×
21.04.2023
223.018.4f2b

Результат интеллектуальной деятельности: Судовое тормозное устройство Овчинникова-Каменских

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкциям тормозных устройств судов. Предложено судовое тормозное устройство, включающее носовой проницаемый буль, привод, вращающий вал в подшипниках, который проходит в проницаемый буль через сальник в форштевне и в своей носовой части имеет резьбу, на которой находится ползун, перемещающийся в направляющих при вращении вала, рычаги, шарнирно прикрепленные к ползуну, при этом носовая часть буля состоит из поворотных створок с разъемом по горизонтальной плоскости, раскрываемых на шарнирах рычагами от привода, причем рычаг, поворачивающий нижнюю створку, имеет длину больше, чем рычаг, поворачивающий верхнюю створку. Технический результат изобретения - уменьшение длины тормозного пути судна после экстренного торможения. 2 ил.

Изобретение относится к области судостроения, в частности, к конструкциям тормозных устройств судов и может быть использовано при конструировании судов.

При экстренном торможении судна сокращение тормозного пути используют тормозное устройство. Тормозные устройства судна описаны в [1, 2, 3].

Большинство тормозных устройств можно отнести к одной из двух групп.

1. Пассивные тормозные устройства (тормозные парашюты; поворотные створки на бортах и/или подводной части корпуса судна; пассивные каналы в носовой части судна; раскрывающееся перо руля).

2. Активные тормозные устройства (винто-рулевые колонки, создающие тягу, обратную направлению движению судна).

Пассивные тормозные устройства можно объединить в четыре подгруппы.

Первая, тормозные парашюты. Тормозные парашюты имеют относительно простую конструкцию [1, 2], однако их применение потребует значительных затрат ручного труда, связанных с подготовкой к работе и свертыванием в положение по-походному. Для их хранения, подготовки к работе, свертывания на палубе необходимо довольно значительное место.

Вторая подгруппа, поворотные створки с вертикальными осями вращения, установленные по бортам и с горизонтальными осями вращения, установленные под днищем судна. Конструкции тормозных устройств с поворотными створками относительно вертикальных осей, установленные даже в нишах на корпусе [4, 5], создают дополнительное сопротивление движению судна. Кроме того, высока вероятность их повреждения при кантовке или швартовке. Тормозные устройства с поворотными створками относительно горизонтальных осей [2] могут быть повреждены при работе на мелководье. Площадь створок может достигать до 15% площади миделя судна, а вес до 100 тонн.

Третья, пассивные каналы в носовой части судна. Тормозные устройства из пассивных каналов в носовой части судна [1] будут иметь низкую эффективность относительно устройств первых двух групп, а также они резко снизят свою после начальной фазы торможения. Кроме того, чтобы такое устройство было эффективным, необходимо иметь значительный диаметр носового входного отверстия. Например, у судна водоизмещением 150000 тонн его диаметр должен составлять 8 метров.

Четвертая классификационная подгруппа тормозных устройств представляет собой раскрывающееся перо руля. Рули, которые используются в качестве тормозных устройств, имеют раскрывающиеся боковые конструкции, которые поворачиваются механизмами на шарнирах, установленных на кормовой кромке. Эти конструкции сложны [1], а потому имеют низкую надежность. Кроме того, в тот период времени, когда руль судна используется как тормозное устройство, судно оказывается неуправляемым.

В отличие от тормозного устройства [6], в котором создается тормозной эффект только за счет увеличения сопротивления от раскрывающихся боковых створок буля, в судовом тормозном устройстве Овчинникова-Каменских в дополнение к сопротивлению от раскрывающихся нижней и верхней створок буля, возникает сопротивление от увеличения ватерлинии судна за счет возникающего от раскрытия нижней поворотной створки буля дифферентующего момента на нос.

Технический результат изобретения - уменьшение длины тормозного пути судна после экстренного торможения.

Технический результат достигается благодаря тому, что создается дополнительное сопротивление движению судна за счет раскрытия створок и дифферента на нос, в результате быстро снижается скорость его движения при торможении. При положении устройства по-походному дополнительное сопротивление движению судна от тормозного устройства отсутствует.

