×
20.05.2019
219.017.5ca1

Результат интеллектуальной деятельности: Способ изготовления моноколеса газотурбинного двигателя

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области авиадвигателестроения и может быть использовано при изготовлении моноколес, применяемых в роторах газотурбинных двигателей. Способ включает изготовление полых лопаток с образованием аэродинамического профиля пера и замковой части, технологического кольца и диска, сварку лопаток с технологическим кольцом с образованием блинга, после чего проводят механическую обработку блинга и диска для получения совмещаемых поверхностей. Собирают блинг с диском по совмещаемым поверхностям, причем в полости, образуемой между ними, создают вакуум и герметизируют ее. Затем осуществляют сварку давлением блинга с диском для образования моноколеса. Производят термическую правку лопаток и заключительную механическую обработку моноколеса, включающую удаление технологического кольца и формирование межлопаточного пространства и трактовой части. Сварку лопаток с технологическим кольцом с образованием блинга можно выполнить электронно-лучевой сваркой. Полость, образуемую совмещаемыми поверхностями блинга и диска, можно обваривать аргонодуговой сваркой по торцевым поверхностям блинга и диска и создавать в ней вакуум остаточным давлением не выше 10 Па, после чего герметизировать. Окончательную сварку блинга с диском можно выполнять в автоклаве, в температурном интервале Тпп - (50…60)°С, где Тпп - температура фазового перехода материала лопаток, при сварочном давлении 3,0…5,0 МПа и времени сварки 2,0…4,0 часа. Термическую правку лопаток можно выполнять в температурном интервале 600…650°С в течение 1,0…2,0 часов. Согласно изобретению лопатки и диск изготавливают соответственно из титановых сплавов ВТ6 и ВТ8. Предложенное изобретение позволяет снизить вес моноколеса и трудоемкость его изготовления с одновременным повышением качества сварного моноколеса. Изобретение позволяет повысить динамическую и циклическую прочность материала лопаток и диска в зоне сварки. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и может быть использовано при изготовлении моноколес, применяемых в роторах газотурбинных двигателей.

Известны способы изготовления моноколес турбомашин, заключающиеся в присоединении лопаток к диску посредством сварки плавлением, например, с использованием лазерного луча (US 2007017906, МПК B23K 26/20, опубл.2007 г.) или электронного луча (RU 2395376, МПК B23K 15/00, опубл.2010 г.).

Недостатком данных способов является образование сварного шва, представляющего собой литую крупнозернистую структуру самого шва и околошовной зоны, которые имеет малую пластичность и, соответственно, низкие значения прочностных характеристик, снижающих надежность, долговечность конструкции моноколеса и газотурбинного двигателя в целом.

Известен способ производства моноколес турбомашин из титановых сплавов линейной сваркой трением, при котором предварительно изготовленные детали (лопатки и диск) вводят в контакт между собой с определенным усилием прижима и осуществляют их взаимное перемещение для получения нагрева между свариваемыми поверхностями, а после необходимого разогрева - осуществляют сдавливание (осадку) деталей до определенной величины (RU 2456143, МПК B23K 20/12, опубл. 20.06.2012 г.).

Недостатком данного способа является сложность выполнения ориентации лопаток относительно диска перед линейной сваркой трением с обеспечением требуемой точности позиционирования друг относительно друга, т.к.лопатки базируются не за одну, а за несколько установок, определяемых количеством лопаток в диске. Выполнение сдавливания лопаток и диска на завершающем этапе сварки увеличивает отклонения от первоначального положения за счет больших пластических деформаций.

Другим недостатком способа является пониженная долговечность работы моноколеса, вызванная низким значением предела выносливости материала лопаток в сварном соединении, что является следствием неоднородности микроструктуры в сварном соединении и околошовной зоне, которая формируется в результате локального разогрева свариваемого материала, практически до верхних границ однофазной α-области и высокими скоростями охлаждения сравнительно тонких лопаток по завершению процесса линейной сварки трения.

