×
23.07.2020
220.018.356c

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ФОРСАЖНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002726966
Дата охранного документа
20.07.2020
Аннотация: Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в автоматической системе управления двухконтурного турбореактивного двигателя с форсажной камерой сгорания (ТРДДФ) со смешением потоков контуров. Способ управления расходом топлива в форсажную камеру сгорания со смесителем и топливными коллекторами с распылителями двухконтурного турбореактивного двигателя, при котором для заданного режима форсирования двигателя расход топлива в форсажную камеру определяют с помощью математической модели по следующим измеренным параметрам: полная температура воздуха на входе в двигатель, частота вращения вала ротора низкого давления, полное давление воздуха за компрессором, давление газов за турбиной, расход топлива в основную камеру сгорания. Дополнительно измеряют фактическую концентрацию кислорода перед распылителями топливных коллекторов форсажной камеры датчиками свободного кислорода и на основе данных измерений осуществляют распределение расхода топлива между топливными коллекторами форсажной камеры, обеспечивая нормируемое значение коэффициента избытка кислорода. Способ управления расходом топлива в форсажную камеру согласно изобретению обеспечивает оптимальное распределение топлива по сечению форсажной камеры для эффективного его горения. 1 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в автоматической системе управления двухконтурного турбореактивного двигателя с форсажной камерой сгорания (ТРДДФ) со смешением потоков контуров.

Как известно, форсажные камеры применяются для максимально возможного увеличения тяги двигателя, поэтому оптимальный состав топливо-воздушной смеси в них принимается близким к стехиометрическому:

α∑=Gb/((Gт+Gт.ф.)×Lo)=1,1…1,3

где α∑ - суммарный коэффициент избытка окислителя (воздуха),

Gb - расход воздуха на входе в двигатель,

Gт - расход топлива в основную камеру сгорания,

Gт.ф. - расход топлива в форсажную камеру сгорания,

Lo - количество воздуха, теоретически необходимое для сгорания 1 кг топлива (при содержании кислорода 23,1% по массе) (Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей. Под ред. С.М. Шляхтенко, М, Машиностроение - 1987 г.).

Известно, что форсажная камера сгорания современного ТРДДФ включает в себя смеситель, фронтовое устройство с топливными коллекторами и стабилизаторами, а ее топливная система состоит из форсажного насоса, регулятора сопла и форсажа, распределителя форсажного топлива, соединенного трубопроводами с топливными коллекторами, оснащенными распылителями (С.В. Фалалеев «Конструкция ТРДДФ Ал-31Ф», СГАУ, Самара, 2013 г., УДК 621.431.75).

Для обеспечения высокого уровня полноты сгорания топлива оптимальный состав топливо-воздушной смеси, близкий к стехиометрическому, должен поддерживаться по всему поперечному сечению форсажной камеры во всем диапазоне эксплуатационных высот и скоростей полета летательного аппарата. Так как для двухконтурных турбореактивных двигателей в зависимости от высоты и скорости полета летательного аппарата характерно изменение в широком диапазоне степени двухконтурности, ведущей к изменению соотношения параметров потоков контуров на входе в смеситель (воздуха за компрессором низкого давления и газов за турбиной), а также полей скоростей, давлений, температур и концентрации свободного кислорода в газо-воздушном потоке на выходе из смесителя, требуется соответствующее управление расходом топлива в форсажную камеру, включая регулирование распределения топлива между ее коллекторами.

Известен способ управления расходом топлива в форсажную камеру сгорания газотурбинного двигателя, заключающийся в том, что для заданного режима форсирования, например, положением рычага управления двигателем (РУД), расход топлива в форсажную камеру определяют с помощью математической модели по следующим измеренным параметрам: расход топлива в основную камеру сгорания, частота вращения вала низкого давления, полное давление воздуха за компрессором, полная температура воздуха на входе в двигатель (патент РФ №2464437, МПК F02C 9/00, опубл. 20.10.2012 г.).

Недостатком данного способа является то, что он не предусматривает регулирование распределения расхода топлива между коллекторами форсажной камеры в зависимости от концентрации свободного кислорода в газо-воздушном потоке на выходе из смесителя. Это ведет к неполному использованию возможности максимального увеличения тяги двигателя на форсажных режимах.

