×
17.06.2020
220.018.2717

Результат интеллектуальной деятельности: ОПОРА РОТОРА С КОНСИСТЕНТНОЙ СМАЗКОЙ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002723515
Дата охранного документа
11.06.2020
Аннотация: Изобретение относится к газотурбинному двигателестроению, и может найти применение в двигателях, имеющих жесткие ограничения по габаритным размерам и массе. Опора ротора с консистентной смазкой содержит корпус, полый вал, внутри которого расположен порционер, в виде полого цилиндра, с установленным в нем подвижным элементом в виде поршня, с одной стороны которого находится полость с консистентной смазкой, а с другой стороны размещен упругий элемент в виде пружины, подшипник с наружным и внутренним кольцами, сепаратором и телами качения, каналы охлаждения, выполненные в стенках полого вала и корпуса, при этом полость с консистентной смазкой сообщена через маслоподводящие каналы, выполненные в стенке полого вала и порционера, с внутренним кольцом подшипника. Упругий элемент выполнен в виде пружины и установлен между поршнем и кольцевым выступом, выполненным внутри порционера. Внутри порционера консольно вдоль оси размещен электромагнит, установленный на статорном элементе, а в торцевой стенке поршня со стороны пружины вдоль оси ввинчен ограничитель в виде металлического винта, причем между электромагнитом и ограничителем всегда есть зазор. Технический результат: повышение ресурса опоры с подшипником на консистентной смазке за счет дискретной подачи новой порции смазки к местам контакта тел качения с кольцами и сепаратором во всем диапазоне работы ГТД. 2 ил.

Изобретение относится к газотурбинному двигателестроению, и может найти применение в двигателях, имеющих жесткие ограничения по габаритным размерам и массе.

Известна опора (патент №85588, МПК F16C 37/00, опубл. 10.08.2009), которая содержит корпус и подшипник, включающий наружное и внутреннее кольца, сепаратор и шарики, при этом у обоих торцов подшипника образованы полости, каждая из которых разделена перегородкой на основную полость смазки, сообщенную с подшипником и полость охлаждения, сообщенную с каналом для охладителя, выполненным между корпусом и валом, и сообщенным с источником воздуха. В такой опоре смазка закладывается при сборке и забрасывается на рабочие поверхности подшипника по конической поверхности сепаратора за счет центробежных сил, возникающих от вращения сепаратора. Основным недостатком такой опоры является то, что консистентная смазка, сообщенная с полостью охлаждения, не участвует в работе подшипника при низких температурах. Со временем наработки изделия смазка, находящаяся в контактах тел качения с кольцами и сепаратором, не обновляется и теряет свои свойства, что снижает эффективность смазывания и ограничивает ресурс опоры.

Также известна опора ротора (патент №177741, МПК F16C 37/00, опубл. 07.03.2018), в которой вал содержит дополнительный резервуар - порционер со смазкой. Подача смазки из резервуара в полость подшипника на тела качения осуществляется через специальные каналы в валу за счет центробежных сил, возникающих при вращении ротора. При этом скорость обновления смазки, поступающей в подшипник, зависит от количества и формы каналов в зависимости от условий работы двигателя. Недостатком такой конструкции является малоэффективная смазка элементов подшипника за счет отсутствия устройства подачи консистентной смазки, позволяющего обеспечить подачу консистентной смазки во все необходимые зоны контакта элементов подшипника, что значительно снижает эксплуатационный ресурс опоры в целом.

Наиболее близкой к техническому решению является конструкция опоры ротора с консистентной смазкой (патент №2661376, МПК F16C 27/00, опубл. 19.04.2017), содержащая корпус, полый вал, внутри которого расположен порционер, в виде полого цилиндра, с установленным в нем подвижным элементом в виде поршня, с одной стороны которого находится полость с консистентной смазкой, а с другой стороны размещен упругий элемент в виде пружины, подшипник с наружным и внутренним кольцами, сепаратором и телами качения, каналы охлаждения, выполненные в стенках полого вала и корпуса, при этом полость с консистентной смазкой сообщена через маслоподводящие каналы, выполненные в стенке полого вала и порционера, с внутренним кольцом подшипника.

