×
27.06.2020
220.018.2c1f

Результат интеллектуальной деятельности: Способ гидроочистки дизельного топлива

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к способам гидроочистки дизельных топлив, основанных на использовании регенерированных катализаторов гидроочистки. Описан способ гидроочистки дизельного топлива при температуре 340-390С, давлении 3-9 МПа, объёмном расходе сырья 1,0-2,5 ч, объёмном отношении водород/сырьё 300-600 м/м в присутствии реактивированного катализатора гидроочистки, имеющего объем пор 0,3-0,55 мл/г, удельную поверхность 120-180 м/г, средний диаметр пор 7-12 нм, включающего в свой состав молибден, никель, фосфор, серу и носитель, при этом молибден, никель и фосфор содержатся в катализаторе в форме смеси комплексных соединений Ni(CHO), H[Mo(СНO)O], H [PNiMoO]; H[Ni(OH)MoO], H[PMoO], носитель содержит γ-AlO, серу в форме сульфат-аниона SO, фосфор в форме фосфат-аниона PO. Катализатор содержит компоненты в следующих концентрациях, мас.%: Ni(CHO) – 8,8-15,6; H[Mo(СНO)O] – 3,2-8,0; H[PNiMoO] – 5,8-11,6; H[Ni(OH)MoO] – 3,7-7,1; H[PMoO] – 3,0-7,4; носитель – остальное; при этом носитель содержит мас.%: SO – 0,5-2,5; PO– 2,5-5,5; γ-AlO– остальное; после сульфидирования катализатор содержит, мас.%: Мо – 10,0-16,0; Ni – 2,5-4,5; P – 1,2-2,4; S – 6,7-10,8; γ-AlO – остальное. 1 з.п. ф-лы, 2 табл., 4 пр.

Изобретение относится к способам гидроочистки дизельного топлива, основанным на использовании реактивированных катализаторов.

В настоящее время большая часть товарных российских дизельных топлив содержит не более 10 ppm серы в соответствии с нормами ЕВРО-5 и российского [ГОСТ Р 52368-2005. (ЕН 590-2004). Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия]. Получение малосернистых топлив достигается глубокой гидроочисткой дизельных фракций со степенью обессеривания не менее 99%. В последние годы в сырье гидроочистки возрастает доля вторичных фракций, содержащих в высоких концентрациях трудно превращаемые соединения серы, азот органические соединения и конденсированные ароматические соединения. Для переработки такого сырья приходится увеличивать давление процесса гидроочистки и переходить на нанесенные никель-молибденовые катализаторы, NiMo/Al2O3, обладающие повышенной гидрирующей и деазотирующей способностью по сравнению с традиционными кобальт-молибденовыми системами.

В ходе эксплуатации катализаторы неизбежно дезактивируются и нуждаются в регенерации. Для регенерации обычно применяется окислительное удаление углеродистых отложений - основной причины дезактивации, однако, окислительная регенерация современных высокоактивных катализаторов гидроочистки позволяет восстановить их активность не более чем на 90%, чего недостаточно для проведения повторного процесса гидроочистки с получением дизельных топлив ЕВРО-5.

В связи с этим, необходима разработка способов гидроочистки с получением дизельного топлива содержащего не более 10 ppm серы, основанных ни использовании регенерированных катализаторов, активность которых восстановлена на 99% и более.

Известны способы гидроочистки, основанные на использовании регенерированных катализаторов [US 7087546, B0J20/34; EP 1418002 A2, B01J23/85, C10G45/08], которые получены путем пропитки прокаленных катализаторов растворами карбоновых кислот, гликолей, углеводов, содержащих от 1 до 3 карбоксильных групп и 2-10 атомов углерода. Катализатор пропитывают растворами данных соединений в различных мольных соотношениях и далее сушат при различных температурах. В качестве органической добавки могут использоваться также соединения, содержащие аминогруппу (-NH2), гидроксогруппу (-OH), карбоксильную группу (-COOH).

Так в [WO 2005070542, A1, B0J38/48] описан способ гидроочистки на регенерированных катализаторах, активности которых восстановлены путем их обработки этилендиаминтетрауксусной, нитрилотриуксусной, гидроксиэтилендиаминтриуксусной кислотами. Катализатор после окислительной регенерации пропитывают растворами приведенных добавок, с мольным соотношением 0,01-0,5 моль добавки на моль активных металлов в катализаторе, сушкой катализаторов при 120 в течение 2 ч и последующей прокалкой при 450°С.

Известен способ гидроочистки, предложенный в [RU 2351634, C10G45/08, B01J37/02,], согласно которому, углеводородное сырье контактирует с регенерированным катализатором,содержащим оксид металла группы VIII и оксид металла группы VI, дополнительно содержащим кислоту и органическую добавку, которая имеет температуру кипения в интервале 80-500°С и растворимость в воде, по меньшей мере, 5 г в литре, при этом катализатор содержит кристаллическую фракцию, выраженную как вес фракции кристаллических соединений металлов группы VIB и группы VIII относительно суммарного веса катализатора, в количестве менее 5 мас. %.

Общим недостатком для вышеперечисленных способов гидроочистки является недостаточно высокая активность используемых катализаторов, обусловленная их неоптимальным, сложным и неидентифицируемым химическим составом, который является следствием отсутствия в процессе активации целенаправленного синтеза соединений, обладающих высокой каталитической активностью.

