×
23.05.2023
223.018.6db9

Результат интеллектуальной деятельности: ДВУХПОТОЧНАЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к двухпоточной гидромеханической передаче. Двухпоточная гидромеханическая передача содержит корпус; трехэлементный гидротрансформатор, фрикцион блокировки гидротрансформатора, соединяющий, при его включении, турбинное колесо с валом двигателя, планетарный механизм и каналы системы смазки. Солнечная шестерня планетарного механизма соединена с валом двигателя, эпициклическая шестерня соединена с турбинным колесом, водило соединено с выходным валом. Входной вал жестко соединен с барабаном, насосным колесом и как единое целое установлен на опорах в передней и задней стенках корпуса. На барабане жестко закреплен вращающийся кожух с образованием полости со стороны турбинного колеса. В полости между барабаном и вращающимся кожухом в барабане размещен фрикцион блокировки, а между фрикционом блокировки и вращающимся кожухом размещен планетарный механизм. Турбинное колесо с эпициклической шестерней и с ведомыми дисками фрикциона блокировки соединено через полый вал. Реактор, при помощи полого вала, соединен с вращающимися дисками тормоза реактора, полый вал реактора установлен на выходном валу и задней стенке корпуса. Выходной вал соединен с водилом и установлен на входном валу и на валу реактора. Достигается увеличение ресурса. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в гидромеханических трансмиссиях самоходных машин, таких как промышленные тракторы, погрузчики, трубоукладчики.

Известна гидромеханическая передача, содержащая планетарный механизм, одно звено которого связано с турбинным колесом гидротрансформатора и ведущим валом коробки передач, а другое звено через элемент управления связано с насосным колесом гидротрансформатора и ведущим валом трансмиссии, третье звено планетарного механизма соединено с выходным валом коробки передач (авторское свидетельство СССР №640874, кл. В60К 17/10, 1976 год). Недостатком данной передачи является то, что планетарный механизм и элемент управления размещены в полости между вращающимся кожухом и турбинным колесом, которая сообщается с кругом циркуляции гидротрансформатора и находится под действием давления подпитки. Вращающиеся в рабочей жидкости детали планетарного механизма перемешивают и нагревают рабочую жидкость, снижая КПД передачи.

Известна двухпоточная гидромеханическая передача (патент США № US8608604B1, кл. F16H 47/08, 2012 год), содержащая корпус, трехэлементный гидротрансформатор с системой подпитки и охлаждения; фрикцион блокировки с гидравлической системой и каналами управления, соединяющий, при его включении, турбинное колесо с валом двигателя; планетарный механизм с солнечной шестерней, эпициклическую шестерню, соединенную с турбинным колесом и водило соединенное с выходным валом; реактор, каналы системы смазки. Данная двухпоточная гидромеханическая передача обеспечивает возможность движения самоходной машины, но обладает существенными недостатками.

1. Фрикцион блокировки расположен в полости между вращающимся кожухом и турбинным колесом, которая сообщается с кругом циркуляции и находится под действием давления подпитки. Давление подпитки воздействуют на поршень фрикциона блокировки с обратной стороны, снижая усилие включения, что повышает давление управления и усложняет, алгоритм управления фрикционом блокировки. Кроме того давление подпитки меняется в зависимости от частоты вращения вала двигателя и насоса системы подпитки.

2. Корпус выполнен без передней стенки. Каналы управления фрикционом блокировки размещены в задней стенке корпуса, что усложняет конструкцию каналов подвода рабочей жидкости для управления фрикционом блокировки. Масло подводится через три вращающихся маслоподвода, которые уплотняются кольцами, имеющими ограниченный ресурс. Первое уплотнение при переходе с задней стенки корпуса на выходной вал, второе уплотнение при переходе с выходного вала на вал турбины, третье уплотнение при переходе с вала турбины на вращающийся кожух.

3. Реактор установлен жестко на корпусе или (вариант) на муфте свободного хода. В первом случае снижается коэффициент полезного действия, а во втором случае - усложняется технология изготовления, детали муфты свободного хода сложны в изготовлении и их ресурс ограничен. Невозможно управлять включением/выключением реактора, например, для использования в качестве тормоза-замедлителя.

