочих моноколес закрытого типа из титановых сплавов, которые могут быть использованы в малоразмерных центробежных насосах жидкостных ракетных двигателей и в центробежных компрессорах газотурбинных двигателей для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002699888
Дата охранного документа: 11.09.2019
Showing 1-8 of 8 items.
20.02.2015
№216.013.2b9e

Способ работы кислородно-керосиновых жидкостных ракетных двигателей (жрд) и ракетная двигательная установка

Изобретение относится к ракетной технике, а конкретно к кислородно-керосиновым жидкостным ракетным двигателям (ЖРД) замкнутой или открытой схем. Способ работы кислородно-керосиновых ЖРД и ракетная двигательная установка, основанный на введении в чистый керосин полимерной противотурбулентной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542623
Дата охранного документа: 20.02.2015
20.09.2015
№216.013.7b07

Способ организации детонационно-дефлаграционного горения и детонационно-дефлаграционный пульсирующий прямоточный воздушно-реактивный двигатель

Способ организации детонационно-дефлаграционного горения в воздушно-реактивном двигателе для высоких скоростей полета заключается в том, что набегающий высокоскоростной сверхзвуковой поток воздуха тормозят в криволинейном пространстве воздухозаборника, по мере продвижения, в зоне образования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563092
Дата охранного документа: 20.09.2015
27.05.2016
№216.015.42c8

Способ организации горения топлива и детонационно-дефлаграционный пульсирующий прямоточный воздушно-реактивный двигатель

Изобретение относится к аэрокосмическим двигателям. Детонационно-дефлаграционный пульсирующий прямоточный воздушно-реактивный двигатель содержит сверхзвуковой воздухозаборник, систему непрерывной подачи топлива, решеточный пластинчатый гаситель детонационных волн, расположенный так, что в него...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585328
Дата охранного документа: 27.05.2016
25.08.2017
№217.015.af1f

Компоновка маршевой многокамерной двигательной установки двухступенчатой ракеты-носителя с составным сопловым блоком

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Компоновка маршевой многокамерной двигательной установки двухступенчатой ракеты-носителя с составным сопловым блоком, оснащенной ракетными блоками первой и второй ступеней, соединенными и работающими по параллельной схеме, содержащая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610873
Дата охранного документа: 17.02.2017
02.11.2018
№218.016.99bc

Ампула с пусковым горючим для зажигания компонентов топлива жидкостного ракетного двигателя

Изобретение относится к области ракетной техники, в частности к устройствам химического зажигания компонентов топлива ЖРД. Ампула с пусковым горючим для зажигания компонентов топлива ЖРД, содержащая силовой цилиндр, заполненный пусковым горючим, два мембранных узла с входным и выходным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671449
Дата охранного документа: 31.10.2018
23.11.2018
№218.016.9fbd

Двухзонный газогенератор с лазерным зажиганием компонентов топлива

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и, в частности, к двухзонным газогенераторам с лазерным зажиганием компонентов топлива. Двухзонный газогенератор с лазерным зажиганием компонентов топлива содержит силовую оболочку с патрубками подвода окислителя и горючего и патрубок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672986
Дата охранного документа: 21.11.2018
06.12.2018
№218.016.a444

Стендовый жидкостный ракетный двигатель с непрерывной спиновой детонацией

Изобретение относится к области испытаний, в частности стендовых испытаний режимов работы ЖРД, работающих в режиме непрерывной детонации на топливной смеси, состоящей из газообразного кислорода и керосина. Изобретение представляет собой стендовый ЖРД с кольцевой камерой детонационного горения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674117
Дата охранного документа: 04.12.2018
29.03.2019
№219.016.eded

Способ плазменного нанесения наноструктурированного теплозащитного покрытия

Изобретение относится к способу плазменного нанесения наноструктурированного теплозащитного покрытия. Предварительно на срезе сверхзвукового сопла плазмотрона устанавливают конический насадок, внутренняя поверхность которого образует с внутренней поверхностью сопла излом, что позволяет после...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002683177
Дата охранного документа: 26.03.2019
+ добавить свой РИД