Наиболее близким по своей технической сущности и достигаемому эффекту к заявляемому способу реактивации является способ, предложенный в [RU 2484896, B01J23/94, C10G45/08, B01J37/02. 20.06.2013], в соответствии с которым гидроочистку углеводородного сырья проводят при температуре 320-400°С, давлении 0,5-10 МПа, весовом расходе сырья 0,5-5 ч-1, объемном отношении водород/сырье 100-1000 м33 в присутствии регенерированного катализатора, содержащего молибден и кобальтв форме цитратныхкомплексных соединений Ni(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], а серу - в форме сульфат-аниона SO42- в следующих концентрациях, мас. %: Ni(C6H6O7) -7,3-16,6; H4[Mo4(C6H5O7)2O11] - 17,3-30,0; SO42- - 0,25-2,70; носитель - остальное; и имеющего объем пор 0,3-0,8 мл/г, удельную поверхность 150-280 м2/г, средний диаметр пор 6-15 нм, регенерированного заявляемым способом.

Основным недостатком прототипа, так же, как и других известных способов гидроочистки дизельного топлива в присутствии регенерированных катализаторов, является недостаточно высокая активность катализаторов.Низкий уровень активности полученных катализаторов объясняется их неоптимальным химическим составом.

Изобретение решает задачу создания улучшенного способа гидроочистки дизельного топлива, характеризующегося низким содержанием серы и азота в получаемых дизельных топливах, достигаемым за счет использования реактивированного катализатора.

Задача решается способом гидроочистки дизельного топлива при температуре 340-390°С, давлении 3-9 МПа, объемном расходе сырья 1,0-2,5 ч-1, объемном отношении водород/сырье 300-600 нм3Н23 сырья в присутствии регенерированного катализатора, имеющего объем пор 0,3-0,55 мл/г, удельную поверхность 120-180 м2/г, средний диаметр пор 7-12 нм, представляющего собой частицы с сечением в виде круга, трилистника или четырехлистника с диаметром описанной окружности 1,2-1,6 мм и длиной до 20 мм; включающего в свой состав молибден, никель, фосфор, серу и носитель, при этом молибден, никель и фосфор содержатся в катализаторе в форме смеси комплексных соединений Ni(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], H7 [PNiMo11O40]; H3[Ni(OH)6Mo6O18], H6[P2Mo5O23], носитель содержит γ-Al2O3, серу в форме сульфат-аниона SO42-, фосфор в форме фосфат-аниона PO43-. Катализатор содержит компоненты в следующих концентрациях, мас. %: Ni(C6H6O7) - 8,8-15,6; H4[Mo4(C6H5O7)2O11] - 3,2-8,0; H7[PNiMo11O40] - 5,8-11,6; H3[Ni(OH)6Mo6O18] - 3,7-7,1; H6[P2Mo5O23] - 3,0-7,4; носитель - остальное; при этом носитель содержит мас. %:SO42- - 0,5-2,5;PO43- -2,5-5,5;γ-Al2O3 - остальное; после сульфидирования катализатор содержит, мас. %: Мо - 10,0-16,0; Ni - 2,5-4,5; P - 1,2-2,4; S - 6,7-10,8; γ-Al2O3 - остальное.

Основным отличительным признаком предлагаемого способа получения гидроочищенного дизельного топлива является то, что гидроочистку проводят в присутствии реактивированного катализатора, включающего в свой состав молибден, никель, фосфор, серу и носитель, при этом молибден, никель и фосфор содержатся в катализаторе в форме смеси комплексных соединений Ni(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], H7 [PNiMo11O40]; H3[Ni(OH)6Mo6O18], H6[P2Mo5O23], носитель содержит γ-Al2O3, серу в форме сульфат-аниона SO42-, фосфор в форме фосфат-аниона PO43-.

Катализатор содержит компоненты в следующих концентрациях, мас. %: Ni(C6H6O7) -8,8-15,6; H4[Mo4(C6H5O7)2O11] - 3,2-8,0; H7[PNiMo11O40] - 5,8-11,6; H3[Ni(OH)6Mo6O18] - 3,7-7,1; H6[P2Mo5O23] - 3,0-7,4; носитель - остальное; при этом носитель содержит мас. %: SO42- - 0,5-2,5; PO43- -2,5-5,5; γ-Al2O3 - остальное; после сульфидирования катализатор содержит, мас. %: Мо - 10,0-16,0; Ni - 2,5-4,5; P - 1,2-2,4; S - 6,7-10,8; γ-Al2O3 - остальное.

Реактивированный катализатор имеет объем пор 0,3-0,55 мл/г, удельную поверхность 120-180 м2/г, средний диаметр пор 7-12 нм, и представляет собой частицы с сечением в виде круга, трилистника или четырехлистника с диаметром описанной окружности 1,2-1,6 мм и длиной до 20 мм.

Гидроочистку проводят в присутствии реактивированного катализатора при температуре 340-390°С, давлении 3-9 МПа, объемном расходе сырья 1,0-2,5 ч-1, объемном отношении водород/сырье нм3Н23 сырья.

Технический эффект предлагаемого способа получения гидроочищенного дизельного топлива складывается из следующих составляющих:

1. Заявляемый химический состав катализатора обеспечивает максимальную активность в целевых реакциях, протекающих при гидроочистке углеводородного сырья. Наличие в составе катализаторов смеси комплексных соединений Ni(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], H7[PNiMo11O40]; H3[Ni(OH)6Mo6O18], H6[P2Mo5O23]; серы в форме сульфат-аниона SO42-, фосфора в форме фосфат-аниона PO43- в заявляемых концентрациях обеспечивает повышенную активность катализатора в превращении серосодержащих соединений, входящих в состав дизельного топлива.

