×
30.05.2023
223.018.72d3

Результат интеллектуальной деятельности: Объединенная система пуска и сглаживания графиков нагрузок автономных газопоршневых и дизель-генераторных установок с использованием аккумуляторных батарей большой мощности

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области электротехники. Технический результат заключается в повышении эффективности пуска первичных электродвигателей и сглаживания графиков нагрузок при эксплуатации автономных газопоршневых и дизель-генераторных установок с использованием аккумуляторных батарей большой мощности. Достигается тем, что объединенная система пуска и сглаживания графиков нагрузок автономных газопоршневых и дизель-генераторных установок с использованием аккумуляторных батарей большой мощности, включающая операции преобразования внутренней энергии топлива в электрическую стандартной частоты и напряжения, аккумулирования электрической энергии в батареи конденсаторов при режиме нормального электропотребления, подачи электрической энергии с батареи конденсаторов и аккумуляторной батареи на вход преобразователя частоты и напряжения, взаимосвязанные операции вычисления реактивной мощности в блоке датчиков реактивного тока, вывод результатов работы датчика реактивной мощности на вход преобразователя частоты и форсировку силовой установки по реактивной мощности, где вместо обычных пусковых батарей установлены две группы аккумуляторных батарей большой мощности, соединенных между собой первым двухполюсным выключателем, состоящих из блоков последовательно и параллельно соединённых аккумуляторов, которые в нормальном режиме подключены между собой последовательно и работают через преобразователь частоты и напряжения и подключенный последовательно согласующий трансформатор на сеть для сглаживания графиков нагрузки, первая группа батарей соединена с первичным двигателем через второй двухполюсный выключатель и используется для пуска автономной газопоршневой и дизель-генераторной установки, в режиме максимальной выдачи мощности в сеть и одновременно пуске двигателя, группы батарей могут работать автономно при разомкнутом первом двухполюсном выключателе и замкнутом однополюсном выключателе. 1 ил.

Изобретение относится к области электротехники и может найти применение в автономных системах электроснабжения уже оснащенных накопителями электроэнергии (НЭ), которыми комплектуются газопоршневые установки (ГПУ) дизель-генераторные установки (ДГУ), которые могут быть использованы в целях повышения эффективности пуска силовых установок и требующих сглаживания графиков нагрузки (Fedotov A., Misbakhov R., Bakhteev K., Chernova N. Use of electrochemical storages for small generation systems / В сборнике: Proceedings - 2019 International Ural Conference on Electrical Power Engineering. UralCon 2019. - 2019. № 8877670. - pp. 40-44).

В отличие от крупных энергосистем автономные энергосистемы, находящиеся в отдаленных районах, обладают значительно меньшим потенциалом регулирования за счет изменения мощности генерирующих объектов и межсистемных перетоков. Изолированные энергосистемы характеризуются весьма ограниченным количеством генерирующих объектов и групп потребителей. В качестве автономного источника основного и резервного электроснабжения все чаще используются ГПУ (Bakhteev K., Fedotov A., Chernova N., Misbakhov R. Methodological approaches to the choice of energy storage and optimization of their parameters to improve the electric power quality in various types of electric power systems / Proceedings of the 10th International Scientific Symposium on Electrical Power Engineering, Elektroenergetika 2019. - 2019. - pp. 488-493).

Система пуска ДГУ, ГПУ предназначена для преобразования электрической энергии стартера в механический момент при запуске двигателя, а также для питания его электрических элементов. Тип системы запуска - электростартерный, от блока стартерных аккумуляторных батарей. В состав системы входит: комплект аккумуляторных батарей, электростартер, зарядный генератор, выключатель массы аккумуляторных батарей. В момент запуска электростанции стартер питается от аккумулятора. После того, как ДГУ, ГПУ запущена, питание стартера прекращается, и зарядный генератор производит зарядку аккумуляторных батарей. Зарядный генератор предназначается для зарядки аккумуляторных батарей ДГУ, ГПУ максимальный ток заряда определяется исходя из количества и мощности используемых аккумуляторов (Оташехов, Д. И. Дизель- генераторная установка. Диагностика. Ремонт. Техобслуживание / - Екатеринбург: Издательские решения, 2018. - 760 с.)