Недостатком такой конструкции является то, что смазка подается постоянно и, следовательно, имеет ограничение по ресурсу. Постоянная подача смазки на подшипник не требуется, т.к. она сохраняет свою работоспособность в течение определенного промежутка времени. Это ограничивает ресурс опоры.

Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является повышение ресурса опоры с подшипником на консистентной смазке за счет дискретной подачи новой порции смазки к местам контакта тел качения с кольцами и сепаратором во всем диапазоне работы ГТД.

Технический результат достигается тем, что в опоре ротора с консистентной смазкой, содержащей корпус, полый вал, внутри которого расположен порционер, в виде полого цилиндра, с установленным в нем подвижным элементом в виде поршня, с одной стороны которого находится полость с консистентной смазкой, а с другой стороны размещен упругий элемент в виде пружины, подшипник с наружным и внутренним кольцами, сепаратором и телами качения, каналы охлаждения, выполненные в стенках полого вала и корпуса, при этом полость с консистентной смазкой сообщена через маслоподводящие каналы, выполненные в стенке полого вала и порционера, с внутренним кольцом подшипника, в отличие от известного, упругий элемент в виде пружины установлен между поршнем и кольцевым выступом, выполненным внутри порционера, при этом внутри порционера консольно вдоль оси размещен электромагнит, установленный на статорном элементе, а в торцевой стенке поршня со стороны пружины вдоль оси ввинчен ограничитель в виде металлического винта, причем, между электромагнитом и ограничителем всегда есть зазор.

Данное решение поясняется чертежами, на которых представлены: фиг. 1 - продольный разрез опоры ротора с консистентной смазкой с отключенным электромагнитом; фиг. 2 - продольный разрез опоры ротора с консистентной смазкой с включенным электромагнитом.

Опора ротора турбомашины с консистентной смазкой содержит полый вал 1, корпус 2, подшипник с наружным 3 и внутренним 4 кольцами, сепаратором 5 и телами качения 6, каналы охлаждения 7 и 8, выполненные в полом валу 1 и корпусе 2 (фиг. 1, 2). Внутри полого вала 1 расположен, порционер 9, выполненный в виде полого цилиндра, в стенках которого выполнены отверстия, необходимые для прохождения охлаждающего воздуха. Внутри порционера 9 расположен подвижный элемент, выполненный в виде поршня 10. С одной стороны поршня 10 находится полость 11 с консистентной смазкой, а с другой стороны размещен упругий элемент в виде пружины 12, поджимающая его в сторону смазки, при этом пружина 12 размещена между кольцевым выступом 13, выполненным на внутренней поверхности порционера 9 и поршнем 10. В торцевой стенке поршня 10 со стороны пружины 12 вдоль оси ввинчен ограничитель в виде металлического винта 14, удерживающий поршень в определенном положении от воздействия пружины. Также внутри порционера 9 консольно вдоль оси, на определенном расстоянии от ограничителя 14, размещен электромагнит 15, установленный на статорном элементе, например, на внутренней стенке корпуса 2. При этом между электромагнитом 15 и ограничителем 14 всегда есть зазор. Полость 11 с консистентной смазкой сообщена через сообщенные между собой маслоподводящие каналы 16 и 17, выполненные в стенке полого вала 1 и порционера 9, с внутренним кольцом 5 подшипника.

В неактивном состоянии электромагнита 15 поршень 10 перекрывает отверстия 17 в порционере 9 (фиг. 1). В активном состоянии электромагнита 15 поршень 10 смещен на сжатие пружины 12 и отверстия 17 открыты (фиг. 2). При этом под действием центробежных сил смазка поступает к подшипнику.

На экспериментальной установке можно определить время работы электромагнита для подачи определенного количества смазки в зависимости от частоты вращения и температуры окружающей среды. Таким образом, повышается ресурс и надежность работы опоры и турбомашины в целом.