2. Заявляемые условия проведения процесса гидроочистки дизельного топлива в присутствии регенерированного катализатора позволяют получать дизельное топливо с пониженным содержанием серы из смеси прямогонных и вторичных дизельных фракций при невысоких стартовых температурах процесса, что прогнозирует длительный срок эксплуатации катализатора.

Описание предлагаемого технического решения.

Для реактивации используют катализаторы, дезактивированные при их эксплуатации в гидроочистке дизельного топлива, а затем регенерированные путем прокалки на воздухе в ленточных или барабанных печах. Как правило, катализаторы после окислительной регенерации имеют удельную поверхность 120-180 м2/г, объем пор 0,30-0,55 см3/г, средний диаметр пор 7-12 нм и представляют собой частицы с сечением в виде круга, трилистника или четырехлистника с диаметром описанной окружности 1,2-1,6 мм и длиной до 20 мм. Катализаторы содержат никель и молибден в пересчете на оксиды, мас. %: NiO - 3,15-6,7; MoO3 - 15,0-24,0; носитель - остальное; при этом носитель содержит мас. %:связанные с алюминием поверхностные сульфаты SO42- - 0,5-2,5; связанные с алюминием поверхностные фосфаты PO43- -2,5-5,5; γ-Al2O3 - остальное;

`Далее готовят раствор лимонной и ортофосфорной кислот таких концентраций, чтобы независимо от влагоемкости регенерированного катализатора мольное лимонная кислота/никель было в интервале 0,5-0,6; а мольное отношение ортофосфорная кислота/никель было равно 0,25. Для этого в заданном объеме смеси воды с 10-20 об. % бутилдигликоля при перемешивании и нагревании растворяют требуемое количество лимонной и ортофосфорной кислот. Получают раствор с концентрацией 10-20 об. % бутилдигликоля, лимонной кислоты 0,42-1,09 моль/л, ортофосфорной кислоты 0,17-0,54 моль/л.

Далее навеску прокаленного катализатора пропитывают полученным раствором. Пропитку проводят по влагоемкости, далее производят перемешивание влажного катализатора в колбе ротационного испарителя без подачи воздуха при температуре 60-90°С в течение 20-60 мин при условиях, исключающих полное испарение воды из катализатора.

Далее катализатор сушат на воздухе при температуре 100-220°С в течение 2-6 ч.

Наличие в составе катализатора комплексов Ni, Mo, P и поверхностных сульфатов, и фосфатов подтверждают совокупностью следующих методов исследования: массового элементного анализа Ni, Mo, P, С, H, S; ИК-спектроскопии; Рамановской, РФЭ-спектроскопии.

Во всех случаях массовое содержание элементов соответствует концентрации в готовом катализаторе, мас. %: Ni(C6H6O7) - 8,8-15,6; H4[Mo4(C6H5O7)2O11] - 3,2-8,0; H7[PNiMo11O40] - 5,8-11,6; H3[Ni(OH)6Mo6O18] - 3,7-7,1; H6[P2Mo5O23] - 3,0-7,4; носитель -остальное; при этом носитель содержит мас. %:SO42- - 0,5-2,5;PO43- -2,5-5,5; γ-Al2O3 - остальное.

В ИК-спектрах изученных катализаторов присутствуют полосы, соответствующие Ni(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], H7[PNiMo11O40], H3[Ni(OH)6Mo6O18] и H6[P2Mo5O23] (таблица 1).

Таблица 1. Характеристические полосы комплексов в составе катализаторов.

Комплексное соединение Полосы поглощения, см-1
Ni(C6H6O7) 3450, 1620, 1580, 1431, 1385, 1290, 1265, 1165, 1060, 925, 890, 820
H4[Mo4(C6H5O7)2O11] 1720, 1660, 1620, 1595, 1560, 1430, 1410; 950, 920, 900, 890, 870, 850, 820, 800, 740, 730, 690, 650,620
H3[Ni(OH)6Mo6O18] 945, 930, 900, 789, 633, 573, 496, 398, 322
H7[PNiMo11O40] 1115, 1000, 950, 897, 760, 441
H6[P2Mo5O23] 1106, 1020, 988, 969, 944, 897, 861, 682

Отнесения полос в ИК-спектрах сделаны в соответствии с [С.М. Цимблер, Л.Л. Шевченко, В.В.Григорьева Журнал прикладной спектроскопии, 11 (1969) 522-528; R.I. Bickley, H.G.M. Edwards, R.Gustar, S.J.Rose, Journal of Molecular Structure, 246 (1991) 217-228; M. Matzapetakis, M. Dakanali, C.P. Raptopoulou, et al. Journal of Biological Inorganic Chemistry 5 (2000) 469-474; N.W.Alcock, M.Dudek, R.Grybos et al. J.Chem.Soc. Dalton Trans. (1990) 707-711; C.I. Cabello et al. Journal of Molecular Catalysis A: Chemical 186 (2002) 89-100; Feng-Xian Liu, Catherine Marchal-Roch, Damien Dambournet, Acker, Marrot, Francis Eur. J. Inorg. Chem. (2008) 2191-2198].

На рамановских спектрах катализаторов присутствуют характеристические пики H7[PNiMo11O40] - 974, 943, 366, 232 см-1; H3[Ni(OH)6Mo6O18] 963, 946, 906, 568, 375, 353, 219 см-1; H4[Mo4(C6H5O7)2O11] -945, 899, 861 389, 373, 346, 253 см-1; H6[P2Mo5O23] - 944, 900, 830, 370, 230 см-1.