Известна система форсировки возбуждения автономного синхронного генератора, входящего в электротехнический комплекс, с использованием накопителей энергии на основе аккумуляторных батарей (АКБ) и суперконденсаторов большой мощности (см. Патент РФ №2704313 С1 от 26.11.2009), где аккумуляторные батареи большой мощности (АББМ) используются для ограничения глубины провала напряжения на выводах генератора при коротких замыканиях в электрической сети или при пусках электродвигателей, а именно к регулированию возбуждения синхронных генераторов, применяемых в автономных источниках электрической энергии, передвижных электроагрегатах и электростанциях.

Недостатком данного метода является то, что для запуска энергоустановок используется стандартная пусковая батарея.

Известен способ работы ДГУ на электропотребителей путем преобразования внутренней энергии дизельного топлива в электрическую стандартной частоты и напряжения и подачи электрической энергии электропотребителям (см. Патент РФ №2361099 С2 от 10.07.2009), где при режиме нормального электропотребления электрическая энергия аккумулируется в батарее конденсаторов. Электрическая энергия с батареи конденсаторов и АКБ подается на вход преобразователя частоты и напряжения. При значительных кратковременных перегрузках и при остановленном двигателе силовой установки преобразователь частоты и напряжения преобразует электрическую энергию и подает ее потребителям. Блок датчиков реактивного тока вычисляет реактивную мощность и выводит результаты на вход преобразователя частоты. Тип системы запуска - электростартерный, от блока стартерных аккумуляторных батарей.

Устройство, реализующее данный способ работы, включает в себя ДГУ, состоящую из генератора, АКБ, потребителей электрической энергии, преобразователя частоты и напряжения, проводников, связывающих генератор и преобразователь частоты и напряжения, батареи конденсаторов и связи батареи конденсаторов, АКБ с преобразователем частоты и напряжения, отличающийся тем, что он дополнительно содержит блок датчиков реактивного тока и связи блока датчиков реактивного тока с преобразователем частоты и напряжения и сетью питания потребителей электрической энергии.

Недостатки данного способа:

- емкость АКБ ограничена и способна обеспечить работу дизель-генераторной установки только при кратковременных перегрузках;

- отсутствие согласующего трансформатора для перехода с одного класса напряжения АББМ, к напряжению сети.

Задачей заявляемого изобретения является повышение эффективности работы первичного двигателя на переходных режимах работы (запуск, разгон, наброс нагрузки) с использованием АББМ, вместо стандартной пусковой батареи и сглаживание графиков нагрузки, для экономии топлива с использованием АББМ.

Техническим результатом является возможность пуска ДГУ и ГПУ в автономных системах электроснабжения при помощи АББМ, а также возможность экономии топлива.

Технический результат достигается за счет того, что объединенная система пуска и сглаживания графиков нагрузок автономных газопоршневых и дизель-генераторных установок с использованием аккумуляторных батарей большой мощности включает операции преобразования внутренней энергии топлива в электрическую энергию стандартной частоты и напряжения, аккумулирования электрической энергии в батареи конденсаторов при режиме нормального электропотребления, подачи электрической энергии с батареи конденсаторов и аккумуляторной батареи на вход преобразователя частоты и напряжения, взаимосвязанные операции вычисления реактивной мощности в блоке датчиков реактивного тока, вывод результатов работы датчика реактивной мощности на вход преобразователя частоты и форсировка силовой установки по реактивной мощности, согласно предлагаемому изобретению, вместо обычных пусковых батарей установлены две группы аккумуляторных батарей большой мощности, соединенных между собой первым двухполюсным выключателем, состоящих из блоков последовательно и параллельно соединенных аккумуляторов, которые в нормальном режиме подключены между собой последовательно и работают через преобразователь частоты и напряжения и подключенный последовательно согласующий трансформатор на сеть для сглаживания графиков нагрузки, первая группа батарей соединена с первичным двигателем через второй двухполюсный выключатель и используется для пуска автономной газопоршневой и дизель-генераторной установки, в режиме максимальной выдачи мощности в сеть и одновременно пуске двигателя, группы батарей могут работать автономно при разомкнутом первом двухполюсном выключателе и замкнутом однополюсном выключателем.

Большое влияние на энергоэффективность оказывает суточный график нагрузки электротехнического комплекса предприятия. В случае его выравнивания происходит снижение удельного расхода топлива на выработку электроэнергии, что реализуется управлением режимами работы аккумуляторных батарей. В нормальном режиме они запасают электроэнергию, потребляя ее от энергоустановок в период низкого спроса, и отдают ее в нагрузку в период высокого спроса.