Таким образом, данное техническое решение позволяет повысить ресурс и надежность работы опоры и турбомашины в целом.

Опора ротора с консистентной смазкой, содержащая корпус, полый вал, внутри которого расположен порционер, в виде полого цилиндра, с установленным в нем подвижным элементом в виде поршня, с одной стороны которого находится полость с консистентной смазкой, а с другой стороны размещен упругий элемент в виде пружины, подшипник с наружным и внутренним кольцами, сепаратором и телами качения, каналы охлаждения, выполненные в стенках полого вала и корпуса, при этом полость с консистентной смазкой сообщена через маслоподводящие каналы, выполненные в стенке полого вала и порционера, с внутренним кольцом подшипника, отличающаяся тем, что упругий элемент в виде пружины установлен между поршнем и кольцевым выступом, выполненным внутри порционера, при этом внутри порционера консольно вдоль оси размещен электромагнит, установленный на статорном элементе, а в торцевой стенке поршня со стороны пружины вдоль оси ввинчен ограничитель в виде металлического винта, причем между электромагнитом и ограничителем всегда есть зазор.
ОПОРА РОТОРА С КОНСИСТЕНТНОЙ СМАЗКОЙ
ОПОРА РОТОРА С КОНСИСТЕНТНОЙ СМАЗКОЙ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 27 items.
25.08.2018
№218.016.7f36

Способ диагностики технического состояния подшипника качения ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов подшипников качения газотурбинного двигателя при испытаниях и в эксплуатации и может найти применение в двигателестроении для выявления наличия дефекта недостаточной смазки подшипника качения. Технический результат изобретения -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664748
Дата охранного документа: 22.08.2018
13.10.2018
№218.016.919d

Способ определения периодичности контроля деталей газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области эксплуатации и диагностики авиационных газотурбинных двигателей и может найти применение в способах определения периодичности контроля деталей авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) с помощью вихретокового метода обнаружения подповерхностных дефектов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669432
Дата охранного документа: 11.10.2018
30.11.2018
№218.016.a251

Способ измерения сил, действующих на подшипник качения при статическом и динамическом нагружении с использованием тензодатчиков сопротивления

Изобретение относится к способам измерения осевых и радиальных сил, воздействующих на работающий подшипник качения, и может найти применение во всех узлах, имеющих подшипники качения. При реализации способа тензодатчики установлены на наружной посадочной поверхности неподвижного кольца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673503
Дата охранного документа: 27.11.2018
13.12.2018
№218.016.a664

Система плавного включения фрикционной муфты зубчатого редуктора

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам включения фрикционных муфт. Система плавного включения фрикционной муфты зубчатого редуктора содержит поршень в управляющей полости, масляный картер, насос управления, клапаны, аккумулятор масла и маслопроводы. Нагнетание...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674729
Дата охранного документа: 12.12.2018
26.01.2019
№219.016.b4a6

Способ изготовления крупногабаритных лопаток газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на операциях шлифования, фрезерования лопаток газотурбинных двигателей. Изготовление лопатки осуществляют путем механической обработки заготовки по разработанной управляющей программе, которую ведут в несколько...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678222
Дата охранного документа: 24.01.2019
31.01.2019
№219.016.b559

Способ проведения резонансных испытаний рабочих лопаток в составе турбомашины

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано при прочностной доводке осевых турбомашин, преимущественно турбореактивных двухконтурных двигателей, а также при создании систем диагностики. При реализации способа устанавливают на неподвижных частях турбомашины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678511
Дата охранного документа: 29.01.2019
13.03.2019
№219.016.dea2

Комбинированный способ электрохимической обработки деталей из титановых сплавов

Изобретение относится к области электрохимической обработки металлов и сплавов и может быть использовано для получения сложнофасонных поверхностей деталей авиационных газотурбинных двигателей. Способ электрохимической обработки деталей из титановых сплавов включает импульсно-циклическую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681590
Дата охранного документа: 11.03.2019
16.03.2019
№219.016.e188