В спектрах РФЭС присутствуют пики, соответствующие Ni(C6H6O7) - Ni2p3/2 =856,7 эВ; H4[Mo4(C6H5O7)2O11] - Mo3d5/2=232,4 эВ; H3[Ni(OH)6Mo6O18] - Mo3d5/2=232,9 эВ и Ni2p3/2 =856,4 эВ; H6[P2Mo5O23] - Mo3d5/2=232,5 эВ и P2p=135,0 эВ; SO42- - S2p=169,3 эВ; PO43- -P2p=134,2 эВ.

Отнесения сделаны в соответствии с [В.И.Нефедов, Рентгено-электронная спектроскопия химических соединений. М. Химия. 1984, 256 с., R. Palcheva, A. Spojakina, G. Tyuliev. Procedia Engineering 42 (2012) 873 - 884].

Интенсивность пиков на спектрах РФЭС позволят определить концентрацию каждого компонента в катализаторе.

В результате проведения реактивации по вышеописанной методике, получают катализаторы, имеющие заявляемые текстурные характеристики и содержащие комплексные соединения Ni(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], H7[PNiMo11O40], H3[Ni(OH)6Mo6O18] и H6[P2Mo5O23], а также носитель γ-Al2O3, содержащий серу в форме сульфат-аниона SO42-, фосфор в форме фосфат-аниона PO43- в заявляемых интервалах концентраций.

Далее проводят гидроочистку дизельного топлива при объемной скорости подачи сырья в интервале 1-2,5 ч-1, соотношении водород/сырье -300-600 нм3 Н23 сырья, температуре 340-390°С, давлении водорода - 3-9 МПа.

В качестве сырья используют смесь 87 об. % прямогонного дизельного топлива с 13 об. % легкого газойля каталитического крекинга. Сырье имеет диапазон кипения 130-416°С; 90% объема выкипает при 368°С, содержание серы: 0,376 мас. %; содержание азота 125 ppm, плотность 0,864 г/см3.

Для тестирования в гидроочистке, катализаторы используют в виде экструдатов с сечениемв виде круга, трилистника или четырехлистника с диаметром описанной окружности 1,2-1,6 мм и длиной до 20 мм.

Предварительное сульфидирование катализаторов проводят непосредственно в реакторе гидроочистки прямогонной дизельной фракцией, содержащей дополнительно 1,5 мас. % сульфидирующего агента - диметилдисульфида (ДМДС), при объемной скорости подачи сульфидирующей смеси 2 ч-1 и соотношении водород/сырье = 300. Сульфидирование включает несколько этапов:

- сушка катализатора в реакторе гидроочистки в токе водорода при 140°С в течении 2 ч;

- смачивание катализатора прямогонной дизельной фракцией в течение 2 ч;

- подача сульфидирующей смеси и увеличение температуры до 240°C со скоростью подъема температуры 25°C/ч;

- сульфидирование при температуре 240°C в течение 8 ч (низкотемпературная стадия);

- увеличение температуры реактора до 340°C со скоростью подъема температуры 25°C/ч;

- сульфидирование при температуре 340°C в течение 8 ч (высокотемпературная стадия).

После сульфидирования катализаторы содержат, мас. %: Мо - 10,0-16,0; Ni -2,5-4,5; P -1,2-2,4; S - 6,7-10,8; γ-Al2O3 - остальное.

Сущность изобретения иллюстрируется следующими примерами:

Пример 1. Согласно известному решению.

Гидроочистку дизельного топлива проводят в присутствии регенерированного катализатора, который регенерируют по нижеописанной процедуре.

Используют катализатор после окислительной регенерации, который содержит, мас. %: NiO - 4,15; MoO3 - 16,43; SO42- м 3,52; С - 0,11; носитель - остальное, и имеет удельную поверхность 221 м2/г, средний диаметр пор 99 нм и объем пор 0,54 см3/г.

30 г катализатора после окислительной регенерации вакуумируют до 50 Торр, после чего контактируют при 50°С в течение 20 мин с 50 мл раствора лимонной кислоты в смеси этиленгликоля (50 об. %) и этилового спирта (50 об. %), имеющего концентрацию лимонной кислоты 2,0 моль/л, затем избыток раствора сливают. Катализатор сушат 1 ч при 70°С и затем 4 ч при 150°С.

Полученный катализатор содержит, мас. %: Ni(C6H6O7) -11,54; H4[Mo4(C6H5O7)2O11] - 22,47; SO42- - 2,92; носитель - остальное; и имеет удельную поверхность 215 м2/г, средний диаметр пор 97 нм и объем пор 0,54 см3/г.

Для сравнения каталитических свойств проводят тестирование в гидроочистке реактивированного катализатора и свежего катализатора, отобранного из той же партии, перед проведением процесса гидроочистки и регенерации.

Свежий катализатор, использованный для сопоставления каталитических свойств, содержит никель и молибден в пересчете на оксиды, мас. %: NiO - 4,2; MoO3 - 16,5;носитель - остальное; и имеетудельную поверхность 220 м2/г, средний диаметр пор 100 нм и объем пор 0,55 см3/г.