На рисунке представлена схема объединенной системы пуска и сглаживания графиков нагрузок автономных газопоршневых и дизель-генераторных установок с использованием аккумуляторных батарей большой мощности

Цифрами на рисунке обозначены:

1 - первичный двигатель (Д);

2.1 - первая группа аккумуляторной батареи большой мощности (АББМ1)

2.2 - вторая группа аккумуляторная батарея большой мощности (АББМ2);

3 - синхронный генератор (СГ);

4 - согласующий трансформатор (СТ);

5 - преобразователь частоты и напряжения (ПЧ);

6 - конденсаторная батарея (КБ);

7 - датчик реактивного тока (ДРТ);

8 - потребителей электрической энергии;

9 - 12 - проводники;

13 - первый двухполюсный выключатель;

14 - второй двухполюсный выключатель;

15 - однополюсный выключатель.

Система пуска и сглаживания графиков нагрузок включает синхронный генератор 3, соединенный с потребителями электроэнергии 8, связанных с преобразователем частоты и напряжения 5 с помощью проводников 9, датчик реактивного тока 7, связанный с преобразователем частоты и напряжения 5 с помощью проводника 11 и с сетью с помощью проводников 12, синхронный генератор 3 приводится во вращение первичным двигателем 1, который подключен к первой группе аккумуляторных батарей большой мощности 2.1, через второй двухполюсный выключатель 14, первая группа батарей имеет возможность последовательного включения со второй группой аккумуляторных батарей большой мощности 2.2, через первый двухполюсный выключатель 13, две группы батарей 2.1-2.2 имеют возможность автономной работы при разомкнутом первом 13 и втором 14 двухполюсных выключателях и замкнутом однополюсным выключателе 15, вторая группа батарей 2.2 через преобразователь частоты и напряжения 5, который также соединен с конденсаторной батарей 6 через проводники 10, и согласующий трансформатор 4, через проводники 9 соединена к сети.

Установка работает следующим образом:

1. Режим пуска ДГУ или ГПУ.

При пуске СГ 3 раскручивается первичным двигателем 1 питающимся от первой группы аккумуляторных батарей большой мощности 2.1, который на время пуска подключается посредством замыкания контактов второго двухполюсного выключателя 14. АББМ 2.1 должна обеспечить требуемый ток стартера в диапазоне допустимых условий применения ДГУ ил ГПУ. При этом АББМ 2.2 при разомкнутых контактах первого двухполюсного выключателя 13 и замкнутых контактах однополюсного выключателя 15, через преобразователь частоты и напряжения 5 и согласующий трансформатор 4 по проводникам 9 поддерживает стабильным напряжение в сети при пуске ДГУ или ГПУ.

2. Режим сглаживания графиков нагрузки.

В режиме сглаживания графиков нагрузки генератор 3 работает на выдачу электроэнергии потребителям 8, первый двухполюсный 13 находится в замкнутом состоянии, а второй двухполюсный выключатель 14 и однополюсный выключатель 15 находятся в разомкнутом состоянии, последовательно соединенные первая и вторая группы АББМ 2.1-2.2 работают на поддержание равномерного графика нагрузки. Экономию топлива в электротехническом комплексе можно обеспечить, если график нагрузки существенно неравномерный. Тогда в часы минимальной нагрузки блоки накопителей энергии 2.1-2.2 заряжаются, а в часы максимальной нагрузки отдают свою энергию в сеть. Разработка подхода к рациональному использованию накопителей энергии с учетом исходного переменного графика нагрузки позволит существенно снизить не только затраты на потребление электроэнергии предприятием, но и затраты при ее производстве.

Новизна предлагаемого способа заключается в объединении системы пуска и сглаживания графиков нагрузок автономных газопоршневых и дизель-генераторных установок с использованием аккумуляторных батарей большой мощности, т.е. отказа от стандартных пусковых батарей и выравнивании графика нагрузки с последующим снижением удельного расхода топлива на выработку электроэнергии.

