×
14.05.2023
223.018.5485

Результат интеллектуальной деятельности: Передняя опора ротора компрессора

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к узлам опор роторов газотурбинных двигателей. Задача по повышению газодинамической эффективности компрессора за счет обеспечения стабильных оптимальных значений радиальных зазоров между лопатками ротора и статора компрессора решается тем, что в передней опоре ротора компрессора, включающей радиально-упорный шариковый подшипник 1, установленный своей наружной обоймой 2 в корпус подшипника 3 корпуса передней опоры 4 с тонкостенной конической диафрагмой 5 и фланцем 6, закрепленным к промежуточному корпусу двигателя 7, корпус передней опоры 4 снабжен соосной ему стяжной втулкой в виде тонкостенной конической диафрагмы 8, закрепленной к корпусу подшипника 3 и к промежуточному корпусу двигателя 7 с обеспечением сжимающего усилия в тонкостенной конической диафрагме 5 корпуса передней опоры. Таким образом, увеличение изгибной жесткости конической диафрагмы корпуса передней опоры ротора компрессора за счет ее предварительного нагружения сжимающим усилием для обеспечения стабильных оптимальных радиальных зазоров между лопатками ротора и статора компрессора обеспечивает высокий уровень газодинамической эффективности компрессора. 2 ил.

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к узлам опор роторов газотурбинных двигателей.

Известна передняя опора ротора компрессора низкого давления авиационного двухконтурного турбореактивного двигателя АИ-25 (А.С. Виноградов, «Конструкция ТРДД АИ-25», СГАУ, г. Самара, 2013 г.) с шариковым радиально-упорным подшипником. Корпус передней опоры состоит из корпуса подшипника и тонкостенной конической диафрагмы с фланцем, который крепится к разделительному корпусу двигателя шпильками. Наружная обойма подшипника и втулка контактного уплотнения установлены в корпус подшипника и затянуты гайкой. Внутренняя обойма подшипника и роторные детали радиально-торцевого контактного графитового масляного уплотнения стянуты гайкой на валу ротора.

Недостаток известного устройства состоит в том, что в условиях работы двигателя летательного аппарата уровень изгибной жесткости тонкостенной конической диафрагмы корпуса передней опоры ротора компрессора недостаточен и радиальные зазоры между лопатками ротора и статора должны быть увеличены выше диапазона оптимальных значений, обеспечивающих высокий уровень газодинамической эффективности компрессора.

Общеизвестные методы повышения изгибной жесткости конических диафрагм корпусов опор: увеличение толщины, оребрение мест сопряжения конической диафрагмы с фланцем и т.п. малоэффективны из-за существенного роста массы конструкции.

Задачей изобретения является повышение газодинамической эффективности компрессора за счет обеспечения стабильных оптимальных значений радиальных зазоров между лопатками ротора и статора компрессора путем увеличения изгибной жесткости конической диафрагмы корпуса передней опоры ротора компрессора двигателя.

Указанная задача решается тем, что в передней опоре ротора компрессора, включающей радиально-упорный шариковый подшипник, установленный своей наружной обоймой в корпус подшипника корпуса передней опоры с тонкостенной конической диафрагмой и фланцем, закрепленным к промежуточному корпусу двигателя, корпус передней опоры снабжен соосной ему стяжной втулкой в виде тонкостенной конической диафрагмы, закрепленной к корпусу подшипника и к промежуточному корпусу двигателя с обеспечением сжимающего усилия в тонкостенной конической диафрагме корпуса передней опоры.

На фиг. 1 показан продольный разрез передней опоры ротора компрессора, на фиг. 2 - место соединения корпуса передней опоры и стяжной втулки.

Радиально-упорный шариковый подшипник 1 передней опоры компрессора своей наружной обоймой 2 установлен в корпус подшипника 3 корпуса передней опоры 4. Корпус передней опоры 4 состоит из корпуса подшипника 3, тонкостенной конической диафрагмы 5 и фланца 6. Корпус передней опоры 4 с помощью фланца 6 крепится к промежуточному корпусу двигателя 7. Стяжная втулка 8 выполнена в виде тонкостенной конической диафрагмы 9 с фланцами 10 и 11, с помощью которых осуществляется ее крепление винтами 12 в стыке 13 к корпусу подшипника 3 корпуса передней опоры 4 и к промежуточному корпусу двигателя 7.