В основу изобретения положена задача - создать устройство, обеспечивающее получение следующих результатов: снижение давления управления и упрощение процесса управления фрикционом блокировки, возможность управления реактором, упрощение технологии изготовления деталей и конструкции, увеличение ресурса. Для решения поставленной задачи в известном устройстве, содержащем корпус; трехэлементный гидротрансформатор с системой подпитки и охлаждения; фрикцион блокировки с гидравлической системой и каналами управления, соединяющий, при его включении, турбинное колесо с валом двигателя; планетарный механизм, солнечная шестерня которого соединена с валом двигателя, эпициклическая шестерня соединена с турбинным колесом и водило соединено с выходным валом; реактор; каналы системы смазки;

корпус содержит переднюю стенку, в которой предусмотрены гидравлические каналы управления фрикционом блокировки и смазки дисков фрикциона блокировки и деталей планетарного механизма;

входной вал жестко соединен с барабаном, насосным колесом и как единое целое установлен на опорах в передней и задней стенке корпуса;

на входном валу установлены солнечная шестерня и уплотнительные кольца, предусмотрены каналы управления фрикционом блокировки и смазки дисков фрикциона блокировки и деталей планетарного механизма;

на барабане, рядом с турбинным колесом, жестко закреплен вращающийся кожух с образованием полости со стороны турбинного колеса сообщающегося с кругом циркуляции, полости со стороны барабана, сообщающей через отверстия в барабане с картером;

в полости между барабаном и вращающимся кожухом в барабане размещен фрикцион блокировки, а между фрикционом блокировки и вращающимся кожухом размещен планетарный механизм;

турбинное колесо с эпициклической шестерней и с ведомыми дисками фрикциона блокировки соединено через полый вал, установленный на вращающемся кожухе с уплотнением;

тормоз реактора закреплен на задней стенке корпуса;

реактор, при помощи полого вала, соединен с вращающимися дисками тормоза реактора, полый вал реактора установлен на выходном валу и задней стенке корпуса;

выходной вал соединен с водилом и установлен на входном валу и на валу реактора.

В результате использования предложенных изменений в устройстве снижается давление управления и упрощается алгоритм управления фрикционом блокировки, появляется возможность управлять реактором, упрощается конструкция, упрощается технология изготовления деталей, увеличивается ресурс.

Изготовлен опытный образец. Проведены испытания на стенде и на тракторе.

На фиг. 1 приведена схема двухпоточной гидромеханической передачи. На фиг. 2 показан разрез возможной конструкции двухпоточной гидромеханической передачи.

Двухпоточная гидромеханическая передача содержит (см. фиг. 1) корпус 1 с передней 2 и с задней 3 стенками, трехэлементный гидротрансформатор 4 с реактором 5, насосным колесом 6, турбинным колесом 7; фрикцион блокировки гидротрансформатора 8 с поршнем 9, пакетом ведущих и ведомых дисков 10, упорным диском 11; планетарный механизм 12 состоящий из водила 13, солнечной шестерни 14, сателлитов 15, эпициклической шестерни 16; тормоза реактора 17 с поршнем 18, пакетом тормозных и вращающихся дисков 19, упорного диска 20. Входной вал 21 одновременно соединен с солнечной шестерней 14 и через барабан 22 с насосным колесом 6. Вращающийся кожух 23 соединен с барабаном 22 и образует полости А справа и полость Б слева. Полость А сообщается с кругом циркуляции гидротрансформатора 4 и находится под действием давлением подпитки Рп, а полость Б через отверстие 24 на вращающемся корпусе 22 сообщается с картером корпуса 1 (не показан), давление в этой полости близко к атмосферному. В полости Б размещены фрикцион блокировки 8 и планетарный механизм 12. В барабане 22 установлены поршень 9, пакет дисков 10 и упорный диск 11 фрикциона блокировки 8. Между фрикционом блокировки 8 и вращающимся кожухом 23 размещен планетарный механизм 12. Турбинное колесо 7 через полый вал 25 одновременно соединено с эпициклической шестерней 16 и с ведомыми дисками пакета дисков 10 фрикциона блокировки 8. Реактор 5 через полый вал 26 соединен с вращающимися дисками тормозом реактора 17, который закреплен на задней стенке корпуса 1. Водило 13 соединено с выходным валом 27. Для блокирования гидротрансформатора используется давление (Ру), создаваемой системой управления. В круге циркуляции гидротрансформатора 4 поддерживается давление подпитки (Рп). Входной вал 21, барабан 22 и насосное колесо 6 вместе, как единое целое, на подшипниках 28 и 29 установлен на передней 2 и задней 3 стенке корпуса 1 соответственно. Турбинное колесо 7 на подшипнике 30 с уплотнением установлено на вращающийся кожух 23. Реактор 5 вместе с полым валом 26 на подшипнике 31 закреплен на выходном валу 27 и на подшипнике 32 на задней стенке 3 корпуса 1. Выходной вал 27 вместе с водилом 13 на подшипнике 33 установлен на входном валу 21 и на подшипнике 34 на полом валу реактора 26.