Главная судовая энергетическая установка

Изобретение относится к области судовых энергетических установок, в частности к главным энергетическим установкам судов. Главная судовая энергетическая установка содержит судовые энергетические установки левого и правого бортов, включающие в себя каждая состоящую из двух двигателей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682029
Дата охранного документа: 14.03.2019
20.03.2019
№219.016.e30e

Устройство для смазки подшипников роторной машины

Изобретение относится к области машиностроения и двигателестроения и может быть использовано в подшипниковых узлах с консистентной смазкой, например в опорах роторов турбомашин с консистентной смазкой. Устройство для смазки подшипников роторной машины включает подшипник, установленный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682294
Дата охранного документа: 18.03.2019
27.04.2019
№219.017.3d2d

Главный судовой газотурбинный агрегат с реверсивным двигателем

Изобретение относится к области главных судовых энергетических установок, в частности к главным судовым газотурбинным агрегатам с реверсивным двигателем и зубчатым редуктором с шестеренными насосами на его корпусе, приводимых от одного из валов редуктора. Главный судовой газотурбинный агрегат с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686258
Дата охранного документа: 24.04.2019
Showing 1-10 of 62 items.
27.04.2013
№216.012.3b40

Установка для испытания вращающихся элементов конструкции машин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к лабораторно-иснытательной технике, а именно к установкам для исследования и доводки вращающихся элементов конструкции машин, преимущественно, газотурбинных двигателей. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480729
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.415d

Передняя опора ротора турбины низкого давления двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, а именно к размещению опор для вращающихся с большой частотой вращения роторов турбомашин, и может использоваться в наиболее напряженных опорах. Технический результат, достигаемый при использовании данного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482303
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.08.2013
№216.012.64d5

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя содержит цапфу компрессора, вал турбины и контровочную трубу, зафиксированную в осевом и окружном направлениях. Цапфа компрессора и вал турбины соединены в осевом направлении посредством промежуточного вала, стяжной втулки и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491450
Дата охранного документа: 27.08.2013
20.05.2014
№216.012.c71a

Радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является повышение ресурса графитового уплотнения за счет проскальзывания в зоне контакта графитовых колец...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516729
Дата охранного документа: 20.05.2014
27.06.2014
№216.012.d774

Жаропрочный никелевый сплав, обладающий высоким сопротивлением к сульфидной коррозии в сочетании с высокой жаропрочностью

Изобретение относится к области металлургии, в частности к никелевым сплавам, и может быть использовано при производстве сопловых и рабочих охлаждаемых лопаток газотурбинных двигателей и установок. Жаропрочный никелевый сплав, обладающий высоким сопротивлением к сульфидной коррозии в сочетании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520934
Дата охранного документа: 27.06.2014
10.07.2014
№216.012.dc87

Узел отсоединения валов в роторе низкого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД) авиационного применения, а именно к конструкции узла соединения роторов компрессора и турбины. Техническим результатом, достигаемым при использовании настоящего изобретения, является сохранение соосности роторов компрессора и турбины при их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522233
Дата охранного документа: 10.07.2014
10.08.2014
№216.012.e8b9

Радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является снижение трения и износа элементов уплотнения за счет снижения нагрузки на графитовые кольца на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525370
Дата охранного документа: 10.08.2014
10.08.2014
№216.012.e8c1

Торцевое уплотнение ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является упрощение конструкции уплотнения и повышение его надежности при работе за счет снижения степени износа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525378
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.09.2014
№216.012.f7d1

Межвальное радиально-торцевое контактное уплотнение

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является снижение степени износа графитовых колец, упрощение конструкции уплотнения, повышение его надежности при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529278
Дата охранного документа: 27.09.2014
20.12.2014
№216.013.111a

Опора ротора турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции опор роторов турбомашин, содержащих радиально-упорные подшипники. Опора ротора содержит радиально-упорный шариковый подшипник, наружное кольцо которого установлено в корпусе, который в свою очередь механически соединен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535801
Дата охранного документа: 20.12.2014
+ добавить свой РИД