Сборку передней опоры ротора компрессора начинают с монтажа фланца 6 корпуса передней опоры 4 на промежуточный корпус двигателя 7. Затем устанавливают стяжную втулку 8 фланцем 11 на промежуточный корпус двигателя 7, при этом до затяжки винтов 12 в стыке 13 сопрягаемых плоскостей корпуса подшипника передней опоры 3 и фланца 10 должен быть обеспечен монтажный зазор. После затяжки винтов 12 с выборкой зазора и обеспечением плотности стыка 13 на тонкостенную коническую диафрагму 5 корпуса передней опоры 4 действует усилие предварительного сжатия. Таким образом, в конической диафрагме 5 корпуса передней опоры 4 формируются предварительные напряжения сжатия, а в тонкостенной конической диафрагме 9, соответственно, предварительные напряжения растяжения. После контроля соосности опор двигателя в корпус подшипника 3 монтируют радиально-упорный шариковый подшипник 1 с наружной обоймой 2.

Выбор величины монтажного зазора в стыке 13 и, соответственно, усилий предварительного сжатия и растяжения осуществляют по следующим критериям:

1. Предварительные напряжения сжатия σпр.сж в тонкостенной конической диафрагме 5 корпуса передней опоры 4 должны превышать максимальные действующие рабочие напряжения растяжения σр, т.е. σпр.сжр;

2. Суммарные напряжения сжатия σсж.∑ в тонкостенной конической диафрагме 5 корпуса передней опоры 4, равные сумме величин напряжений предварительного сжатия σпр.сж и максимальных действующих рабочих напряжений сжатия σсж., не должны превышать величину напряжений σпц предела пропорциональности для материала тонкостенной конической диафрагмы 5, т.е. σсж.∑пр.сжсжпц и относительные деформации ее материала должны находиться в упругой области.

3. Величина напряжений в тонкостенной конической диафрагме 9 не должна превышать величину напряжений σпц предела пропорциональности для ее материала и относительные деформации должны находиться в упругой области.

Повышение изгибной жесткости при приложении сжимающего осевого усилия N для упрощения показано на примере консольной тонкостенной цилиндрической диафрагмы длиной L с диаметром D и толщиной стенки δ, нагруженной изгибающим моментом M или радиальным усилием Р, M=Р×L.

Геометрические характеристики ее плоского сечения перпендикулярного оси:

F - площадь, F=π×D×δ;

Jo - момент инерции относительно центра сечения,

Jo=π×D3×δ/8;

Bo - изгибная жесткость при чистом изгибе - нагружение только изгибающим моментом M, Bo=Е×Jo, где Е - модуль упругости. При изгибе консольной тонкостенной цилиндрической диафрагмы предварительно нагруженной сжимающим осевым усилием N происходит смещение нейтральной линии сечения от его центра (Рудицын М.Н., Артемов П.Я., «Справочное пособие по сопротивлению материалов», г. Минск. 1961 г.) на величину а, а=Jo×N/F/M;

Ja - момент инерции сечения с учетом смещения нейтральной линии,

Ja=Jo+а2×F.

Ва - изгибная жесткость с учетом смещения нейтральной линии,

Ва=Е×Ja=Е×(Jo2×F)=Во×(1+Jo×N2/F/M2) или

Ва=K×Во, где K=1+Jo×N2/F/M2;

Таким образом, значение коэффициента К больше единицы (К>1) свидетельствует о том, что предварительное нагружение сжимающим осевым усилием N консольной тонкостенной цилиндрической диафрагмы ведет к повышению ее изгибной жесткости.

Аналогичные зависимости характеризуют повышение изгибной жесткости консольной конической тонкостенной диафрагмы в предварительно напряженном состоянии под действием сжимающего осевого усилия.

При работе двигателя радиальное и осевое усилия от ротора компрессора (не показан) через наружную обойму 2 радиально-упорного шарикового подшипника 1 передаются на корпус подшипника 3. Результирующее усилие с корпуса подшипника 3 передается на корпус передней опоры 4 и далее на промежуточный корпус двигателя 7 по тонкостенной конической диафрагме 5 через фланец 6, а так же через стык 13, стянутый винтами 12, по фланцу 10, тонкостенной конической диафрагме 9 и фланцу 11 стяжной втулки 8.

Таким образом, увеличение изгибной жесткости конической диафрагмы корпуса передней опоры ротора компрессора за счет ее предварительного нагружения сжимающим усилием для обеспечения стабильных оптимальных радиальных зазоров между лопатками ротора и статора компрессора, обеспечивает высокий уровень газодинамической эффективности компрессора.