Известен способ изготовления интегрального блиска с неохлаждаемыми рабочими лопатками для газотурбинного двигателя, по которому отдельные лопатки, выполненные из одного металлического сплава, соединяют с дисковой частью, выполненной из другого металлического сплава. Отдельные лопатки соединяют с дисковой частью в единую деталь горячим изостатическим прессованием в зоне примерно равной длительной прочности этих сплавов, область которой определяют предварительно, например, по кривым длительной прочности Ларсона-Миллера. Профильную часть, трактовую полку и часть ножки выше указанной зоны любой из лопаток располагают вне зоны воздействия горячего изостатического прессования, а другую часть ножки и дисковую часть капсулируют и размещают в зоне его воздействия. Ножки лопаток совмещают с диском, преимущественно встык (RU 2467177, МПК F01D 6/34, опубл. 20.11.2012 г.).

Основные недостатки способа связаны с использованием метода локального горячего изостатического прессования (ГИП), которое, с одной стороны, увеличивает поле отклонения размеров лопаток от номинальных на 2…3 мм, а с другой - не обеспечивает требуемое качество получаемого сварного соединения, ввиду невозможности создания необходимой для сварки глубины вакуума в создаваемой капсуле. Перечисленные недостатки являются причиной, по которой данный способ не может быть использован для изготовления моноколес с полыми лопатками из титановых сплавов, которые позволяют существенно снизить вес моноколеса. Другим недостатком способа является его высокая трудоемкость, вызванная необходимостью изготовления капсулы для выполнения локального ГИП.

Задачей изобретения является снижение веса моноколеса и трудоемкости изготовления.

Техническим результатом является повышение качества сварного моноколеса за счет исключения дефектов макро и микроструктуры в зоне сварки лопаток и диска, благодаря использованию удаляемого после сварки технологического кольца, и как следствие, повышение динамической и циклической прочности материала лопаток и диска в зоне сварки.

Задача решается, а технический результат достигается способом изготовления моноколеса газотурбинного двигателя из титановых сплавов, включающим изготовление полых лопаток с образованием аэродинамического профиля пера и замковой части, технологического кольца и диска, сварку лопаток с технологическим кольцом с образованием блинга, механическую обработку блинга и диска для получения совмещаемых поверхностей, сборку блинга с диском по совмещаемым поверхностям, причем в полости, образуемой между ними, создают вакуум и герметизируют ее, после чего осуществляют сварку давлением блинга с диском для образования моноколеса, термическую правку лопаток и заключительную механическую обработку моноколеса, включающую удаление технологического кольца и формирование межлопаточного пространства и трактовой части.

Согласно изобретению сварку лопаток с технологическим кольцом с образованием блинга выполняют электронно-лучевой сваркой.

Согласно изобретению полость, образуемую совмещаемыми поверхностями блинга и диска, обваривают аргонодуговой сваркой по торцевым поверхностям блинга и диска, создают в ней вакуум остаточным давлением не выше 10-1 Па и герметизируют.

Согласно изобретению окончательную сварку блинга с диском выполняют в автоклаве, в температурном интервале Тпп - (50…60)°С, где Тпп - температура фазового перехода материала лопаток, сварочном давлении 3,0…5,0 МПа и временем сварки 2,0…4,0 часа.

Согласно изобретению термическую правку лопаток выполняют в температурном интервале 600…650°С в течение 1,0…2,0 часов.

Согласно изобретению лопатки и диск изготавливают соответственно из титановых сплавов ВТ6 и ВТ8.

Технический результат достигается благодаря следующему.

Изготовление моноколес из титановых сплавов сваркой давлением позволяет повысить качество сварного соединения в результате исключения типовых дефектов сварного соединения. Самым серьезным из них являются подрезы, расположенные по периметру свариваемых объектов - как результат проявления краевого эффекта. Эти дефекты относятся к классу макро-дефектов сварного соединения. Размеры дефектов увеличиваются с увеличением степени деформации свариваемых объектов вблизи сварного соединения, что характерно для сварки давлением. Поэтому применение технологического кольца позволяет вывести дефекты в технологическую область, расположенную на торце сварного моноколеса, которая удаляется при последующей механической обработке.