На фиг. 2 приведен разрез возможной конструкции двухпоточной гидромеханической передачи. Номера позиций на фиг. 2 соответствуют номерам позиций на фиг. 1. На фиг. 2 дополнительно в передней стенке 2 корпуса 1 показаны каналы подвода масла 35, 36 и вращающиеся уплотнения 39 для подвода рабочей жидкости к фрикциону блокировки 8. По каналам 35, и 37 рабочая жидкость под давлением Ру подводится для управления фрикционом блокировки 8, а по каналам 36 и 38 - для смазки пакета дисков 10 и деталей планетарного механизма 12. На фиг. 2 также приведены элементы редуктора привода насосов 41, насос 40 и полость В картера. Элементы редуктора привода насосов и насосы установлены на передней стенке 2 корпуса 1.

Двухпоточная гидромеханическая передача работает следующим образом.

В исходном состоянии фрикцион блокировки 8 и тормоз реактора 17 выключены, давление в круге циркуляции гидротрансформатора 4 близко к атмосферному, входной вал 21, соединенный с валом двигателя и выходной вал, соединенный с входным валом коробки передач не вращаются.

Управление фрикционом блокировки 8 и тормозом реактора 17 производится электрогидравлическими клапанами в соответствии с программой управления. Предусмотрены режимы работы трактора «с блокировкой ГТР» и «без блокировки ГТР», которые предназначены для использования на разных видах работ и при разной подаче топлива. В режиме работы «без блокировки» фрикцион блокировки 8 выключен, тормоз реактора 17 во время разгона и наличии нагрузки включен. При снижении нагрузки (передаточное отношение более 0,86) тормоз выключен. В режиме работы «с блокировкой» разгон осуществляется без блокировки, блокировка производится после разгона в зависимости от нагрузки. При небольших нагрузках гидротрансформатор блокируется, при увеличении нагрузки - производится разблокирование. При блокировании фрикцион блокировки 8 включен, тормоз реактора 17 выключен. В нейтральном положении рычага управления коробкой передач гидротрансформатор 4 разблокирован, тормоз реактора 17 включен.

После пуска двигателя насос системы подпитки подает масло в круг циркуляции, давление в полости А и давление в круге циркуляции равны Рп, рабочая жидкость появляется также в каналах системы смазки. Производительность насоса системы подпитки зависит от частоты вращения вала двигателя. Изменение расхода рабочей жидкости, из-за сопротивления трассы, приводит к изменению давления подпитки Рп. Входной вал 21 вместе с барабаном 22, фрикционом блокировки 8, вращающимся кожухом 23, насосным колесом 6, солнечной шестерней 14 начинают вращаться. Выходной вал 27 и водило 13, соединены с входным валом коробки передач, а коробка передач выключена, поэтому входной вал 21 вращается свободно, без нагрузки. Гидротрансформатор переходит в режим гидромуфты. При этом тормоз реактора выключен, реактор вращается свободно. Скорости вращения ведущих и ведомых детали и узлов близки. По каналам 36 и 38, которые уплотнены кольцами 39, из системы смазки масло поступает на смазку пакета фрикционных дисков 10 фрикциона блокировки 8, деталей планетарного механизма 12 и сливается через отверстие 24 в полость картера В. Давление в полости Б близко к атмосферному. Соответственно на поршень 9 рабочая жидкость со стороны планетарного механизма воздействия не оказывает. Шестерни планетарного механизма 12 вращаются свободно, не создавая потери мощности на барботаж рабочей жидкости.

