Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к судостроению, а именно к проектированию, строительству и эксплуатации промысловых судов.
Известно, что на морских промысловых судах, ведущих добычу морепродуктов, работают на палубах с орудиями лова, которые предназначены для добычи определенных видов морепродуктов [4]. Траулеры, добывающие сельдь, тресковые породы рыбы и являясь наиболее распространенным типом промысловых судов, используют буксируемое отцеживающее орудие лова, трал, который представляет собой сетевой мешок [1]. На промысловых судах этого типа его спускают с палубы на воду и поднимают на нее или через борт (бортовое траление), или с кормы (кормовое траление) [3].
Современные траулеры используют в основном кормовое траление, поскольку этот способ имеет ряд преимуществ, основным из которых является удобство и простота спуска трала на воду и подъема лебедками с уловом на палубу, вначале его сетную часть, затем перехватами выбирают куток. Для этой цели у траулера в кормовой оконечности устроена наклонная площадка, слип [3]. Слип образует в кормовой части палубы нишу, которая делает использование траулером ставных и дрифтерных сетей затруднительным или практически невозможным. Для подготовки сетей перед заметом на палубе судна необходима площадка, на которой сеть готовят к работе и с которой сеть сбрасывают в воду. Так, как это устроено на сейнерах и дрифтерах, имеющих одну или две рабочие площадки, размещенные на палубе [1, 5].
Известны траулеры-сейнеры, имеющие в кормовой оконечности слип для работы с тралом. На таких промысловых судах нишу слипа закрывают закладными щитами [2], образуя на корме рабочую (сейнерную) площадку для работы со ставными и дрифтерными сетями. Эта операция, выполняется в основном вручную, она трудоемка и потенциально опасна, особенно на качке в свежую погоду. Кроме того, при работе с тралом закладные щиты необходимо раскреплять палубе, что также требует трудоемкости и может создавать неудобства при выливке улова из трала и дальнейшей работе с ним.
Целью изобретения является разработка рабочей площадки на палубе для работы со ставными и дрифтерными сетями, которая образуется створками, закрывающими нишу слипа, и образование которой не требует от экипажа затрат трудоемкости.
Техническим результатом является возможность вести промысел с применением различных орудия лова в зависимости от условий и вида добываемых морепродуктов, что расширяет производственные возможности и повышает эффективность работ. Результат достигается за счет применения поворотных створок и винтового привода их поворота.
Палуба промыслового судна, фиг. 1, 2, которое использует для лова трал и сети, состоит из подкрепленного ребрами жесткости настила 1, ограниченного с носа судна надстройкой, его бортами и транцевой кормой. Палуба 1 имеет площадку для работы с сетями, которая в кормовой части образуется поворотными створками 2. Створки 2 закрывают на палубе просвет ниши 3 тралового слипа 4 вгладь с ней. Обе поворотные створки 2 рычагами 5 прикреплены к петлям 6, которые имеют резьбу на своих внутренних отверстиях. На стенках ниш 7, обращенным к бортам, смонтированы проушины 8, которые установленными в них упорными подшипниками 9 охватывают с кормового и носового торца петли 6 створок 2. В петли 6, упорные подшипники 9 и проушины 8 обоих бортов вставлены ходовые винты 10 с ползунами 11, перемещающимися в параллелях 12, установленных на корпусе судна и препятствующих проворачиванию ходовых винтов 10. Носовые концы ходовых винтов 10 прикреплены к приводам 13, например, штокам гидравлических прессов, смонтированных на фундаментах 14 под промысловой палубой судна.
При промысле морепродуктов тралом створки 2 открыты, трал по слипу 4 спускается на воду и вытягивается лебедкой на палубу для вылива улова. При использовании ставных и дрифтерных сетей ниша 3 тралового слипа 4 закрывается створками 2 вгладь со всей остальной палубой, образуя площадку для работы с сетями. Открытие - закрытие створок 2 производится приводами 13. Привод 13 каждого борта перемещает в нос или в корму ходовой винт 10, который при этом удерживается ползунами 11 в параллелях 12 от проворачивания. Ходовые винты 10, перемещаясь в продольном направлении в резьбе петель 6, поворачивают рычагами 5 обе створки 2, открывая их или закрывая.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрющенко И.С. Толковый морской словарь. Основные термины: более 6000 слов и словосочетаний. М.: Астрель, 2007.
2. Каменский Е.В., Терентьев Г.Б. Траулеры и сейнеры. Л.: Судостроение, 1978.
3. Морской энциклопедический справочник: в двух томах. Т. 2 / Под ред. Н.И. Исанина. - Л.: Судостроение, 1986.
4. Новиков А.Н. Типы судов и технических средств освоения мирового океана. - Севастополь: ЧП Кручинин Л.Ю., 2006.
5. Рябчиков П.А. Морские суда. М.: Морской транспорт, 1959.
Палуба промыслового судна, использующего для лова трал и сети, состоящая из подкрепленного ребрами жесткости настила, ограниченного с носа судна надстройкой, его бортами и транцевой кормой, с установленными на нем устройствами и механизмами лова и траловым слипом с поворотными створками, отличающаяся тем, что установленные в ее кормовой части поворотные створки над нишей слипа имеют рычаги, петли с винтовыми отверстиями, в которых находятся невращающиеся ходовые винты, своим осевым перемещением от привода закрывающие - отрывающие створки над нишей слипа.