Дефекты сварного соединения микроуровня - поры, несплошности, структурная и фазовая неоднородность, исключаются в результате применения сварки давлением, которая выполняется в автоклаве по температурно-временному и силовому режиму, обеспечивающему оптимальные условия на всех этапах формирования твердофазного соединения. Первый этап -активация свариваемой поверхности по предложенному способу начинает осуществляться в результате протекания процесса вакуумирования в замкнутом объеме между свариваемыми поверхностями при нагреве. В результате того, что диск и блинг совмещают по скользящей посадке и далее обваривают, величина объема замкнутого пространства между свариваемыми поверхностями становится значительно меньше, чем площадь свариваемой поверхности. Поэтому при нагреве титана и сплавов на его основе до температуры выполнения сварки давлением, его способность растворять оксиды на свободной поверхности, а также способность титана адсорбировать кислород из окружающей атмосферы позволяют быстро достичь в замкнутой полости между свариваемыми поверхностями глубокого вакуума с остаточным давлением ~(10-4…10-5) Па при начальном его уровне до нагрева - 10-1 Па. Приложение к свариваемым объектам внешнего сжимающего давления приводит пластическому течению материала диска и блинга, что усиливает эффект активации свариваемых поверхностей за счет выхода на свариваемую поверхность подвижных дислокаций и обеспечивает формирование физического контакта уже активированных поверхностей. Происходит исчезновение свободных поверхностей с одновременным образованием физической границы раздела между свариваемыми объектами, которые далее превращаются в ансамбли полноценных межзеренных и межфазных границ микроструктуры свариваемых материалов. Дальнейшая выдержка свариваемых объектов в условиях высокотемпературного всестороннего сжатия обеспечивает залечивание микропор, несплошностей и релаксацию внутренних напряжений на границе перехода от одного материала к другому, например при сварке диска и лопаток из титановых сплавов ВТ8 и ВТ6.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где

на фиг. 1 представлен эскиз лопаток для получения моноколеса;

на фиг. 2 представлен эскиз фрагмента технологического кольца для получения моноколеса;

на фиг. 3 представлен эскиз фрагмента сварного блинга (технологическое кольцо с лопатками) для получения моноколеса;

на фиг. 4 представлен эскиз фрагмента сварного блинга и диска;

на фиг. 5 представлен эскиз фрагмента обработанного моноколеса;

на фиг. 6 представлен общий вид готового моноколеса.

На фигурах обозначено: 1 - аэродинамический профиль (перо) лопатки, 2 - замковая часть лопатки, 3 - фрагмент технологического кольца с окнами 4 для замковой части лопаток, 5 - фрагмент блинга; 6 - фрагмент диска, 7 - фрагмент окончательно обработанного моноколеса, 8 - межлопаточное пространство, 9 - трактовая часть.

Способ изготовления моноколеса газотурбинного двигателя осуществляют следующим образом.

Изготавливают лопатки из титанового сплава с окончательно образованным аэродинамическим профилем пера 1 и развитой замковой частью 2, технологическое кольцо 3 из титанового сплава и диск 6 из титанового сплава. В технологическом кольце 3 выполняют окна 4, в которые развитой замковой частью 2 устанавливают лопатки 1. Затем центрируют их относительно друг друга и фиксируют. Места соединения лопаток с технологическим кольцом обваривают электронно-лучевой сваркой (ЭЛС), получая блинг 5. После выполнения ЭЛС внутреннюю поверхность технологического кольца 3 и блинга 5 (свободную от лопаток) механически обрабатывают по форме и размеру соответствующей внешней поверхности диска 6. Далее диск устанавливают в блинг, совмещая по обработанным поверхностям. Со стороны торцев диска 6 и блинга 5 место выхода совмещаемых поверхностей обваривают герметичным швом, предварительно создав в полости между совмещенными поверхностями вакуум глубиной не выше 10-1 Па.