В соответствии с алгоритмом управления разгон трактора всегда производится без блокировки гидротрансформатора. Перед началом движения трактора, передача включена, выходной вал 27 не вращается. В этом случае турбинный вал 7 вместе с эпициклической шестерней 16 вращаются в противоположную, по отношению к входному валу 21, сторону (режим противовращения). Реактор 5 включен.

При выборе режима «без блокировки гидротрансформатора» входной вал 21 вместе с барабаном 22, фрикционом блокировки 8, вращающимся кожухом 23, насосным колесом 6, солнечной шестерней 14 вращаются. Поток мощности от двигателя делится на два потока и передается через насосное колесо 6 и солнечную шестерню 14. Реактор в ходе разгона не вращается, включен тормоз реактора. Выходной вал и водило, в зависимости от нагрузки и подачи топлива, вращаются с разной частотой. После разгона, если нагрузка минимальная и передаточное отношение (отношение скорости выходного вала 27 к скорости входного вала 21) не менее 0,86, тормоз реактора выключается.

При выборе режима «с блокировкой гидротрансформатора» после разгона и небольшой нагрузке фрикцион блокировки включается, тормоз реактора выключается, входной вал 21 вместе с барабаном 22, фрикционом блокировки 8, вращающимся кожухом 23, насосным колесом 6, турбинным колесом 7, солнечной шестерней 14, водило 13, выходным валом 27 вращаются с одинаковой скоростью. Тормоз реактора 17 выключен, реактор в свободном состоянии. При увеличении нагрузки и снижении скорости вращения выходного вала 27 ниже заданного значения, фрикцион блокировки выключается, тормоз реактора включается.

Для использования реактора в качестве тормоза-замедлителя необходимо включить фрикцион блокировки и тормоз реактора одновременно.

В результате использования предложенных изменений в устройстве снижается давление управления, упрощается процесс управления фрикционом блокировки, появляется возможность управления реактором в качестве тормоза-замедлителя, упрощается технология изготовления и конструкция, увеличивается ресурс.

Устройство изготовлено, проведены стендовые испытания и функциональные испытания на тракторе.

Двухпоточная гидромеханическая передача, содержащая корпус; трехэлементный гидротрансформатор с системой подпитки и охлаждения; фрикцион блокировки гидротрансформатора с гидравлической системой и каналами управления, соединяющий, при его включении, турбинное колесо с валом двигателя; планетарный механизм, солнечная шестерня которого соединена с валом двигателя, эпициклическая шестерня соединена с турбинным колесом и водило соединено с выходным валом; реактор; каналы системы смазки, отличающаяся тем, что корпус содержит переднюю стенку, в которой предусмотрены гидравлические каналы управления фрикционом блокировки и смазки дисков фрикциона блокировки и деталей планетарного механизма; входной вал жестко соединен с барабаном, насосным колесом и как единое целое установлен на опорах в передней и задней стенках корпуса; на входном валу установлены солнечная шестерня и уплотнительные кольца, предусмотрены каналы управления фрикционом блокировки и смазки дисков фрикциона блокировки и деталей планетарного механизма; на барабане, рядом с турбинным колесом, жестко закреплен вращающийся кожух с образованием полости со стороны турбинного колеса, сообщающегося с кругом циркуляции, полости со стороны барабана, сообщающей через отверстия в барабане с картером; в полости между барабаном и вращающимся кожухом в барабане размещен фрикцион блокировки, а между фрикционом блокировки и вращающимся кожухом размещен планетарный механизм; турбинное колесо с эпициклической шестерней и с ведомыми дисками фрикциона блокировки соединено через полый вал, установленный на вращающемся кожухе с уплотнением; тормоз реактора закреплен на задней стенке корпуса; реактор, при помощи полого вала, соединен с вращающимися дисками тормоза реактора, полый вал реактора установлен на выходном валу и задней стенке корпуса; выходной вал соединен с водилом и установлен на входном валу и на валу реактора.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 16 items.
20.01.2018
№218.016.152f