Наиболее близким предлагаемому способу является способ управления расходом топлива в форсажную камеру сгорания газотурбинного двигателя, заключающийся в том, что по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель, давлению воздуха за компрессором, давлению газа за турбиной двигателя, положению РУД и расходу топлива в основную камеру сгорания (ОКС) управляют расходом топлива в ФКС, причем дополнительно в процессе форсажной приемистости при подключении очередного топливного коллектора ФКС на время его заполнения увеличивают расход форсажного топлива через предыдущий коллектор на величину объема очередного (патент РФ №2438031, МПК F02C 9/28, МПК F02K 3/10, МПК F023R 3/28, опубл. 27.12.2011 г.).

Недостатком данного способа является то, что он предусматривает регулирование распределения расхода форсажного топлива между коллекторами форсажной камеры сгорания только как коррекцию в процессе форсажной приемистости на величину объема очередного коллектора и не предусматривает регулирование распределение расхода топлива между коллекторами форсажной камеры в зависимости от концентрации свободного кислорода в газо-воздушном потоке на выходе из смесителя. Это ведет к неполному использованию возможности максимального увеличения тяги двигателя на форсажных режимах.

В основу изобретения положена задача повышения эффективности работы ТРДДФ на форсажных режимах.

Технический результат предложенного изобретения - обеспечение оптимального для эффективного горения распределения топлива по сечению форсажной камеры.

Поставленная задача решается тем, что для заданного режима форсирования двигателя расход топлива в форсажную камеру определяют с помощью математической модели по следующим измеренным параметрам: температуре воздуха на входе в двигатель, частоте вращения вала ротора низкого давления, давлению воздуха за компрессором, давлению газов за турбиной, расходу топлива в основную камеру сгорания, причем топливо распределяют между топливными коллекторами в зависимости от фактической концентрации кислорода, измеренной перед распылителями топливных коллекторов, обеспечивая нормируемое значение коэффициента избытка кислорода.

Измерение фактической концентрации кислорода перед распылителями топливных коллекторов форсажной камеры и осуществление на основе данных измерений распределения расхода топлива в форсажную камеру между топливными коллекторами, с обеспечением нормируемого значения коэффициента избытка кислорода позволяет оптимально распределить топливо по сечению форсажной камеры и тем самым обеспечить его эффективное горение.

Способ согласно изобретению иллюстрируется рисунком, на котором схематично представлена система управления расходом топлива в форсажную камеру ТРДДФ.

Система включает: ТРДДФ 1 как объект управления, командный орган задания форсажного режима 2 (например, в виде рычага управления двигателем - РУД с датчиком его углового положения), программный блок управления 3 ТРДДФ, датчик 4 полной температуры воздуха на входе в ТРДДФ, датчик 5 частоты вращения вала ротора низкого давления, датчик 6 полного давления воздуха за компрессором, датчик 7 давления газов за турбиной, датчик 8 расхода топлива в основную камеру сгорания, датчики 9 концентрации свободного кислорода перед распылителями топливных коллекторов форсажной камеры ТРДДФ и исполнительный орган 10 расхода форсажного топлива. Для измерения концентрации свободного кислорода могут быть использованы датчики аналогичные применяемым в системах управления поршневыми автомобильными двигателями (В.П. Лещенко, «Кислородные датчики», Москва, Легион-Автодата, 2003 г.).

Способ согласно изобретению осуществляют следующим образом.

На вход программного блока управления 3 ТРДДФ 1 поступают информационные сигналы с командного органа задания форсажного режима 2, датчика 8 расхода топлива в основную камеру сгорания Gт, датчика 4 полной температуры воздуха на входе в ТРДДФ 1, датчика 5 частоты вращения вала ротора низкого давления, датчика 6 полного давления воздуха за компрессором, датчика 7 давления газов за турбиной, датчиков 9 концентрации свободного кислорода перед распылителями топливных коллекторов форсажной камеры ТРДДФ 1. Программным блоком управления 3 на основании этих информационных сигналов, в соответствии с математической моделью, осуществляют определение расхода форсажного топлива с распределением его по топливным коллекторам, обеспечивая нормируемое значение коэффициента избытка кислорода, формирование соответствующих управляющих сигналов и их подача на исполнительный орган 10 расхода форсажного топлива. Исполнительный орган 10 расхода форсажного топлива на основе этих управляющих сигналов и поступающего в него расхода топлива Gф.н. от форсажного насоса (не показан), формирует и выдает расход форсажного топлива Gт.ф. в топливные коллекторы форсажной камеры.