Процесс гидроочистки дизельного топлива проводят при объемной скорости подачи сырья - 2,5 ч-1, соотношение водород/сырье - 600, температуре 370°С, давлении водорода - 3,8 МПа. В качестве сырья используют смесь 87 об. % прямогонного дизельного топлива с 13 об. % легкого газойля каталитического крекинга. Сырье имеет диапазон кипения 130-416°С; 90% объема выкипает при 368°С, содержание серы: 0,376 мас. %;содержание азота 125 ppm, плотность 0,864 г/см3. Предварительное сульфидирование катализаторов проводят непосредственно в реакторе гидроочистки прямогонной дизельной фракцией, содержащей дополнительно 1,5 мас. % сульфидирующего агента - диметилдисульфида (ДМДС), при объемной скорости подачи сульфидирующей смеси 2 ч-1 и соотношении водород/сырье = 300.

Результаты гидроочистки дизельного топлива на регенерированном и свежем катализаторах приведены в таблице 2.

Примеры 2-4 иллюстрируют предлагаемое техническое решение.

Пример 2.

Используют катализатор после окислительной регенерации, который содержит, мас. %: NiO - 3,15; MoO3 - 15,0; SO42- - 2,5; PO43- -2,5; носитель γ-Al2O3 - остальное; и имеетудельную поверхность 180 м2/г,средний диаметр пор 7 нм, объем пор 0,55 см3/г, влагоемкость 0,6 см3/г.

Далее готовят раствор лимонной и ортофосфорной кислот таких концентраций, чтобы независимо от влагоемкости регенерированного катализатора мольное отношение лимонная кислота/никель было в интервале 0,5-0,6; а мольное отношение ортофосфорная кислота/никель было равно 0,25. Для этого в заданном объеме смеси воды с 10-20 об. % бутилдигликоля при перемешивании и нагревании растворяют требуемое количество лимонной и ортофосфорной кислот.

Готовят раствор 6 мл бутилдигликоля в 40 мл воды. Далее в полученном растворе растворяют навеску лимонной кислоты 4,84 г (0,025 моль) и 1,22 г 85%- водного раствора ортофосфорной кислоты (0,01 моль). Объем раствора дистиллированной водой доводят до 60 мл. Раствор имеет концентрацию бутилдигликоля 10,0 об. %, лимонной кислоты 0,42 моль/л, ортофосфорной кислоты 0,17 моль/л. Навеску 100 г катализатора после окислительной регенерации в колбе, исключающей испарение воды пропитывают 60 мл раствора лимонной и фосфорной кислот в смеси воды и бутилдигликоля, колбу закрепляют на роторном устройстве и помещают в баню, нагретую до 60°С, при постоянном вращении, обеспечивающем перемешивание катализатора, выдерживают 20 мин.Далее катализатор переносят в чашку Петри, которую помещают в сушильный шкаф, нагретый до 100°С, и сушат при этой температуре 2 ч. Перед определением текстурных характеристик катализатор прогревают на воздухе 2 ч при 500°С.

Полученный катализатор содержит, мас. %: Ni(C6H6O7) - 8,8; H4[Mo4(C6H5O7)2O11] - 7,1; H7[PNiMo11O40] - 5,8; H3[Ni(OH)6Mo6O18] - 3,7; H6[P2Mo5O23] - 3,0; носитель -остальное; при этом носитель содержит мас. %:SO42- м 2,5;PO43- -2,5;γ-Al2O3 - остальное. Катализатор имеет удельную поверхность 180 м2/г, объем пор 0,55 см3/г, средний диаметр пор 7 нм и представляет собой частицы с сечением в виде трилистника с диаметром описанной окружности 1,2 мм и длиной до 20 мм.

В ИК-спектрах катализатора содержатся все характеристические полосы, типичные для Ni(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], H7[PNiMo11O40], H3[Ni(OH)6Mo6O18] и H6[P2Mo5O23] приведенные в таблице 1. Рамановские спектры также содержат набор пиков от Ni(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], H7[PNiMo11O40], H3[Ni(OH)6Mo6O18] и H6[P2Mo5O23]. Значения энергий связи и интенсивности пиков, определенные из спектров РФЭС, соответствуют наличию в катализаторе Ni(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], H7[PNiMo11O40], H3[Ni(OH)6Mo6O18] и H6[P2Mo5O23, также носителя γ-Al2O3, содержащего серу в форме сульфат-аниона SO42-, фосфор в форме фосфат-аниона PO43- в заявляемых интервалах концентраций.

Гидроочистку дизельного топлива и предварительное сульфидирование проводят аналогично примеру 1.После сульфидирования катализатор содержит, мас. %: Мо - 10,0; Ni - 2,5; P - 1,2; S - 6,7; γ-Al2O3 - остальное.

Для сравнения каталитических свойств проводят тестирование в гидроочистке реактивированного катализатора и свежего катализатора, отобранного из той же партии, перед проведением процесса гидроочистки и регенерации.

Результаты гидроочистки дизельного топлива на регенерированном катализаторе приведены в таблице 2.

Пример 3.

Используют катализатор после окислительной регенерации, который содержит, мас. %: NiO - 6,7; MoO3 - 24,0; SO42- - 0,5; PO43- м5,5; носитель γ-Al2O3 - остальное; и имеетудельную поверхность 120 м2/г,средний диаметр пор 12 нм и объем пор 0,30 см3/г., влагоемкость 0,35 см3/г.

Готовят раствор 5,5 мл бутилдигликоля в 15 мл воды. Далее в полученном растворе растворяют навеску лимонной кислоты 7,32 г (0,038 моль) и 2,2 г 85%- водного раствора ортофосфорной кислоты (0,019 моль). Объем раствора дистиллированной водой доводят до 35 мл. Раствор имеет концентрацию бутилдигликоля 15,7 об. %, лимонной кислоты 1,09 моль/л, ортофосфорной кислоты 0,54 моль/л.