Объединенная система пуска и сглаживания графиков нагрузок автономных газопоршневых и дизель-генераторных установок с использованием аккумуляторных батарей большой мощности, включающая операции преобразования внутренней энергии топлива в электрическую стандартной частоты и напряжения, аккумулирования электрической энергии в батареи конденсаторов при режиме нормального электропотребления, подачи электрической энергии с батареи конденсаторов и аккумуляторной батареи на вход преобразователя частоты и напряжения, взаимосвязанные операции вычисления реактивной мощности в блоке датчиков реактивного тока, вывод результатов работы датчика реактивной мощности на вход преобразователя частоты и форсировку силовой установки по реактивной мощности, отличающаяся тем, что вместо обычных пусковых батарей установлены две группы аккумуляторных батарей большой мощности, соединенных между собой первым двухполюсным выключателем, состоящих из блоков последовательно и параллельно соединённых аккумуляторов, которые в нормальном режиме подключены между собой последовательно и работают через преобразователь частоты и напряжения и подключенный последовательно согласующий трансформатор на сеть для сглаживания графиков нагрузки, первая группа батарей соединена с первичным двигателем через второй двухполюсный выключатель и используется для пуска автономной газопоршневой и дизель-генераторной установки, в режиме максимальной выдачи мощности в сеть и одновременно пуске двигателя, группы батарей могут работать автономно при разомкнутом первом двухполюсном выключателе и замкнутом однополюсном выключателе.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 11 items.
09.02.2020
№220.018.0156

Способ определения положения отражённого импульса

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в области электроэнергетики, где локационные методы определения дальности до объекта используются для определения расстояния до повреждений на линиях электропередачи. Техническим результатом изобретения является повышение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002713741
Дата охранного документа: 07.02.2020
27.03.2020
№220.018.109b

Способ определения места однофазного замыкания на землю в сетях 6-10 кв с изолированной нейтралью

Изобретение относится к электротехнике, а именно к определению места однофазного замыкания на землю (ОЗЗ) в сетях 6-10 кВ с изолированной нейтралью. Технический результат: повышение надежности и точности определения места повреждения в воздушной ЛЭП, уменьшение стоимости оборудования за счет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002717697
Дата охранного документа: 25.03.2020
21.06.2020
№220.018.2900

Устройство для опреснения воды

Изобретение относится к области очистки морской воды и грунтовых вод путем дистилляции для обеспечения питьевой водой сельского, коммунального хозяйства и на морских судах, в которых наблюдается дефицит пресной питьевой воды. Устройство для опреснения воды содержит емкости для исходной воды,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723858
Дата охранного документа: 17.06.2020
29.06.2020
№220.018.2cc9

Способ автоматизированного управления эксплуатацией беспилотного транспортного средства в общем транспортном пространстве для обеспечения безопасного трафика движения

Изобретение относится к способу автоматизированного управления эксплуатацией беспилотного транспортного средства в общем транспортном пространстве. Для осуществления способа используют бортовую автоматическую систему управления (АСУ), спутниковую навигационную систему, высокоточные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002724911
Дата охранного документа: 26.06.2020
12.04.2023
№223.018.47e6

Способ защиты трубопроводов от аварийных ситуаций, вызванных карстовыми провалами

Изобретение относится к способу защиты трубопроводов от аварийных ситуаций, вызванных карстовыми провалами. Технический результат состоит в повышении эффективности защиты трубопроводов. Способ защиты трубопроводов включает вскрытие трубопровода и установке по обе стороны от него бетонных свай,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002747045
Дата охранного документа: 23.04.2021
20.05.2023
№223.018.6527

Способ определения опасных зон в изоляции трёхжильных трёхфазных кабельных линий электропередач

Изобретение относится к дефектоскопии изоляции трёхжильных трёхфазных кабельных линий номинальным напряжением 6 кВ и выше, в частности методом частичных разрядов (ЧР). Технический результат: повышение надежности и информативности о состоянии изоляции высоковольтных трёхжильных трёхфазных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002744464
Дата охранного документа: 09.03.2021
20.05.2023
№223.018.6550

Градирня низкого давления для дистилляции воды

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может применяться для охлаждения конденсатора теплового насоса, двигателей генераторов и конденсаторов в электростанциях, а также для получения дистиллированной воды для питья или для технологического использования. В градирне низкого давления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002743154
Дата охранного документа: 15.02.2021
27.05.2023
№223.018.7121

Солнечная станция для дистилляции воды

Изобретение относится к области очистки морской воды и грунтовых вод путем дистилляции для обеспечения питьевой водой сельского, коммунального хозяйства и может применяться для получения дистиллированной воды для технологического использования. Солнечная станция для дистилляции воды содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002767322
Дата охранного документа: 17.03.2022
05.06.2023
№223.018.76ee

Объединенная система пуска и сглаживания графиков нагрузок группы автономных газопоршневых и дизель-генераторных установок с использованием аккумуляторных батарей большой мощности

Изобретение относится к области силовых установок и может быть использовано в целях повышения эффективности группы силовых установок. Техническим результатом является повышение эффективности пуска группы первичных электродвигателей и сглаживания графиков нагрузок при эксплуатации автономных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002738159
Дата охранного документа: 10.12.2020
06.06.2023
№223.018.78b6