Судовое тормозное устройство состоит, фиг. 1 и 2, из проницаемого буля 1, установленного носовее форштевня 2 ниже ватерлинии для снижения гидродинамического сопротивления воды движению судна за счет интерференции волн, образуемых булем и форштевнем. Внутри буля 1 установлена прикрепленная (например, сваркой) к форштевню 2 продольная вертикальная бракета 3. Носовая часть буля 1 образована нижней 4 и верхней 5 поворотными створками, которые крепятся к его кормовой части на шарнирах 6. По контуру створок 4 и 5 устроены уплотнения 7 и 8 для уменьшения перетекания воды внутрь буля 1 на ходу судна.

В расположенном кормовее форштевня 2 форпике 9 на фундаменте 10 установлен привод 11 с двигателем 12. Привод 11 соединен с валом 13, который вращается в опорном 14 и опорно-упорном 15 подшипниках. Вал 13 проходит из форпика 9 в проницаемый буль 1 через сальник 16. В своей носовой части вал 13 имеет резьбу, на которой находится ползун 17, перемещающийся в нос или корму в направляющих 18 при вращении вала 13.

Направляющие 18 ползуна 17 закреплены на продольной вертикальной бракете 3, на ней же смонтированы подшипники 14 и 15. Направляющие 18 удерживают ползун 17 от проворачивания при вращении вала 13. Для уменьшения трения между ползуном и направляющими они снабжены вкладышами из антифрикционного материала (например, капролона) со смазкой забортной водой.

Сверху и снизу к ползуну 17 на шарнирах 19 прикреплены рычаги 20 и 21, которые шарнирами 22 прикреплены к поворотным створкам 4 и 5. Причем, рычаг 21, поворачивающий нижнюю створку 4, имеет длину больше, чем рычаг 20, поворачивающий верхнюю створку 5. Схема управления тормозным устройством содержит щит двигателя 12 с управлением им из ходовой рубки судна и датчики контроля движения ползуна 17.

Судовое тормозное устройство работает следующим образом. При возникновении необходимости срочной остановки судна (например, падение человека за борт) вахтенный офицер включает из ходовой рубки двигатель 12, который через привод 11 начинает вращать вал 13 в подшипниках 14 и 15.

Поскольку вал 13 при вращении удерживается от продольного перемещения опорно-упорным подшипником 15, начинает перемещаться ползун 17, удерживаемый от проворота направляющими 18. Перемещаемые ползуном 17 рычаги 20 и 21, поворачиваясь в шарнирах 19 и 22, раскрывают поворотные створки 4 и 5. Раскрытые поворотные створки 4 и 5 создают объемное препятствие для обтекания корпуса набегающим потоком воды, резко увеличивая сопротивление движению судна и способствуя его остановке. Нижняя створка 4 открывается за счет более длинною рычага 21 на больший угол, чем верхняя створка 5, что создает дифферентующий момент на нос, создающий дополнительное сопротивление движению судна.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайкович А.И. Теория проектирования водоизмещающий кораблей и судов. В 2 т. Т. 1. Описание системы «Корабль». - СПб.: Издат-во НИЦ МОРИНТЕХ, 2014. - 819 с.

2. Морской энциклопедический справочник. В двух томах. Т. 2. / Под ред. Н.Н. Исанина. - Л.: Судостроение, 1986. - 520 с.

3. Способы улучшения маневренных характеристик судна. URL: https//sea,library,ru>upravlenia,sudnom/357,ulutchenie:27.10.2020, Режим доступа: свободный.

4. Молчанов B.C. Подольский А.А. Тормозное устройство судна. Авторское свидетельство, заявка 4069816 14.03.1996 г. публикация 07.10.1987 г. URL: https//jandex.ru>patents / doc /SU1342822 A1 19871007, Режим доступа: свободный.

5. Мороцкий О.А. Тормозное устройство судна. Авторское свидетельство 1207903, заявка. 10.1990 г. публикация 15.03.1994 г. URL: https // jandex.ru>patents /doc/ RU2009071 C1 19940315/ Режим доступа: свободный.

6. Овчинников И.Д. Судовое тормозное устройство Овчинникова. Патент на изобретение №2764222, заявка. №2021117100. Приоритет изобретения 10.06.2021. Гос. регистрация 14.01.2022.