Навеску 100 г катализатора после окислительной регенерации в колбе, исключающей испарение воды пропитывают 35 мл раствора лимонной и фосфорной кислот в смеси воды и бутилдигликоля, колбу закрепляют на роторном устройстве и помещают в баню, нагретую до 90°С, при постоянном вращении, обеспечивающем перемешивание катализатора, выдерживают 60 мин.Далее катализатор переносят в чашку Петри, которую помещают в сушильный шкаф, нагретый до 220°С, и сушат при этой температуре 6 ч. Перед определением текстурных характеристик катализатор прогревают на воздухе 2 ч при 500°С.

Полученный катализатор содержит, мас. %: Ni(C6H6O7) - 15,6; H4[Mo4(C6H5O7)2O11] -3,2; H7[PNiMo11O40] - 11,6; H3[Ni(OH)6Mo6O18] -7,1; H6[P2Mo5O23] - 7,4; носитель -остальное; при этом носитель содержит мас. %:SO42- - 0,5;PO43- -5,5;γ-Al2O3 - остальное. Катализатор имеет удельную поверхность 120 м2/г, объем пор 0,3 см3/г, средний диаметр пор 12 нм и представляет собой частицы с сечением в виде четырехлистника с диаметром описанной окружности 1,6 мм и длиной до 20 мм.

В ИК-спектрах катализатора содержатся все характеристические полосы, типичные для Ni(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], H7[PNiMo11O40], H3[Ni(OH)6Mo6O18] и H6[P2Mo5O23] приведенные в таблице 1. Рамановские спектры также содержат набор пиков от Ni(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], H7[PNiMo11O40], H3[Ni(OH)6Mo6O18] и H6[P2Mo5O23]. Значения энергий связи и интенсивности пиков, определенные из спектров РФЭС, соответствуют наличию в катализаторе Ni(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], H7[PNiMo11O40], H3[Ni(OH)6Mo6O18] и H6[P2Mo5O23, также носителя γ-Al2O3, содержащего серу в форме сульфат-аниона SO42-, фосфор в форме фосфат-аниона PO43- в заявляемых интервалах концентраций.

Гидроочистку дизельного топлива и предварительное сульфидирование проводят аналогично примеру 1.После сульфидирования катализатор содержит, мас. %: Мо - 16,0; Ni - 4,5; P - 2,4; S - 10,8; γ-Al2O3 - остальное.

Для сравнения каталитических свойств проводят тестирование в гидроочистке реактивированного катализатора и свежего катализатора, отобранного из той же партии, перед проведением процесса гидроочистки и регенерации.

Результаты гидроочистки дизельного топлива на регенерированном катализаторе приведены в таблице 2.

Пример 4.

Используют катализатор после окислительной регенерации, который содержит, мас. %: NiO - 4,5; MoO3 - 19,5; SO42- - 1,8; PO43- -4,5; носитель γ-Al2O3 - остальное; и имеетудельную поверхность 150 м2/г,средний диаметр пор 9 нм,объем пор 0,45 см3/г, влагоемкость 0,5 см3/г.

Готовят раствор 10 мл бутилдигликоля в 25 мл воды. Далее в полученном растворе растворяют навеску лимонной кислоты 6,83 г (0,036 моль) и 1,73 г 85%- водного раствора ортофосфорной кислоты (0,015 моль). Объем раствора дистиллированной водой доводят до 50 мл. Раствор имеет концентрацию бутилдигликоля 20 об. %, лимонной кислоты 0,72 моль/л, ортофосфорной кислоты 0,3 моль/л. Навеску 100 г катализатора после окислительной регенерации в колбе, исключающей испарение воды пропитывают 50 мл раствора лимонной и фосфорной кислот в смеси воды и бутилдигликоля, колбу закрепляют на роторном устройстве и помещают в баню, нагретую до 75°С, при постоянном вращении, обеспечивающем перемешивание катализатора, выдерживают 40 мин.Далее катализатор переносят в чашку Петри, которую помещают в сушильный шкаф, нагретый до 120°С, и сушат при этой температуре 4 ч. Перед определением текстурных характеристик катализатор прогревают на воздухе 2 ч при 500°С.

Полученный катализатор содержит, мас. %: Ni(C6H6O7) - 12,5; H4[Mo4(C6H5O7)2O11] -8,0; H7[PNiMo11O40] - 7,3; H3[Ni(OH)6Mo6O18] - 5,0; H6[P2Mo5O23] - 5,0; носитель -остальное; при этом носитель содержит мас. %:SO42- - 1,8;PO43- -4,5;γ-Al2O3 - остальное. Катализатор имеет удельную поверхность 150 м2/г, объем пор 0,45 см3/г, средний диаметр пор 9 нм и представляет собой частицы с сечением в виде круга диаметром 1,4 мм и длиной до 20 мм.

В ИК-спектрах катализатора содержатся все характеристические полосы, типичные для Ni(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], H7[PNiMo11O40], H3[Ni(OH)6Mo6O18] и H6[P2Mo5O23] приведенные в таблице 1. Рамановские спектры также содержат набор пиков от Ni(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], H7[PNiMo11O40], H3[Ni(OH)6Mo6O18] и H6[P2Mo5O23]. Значения энергий связи и интенсивности пиков, определенные из спектров РФЭС, соответствуют наличию в катализаторе Ni(C6H6O7), H4[Mo4(C6H5O7)2O11], H7[PNiMo11O40], H3[Ni(OH)6Mo6O18] и H6[P2Mo5O23, также носителя γ-Al2O3, содержащего серу в форме сульфат-аниона SO42-, фосфор в форме фосфат-аниона PO43- в заявляемых интервалах концентраций.