Полученную сборку помещают в автоклав и сваривают сваркой давлением в температурном интервале Тпп - (50…60°С), где Тпп - температура (α+β)→β фазового перехода материала лопаток, сварочном давлении 3,0…5,0 МПа и временем сварки 2,0…4,0 часа, Интервалы температур, давления и времени сварки выбирают исходя из требуемой конструктивной прочности моноколеса.

После сварки полученную заготовку моноколеса 7 подвергают термической правке в интервале температур 600…650°С в течение 1,0…2,0 часов.

После термической правки заготовку моноколеса 7 механически обрабатывают, удаляя технологическое кольцо, и формируя межлопаточное пространство 8, трактовую часть 9. Получают окончательно обработанное моноколесо 7.

Пример конкретного исполнения.

Изготавливали лопатки из титанового сплава ВТ6 с окончательно образованным аэродинамическим профилем пера 1 и развитой замковой частью 2. С целью снижения затрат, технологическое кольцо 3 изготавливали из титанового сплава ВТ 1-0. Диск 6 изготавливали из титанового сплава ВТ8. В технологическом кольце 3 методом гидроабразивной резки и последующей механической обработки выполняли окна 4 по размеру соответствующей развитой замковой части лопаток 2. В окна развитой замковой частью 2 вставляли лопатки 1 с зазором не более 0,05…0,15 мм. Далее лопатки центрировали друг относительно друга и фиксировали прихваткой аргонодуговой сваркой. Места соединения лопаток с технологическим кольцом обваривали электронно-лучевой сваркой и получали блинг 5. После электронно-лучевой сварки внутреннюю поверхность блинга 5 механически обрабатывали по размеру внешней поверхности диска 6 с допуском на скользящую посадку. Затем диск 6 вставляли в блинг 5. Со стороны торцев диска и блинга совмещенные поверхности, образующие полость, обваривали аргонодуговой сваркой. В полости создавали вакуум с остаточным давлением 10-2 Па, после чего ее герметизировали.

Полученную сборку устанавливали в автоклав и сваривали сваркой давлением при температуре 930°С, сварочном давлении не менее 4,0 МПа в течение 3,0 часов, что обеспечивало пластическую деформацию 1…2%.

После сварки выполняли термическую правку лопаток моноколеса при температуре 650°С в течение 2 часов, затем заготовку моноколеса механически обрабатывали, удаляя технологическое кольцо и, формируя межлопаточное пространство 8 и трактовую часть 9. После механической обработки получали моноколесо 7.

Аналогичным образом изготавливали моноколеса с полыми лопатками, у которых внутренняя полость сообщалась с внешней атмосферой посредством выполненных в торцах лопаток отверстий.

Анализ проведенных результатов испытаний показал, что применение сварки давлением в автоклаве для соединения лопаток и диска в соответствии с заявляемым изобретением позволило повысить качество сварного моноколеса за счет повышения предела усталости сварного соединения до уровня 450…460 МПа на базе 10 циклов, снизило трудоемкость изготовления за счет исключения изготовления герметичной капсулы, а при использовании полых лопаток из титановых сплавов для изготовления моноколеса, снизило его вес на ~3,0 кг по сравнению с вариантом сварки лопаток и диска методом линейной сварки трением.