Судовое тормозное устройство, включающее носовой проницаемый буль, привод, вращающий вал в подшипниках, который проходит в проницаемый буль через сальник в форштевне и в своей носовой части имеет резьбу, на которой находится ползун, перемещающийся в направляющих при вращении вала, рычаги, шарнирно прикрепленные к ползуну, отличающееся тем, что носовая часть буля состоит из поворотных створок с разъемом по горизонтальной плоскости, раскрываемых на шарнирах рычагами от привода, причем рычаг, поворачивающий нижнюю створку, имеет длину больше, чем рычаг, поворачивающий верхнюю створку.
Судовое тормозное устройство Овчинникова-Каменских
Судовое тормозное устройство Овчинникова-Каменских
Судовое тормозное устройство Овчинникова-Каменских
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 29 items.
22.09.2018
№218.016.89dd

Устройство для включения, выключения и регулирования напряжения трансформаторной подстанции

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроэнергетическим системам, и может быть использовано для трансформаторной подстанции промышленного электроснабжения. Разработано устройство для включения, выключения и регулирования напряжения силовых трансформаторных подстанций под...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667481
Дата охранного документа: 20.09.2018
02.02.2019
№219.016.b62c

Устройство для получения непрерывно-литой деформированной заготовки

Изобретение относится к металлургии, а именно к непрерывной разливке с деформацией металла. Устройство для получения непрерывно-литой деформированной заготовки содержит разливочный ковш со стаканом, вертикальный кристаллизатор, образованный парой бойков с наклонными и вертикальными участками,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678719
Дата охранного документа: 31.01.2019
10.07.2019
№219.017.a969

Адаптируемый к положению естественного источника инфракрасного излучения (солнца) держатель рабочей поверхности солнечного коллектора

Изобретение относится к гелиотехническим устройствам, а именно к адаптируемому к положению естественного источника инфракрасного излучения (Солнца) держателю рабочей поверхности солнечного коллектора. Технический результат заключается в повышении точности ориентации, увеличении количества...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002693968
Дата охранного документа: 08.07.2019
08.08.2019
№219.017.bd04

Литейная многослойная оболочковая форма

Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано при литье по выплавляемым моделям. Оболочковая форма содержит тонкостенные наружный, облицовочный и промежуточные слои. Промежуточные слои, примыкающие к облицовочному слою, и промежуточные слои, примыкающие к наружному...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002696788
Дата охранного документа: 06.08.2019
08.08.2019
№219.017.bd0d

Литейная многослойная оболочковая форма

Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано при литье по выплавляемым моделям. Оболочковая форма содержит тонкостенный наружный, внутренние и облицовочный слои. Облицовочный слой и примыкающие к нему внутренние слои выполнены керамическими. Наружный слой и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002696787
Дата охранного документа: 06.08.2019
09.08.2019
№219.017.bd5a

Способ гибки тонкостенных труб

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано при изготовлении тонкостенных гнутых труб. Перед гибкой в трубе размещают снег с последующим его уплотнением. Для размещения наполнителя используют трамбующее устройство, с условием уплотнения снега на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002696913
Дата охранного документа: 07.08.2019
12.09.2019
№219.017.ca2b

Устройство для получения непрерывнолитой деформируемой заготовки

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при непрерывной разливке металла. Устройство содержит разливочный ковш со стаканом и вертикальный кристаллизатор. Кристаллизатор образован парой боковых бойков (3) с наклонными верхними (4) и нижними (5) участками рабочей поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002699889
Дата охранного документа: 11.09.2019
29.02.2020
№220.018.0743

Устройство для включения силового трансформатора

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам энергоснабжения, и может быть использовано в трансформаторных подстанциях для включения силового трансформатора под нагрузкой. Технический результат заключается в упрощении конструкции устройства, его эксплуатации и ремонта,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715047
Дата охранного документа: 26.02.2020
23.04.2020
№220.018.1814

Двухфазно-шестифазный трансформатор с вращающимся магнитным полем

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве преобразователя напряжения для питания промышленных установок, электротехнических устройств и различных технологических комплексов. Техническим результатом изобретения является получение многофазной системы напряжений...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002719549
Дата охранного документа: 21.04.2020
07.06.2020
№220.018.251e