Гидроочистку дизельного топлива и предварительное сульфидирование проводят аналогично примеру 1.После сульфидирования катализатор содержит, мас. %: Мо -13,0; Ni - 3,5; P - 2,1; S - 9,9; γ-Al2O3 - остальное.

Для сравнения каталитических свойств проводят тестирование в гидроочистке реактивированного катализатора и свежего катализатора, отобранного из той же партии, перед проведением процесса гидроочистки и регенерации.

Результаты гидроочистки дизельного топлива на регенерированном катализаторе приведены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты гидроочистки дизельного топлива на регенерированных и свежих катализаторах.

Катализатор Остаточное содержание серы в дизельном топливе, ppm Степень обессеривания, % Восстановление активности, %
Пример 1, регенерированный 36,0 99,04 99,80
Пример 1 свежий 30,0 99,20 ---
Пример 2, регенерированный 20,3 99,46 99,98
Пример 2, свежий 19,6 99,48 ---
Пример 3, регенерированный 14,8 99,61 100,0
Пример 3, свежий 14,5 99,61 ---
Пример 4, регенерированный 9,5 99,75 100,02
Пример 4, свежий 10,0 99,73 ---

Из результатов гидроочистки дизельного топлива, приведенных в таблице 2, следует, что при гидроочистке по заявляемому способу в продуктах достигается гораздо меньшее остаточное содержание серы, чем при использовании прототипа.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 22 items.
25.08.2017
№217.015.d12c

Способ гидроочистки дизельного топлива

Изобретение относится к способам гидроочистки дизельных топлив, основанным на использовании регенерированных катализаторов гидроочистки. Описан способ гидроочистки дизельного топлива при температуре 340-390°C, давлении 3-9 МПа, объемном расходе сырья 1,0-2,5 ч, объемном отношении водород/сырье...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622040
Дата охранного документа: 09.06.2017
25.08.2017
№217.015.d174

Регенерированный катализатор гидроочистки

Изобретение относится к регенерированному катализатору гидроочистки дизельного топлива, который имеет объем пор 0,3-0,8 мл/г, удельную поверхность 150-280 м/г, средний диаметр пор 6-15 нм, включающий в свой состав молибден, кобальт, серу и носитель. При этом молибден, кобальт содержатся в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622037
Дата охранного документа: 09.06.2017
26.08.2017
№217.015.e37a

Способ получения малосернистого сырья каталитического крекинга

Изобретение относится к способам получения малосернистого сырья каталитического крекинга. Описан способ получения малосернистого сырья каталитического крекинга, заключающийся в гидроочистке вакуумного газойля с высоким содержанием серы в присутствии гетерогенного катализатора, где используемый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626400
Дата охранного документа: 27.07.2017
26.08.2017
№217.015.e3d7

Способ приготовления катализатора гидроочистки углеводородного сырья

Изобретение относится к способам приготовления катализаторов для получения нефтяных дистиллятов с низким содержанием серы. Описан способ приготовления катализатора, заключающийся в пропитке носителя, который содержит, мас.%: борат алюминия AlBO со структурой норбергита - 5,0-25,0; натрий - не...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626399
Дата охранного документа: 27.07.2017
26.08.2017
№217.015.e44d

Катализатор гидроочистки углеводородного сырья

Изобретение относится к катализаторам получения нефтяных дистиллятов с низким содержанием серы. Описан катализатор, содержащий, мас. %: [Со(HO)(CHO)][MoO(CHO)] 33,0-43,0%; носитель - остальное; при этом носитель содержит, мас. %: борат алюминия AlBO со структурой норбергита - 5,0-25,0; натрий -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002626398
Дата охранного документа: 27.07.2017
26.08.2017
№217.015.e892

Способ регенерации дезактивированного катализатора гидроочистки

Изобретение относится к способу регенерации дезактивированных катализаторов. Описан способ регенерации дезактивированного катализатора гидроочистки, по которому дезактивированный катализатор прокаливают в токе воздуха либо в слое высотой не более 30 мм, либо во вращающейся барабанной печи с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002627498
Дата охранного документа: 08.08.2017
19.01.2018
№218.016.0030

Способ получения малосернистого дизельного топлива

Изобретение относится способам получения малосернистых дизельных топлив. Описан способ проведения гидроочистки смесевых и прямогонных дизельных фракций с высоким содержанием серы при температуре 340-380°C, давлении 3,5-8,0 МПа, массовом расходе сырья 1,0-2,5 ч, объемном отношении водород/сырье...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002629355
Дата охранного документа: 29.08.2017
20.01.2018
№218.016.114e

Способ приготовления носителя для катализатора гидроочистки

Изобретение относится к способу приготовления носителя для катализаторов гидроочистки, содержащего, мас.%: борат алюминия AlBO со структурой норбергита - 5,0-25,0; натрий - не более 0,03; γ-AlO - остальное, при этом входящий в состав носителя борат алюминия АlВО со структурой норбергита...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633967
Дата охранного документа: 20.10.2017
20.01.2018
№218.016.1155