Заднее навесное устройство сельскохозяйственного трактора

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению. Заднее навесное устройство сельскохозяйственного трактора содержит нижние тяги (1) и центральную верхнюю тягу (7). Нижние тяги (1) содержат переставные крюки (4) со сменными шарнирами (12). Центральная верхняя тяга (7) содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634950
Дата охранного документа: 08.11.2017
10.05.2018
№218.016.45c0

Способ управления коробкой передач

Изобретение относится к способу управления переключением передач. Способ управления обеспечивает регулирование силы тока на электромагнитных клапанах выключения-включения синхронизаторов с использованием датчиков положения и ПИД-регуляторов обратной связи. Способ также обеспечивает совмещение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002650330
Дата охранного документа: 11.04.2018
02.12.2018
№218.016.a2eb

Устройство для гибки труб

Изобретение относятся к области обработки металлов давлением и может быть использовано при изготовлении гнутых деталей из тонкостенных труб. Устройство содержит неподвижные опорные ролики, бустерное устройство для нагружения трубы осевым поджатием и вал с гибочным диском, установленным на валу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673695
Дата охранного документа: 29.11.2018
19.04.2019
№219.017.2c2b

Коробка передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссиям самоходных наземных колесных и гусеничных машин, и может быть использовано в энергетических установках нефтяного и газового оборудования, на судах водного транспорта. Коробка передач содержит входной и выходной валы,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002280792
Дата охранного документа: 27.07.2006
19.04.2019
№219.017.2dbb

Устройство для запуска двигателя транспортного средства с буксира

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для запуска двигателя с буксира, и может быть использовано в коробках передач различных колесных и гусеничных транспортных средств с гидравлическим включением элементов управления, ориентированных на работу с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002340787
Дата охранного документа: 10.12.2008
19.04.2019
№219.017.2efb

Многодисковая фрикционная муфта

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным муфтам. Фрикционная муфта содержит барабан, фрикционные диски трения, поршень для сжатия фрикционных дисков, тарельчатую пружину, возвращающую поршень в исходное положение, и стопорное кольцо. Фрикционные диски...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002383792
Дата охранного документа: 10.03.2010
19.04.2019
№219.017.3410

Коробка передач транспортного средства

Изобретение относится к многоступенчатым гидромеханическим планетарным коробкам передач. Коробка передач содержит входной и выходной валы, три дифференциальных механизма и семь элементов управления. Каждый из дифференциальных механизмов имеет водило, сателлиты, солнечную и эпициклическую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002462632
Дата охранного документа: 27.09.2012
27.04.2019
№219.017.3d5e

Девятиступенчатая коробка передач с двумя сцеплениями и планетарным механизмом

Изобретение относится к коробке передач. Коробка передач содержит шестерню (19), окружающую сплошной первичный вал (2) и зацепленную с промежуточными шестернями (20 и 21), зацепленными с шестернями (22 и 23) промежуточных валов (9 и 10), муфту (31) для поочередной связи с валом (2) шестерни...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686417
Дата охранного документа: 25.04.2019
27.04.2019
№219.017.3d8d

Коробка передач с планетарным демультипликатором

Изобретение относится к коробке передач. Коробка передач содержит первичный вал (1), на котором расположены свободно шестерни (6-8), зацепленные с шестернями (12-14), закрепленными на промежуточном валу (4), зубчатые муфты (10) и (11) для связи с первичным валом (1) расположенных на нем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686416
Дата охранного документа: 25.04.2019
07.06.2019
№219.017.74f7

Коробка передач

Изобретение относится к планетарным коробкам передач. Коробка передач содержит три планетарных механизма и пять фрикционных элементов управления. Солнечная шестерня третьего планетарного механизма жестко связана с корпусом коробки передач. Водило второго планетарного механизма посредством трех...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002690653
Дата охранного документа: 05.06.2019
+ добавить свой РИД