Таким образом, предложенное изобретение позволяет снизить вес моноколеса и трудоемкость его изготовления с одновременным повышением качества сварного моноколеса.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 17 items.
19.01.2018
№218.016.0718

Способ получения заготовки лопатки газотурбинного двигателя для линейной сварки трением

Изобретение может быть использовано при изготовлении моноколес, применяемых преимущественно в роторах газотурбинных двигателей. Способ включает получение заготовки лопатки газотурбинного двигателя штамповкой с образованием аэродинамического профиля в каждом сечении пера лопатки и образованием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631231
Дата охранного документа: 19.09.2017
04.04.2018
№218.016.30ed

Литниковая система для заливки лопаток из жаропрочных сплавов для газотурбинного двигателя в формы, изготовленные автоматизированным способом

Изобретение относится к литейному производству. Литниковая система содержит приемную чашу 1, вертикальный колодец 2 с дросселирующим элементом 3 и зумпфом 4. От вертикального колодца 2 отходят нижние 5 и верхние 7 питатели, соединенные кольцевыми коллекторами 8. Нижние питатели 5 направлены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644868
Дата охранного документа: 14.02.2018
31.07.2019
№219.017.bab2

Лопаточный аппарат статора осевого компрессора

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции лопаточного аппарата статора осевого компрессора газотурбинного двигателя. Лопаточный аппарат статора осевого компрессора содержит наружную обечайку 1, внутреннюю обечайку 2 и лопатки 3 с наружными 4 и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695872
Дата охранного документа: 29.07.2019
21.08.2019
№219.017.c205

Способ повышения стойкости металлорежущего инструмента

Изобретение относится к получению износо-, ударо-, тепло-, трещино- и коррозионностойких покрытий и может быть использовано в машиностроении для повышения надежности и долговечности широкого ассортимента деталей машин и инструмента. Способ формирования износостойкого композиционного покрытия на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002697749
Дата охранного документа: 19.08.2019
02.10.2019
№219.017.ce8c

Способ ионно-имплантационной обработки лопаток моноколеса компрессора

Изобретение относится к способу ионно-имплантационной обработки лопаток моноколеса компрессора и может быть использовано в авиационном двигателестроении и энергетическом турбостроении. В вакуумной камере устанавливают два источника ионов, вертикальные плоскости которых, проходящие через центр...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002700228
Дата охранного документа: 13.09.2019
09.10.2019
№219.017.d377

Устройство для поворота реактивного сопла турбореактивного двигателя

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к устройствам поворота реактивных сопел турбореактивных двигателей. Устройство для поворота реактивного сопла турбореактивного двигателя содержит неподвижный корпус с двумя дополнительными опорами в виде кронштейнов Г-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702325
Дата охранного документа: 07.10.2019
09.10.2019
№219.017.d3a9

Способ эксплуатации газотурбинного двигателя с защитной сеткой на входе и противообледенительной системой

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах защиты и управления стационарных газотурбинных установок, газоперекачивающих агрегатов для защиты газотурбинного двигателя от помпажа. Задачу по повышению надежности работы двигателя решает способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702324
Дата охранного документа: 07.10.2019
15.10.2019
№219.017.d58a

Опора ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к опорам роторов газотурбинных двигателей. Опора ротора газотурбинного двигателя, включающая подшипник, установленный на валу ротора и в корпусе опоры, масляную полость опоры и воздушную предмасляную полость с масляным и воздушным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702778
Дата охранного документа: 11.10.2019
04.11.2019
№219.017.de50

Способ эксплуатации газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области защиты газотурбинного двигателя от помпажа и может быть использовано в системах защиты и управления стационарных газотурбинных установок, газоперекачивающих агрегатов. Задачу по оперативному принятию мер по предотвращению помпажа решает способ эксплуатации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705023
Дата охранного документа: 01.11.2019
24.11.2019
№219.017.e5bc

Способ штамповки заготовок с ультрамелкозернистой структурой из двухфазных титановых сплавов

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при получении заготовок из титановых двухфазных сплавов. Заготовку подвергают термической обработке для получения дуплексной структуры с объемной долей зерен первичной α-фазы не более 30%. Затем пластически...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002707006
Дата охранного документа: 21.11.2019
Showing 1-10 of 73 items.
20.08.2013
№216.012.6195

Образец для испытания диффузионного соединения листовых заготовок на сдвиг, способ его изготовления и испытания