Способ ведения водно-химического режима и регенерации баромембранной водоподготовительной установки с применением унифицированной коррекционно-отмывочной композиции

Предложен способ ведения водно-химического режима и регенерации баромембранной водоподготовительной установки с применением унифицированной коррекционно-отмывочной композиции, включающей блоки ультрафильтрации, дожимные и/или основные блоки обратного осмоса, с применением унифицированной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002753350
Дата охранного документа: 13.08.2021
Showing 1-10 of 16 items.
20.02.2014
№216.012.a1aa

Способ автоматизированного составления схемы дорожно-транспортного происшествия

Для составления схемы дорожно-транспортного происшествия используется автоматизированная компьютерная система с базой топографических участков местности и устройство глобального позиционирования. Повышаются скорость и точность фиксации факторов дорожно-транспортного происшествия. 1 ил.
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507101
Дата охранного документа: 20.02.2014
10.04.2014
№216.012.b481

Силовая установка транспортного средства

Изобретение может быть использовано в силовых установках транспортных средств, снабженных двигателями внутреннего сгорания. Силовая установка транспортного средства содержит двигатель (1) внутреннего сгорания, парогенератор (3), установленный на выпускном коллекторе (4) двигателя внутреннего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511929
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.04.2015
№216.013.42f9

Способ диагностирования тормозной системы автотранспортного средства и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области машиностроения, а именно к диагностированию тормозных систем автотранспортных средств. Способ диагностирования заключается в том, что во время торможения колес автотранспортного средства одновременно с измерением тормозных сил, приходящихся на каждое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548643
Дата охранного документа: 20.04.2015
20.12.2015
№216.013.9a93

Стенд для испытания приводных ремней на прочность

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытаний на циклическую прочность приводных ремней. Устройство включает электрический двигатель, выполняющий функцию привода, электрический двигатель, выполняющий функцию нагрузочной машины, испытуемый ремень,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571196
Дата охранного документа: 20.12.2015
13.01.2017
№217.015.67e6

Теплообменная труба

Изобретение относится к области теплотехники и может быть использовано в теплообменных аппаратах. В теплообменной трубе со скругленными выемками на наружной поверхности и соответствующими им скругленными выступами высотой h на внутренней поверхности, которые нанесены с шагом S, скругленные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002591376
Дата охранного документа: 20.07.2016
25.08.2017
№217.015.a111

Способ диагностирования тормозной системы автотранспортного средства и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области автомобилестроения. Способ заключается в том, что одновременно с однократным экстренным торможением до полной остановки автотранспортного средства производят измерение на каждом колесе диагностируемой оси распределенных продольных реакций по длине пятна...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002606408
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.b1db

Испытательный стенд для диагностирования тормозной системы автотранспортного средства

Испытательный стенд для диагностирования тормозной системы автотранспортного средства (5) содержит измерительную платформу (1), установленные на ней узлы (2) для измерения тормозной силы, соединенные с усилителем сигнала и аналого-цифровым преобразователем. В качестве узлов (2) для измерения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613076
Дата охранного документа: 15.03.2017
19.07.2018
№218.016.721b

Способ определения коэффициента поперечного сцепления эластичной шины автомобильного колеса

Изобретение относится к технической эксплуатации автомобилей, а именно к технологии определения коэффициента поперечного сцепления эластичной шины автомобильного колеса с опорной поверхностью дороги в условиях эксплуатации. Для повышения точности, достоверности и безопасности измерения боковых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661555
Дата охранного документа: 17.07.2018
27.07.2019
№219.017.b9f8

Централизованная микропроцессорная система релейной защиты, автоматики и сигнализации с дистанционным управлением

Изобретение относится к электротехнике, а именно к технике релейной защиты, автоматики и сигнализации. Техническим результатом является упрощение развертывания, масштабируемости, а также повышение скорости передачи информации в распределительных устройствах (РУ) электроэнергетических установок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695634
Дата охранного документа: 25.07.2019
17.08.2019
№219.017.c151

Многопроцессорная информационно-управляющая система релейной защиты и автоматики на основе пассивной оптической сети

Изобретение относится к технике релейной защиты и автоматизированных систем управления в энергетике и предназначено для реализации функций противоаварийной автоматики в электроустановке, а также для автоматизации процесса сбора информации о состоянии вводов, присоединений и выключателей объекта...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002697633
Дата охранного документа: 15.08.2019
+ добавить свой РИД