Таким образом, способ управления расходом топлива в форсажную камеру согласно изобретению обеспечивает оптимальное распределение топлива по сечению форсажной камеры для эффективного его горения.

Способ управления расходом топлива в форсажную камеру сгорания двухконтурного турбореактивного двигателя, характеризующийся тем, что для заданного режима форсирования двигателя расход топлива в форсажную камеру определяют с помощью математической модели по следующим измеренным параметрам: температуре воздуха на входе в двигатель, частоте вращения вала ротора низкого давления, давлению воздуха за компрессором, давлению газов за турбиной, расходу топлива в основную камеру сгорания, причем топливо распределяют между топливными коллекторами в зависимости от фактической концентрации кислорода, измеренной перед распылителями топливных коллекторов, обеспечивая нормируемое значение коэффициента избытка кислорода.
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ФОРСАЖНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ФОРСАЖНУЮ КАМЕРУ СГОРАНИЯ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 13 items.
04.04.2018
№218.016.30ed

Литниковая система для заливки лопаток из жаропрочных сплавов для газотурбинного двигателя в формы, изготовленные автоматизированным способом

Изобретение относится к литейному производству. Литниковая система содержит приемную чашу 1, вертикальный колодец 2 с дросселирующим элементом 3 и зумпфом 4. От вертикального колодца 2 отходят нижние 5 и верхние 7 питатели, соединенные кольцевыми коллекторами 8. Нижние питатели 5 направлены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644868
Дата охранного документа: 14.02.2018
20.05.2019
№219.017.5ca1

Способ изготовления моноколеса газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и может быть использовано при изготовлении моноколес, применяемых в роторах газотурбинных двигателей. Способ включает изготовление полых лопаток с образованием аэродинамического профиля пера и замковой части, технологического кольца и диска,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002687855
Дата охранного документа: 16.05.2019
31.07.2019
№219.017.bab2

Лопаточный аппарат статора осевого компрессора

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции лопаточного аппарата статора осевого компрессора газотурбинного двигателя. Лопаточный аппарат статора осевого компрессора содержит наружную обечайку 1, внутреннюю обечайку 2 и лопатки 3 с наружными 4 и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695872
Дата охранного документа: 29.07.2019
09.10.2019
№219.017.d377

Устройство для поворота реактивного сопла турбореактивного двигателя

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к устройствам поворота реактивных сопел турбореактивных двигателей. Устройство для поворота реактивного сопла турбореактивного двигателя содержит неподвижный корпус с двумя дополнительными опорами в виде кронштейнов Г-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702325
Дата охранного документа: 07.10.2019
09.10.2019
№219.017.d3a9

Способ эксплуатации газотурбинного двигателя с защитной сеткой на входе и противообледенительной системой

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах защиты и управления стационарных газотурбинных установок, газоперекачивающих агрегатов для защиты газотурбинного двигателя от помпажа. Задачу по повышению надежности работы двигателя решает способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702324
Дата охранного документа: 07.10.2019
15.10.2019
№219.017.d58a

Опора ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к опорам роторов газотурбинных двигателей. Опора ротора газотурбинного двигателя, включающая подшипник, установленный на валу ротора и в корпусе опоры, масляную полость опоры и воздушную предмасляную полость с масляным и воздушным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702778
Дата охранного документа: 11.10.2019
04.11.2019
№219.017.de50

Способ эксплуатации газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области защиты газотурбинного двигателя от помпажа и может быть использовано в системах защиты и управления стационарных газотурбинных установок, газоперекачивающих агрегатов. Задачу по оперативному принятию мер по предотвращению помпажа решает способ эксплуатации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705023
Дата охранного документа: 01.11.2019
24.11.2019
№219.017.e5bc

Способ штамповки заготовок с ультрамелкозернистой структурой из двухфазных титановых сплавов