Литейная многослойная оболочковая форма

Изобретение относится к области литейного производства и может быть использовано при изготовлении оболочковых форм для литья металлических отливок по выплавляемым моделям. Литейная форма содержит наружный, внутренние и облицовочный слои. Наружный слой и примыкающий к облицовочному внутренний...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002722956
Дата охранного документа: 05.06.2020
Showing 1-9 of 9 items.
10.07.2014
№216.012.db3a

Устройство уплотнения грузовых трюмов безлюковых контейнеровозов

Изобретение относится к области судостроения, а именно к судовым устройствам. Система уплотнений трюмов безлюковых контейнеровозов содержит мягкие надувные емкости из прочного маслобензостойкого воздухонепроницаемого материала, соразмерные по длине с длиной или шириной контейнеров, укладываемые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521900
Дата охранного документа: 10.07.2014
10.11.2014
№216.013.037c

Аварийно-спасательный буй овчинникова

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкции аварийно-спасательного устройства подводной лодки. Аварийно-сигнальный буй устанавливается в шахте надстройки вгладь с палубой подводной лодки и выносит на поверхность после отдачи его крепления к корпусу подводной лодки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532290
Дата охранного документа: 10.11.2014
27.12.2014
№216.013.14d2

Комбинированный преобразователь энергии волн

Изобретение относится к области энергетики, в частности к средствам извлечения энергии морских волн в прибрежной зоне. Комбинированный преобразователь энергии волн в виде полого железобетонного массива 1, образующего бассейн, имеющий переднюю (обращенную к морю) стенку 4 с входными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536754
Дата охранного документа: 27.12.2014
27.08.2016
№216.015.4f96

Устройство уплотнения грузовых трюмов безлюковых контейнеровозов

Изобретение относится к судостроению. Устройство уплотнения грузовых трюмов безлюковых контейнеровозов состоит из продольных и поперечных балок, надувных эластичных емкостей, трубопровода с клапанами и воздушного насоса. Балки соединяют направляющие контейнеров на уровне верхней палубы....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595368
Дата охранного документа: 27.08.2016
10.08.2016
№216.015.544f

Морская производственная платформа

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкции плавучих морских сооружений. Технический результат заключается в увеличении полезной площади платформы, снижении затрат на очистку обрастаний и восстановление защитной окраски, снижении перемещения платформы вследствие волнения....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593278
Дата охранного документа: 10.08.2016
25.08.2017
№217.015.a8f0

Водоотливная система судна

Изобретение относится к судовому оборудованию, а именно к системам для удаления воды из корпуса судна. Водоотливная система судна состоит из насоса, магистрального трубопровода, отростков, концевой, бортовой, днищевой и путевой арматуры. В носовой части судна ниже ватерлинии смонтированы сопла,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002611456
Дата охранного документа: 22.02.2017
04.04.2018
№218.016.36ac

Не подверженная обледенению надстройка судна

Изобретение относится к области судостроения, в частности к способам борьбы с обледенением судов, совершающих плавание в условиях отрицательных температур и ветра. Предложена надстройка судна, у которой вертикально расположенные ребра жесткости обшивок наружных переборок имеют две стенки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646399
Дата охранного документа: 02.03.2018
10.05.2018
№218.016.4a03

Железнодорожное устройство морского парома

Изобретение относится к области судостроения, а именно к специальным устройствам морских паромов, перевозящих железнодорожные вагоны. Железнодорожное устройство морского парома состоит из железнодорожных путей на грузовой палубе, тупиковых упоров, упоров с гидроприводом, тормозной системы, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651512
Дата охранного документа: 19.04.2018
04.07.2020
№220.018.2ec8

Палуба промыслового судна

Изобретение относится к области судостроения, а именно к проектированию, строительству и эксплуатации промысловых судов. Предложена палуба промыслового судна, использующего для лова трал и сети, состоящая из подкрепленного ребрами жесткости настила, ограниченного с носа судна надстройкой, его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002725387
Дата охранного документа: 02.07.2020
+ добавить свой РИД