Носитель для катализатора гидроочистки

Изобретение относится к носителям для катализаторов гидроочистки. Описан носитель для катализатора гидроочистки, содержащий, мас. %: борат алюминия AlBO со структурой норбергита - 5,0-25,0; натрий - не более 0,03; γ-AlO - остальное, при этом входящий в состав носителя борат алюминия AlBO со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633968
Дата охранного документа: 20.10.2017
17.08.2018
№218.016.7c7c

Способ приготовления катализатора гидроочистки углеводородного сырья

Изобретение относится к способу приготовления катализатора гидроочистки углеводородного сырья, включающему в свой состав соединения молибдена, кобальта, бора и алюминия. Катализатор готовят пропиткой носителя, который содержит, мас. %: борат алюминия AlBO со структурой норбергита - 5,0-25,0;...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002663903
Дата охранного документа: 13.08.2018
Showing 1-10 of 110 items.
20.01.2013
№216.012.1bb3

Катализатор, способ приготовления носителя, способ приготовления катализатора и способ гидроочистки углеводородного сырья

Группа изобретении относится к катализаторам получения нефтяных дистиллятов с низким содержанием серы, способам приготовления таких катализаторов и способам приготовления носителей для этих катализаторов. Описан катализатор, имеющий объем пор 0,3-0,7 см/г, удельную поверхность 170-300 м/г,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472585
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.02.2013
№216.012.230c

Катализатор, способ его приготовления и способ получения малосернистого дизельного топлива

Изобретение относится к катализаторам гидроочистки дизельного топлива, способам приготовления таких катализаторов и способам получения малосернистого дизельного топлива. Описан катализатор, содержащий соединение [Со(СНО)][МоО(СНО)] в количестве 30-45 мас.%, диоксид титана 0,8-6,0 мас.%, AlO -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474474
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.03.2013
№216.012.2d7e

Способ приготовления катализатора для разложения закиси азота и процесс обезвреживания газовых выбросов, содержащих закись азота

Изобретение относится к способу обезвреживания закиси азота, в том числе и низкоконцентрированных выбросов закиси азота, например, в отходящих газах производства азотной кислоты с использованием катализатора на основе железосодержащего цеолита. Описан способ приготовления катализатора для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477177
Дата охранного документа: 10.03.2013
10.04.2013
№216.012.3255

Катализатор гидроочистки углеводородного сырья, носитель для катализатора гидроочистки, способ приготовления носителя, способ приготовления катализатора и способ гидроочистки углеводородного сырья

Изобретение относится к катализаторам гидроочистки, способам приготовления таких катализаторов, носителям для катализаторов, способам приготовления носителей и способам получения нефтепродуктов с низким содержанием серы. Описан катализатор, содержащий, мас.%: Мо - 8,0-15,0; Со или Ni - 2,0-5,0;...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478428
Дата охранного документа: 10.04.2013
27.04.2013
№216.012.3980

Катализатор, способ его приготовления (варианты) и способ очистки отходящих газов от оксидов азота

Изобретение относится к катализатору, способу его приготовления и способу очистки отходящих газов от NO в окислительных условиях в присутствии углеводорода. Катализатор для очистки отходящих газов от оксидов азота каталитическим восстановлением метаном в окислительной атмосфере, содержит в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480281
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.06.2013
№216.012.4b72

Регенерированный катализатор гидроочистки углеводородного сырья, способ регенерации дезактивированного катализатора и процесс гидроочистки углеводородного сырья

Изобретение относится к регенерированному катализатору гидроочистки, способу регенерации дезактивированных катализаторов и способу гидроочистки нефтяных дистиллятов. Описан регенерированный катализатор гидроочистки углеводородного сырья, имеющий объем пор 0,3-0,8 мл/г, удельную поверхность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484896
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.10.2014
№216.012.fa9b

Платиновый катализатор, способ его приготовления, способ его регенерации и способ получения сульфата гидроксиламина

Изобретение относится к катализаторам для получения сульфата гидроксиламина путем селективного гидрирования оксида азота в сернокислой среде. Данный катализатор содержит платину в количестве 0,3-1 мас.%, нанесенную на непористый или пористый углеродный носитель. При этом нанесенная платина...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530001
Дата охранного документа: 10.10.2014
10.12.2014
№216.013.0dfc

Способ приготовления катализатора гидроочистки углеводородного сырья

Изобретение относится к способу приготовления катализатора гидроочистки углеводородного сырья, который включает в свой состав кобальт, никель, молибден, алюминий и кремний. При этом на носитель, содержащий оксид алюминия и аморфный алюмосиликат, наносят одновременно два биметаллических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534997
Дата охранного документа: 10.12.2014
10.12.2014
№216.013.0dfd

Катализатор гидроочистки углеводородного сырья

Изобретение относится к катализаторам гидроочистки углеводородного сырья с получением продуктов с низким содержанием серы. Описан катализатор, включающий в свой состав кобальт, никель, молибден, алюминий и кремний, при этом кобальт, никель и молибден содержатся в форме биметаллических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534998
Дата охранного документа: 10.12.2014
10.12.2014
№216.013.0dfe

Способ гидроочистки углеводородного сырья

Изобретение относится к способу гидроочистки углеводородного сырья с получением продуктов с низким содержанием серы. Изобретение касается способа гидроочистки, в котором осуществляют превращение углеводородного сырья с высоким содержанием серы при температуре 340-375°C, давлении 3,5-6,0 МПа,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534999
Дата охранного документа: 10.12.2014
+ добавить свой РИД