Передняя опора ротора компрессора, включающая радиально-упорный шариковый подшипник, установленный своей наружной обоймой в корпус подшипника корпуса передней опоры с тонкостенной конической диафрагмой и фланцем, закрепленным к промежуточному корпусу двигателя, отличающаяся тем, что корпус передней опоры снабжен соосной ему стяжной втулкой в виде тонкостенной конической диафрагмы, закрепленной к корпусу подшипника и к промежуточному корпусу двигателя с обеспечением сжимающего усилия в тонкостенной конической диафрагме корпуса передней опоры.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 13 items.
04.04.2018
№218.016.30ed

Литниковая система для заливки лопаток из жаропрочных сплавов для газотурбинного двигателя в формы, изготовленные автоматизированным способом

Изобретение относится к литейному производству. Литниковая система содержит приемную чашу 1, вертикальный колодец 2 с дросселирующим элементом 3 и зумпфом 4. От вертикального колодца 2 отходят нижние 5 и верхние 7 питатели, соединенные кольцевыми коллекторами 8. Нижние питатели 5 направлены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644868
Дата охранного документа: 14.02.2018
20.05.2019
№219.017.5ca1

Способ изготовления моноколеса газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и может быть использовано при изготовлении моноколес, применяемых в роторах газотурбинных двигателей. Способ включает изготовление полых лопаток с образованием аэродинамического профиля пера и замковой части, технологического кольца и диска,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002687855
Дата охранного документа: 16.05.2019
31.07.2019
№219.017.bab2

Лопаточный аппарат статора осевого компрессора

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции лопаточного аппарата статора осевого компрессора газотурбинного двигателя. Лопаточный аппарат статора осевого компрессора содержит наружную обечайку 1, внутреннюю обечайку 2 и лопатки 3 с наружными 4 и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695872
Дата охранного документа: 29.07.2019
09.10.2019
№219.017.d377

Устройство для поворота реактивного сопла турбореактивного двигателя

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к устройствам поворота реактивных сопел турбореактивных двигателей. Устройство для поворота реактивного сопла турбореактивного двигателя содержит неподвижный корпус с двумя дополнительными опорами в виде кронштейнов Г-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702325
Дата охранного документа: 07.10.2019
09.10.2019
№219.017.d3a9

Способ эксплуатации газотурбинного двигателя с защитной сеткой на входе и противообледенительной системой

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах защиты и управления стационарных газотурбинных установок, газоперекачивающих агрегатов для защиты газотурбинного двигателя от помпажа. Задачу по повышению надежности работы двигателя решает способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702324
Дата охранного документа: 07.10.2019
15.10.2019
№219.017.d58a

Опора ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к опорам роторов газотурбинных двигателей. Опора ротора газотурбинного двигателя, включающая подшипник, установленный на валу ротора и в корпусе опоры, масляную полость опоры и воздушную предмасляную полость с масляным и воздушным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702778
Дата охранного документа: 11.10.2019
04.11.2019
№219.017.de50

Способ эксплуатации газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области защиты газотурбинного двигателя от помпажа и может быть использовано в системах защиты и управления стационарных газотурбинных установок, газоперекачивающих агрегатов. Задачу по оперативному принятию мер по предотвращению помпажа решает способ эксплуатации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705023
Дата охранного документа: 01.11.2019
24.11.2019
№219.017.e5bc

Способ штамповки заготовок с ультрамелкозернистой структурой из двухфазных титановых сплавов

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при получении заготовок из титановых двухфазных сплавов. Заготовку подвергают термической обработке для получения дуплексной структуры с объемной долей зерен первичной α-фазы не более 30%. Затем пластически...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002707006
Дата охранного документа: 21.11.2019
08.12.2019
№219.017.ea86

Межвальное контактное уплотнение

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к уплотнениям масляных полостей опор роторов газотурбинных двигателей. Задача по расширению арсенала технических средств - надежных межвальных контактных уплотнений соосных высокоскоростных роторов со встречным направлением...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002708279
Дата охранного документа: 05.12.2019
25.01.2020
№220.017.f9b1

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Двухконтурный турбореактивный двигатель содержит газогенератор внутреннего контура с компрессором, камерой сгорания и турбиной, соединенной валом газогенератора с компрессором, промежуточный корпус и вентилятор, соединенный валом с турбиной вентилятора, вспомогательные агрегаты с приводом от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002711895
Дата охранного документа: 23.01.2020
Showing 1-10 of 16 items.
10.06.2013
№216.012.4904