Изобретение относится к испытательной технике. Образец содержит две соединенные внахлест пластины, образующие диффузионное соединение и имеющие совмещенные с ними накладки, расположенные с противоположных от соединения сторон. Сумма толщин первой пластины и совмещенной с ней первой накладки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490613
Дата охранного документа: 20.08.2013
10.08.2014
№216.012.e751

Заготовка для изготовления полой лопатки турбомашины способом сверхпластической формовки

Изобретение относится к машиностроению, а именно к области изготовления полых лопаток авиационных двигателей способом сверхпластической формовки, и может быть использовано при изготовлении, например, полой вентиляторной лопатки турбомашины. Заготовка содержит формуемую и неформуемую части. По...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525010
Дата охранного документа: 10.08.2014
20.03.2015
№216.013.3284

Способ серийного производства турбореактивного двигателя и турбореактивный двигатель, выполненный этим способом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным турбореактивным двигателям. В способе серийного производства турбореактивного двигателя изготавливают детали и комплектуют сборочные единицы, элементы и узлы модулей и систем двигателя. Собирают модули в количестве не...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544407
Дата охранного документа: 20.03.2015
20.03.2015
№216.013.3285

Способ серийного производства турбореактивного двигателя и турбореактивный двигатель, выполненный этим способом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным турбореактивным двигателям. В способе серийного производства турбореактивного двигателя изготавливают детали и комплектуют сборочные единицы, элементы и узлы модулей и систем двигателя. Собирают модули в количестве не...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544408
Дата охранного документа: 20.03.2015
20.03.2015
№216.013.3286

Способ серийного производства турбореактивного двигателя и турбореактивный двигатель, выполненный этим способом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным турбореактивным двигателям. В способе серийного производства турбореактивного двигателя изготавливают детали и комплектуют сборочные единицы, элементы и узлы модулей и систем двигателя. Собирают модули в количестве не...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544409
Дата охранного документа: 20.03.2015
20.03.2015
№216.013.3287

Способ серийного производства турбореактивного двигателя и турбореактивный двигатель, выполненный этим способом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным турбореактивным двигателям. В способе серийного производства ТРД изготавливают детали и комплектуют сборочные единицы, элементы и узлы модулей и систем двигателя. Собирают модули в количестве не менее восьми - от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544410
Дата охранного документа: 20.03.2015
20.03.2015
№216.013.3288

Способ серийного производства турбореактивного двигателя и турбореактивный двигатель, выполненный этим способом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным турбореактивным двигателям. В способе серийного производства ТРД изготавливают детали и комплектуют сборочные единицы, элементы и узлы модулей и систем двигателя. Собирают модули в количестве не менее восьми - от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544411
Дата охранного документа: 20.03.2015
20.03.2015
№216.013.3289

Способ доводки опытного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным турбореактивным двигателям. Доводке подвергают опытный ТРД, выполненный двухконтурным, двухвальным. Доводку ТРД производят поэтапно. На каждом этапе подвергают испытаниям на соответствие заданным параметрам от одного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544412
Дата охранного документа: 20.03.2015
20.03.2015
№216.013.328b

Газотурбинный двигатель

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к авиационным газотурбинным двигателям. Газотурбинный двигатель выполнен двухконтурным, двухвальным. Двигатель содержит не менее восьми модулей, смонтированных, предпочтительно, по модульно-узловой системе, включая компрессор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544414
Дата охранного документа: 20.03.2015
20.03.2015
№216.013.328c

Способ эксплуатации турбореактивного двигателя и турбореактивный двигатель, эксплуатируемый этим способом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения. В способе эксплуатации турбореактивного двигателя (ТРД) перед каждым запуском двигателя, выполненного двухконтурным, двухвальным, осуществляют проверку готовности двигателя к работе, производят запуск, прогрев и вывод двигателя на рабочие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544415
Дата охранного документа: 20.03.2015
+ добавить свой РИД