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при получении заготовок из титановых двухфазных сплавов. Заготовку подвергают термической обработке для получения дуплексной структуры с объемной долей зерен первичной α-фазы не более 30%. Затем пластически...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002707006
Дата охранного документа: 21.11.2019
08.12.2019
№219.017.ea86

Межвальное контактное уплотнение

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к уплотнениям масляных полостей опор роторов газотурбинных двигателей. Задача по расширению арсенала технических средств - надежных межвальных контактных уплотнений соосных высокоскоростных роторов со встречным направлением...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002708279
Дата охранного документа: 05.12.2019
25.01.2020
№220.017.f9b1

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Двухконтурный турбореактивный двигатель содержит газогенератор внутреннего контура с компрессором, камерой сгорания и турбиной, соединенной валом газогенератора с компрессором, промежуточный корпус и вентилятор, соединенный валом с турбиной вентилятора, вспомогательные агрегаты с приводом от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002711895
Дата охранного документа: 23.01.2020
Showing 1-9 of 9 items.
10.06.2013
№216.012.4904

Опора роторов турбины высокотемпературного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к опоре роторов турбин высокого и низкого давления высокотемпературного газотурбинного двигателя, интегрированной с сопловым аппаратом турбины низкого давления. Опора включает в себя наружный корпус, внутренний корпус с газовоздушными уплотнениями, полые лопатки соплового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484272
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.09.2013
№216.012.6fc3

Колесо компрессора с облегченными лопатками

Колесо компрессора с облегченными лопатками включает в себя диск и приваренные к нему облегченные лопатки. Облегченная лопатка состоит из двух частей, соединенных между собой сваркой. В каждой части лопатки выполнены полости таким образом, что соседние полости образуют ребра, вершинами которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494262
Дата охранного документа: 27.09.2013
20.01.2018
№218.016.0ef2

Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя

Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя состоит из наружного корпуса, внутреннего кольца и расположенных между ними направляющих лопаток, состоящих из неподвижных стоек и поворотных закрылков. Наружный корпус выполнен из отдельных сегментов, по количеству...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633496
Дата охранного документа: 12.10.2017
19.04.2019
№219.017.2ca8

Способ и устройство для измельчения материалов

Изобретение предназначено для тонкого и сверхтонкого измельчения материалов. Способ измельчения материалов включает формирование струй из частиц измельчаемого материала в несущем двухфазном воздушном потоке в соотношении от 0,01% до 0,5% по объемному расходу, подачу материала эксцентрично оси...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002295390
Дата охранного документа: 20.03.2007
31.07.2019
№219.017.bab2

Лопаточный аппарат статора осевого компрессора

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции лопаточного аппарата статора осевого компрессора газотурбинного двигателя. Лопаточный аппарат статора осевого компрессора содержит наружную обечайку 1, внутреннюю обечайку 2 и лопатки 3 с наружными 4 и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695872
Дата охранного документа: 29.07.2019
09.10.2019
№219.017.d377

Устройство для поворота реактивного сопла турбореактивного двигателя

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к устройствам поворота реактивных сопел турбореактивных двигателей. Устройство для поворота реактивного сопла турбореактивного двигателя содержит неподвижный корпус с двумя дополнительными опорами в виде кронштейнов Г-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702325
Дата охранного документа: 07.10.2019
15.10.2019
№219.017.d58a

Опора ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к опорам роторов газотурбинных двигателей. Опора ротора газотурбинного двигателя, включающая подшипник, установленный на валу ротора и в корпусе опоры, масляную полость опоры и воздушную предмасляную полость с масляным и воздушным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702778
Дата охранного документа: 11.10.2019
08.12.2019
№219.017.ea86

Межвальное контактное уплотнение

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к уплотнениям масляных полостей опор роторов газотурбинных двигателей. Задача по расширению арсенала технических средств - надежных межвальных контактных уплотнений соосных высокоскоростных роторов со встречным направлением...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002708279
Дата охранного документа: 05.12.2019
14.05.2023
№223.018.5485

Передняя опора ротора компрессора

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к узлам опор роторов газотурбинных двигателей. Задача по повышению газодинамической эффективности компрессора за счет обеспечения стабильных оптимальных значений радиальных зазоров между лопатками ротора и статора компрессора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002729579
Дата охранного документа: 11.08.2020
+ добавить свой РИД