Опора роторов турбины высокотемпературного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к опоре роторов турбин высокого и низкого давления высокотемпературного газотурбинного двигателя, интегрированной с сопловым аппаратом турбины низкого давления. Опора включает в себя наружный корпус, внутренний корпус с газовоздушными уплотнениями, полые лопатки соплового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484272
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.09.2013
№216.012.6fc3

Колесо компрессора с облегченными лопатками

Колесо компрессора с облегченными лопатками включает в себя диск и приваренные к нему облегченные лопатки. Облегченная лопатка состоит из двух частей, соединенных между собой сваркой. В каждой части лопатки выполнены полости таким образом, что соседние полости образуют ребра, вершинами которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494262
Дата охранного документа: 27.09.2013
20.01.2018
№218.016.0ef2

Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя

Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя состоит из наружного корпуса, внутреннего кольца и расположенных между ними направляющих лопаток, состоящих из неподвижных стоек и поворотных закрылков. Наружный корпус выполнен из отдельных сегментов, по количеству...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633496
Дата охранного документа: 12.10.2017
09.06.2018
№218.016.5aa2

Способ защиты блиска газотурбинного двигателя из титановых сплавов от пылеабразивной эрозии

Изобретение относится к способу защиты блиска газотурбинного двигателя из титановых сплавов от пылеабразивной эрозии. Осуществляют упрочняющую обработку микрошариками, полирование кромок лопаток блиска, ионно-плазменную модификацию материала поверхностного слоя лопаток блиска с последующим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655563
Дата охранного документа: 28.05.2018
13.07.2018
№218.016.70eb

Установка для ионно-плазменного модифицирования и нанесения покрытий на моноколеса с лопатками

Изобретение относится к технике для нанесения покрытий на детали машин, а именно к вакуумной ионно-плазменной обработке поверхностей, и может быть использовано для нанесения функциональных покрытий на моноколеса турбомашин. Установка для вакуумной ионно-плазменной обработки поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661162
Дата охранного документа: 12.07.2018
16.01.2019
№219.016.b07e

Способ нанесения защитного многослойного покрытия на лопатки блиска газотурбинного двигателя из титанового сплава от пылеабразивной эрозии

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в авиационном двигателестроении и энергетическом турбостроении для защиты пера рабочих лопаток моноколеса компрессора ГТД из титановых сплавов от пылеабразивной эрозии. Способ нанесения защитного многослойного покрытия на лопатки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002677041
Дата охранного документа: 15.01.2019
19.04.2019
№219.017.2ca8

Способ и устройство для измельчения материалов

Изобретение предназначено для тонкого и сверхтонкого измельчения материалов. Способ измельчения материалов включает формирование струй из частиц измельчаемого материала в несущем двухфазном воздушном потоке в соотношении от 0,01% до 0,5% по объемному расходу, подачу материала эксцентрично оси...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002295390
Дата охранного документа: 20.03.2007
26.06.2019
№219.017.925c

Способ нанесения защитного покрытия на лопатки блиска из титанового сплава

Изобретение относится к способу нанесения защитного покрытия на лопатки блиска газотурбинного двигателя из титанового сплава и может быть использовано в авиационном двигателестроении и энергетическом турбостроении для защиты пера рабочих лопаток от эрозионного разрушения. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002692356
Дата охранного документа: 24.06.2019
03.07.2019
№219.017.a415

Установка для нанесения ионно-плазменных покрытий на лопатки блиска

Изобретение относится к технике для нанесения покрытий на детали машин, более конкретно к вакуумным ионно-плазменным технологиям, и может быть использовано для нанесения эрозионностойких покрытий на лопатки блиска турбомашин. Установка содержит вертикальную цилиндрическую вакуумную камеру с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002693229
Дата охранного документа: 01.07.2019
03.07.2019
№219.017.a498

Способ полирования лопаток блиска газотурбинного двигателя из титановых сплавов

Изобретение относится к электролитно-плазменному полированию изделий из титановых сплавов, и может быть использовано в турбомашиностроении при обработке лопаток блиска компрессоров газотурбинных двигателей для обеспечения необходимых физико-механических и эксплуатационных свойств деталей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002693236
Дата охранного документа: 01.07.2019
+ добавить свой РИД